Просмотр содержимого документа
«Какое влияние на становление и развитие педагогической психологии оказали основные направления развития психологии»
КАКОЕ ВЛИЯНИЕ НА СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ ОКАЗАЛИ ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИИ Подготовила Омельченко Л.И.
"Я хочу свести все обучение на психологическую почву".
Песталоцци
Педагогика
- наука о специально организованной целенаправленной и систематической деятельности по формированию человека, о содержании, формах и методах воспитания, образования и обучения.
Наука о воспитании и обучении детей и взрослых.
Современная педагогика
это наука о воспитании человека.
Под понятием «воспитание» в данном случае понимаем образование, обучение и развитие, т.е. употребляем его в наиболее широком значении.
Психология
слово «психология» в переводе с древнегреческого буквально означает «наука о душе»
Педагогическая психология
это отрасль психологии, рассматривающая психологические механизмы, закономерности, факторы развития психики в условиях обучения и воспитания.
Русский психолог и педагог П.Ф.Каптерев.
Разделы педагогической психологии
психология обучения
психология учителя
психология воспитания
Основные направления психологии
Направления психологии
предмет исследования
Бихевиоризм
поведение
Фрейдизм
Гештальтпсихология
бессознательное
целостные структуры психики
Гуманистическая психология
личность, индивидуальность
Когнитивная психология
познавательные процессы
Советская психология
психика
Бихевиоризм
направление, рассматривающее психику как формы поведения.
Поведение – совокупность реакций организма на стимулы внешней среды.
Основоположник бихевиоризма
Дж. Уотсон (1878-1958) провозгласил предметом психологии поведение, которое он понимал как совокупность реакций организма на воздействия внешних стимулов.
В соответствии с таким пониманием предмета психологии, основным процессом формирования нового поведения в бихевиоризме объявлялось научение как прижизненное приобретение организмом набора реакций на внешние стимулы. Поэтому законы научения являются общими при действии человека во всех сферах, в том числе в области школьных предметов.
Б. Скиннер
Три принципа научения .
информация, которую необходимо усвоить, предъявляется постепенно;
обучающиеся получают своевременную обратную связь относительно результатов своего научения;
научение проходит в приемлемом для обучающихся темпе.
Традиционный метод преподавания
Программированное обучение
Обучающая машина
Основа развития человека – это формирование поведенческих навыков. Именно они лежат в основе социализации, адаптации и интеллектуализации человека. Скиннер считает, что можно привить даже интеллектуальные навыки, которые постепенно перерастут в умения. Таким образом можно привить, например, навык быть внимательным, навык думать
Гештальтпсихология
"Гештальт" в точном переводе с немецкого означает "форма предмета", "целостный объект (система) .Субъект добавляет в опыт нечто, что не содержится в сенсорных данных, и это нечто придает им новое качество.
М. Вертгеймер (1880-1943), В. Келлер (1887-1967), К. Коффка (1886-1941), К. Левин (1890-1947).
Проблемы обучения в его связи с психическим развитием ребенка специально анализировал видный представитель гештальтпсихологии К. Коффка. Он выделял четыре области человеческого развития: моторную, сенсорную, сенсомоторную, идеаторную (речь, мышление).
Две фазы
первичное образование новых форм деятельности
сохранение и воспроизведение приобретенной формы деятельности
(успех)
(память)
М. Вертгеймер
Он противопоставил механическое запоминание поиску решений проблем, основанных на принципах гештальта. При механическом запоминании обучающийся заучивает факты и правила без ясного понимания. Процесс обучения не отличается гибкостью, выученное быстро забывается и может быть применимо лишь в ограниченных условиях. Согласно принципам гештальта, научение базируется на понимании природы проблемы. Оно присуще самому обучаемому и не навязано ему никем, легко генерализуется и запоминается надолго.
Два традиционных подхода к обучению
обучение, придающее большое значение логике
доктрина ассоцианизма
Фрейдизм
Названа эта концепция фрейдизмом по имени его основателя З. Фрейда (1856-1939). Опираясь на идеи З. Фрейда, но дополняя и уточняя их, постепенно сформировалось целое психологическое направление "психоанализ"
Термин "психоанализ" имеет три значения:
1) теория личности и психопатологии;
2) метод терапии личностных расстройств;
3) метод изучения неосознанных мыслей и чувств человека.
Педагогическая психология изучает условия и закономерности формирования психических новообразований под воздействием образования и обучения. Педагогическая психология заняла определенное место между психологией и педагогикой, стала сферой совместного изучения взаимосвязей между воспитанием, обучением и развитием подрастающих поколений.