kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Использование приемов технологии ТРКМ в изучении русского языка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация может быть использована преподавателями и студентами педколледжа по специальности "Преподавание в начальных классах" при изучении МДК 01.02 "Русский язык с методикой преподавания".

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Использование приемов технологии ТРКМ в изучении русского языка»

Приемы ТРМК

Приемы ТРМК

«Языковая догадка». Упражнение «Составь «Бестолковый словарь».

«Языковая догадка».

Упражнение «Составь «Бестолковый словарь».

  • Задание : дать шутливое объяснение слов на основе ошибочного толкования их состава, по внешним ассоциациям со случайными словами.
  • Цель – развитие языковой интуиции, усвоение словообразовательных моделей слов, овладение навыком словообразовательного анализа.
Астрология – раздел ботаники (разведение астр)  Беспечность – отсутствие печки в квартире  Варвар – повар на двух ставках  Верняк – примерный супруг  Волнушка – мама абитуриента  Дантист – исследователь творчества Данте  Гастрит – улица в Лондоне  Дерюга – зубной врач  Жрец - обжора  Завалинка – экзаменационная сессия  Заморыш - иностранец  Ножны – обувь  Отчаяться – напиться чаю  Привратник – мелкий лгун  Экстракт – бывшее шоссе

Астрология – раздел ботаники (разведение астр) Беспечность – отсутствие печки в квартире Варвар – повар на двух ставках Верняк – примерный супруг Волнушка – мама абитуриента Дантист – исследователь творчества Данте Гастрит – улица в Лондоне Дерюга – зубной врач Жрец - обжора Завалинка – экзаменационная сессия Заморыш - иностранец Ножны – обувь Отчаяться – напиться чаю Привратник – мелкий лгун Экстракт – бывшее шоссе

Объясните значение слов.   Винодел  Едкий  Жаргон  Известняк  Курятник  Леденец  Пломбир  Проигрыватель  Речка  Свистопляска

Объясните значение слов. Винодел Едкий Жаргон Известняк Курятник Леденец Пломбир Проигрыватель Речка Свистопляска

Винодел - нарушитель порядка  Едкий - съедобный  Жаргон - аспирин  Известняк – популярный певец  Курятник – место для курения  Леденец - холодильник  Пломбир - стоматолог  Проигрыватель - спортсмен, который постоянно проигрывает  Речка – короткая речь  Свистопляска – ансамбль песни и пляски

Винодел - нарушитель порядка Едкий - съедобный Жаргон - аспирин Известняк – популярный певец Курятник – место для курения Леденец - холодильник Пломбир - стоматолог Проигрыватель - спортсмен, который постоянно проигрывает Речка – короткая речь Свистопляска – ансамбль песни и пляски

«Интерпретация текста» Упражнение « Перефразирование»

«Интерпретация текста»

  • Упражнение « Перефразирование»

  • Цель – активизация словаря, выработка умения передавать суть сказанного, подбирая синонимичные выражения.
  • Задание: перефразируйте стихотворение таким образом, чтобы каждое слово в нем передавалось иным словом или словосочетанием.
Идет бычок, качается,  Вздыхает на ходу:  - Ох, досточка кончается,  Сейчас я упаду. (А. Барто)  Двигается подросток млекопитающего мужского пола, вибрирует телом и сокрушается по мере передвижения пешком: «Скоро жёрдочка оборвётся, и я буду повержен».  
  • Идет бычок, качается,

Вздыхает на ходу:

- Ох, досточка кончается,

Сейчас я упаду. (А. Барто)

  • Двигается подросток млекопитающего мужского пола, вибрирует телом и сокрушается по мере передвижения пешком: «Скоро жёрдочка оборвётся, и я буду повержен».
  •  
1 . Устанешь – место выберешь, Присядешь отдохнуть, Глядишь – дорогой дальнею И катит кто-нибудь. (С. Михалков) 2. Нет, напрасно мы решили Прокатить кота в машине. Кот кататься не привык – Опрокинул грузовик.  (А. Барто)  

1 . Устанешь – место выберешь,

Присядешь отдохнуть,

Глядишь – дорогой дальнею

И катит кто-нибудь.

(С. Михалков)

2. Нет, напрасно мы решили

Прокатить кота в машине.

Кот кататься не привык –

Опрокинул грузовик.

(А. Барто)

 

«Составление списка информации»

«Составление списка информации»

  • Упражнение «Шесть плюс шесть»
  • Цель : развивать умение создавать выразительные словесные образы на основе нестандартного восприятия реальности и актуализации морфологических ресурсов языка.
  • Задание : Напишите к слову - имени существительному в одну группу 6 слов – имен прилагательных или причастий, которые сочетаются с ним по смыслу.
  • В другую - 6 прилагательных, которые этому существительному не подходят. Старайтесь подбирать слова из разных сфер восприятия .
Шляпа - большая, зеленая, теплая, модная, красивая (сочетаются).   Шляпа – кислая, мудрая, тихая, заоблачная, удалая, эгоистичная  (не сочетаются)   Вопрос: каким может быть и  не может быть смех?

Шляпа - большая, зеленая, теплая, модная, красивая (сочетаются). Шляпа – кислая, мудрая, тихая, заоблачная, удалая, эгоистичная (не сочетаются) Вопрос: каким может быть и не может быть смех?

Смех может быть : веселый, заливистый, издевательский, громкий, страшный, нервный. Смех не может быть :
  • Смех может быть :

веселый, заливистый, издевательский, громкий, страшный, нервный.

  • Смех не может быть :

раскрошенный, оранжевый, пластмассовый, кредитоспособный, гормональный, рыбий.

 

Задание 4. « И все-таки у них много общего».  Цель – развитие легкости и ассоциативности в речи. Возьмите два понятия, которые не связаны между собой. Найдите у них общие черты. Употребите их в предложениях. Например: «кружка» - «лопата».   1. Оба слова – сущ. ж.р., ед. ч.  2. Последний слог – безударный.  2. Называют инструменты, используемые в быту.  3. Могут быть изготовлены из дерева, металла, пластмассы.  4. «Кладоискатель взял лопату и начал раскапывать курган, но нашёл только разбитую кружку».  Что общего между «глазом» и «водопроводным краном»?

Задание 4. « И все-таки у них много общего».

Цель – развитие легкости и ассоциативности в речи.

Возьмите два понятия, которые не связаны между собой.

Найдите у них общие черты. Употребите их в предложениях.

Например: «кружка» - «лопата».

1. Оба слова – сущ. ж.р., ед. ч.

2. Последний слог – безударный.

2. Называют инструменты, используемые в быту.

3. Могут быть изготовлены из дерева, металла, пластмассы.

4. «Кладоискатель взял лопату и начал раскапывать курган, но нашёл только разбитую кружку».

Что общего между «глазом» и «водопроводным краном»?

Эталон задания № 2: 1. Оба слова — из четырех букв. 2. В обоих случаях буква «А» — третья по счету. З. При помощи глаза кран можно увидеть, при помощи крана — глаз вымыть. 4. И то и другое может блестеть. 5. Из них иногда льется вода. 6. Когда они портятся, из них подтекает.  Ремонт глаза стоит в тысячу раз дороже, чем ремонт крана.  А у водопроводчика, который приходил чинить кран в пятницу, был большой синяк под глазом.

Эталон задания № 2:

1. Оба слова — из четырех букв.

2. В обоих случаях буква «А» — третья по счету.

З. При помощи глаза кран можно увидеть, при помощи крана — глаз вымыть.

4. И то и другое может блестеть.

5. Из них иногда льется вода.

6. Когда они портятся, из них подтекает.

Ремонт глаза стоит в тысячу раз дороже, чем ремонт крана.

А у водопроводчика, который приходил чинить кран в пятницу, был большой синяк под глазом.

ДОСТОИНСТВА ТРКМ

ДОСТОИНСТВА ТРКМ

  • актуальна! обучающийся должен уметь просеивать информацию и сам прини­мать решения о том, что для него сегодня важно, а что нет;
  • формируется позитивный опыт из всего, что происходит со студентом;
  • самостоятельное, ответственное мышление, убедительные доводы позволяют принимать продуманные решения;
  • явление рассматривается с разных сторон;
  • формируется личностная культура работы с информацией.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Презентации

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Использование приемов технологии ТРКМ в изучении русского языка

Автор: Светлана Вадимовна Попова

Дата: 17.04.2020

Номер свидетельства: 546996

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(142) "Урок русского языка по теме "Имя числительное. Общее представление о понятии" "
    ["seo_title"] => string(91) "urok-russkogho-iazyka-po-tiemie-imia-chislitiel-noie-obshchieie-priedstavlieniie-o-poniatii"
    ["file_id"] => string(6) "106843"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403095984"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(179) "презентация опыта работы " Развитие критического мышления на уроках русского языка и литературы" "
    ["seo_title"] => string(108) "priezientatsiia-opyta-raboty-razvitiie-kritichieskogho-myshlieniia-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "229504"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1441744443"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "Фразеологизмы. Значение фразеологизмов."
    ["seo_title"] => string(42) "frazieologhizmyznachieniiefrazieologhizmov"
    ["file_id"] => string(6) "292091"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1455212846"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства