Психолого-педагогическое исследование трудностей первоклассников в обучении
Мы живем в XXI веке, и высокие требования жизни к организации воспитания и обучения заставляют искать новые, более эффективные психолого-педагогические подходы, нацеленные на приведение методов обучения в соответствии с требованиями жизни. В этом смысле проблемы готовности детей к обучению в школе приобретает особое значение.
Под готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень развития для усвоения школьной программы при определенных условиях обучения.
Проблема готовности к школе для психологии не новая. В зарубежных исследованиях она отражена в работах, изучающих школьную зрелость детей (Г. Гетпер, 1936; А. Керн, 1954 и др). с решением этой проблемы связано определение целей и принципов реализации обучения и воспитания в дошкольных учреждениях. В это же время от ее решения зависит успешность последующего обучения детей в школе.
Основной целью определения готовности к школьному обучению является профилактика школьной дезадаптации. Для успешной реализации этой цели в последнее время создаются различные подходы, в задачу которых входят осуществление индивидуального подхода в обучении детей, как готовых, так и не готовых к школе, чтобы избежать школьной дезадаптации.
Подготовка детей к школе – задача комплексная, охватывающая все сферы жизни ребенка. Внутри этого аспекта выделяют различные подходы:
- Исследования, направленные на формирование изменений и навыков, необходимых для обучения в школе.
- Исследования новообразований и изменений в психике ребенка.
- Исследования генезиса отдельных компонентов учебной деятельности и выявление путей их формирования.
- Изучение изменений ребенка сознательно подчинять свои действия заданному при последовательном выполнении словесных указаний взрослого. Это умение связывается со способностью овладения общим способом выполнении словесных указаний взрослого.
Таким образом, готовность к школе в современных условиях рассматривается прежде всего, как готовность к школьному обучению или учебной деятельности.
Рассматривая проблему готовности первоклассников в обучению в школе, было выяснено, что основными компонентами школьной зрелости являются: интеллектуальная, личностная, волевая, нравственная, физиологическая и социально-психологическая готовности.
Все перечисленные составляющие школьной готовности важны в развитии ребенка. В случае если есть недостаточная развитость какого-либо одного компонента, возникает потребность в психологической помощи ребенку. Следовательно, ребенок, поступаю в школу, должен быть зрелым в физиологическом и социальном отношении, успешность обучения ребенка в школе также зависит от его психологической зрелости. Психологическая готовность к обучению – понятие многоаспектное. Она предусматривает не отдельные знания и учения, а определенный набор, в котором должны присутствовать все основные элементы.