kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок-путешествие : «Музыкальные инструменты России. Оркестр русских народных инструментов»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: познакомиться с русскими музыкальными инструментами и историей их появления в народе

Методы обучения: беседа, метод забегания вперёд и возвращения назад

О русских народных инструментах, слушали как они звучат, узнали историю инструментов, играли на ложках, гуслях,бубнах, бубенчиках, пели «Частушки».                          

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока»


Конспект урока музыки, 4 класс

Учитель Богданова Наталья Николаевна





Тема урока: «Музыкальные инструменты России. Оркестр русских народных инструментов».

Цель урока:

познакомиться с русскими музыкальными инструментами и историей их появления в народе.

Оборудование:

плакаты с изображением русских народных инструментов;

Грамзаписи: «Светит месяц» (ансамбль русских народных инструментов),

«Тонкая рябина», песня «Садко» из оперы Римского – Корсакова «Садко»,

«Во кузнице», «Камаринская», «Калинка», «Как под яблонькой».

Методы обучения: беседа, метод забегания вперёд и возвращения назад.























Ход урока.

I Организационный момент.

  1. Построение перед классом.

  2. Вход под музыку «Светит месяц».

  3. Музыкальное приветствие.

II Знакомство с инструментами.

_Сегодня мы познакомимся с народными инструментами и послушаем их звучание.

  1. Балалайка. Не одну сотню лет на Руси известна балалайка. В XVIII - XIX веках была она, пожалуй, самым распространённым инструментом. Под неё плясали во время праздников, пели песни. Под неё складывали сказки. Балалайка – струнный щипковый инструмент, родственница гитары, лютни, мандолины. У неё деревянный, треугольный, или полусферический корпус и длинный гриф, на который натянуто три струны. Извлекается звук щипками или ударами указательного пальца по всем струнам сразу. Балалаек целое семейство, и большие и маленькие. В 1887 году любитель музыки В. В. Андреев организовал в Петербурге «Кружок любителей игры на балалайке», а сейчас он называется «Оркестр русских народных инструментов имени В. В. Андреева». Послушайте, как звучит балалайка. Слушание пьесы «Как под яблонькой».

  2. Гармоника.

Только взял боец трёхрядку,

Сразу видно гармонист

Для началу, для порядку

Кинул пальцы сверху вниз.

Позабытый деревенский

Вдруг завёл, глаза закрыв,

Стороны родной смоленской

Грустный памятный мотив.

И от той гармошки старой,

Что осталась сиротой,

Как – то вдруг теплее стало

На дороге фронтовой.

- Это «Василий Тёркин» Твардовского. А сколько ещё стихов, да и песен шуточных, и лирических, посвящено гармонике. Без этого инструмента и его разновидностей – баяна и аккордеона, - которые приобрели огромную популярность в народе, невозможно, пожалуй, представить себе ни концерта художественной самодеятельности, ни вечера в сельском клубе. Гармоника была изобретена в Берлине, а оттуда быстро распространилась по всему миру. Она родственница самого величественного музыкального инструмента – органа.

Разновидностей гармоники очень много: двухрядка, тальянка, тульская, саратовская. Особенность гармоники в том, что в отличие от других клавишных инструментов у неё нажатием одной клавиши – кнопки для левой руки извлекается не один звук, а целый аккорд. Это делает более лёгким исполнение простых музыкальных произведений – песен, танцев, но делает невозможным исполнение классической музыки. Слушание частушек.

3. Гитара. Сейчас гитара – один из самых распространённых инструментов. Любой вокально – инструментальный ансамбль начинается с гитары. Туристы, отправляясь в поход, не забывают захватить гитару: под неё так хорошо поётся вечером у костра! Гитара звучит дома и на эстраде, в лесу и концертном зале. Родина гитары неизвестна. Предполагают, что она появилась в Древней Греции, но вторую родину обрела в Испании, где получила широкое распространение. Без неё просто нельзя представить испанскую жизнь.

Я здесь, Инезилья,

Я здесь, под окном,

Объята Севилья

И мраком, и сном.

Исполнен отвагой,

Окутан плащом.

С гитарой и шпагой

Я здесь под окном.

Именно так и было: с гитарой и шпагой! Потому что серенада, спетая кавалером у балкона дамы сердца, нередко заканчивалась дуэлью с соперником или разгневанным мужем красавицы. Из Испании гитара распространилась по Европе. Гитара – струнный щипковый инструмент. Гитары бывают 6 – 7 струнные. Послушайте партию гитары в песне «Тонкая рябина».

4. Русские гусли – мы говорили уже о них, когда изучали былинные песни. Вспомните. Учитель. Что представляют из себя гусли? Дети. На доске натянуты струны, а для лучшего резонанса на плоский ящик со сторонами разной длины. Гусли клали на колени и перебирая струны, пели песни. Слушаем фрагмент из оперы «Садко» Римского – Корсакова. Песня «Садко».

5. Домра. Струнный щипковый инструмент с овальным корпусом, длинным грифом и натянутыми на них тремя – четырьмя струнами. Домра входит в состав оркестра русских народных инструментов. В Средневековой Руси домра была основным инструментом народных музыкантов и актёров – скоморохов. Скоморохи ходили по сёлам, по городам, устраивали весёлые представления. Но они не только веселили народ. В своих шутейных представлениях они высмеивали пороки и часто затрагивали сильных мира сего. Позволяли себе шутки, не всегда безобидные, и над христианской религией. Это вызывало гнев врагов как церковных, так и светских. Начались преследование скоморохов. Их жестоко наказывали, ссылали, а порою и казнили. Вместе с ними преследовали и домру. Лишь в самом конце XIX века руководитель первого оркестра русских народных инструментов Андреев возродил домру по её изображению на рисунках. Слушаем р. н п. «Калинка».

6. Жалейка( показать на плакате). Самый близкий родственник её – пастуший рожок. Это небольшая трубка из тростника или дерева. В боковых стенках есть отверстия. Тембр жалейки пронзительный и гнусавый. Учитель. Что такое тембр? Ученик. Это окраска звука.

7. Ложки. Русский народный инструмент, состоит из двух обычных деревянных ложек. Их ударяют одна о другую выпуклыми сторонами и получается чёткий, звонкий звук. Раньше к ручкам ложек привязывали маленькие бубенчики. Иногда организуются самостоятельные ансамбли и даже целые оркестры ложкарей. Слушаем «Светит месяц» в исполнении ансамбля народных инструментов.

8. Мандолина. Похожа на домру, но в исполнении другая. Это и сольный, и аккомпанирующий, и ансамблевый инструмент. У неё 8 струн, натянутых попарно. Слушание мандолины.

9. Свирель. Маленькая дудочка. Это духовой инструмент, состоит из двух деревянных трубок разной величины с боковыми отверстиями и свистками.

10. Трещётка. Инструмент из одних тонких дощечек, которые нанизаны на шнур или ремешок и отделены одна от другой узкими планками. Играющий на трещётках держит шнур за концы и, по – разному встряхивая его, извлекает звонкие и сухие звуки в различных ритмах ( продемонстрировать).

11. Ударные инструменты – звук получается, когда по инструменту ударяют рукой, пальцами, металлической палочкой или специальной колотушкой.

12. Бубен – просто встряхивают, треугольник – ударяют палочкой (продемонстрировать). Послушивание р. н. п. «Во кузнице».

III. Исполнение детьми песни «Камаринская» на русских народных инструментах. Учитель. - Сейчас я вам раздам инструменты, которые у нас есть. Разучим партию ложек. Разучивание с аккомпанементом учителя под баян. Затем идёт разучивание партии бубнов, потом гуслей. Группа детей пропевают частушки. Учитель. – А теперь мы попробуем сыграть все вместе, создав небольшой ансамбль русских народных инструментов.

IV. Работа с учебником и рабочей тетрадью к учебнику. (Вопросы и задания в «Приложениях 1,2, 3»)

V. Обобщение.Учитель. О чём вы узнали на сегоднешнем уроке? Дети. О русских народных инструментах, слушали как они звучат, узнали историю инструментов, играли на ложках, гуслях,бубнах, бубенчиках, пели «Частушки».

VI. Итог урока.

  1. Выставление оценок.

  2. Выход под музыку р. н. п. «Частушка».





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс

Автор: Богданова Наталья Николаевна

Дата: 08.12.2015

Номер свидетельства: 263619


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства