kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Психолого-педагогическое исследование трудностей первоклассников в обучении

Нажмите, чтобы узнать подробности

Психолого-педагогическое исследование трудностей первоклассников в обучении

Мы живем в XXI веке, и высокие требования  жизни к организации воспитания и обучения заставляют искать новые, более эффективные психолого-педагогические подходы, нацеленные на приведение методов обучения в соответствии с требованиями жизни. В этом смысле проблемы готовности детей к обучению в школе приобретает особое значение.

Под готовностью   к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень развития для усвоения школьной программы при определенных условиях обучения.

Проблема готовности к школе для психологии не новая. В зарубежных исследованиях она отражена в работах, изучающих школьную зрелость детей (Г. Гетпер, 1936; А. Керн, 1954 и др). с решением этой проблемы связано определение целей и принципов реализации обучения и воспитания в дошкольных учреждениях. В это же время от ее решения зависит успешность последующего обучения детей в школе.

Основной целью определения готовности к школьному обучению является профилактика школьной дезадаптации. Для успешной реализации этой цели в последнее время создаются различные подходы, в задачу которых входят осуществление индивидуального подхода в обучении детей, как готовых, так и не готовых к школе, чтобы избежать школьной дезадаптации.

Подготовка детей к школе – задача комплексная, охватывающая все сферы жизни ребенка. Внутри этого аспекта выделяют различные подходы:

  1. Исследования, направленные на формирование изменений и навыков, необходимых для обучения в школе.
  2. Исследования новообразований и изменений в психике ребенка.
  3. Исследования генезиса отдельных компонентов учебной деятельности и выявление путей их формирования.
  4. Изучение изменений ребенка сознательно подчинять свои действия заданному при последовательном выполнении словесных указаний взрослого. Это умение связывается со способностью овладения общим способом выполнении словесных указаний взрослого.

Таким образом, готовность к школе в современных условиях рассматривается прежде всего, как готовность к школьному обучению или учебной деятельности.

Рассматривая проблему готовности первоклассников в обучению в школе, было выяснено, что основными компонентами школьной зрелости являются: интеллектуальная, личностная, волевая, нравственная, физиологическая и социально-психологическая готовности.

Все перечисленные составляющие школьной готовности важны в развитии ребенка. В случае если есть недостаточная развитость какого-либо одного компонента, возникает потребность в психологической помощи ребенку. Следовательно, ребенок, поступаю в школу, должен быть зрелым в физиологическом и социальном отношении, успешность обучения ребенка в школе также зависит от его психологической зрелости. Психологическая готовность к обучению – понятие многоаспектное. Она предусматривает не отдельные знания и учения, а определенный набор, в котором должны присутствовать все основные элементы. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Психолого-педагогическое исследование трудностей первоклассников в обучении »

Психолого-педагогическое исследование трудностей первоклассников в обучении


Мы живем в XXI веке, и высокие требования жизни к организации воспитания и обучения заставляют искать новые, более эффективные психолого-педагогические подходы, нацеленные на приведение методов обучения в соответствии с требованиями жизни. В этом смысле проблемы готовности детей к обучению в школе приобретает особое значение.

Под готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень развития для усвоения школьной программы при определенных условиях обучения.

Проблема готовности к школе для психологии не новая. В зарубежных исследованиях она отражена в работах, изучающих школьную зрелость детей (Г. Гетпер, 1936; А. Керн, 1954 и др). с решением этой проблемы связано определение целей и принципов реализации обучения и воспитания в дошкольных учреждениях. В это же время от ее решения зависит успешность последующего обучения детей в школе.

Основной целью определения готовности к школьному обучению является профилактика школьной дезадаптации. Для успешной реализации этой цели в последнее время создаются различные подходы, в задачу которых входят осуществление индивидуального подхода в обучении детей, как готовых, так и не готовых к школе, чтобы избежать школьной дезадаптации.

Подготовка детей к школе – задача комплексная, охватывающая все сферы жизни ребенка. Внутри этого аспекта выделяют различные подходы:

  1. Исследования, направленные на формирование изменений и навыков, необходимых для обучения в школе.

  2. Исследования новообразований и изменений в психике ребенка.

  3. Исследования генезиса отдельных компонентов учебной деятельности и выявление путей их формирования.

  4. Изучение изменений ребенка сознательно подчинять свои действия заданному при последовательном выполнении словесных указаний взрослого. Это умение связывается со способностью овладения общим способом выполнении словесных указаний взрослого.

Таким образом, готовность к школе в современных условиях рассматривается прежде всего, как готовность к школьному обучению или учебной деятельности.

Рассматривая проблему готовности первоклассников в обучению в школе, было выяснено, что основными компонентами школьной зрелости являются: интеллектуальная, личностная, волевая, нравственная, физиологическая и социально-психологическая готовности.

Интеллектуальная готовность к школьному обучению связана с развитием мыслительных процессов. От решения задач, требующих установление связей и отношений между предметами и явлениями с помощью внешних ориентировочных действий дети переходят к решению их в уме с помощью элементарных мыслительных действий, использую образы.

Развивающееся мышление дает детям возможность предусматривать заранее результаты своих действий, планировать их.

Личностная готовность к школьному обучению заключается в том что, чтобы ребенок успешно учился, он прежде всего, должен стремится к новой школьной жизни, к «серьезным» занятиям, «ответственным» поручениям.

Волевая готовность определяется спецификой развития произвольной сферы ребенка. Произвольность его поведения проявляется при выполнении требований конкретных правил, задаваемых учителем.

Сформированность нравственной готовности ребенка к школьному обучению тесно связана с изменением характера, его взаимоотношений со взрослыми.

Физиологическая готовность определяется показателями роста, веса, мышечного тонуса, которые должны соответствовать нормам физического развития детей.

Социально-психилогическая готовность – еще одна из предпосылок успешного обучения в школе. Она формирует у ребенка готовность к принятию новой «социальной позиции».

Все перечисленные составляющие школьной готовности важны в развитии ребенка. В случае если есть недостаточная развитость какого-либо одного компонента, возникает потребность в психологической помощи ребенку. Следовательно, ребенок, поступаю в школу, должен быть зрелым в физиологическом и социальном отношении, успешность обучения ребенка в школе также зависит от его психологической зрелости. Психологическая готовность к обучению – понятие многоаспектное. Она предусматривает не отдельные знания и учения, а определенный набор, в котором должны присутствовать все основные элементы.

Актуальной остается потребность учителей начального образования в выборе и обосновании комплекса рациональных диагностических методик выявления причин трудностей у первоклассников в процессе обучения.

С целью профилактики и коррекции социально-психологической дезадаптации детей 6-7 лет И.Н.Агафоновой была разработана программа «Я и Мы». Данная программа может внедряться в начальной школе педагогом при соответствующих условиях (работа по подгруппам). Основная цель программы конкретизируется в следующих целях:

  1. Формирование положительной Я-концепции

  2. Формирование положительной концепции другого человека

  3. Формирование мотивации достижения успеха

  4. Формирование потребности в общении и коммуникативных умений.

Данная программа может быть реализована во всех видах деятельности ребенка и в специальной системе занятий тренингов.

Существует еще одна программа адаптационных занятий для первоклассников «введение в школьную жизнь». Этот курс помогает детям осознать новые требования, формирует внутреннюю потребность в исполнении установленного порядка.

Занятия способствуют ускоренному знакомству первоклассников друг с другом и созданию благоприятного психологического климата.

Для организации помощи ребенку на этапе подготовки к школьному обучению применяются следующие приемы: подготовка в детском саду, диагностика в школе с последующими коррекционными занятиями.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс

Скачать
Психолого-педагогическое исследование трудностей первоклассников в обучении

Автор: Кузнецова Анастасия Николаевна

Дата: 03.04.2015

Номер свидетельства: 196192


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства