kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Формирование рефлексии младших школьников в учебной деятельности

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии. Она помогает ученикам сформулировать получаемые результаты, определить цели дальнейшей работы, скорректировать свои последующие действия. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Формирование рефлексии младших школьников в учебной деятельности»

«Формирование рефлексии младших школьников в учебной деятельности»

Рефлексия - размышление человека, направленное на анализ самого себя (самоанализ) – собственных состояний, своих поступков и прошедших событий. При этом глубина рефлексии, самоанализ зависит от степени образованности человека, развитости морального чувства и уровня самоконтроля. Рефлексия, в упрощённом определении, - это «разговор с самим собой». Слово рефлексия происходит от латинского reflexio – обращение назад. Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своём внутреннем состоянии, самопознание. Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ. В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов.

Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии. Она помогает ученикам сформулировать получаемые результаты, определить цели дальнейшей работы, скорректировать свои последующие действия. Особенно актуальной является рефлексия для дистанционных форм обучения, когда ученик и учитель разделены пространством. В этом случае в рефлексии ученик представляет механизм самопознания своей деятельности, который поможет не только ему, но и дистанционному педагогу наблюдать за ходом обучения. Рефлексия связана с очень важным действием - целеполаганием. Постановка учеником целей своего образования предполагает их выполнение и последующее осмысление способов достижения поставленных целей.

Обучение рефлексии можно условно разделить на следующие этапы:

1 этап – анализ своего настроения

- анализ своих успехов

2 этап – ежедневный самоанализ (ведение рефлексивного дневника)

3 этап – анализ работы одноклассников

4 этап – анализ работы группы как своей, так и других.


Таблица №1. Применение рефлексии на различных этапах учебной деятельности


Этап учебной деятельности

Цель

Содержание

Варианты вопросов

Этап организационного момента и целеполагания

обеспечивает побуждение учащихся к деятельности

выражается в выборе индивидуальной цели учащихся в рамках формирования как общеучебных, так и специфических умении и навыков.

Прочитайте тему урока и попробуйте сформулировать свои задачи на урок.


С чего вы начнёте?

этапе актуализации ЗУН учащихся

Это своего рода диагностический срез, позволяющий ученику увидеть свой уровень подготовленности

каждый ученик для себя определяет полноту знаний по теме и самостоятельно оценивает правильность выполнения задания


В начале работы по теме урока содержательная рефлексия

Помочь учащимся осознать интеллектуальный «конфликт», получить знание о границе своего знания и выдвинуть учебную задачу: расширить эти границы.

самостоятельно выбрать форму организации познавательной деятельности

Как поможет вам работа в парах?


На завершающем этапе

Подвести итоги работы, поставить новые цели, выявить удовлетворенность работой

Происходит осознание учащимися уровня освоения, способ действий, их продвижение.

- Что дала вам работа в парах?

- Помогла вам такая форма работы понять и запомнить степени сравнения прилагательных?

- Какие трудности вы встретили? Как с ними справиться?

«Что нового я узнал на уроке?», «Каким образом я получил новые знания?», «Каким образом я смогу полученное на уроке использовать в будущей жизни?».


Классификация

Этап урока

Задачи

Приемы

Вопросы

Рефлексия настроения и эмоционального состояния


в начале урока

Установление эмоционального контакта с группой

Применяются карточки с изображением лиц, цветовое изображение настроения, эмоционально-художественное оформление (картина, музыкальный фрагмент).

  • Я почувствовал, что…

  • Было интересно…

  • Меня удивило…

  • Своей работой на уроке я…

  • Материал урока мне был…

  • Мне захотелось…

  • Мне больше всего удалось…

  • Моё настроение…

  • Заставил задуматься…

  • Навел на размышления…

  • Могу похвалить своих одноклассников…

в конце деятельности

Выявление эмоционального состояния, степени удовлетворенности работой группы

Рефлексия деятельности

на этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ

Осмысления способов и приемов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных

Прием «лестницы успеха» графического организатора «рыбья кость»

  • У меня получилось…

  • Я научился

  • Сегодня на уроке я смог…

  • Урок дал мне для жизни…

  • За урок я…


в конце урока

Оценить активность каждого на разных этапах урока, Эффективность решения поставленной учебной задачи (проблемной ситуации)

Рефлексия содержания учебного материала

Этап изучения учебного материала

Выявление уровня осознания содержания пройденного, выяснить отношение к изучаемой проблеме, соединить старое знание и осмысление нового.

Прием незаконченного предложения, тезиса, подбора афоризма, рефлексия достижения цели с использованием «дерева целей», оценки «приращения» знаний и достижения целей (высказывания Я не знал… - Теперь я знаю…); прием анализа субъективного опыта, прием синквейна

  • Сегодня я узнал…

  • Было трудно…

  • Я выполнял задания…

  • Я понял что…

  • Теперь я могу…

  • Я приобрёл…

  • Я научился…

  • Урок для меня показался…

  • Для меня было открытием то, что…

  • Мне показалось важным…

  • Материал урока был мне…

Этап становления коллективной рефлексии

(1 класс)

Цель - формирование учебной деятельности класса

Субъект рефлексии – класс

Задача учителя – создать детскую общность, способную к образованию позиции

«МЫ – способные действовать».

Виды заданий на 1 этапе:

  • Оценочные линеечки

  • Задания – «ловушки»

  • Задания на удержание ситуации открытого незнания

  • «Научите меня…»


Этап становления групповой рефлексии

(2-3 класс)

Цель - формирование учебной деятельности у группы учащихся

Субъект рефлексии – группа учеников

Задача педагога – создать детскую общность, способную к образованию позиции

«Мы – учащиеся»

Виды заданий на 2 этапе:

  • Оценочные линеечки становятся критериями для оценки освоения способа действия. Теперь уже каждая «линеечка» будет оценивать отдельную операцию (отдельный «шаг»).

  • Задания – «ловушки»

  • Задания, направленные на выявление личностной позиции учащихся при его выполнении


Стадия становления индивидуальной рефлексии

( 4 класс)

Цель - формирование индивидуальной учебной деятельности

Субъект рефлексии – ученик

Задача педагога – становление рефлексии как индивидуальной способности учащегося, становление позиции

«Я - учащийся»

Приёмы работы на 3 этапе:

  • «Прогностическая самооценка»

  • «Разноцветные поправки»

  • «Многоступенчатый выбор»

  • «Вопрос себе»

  • «Запрет»


… Рефлексия способствует развитию трех важных качеств человека, которые потребуются ему в XXI в., чтобы не чувствовать себя изгоем. Самостоятельность. Не учитель отвечает за ученика, а ученик, анализирую, осознает свои возможности, сам делает свой выбор, определяет меру активности и ответственности в своей деятельности. Предприимчивость. Ученик осознает, что он может предпринять здесь и сейчас, чтобы стало лучше. В случае ошибки или неудачи не отчаивается, а оценивает ситуацию и, исходя из новых условий, ставит перед собой новые цели и задачи и успешно решает их. Конкурентоспособность. Умеет делать что-то лучше других, действует в любых ситуациях более эффективно. Все, что делается на уроке по организации рефлексивной деятельности – не самоцель, а подготовка в сознательной внутренней рефлексии развитию очень важных качеств современной личности: самостоятельности, предприимчивости и конкурентоспособности.

Просмотр содержимого презентации
«презентация»

« Формирование рефлексии младших школьников в учебной деятельности»

« Формирование рефлексии младших школьников в учебной деятельности»

Составляющие рефлексивной деятельности Формируемые УУД Формирование внутренней позиции школьника Личностные Самооценка на основе критериев Эмпатия Адекватное понимание причин успеха (неуспеха) учебной деятельности Рефлексия способов условий действий Познавательные Контроль и оценка результатов деятельности Формирование и аргументация своего мнения Планирование учебного сотрудничества Коммуникативные

Составляющие рефлексивной деятельности

Формируемые УУД

Формирование внутренней позиции школьника

Личностные

Самооценка на основе критериев

Эмпатия

Адекватное понимание причин успеха (неуспеха) учебной деятельности

Рефлексия способов условий действий

Познавательные

Контроль и оценка результатов деятельности

Формирование и аргументация своего мнения

Планирование учебного сотрудничества

Коммуникативные

Рефлексия  - от латинского reflexio – обращение назад;   размышление о своем внутреннем состоянии, самопознание (словарь иностранных слов);   самоанализ (толковый словарь русского языка);  - в педагогике : самоанализ деятельности и её результатов

Рефлексия

- от латинского reflexio – обращение назад;

  • размышление о своем внутреннем состоянии, самопознание (словарь иностранных слов);

  • самоанализ (толковый словарь русского языка);

- в педагогике : самоанализ деятельности и её результатов

Этап учебной деятельности Цель Этап организацион Содержание ного момента и целеполагания обеспечивает побуждение учащихся к деятельности На этапе актуализации ЗУН учащихся В начале работы по теме урока Это своего рода диагностический срез, позволяющий ученику увидеть свой уровень подготовленности выражается в выборе индивидуальной цели учащихся в рамках формирования как общеучебных, так и специфических умении и навыков. каждый ученик для себя определяет полноту знаний по теме и самостоятельно оценивает правильность выполнения задания Помочь учащимся осознать интеллектуальный «конфликт», получить знание о границе своего знания и выдвинуть учебную задачу: расширить эти границы. На завершающем этапе Самостоятельно выбрать форму организации познавательной деятельности Подвести итоги работы, поставить новые цели, выявить удовлетворенность работой Происходит осознание учащимися уровня освоения, способ действий, их продвижение. Организация рефлексии на различных этапах учебной деятельности

Этап учебной деятельности

Цель

Этап организацион

Содержание

ного момента и целеполагания

обеспечивает побуждение учащихся к деятельности

На этапе актуализации ЗУН учащихся

В начале работы по теме урока

Это своего рода диагностический срез, позволяющий ученику увидеть свой уровень подготовленности

выражается в выборе индивидуальной цели учащихся в рамках формирования как общеучебных, так и специфических умении и навыков.

каждый ученик для себя определяет полноту знаний по теме и самостоятельно оценивает правильность выполнения задания

Помочь учащимся осознать интеллектуальный «конфликт», получить знание о границе своего знания и выдвинуть учебную задачу: расширить эти границы.

На завершающем этапе

Самостоятельно выбрать форму организации познавательной деятельности

Подвести итоги работы, поставить новые цели, выявить удовлетворенность работой

Происходит осознание учащимися уровня освоения, способ действий, их продвижение.

Организация рефлексии на различных этапах учебной деятельности

Классификация Этап урока Рефлексия настроения и эмоционального состояния в начале урока Задачи Рефлексия деятельности Установление эмоционального контакта с группой в конце деятельности. на этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ Выявление эмоционального состояния, степени удовлетворенности работой группы Рефлексия содержания учебного материала в конце урока осмысление способов и приемов работы с учебным материалом, поиск наиболее рациональных Этап изучения учебного материала оценить активность каждого на разных этапах урока, Эффективность решения поставленной учебной задачи (проблемной ситуации) выявление уровня осознания содержания пройденного, выяснить отношение к изучаемой проблеме, соединить старое знание и осмысление нового. Рефлексия      СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАСТРОЕНИЯ И ЭМОЦИОНАЛЬ НОГО СОСТОЯНИЯ

Классификация

Этап урока

Рефлексия настроения и эмоционального состояния

в начале урока

Задачи

Рефлексия деятельности

Установление эмоционального контакта с группой

в конце деятельности.

на этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ

Выявление эмоционального состояния, степени удовлетворенности работой группы

Рефлексия содержания учебного материала

в конце урока

осмысление способов и приемов работы с учебным материалом, поиск наиболее рациональных

Этап изучения учебного материала

оценить активность каждого на разных этапах урока, Эффективность решения поставленной учебной задачи (проблемной ситуации)

выявление уровня осознания содержания пройденного, выяснить отношение к изучаемой проблеме, соединить старое знание и осмысление нового.

Рефлексия

СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

НАСТРОЕНИЯ И ЭМОЦИОНАЛЬ

НОГО СОСТОЯНИЯ

Этап становления коллективной рефлексии (1 класс ) Цель - формирование учебной деятельности класса Субъект рефлексии – класс Задача учителя – создать детскую общность, способную к образованию позиции  «МЫ – способные действовать»

Этап становления

коллективной рефлексии

(1 класс )

Цель - формирование учебной деятельности класса

Субъект рефлексиикласс

Задача учителя – создать детскую общность, способную к образованию позиции

«МЫ – способные действовать»

Виды заданий на 1 этапе

Виды заданий на 1 этапе

  • Оценочные линеечки
  • Задания – «ловушки»
  • Задания на удержание ситуации открытого незнания
  • «Научите меня…»
Этап становления групповой рефлексии (2-3 класс) Цель - формирование учебной деятельности у группы учащихся  Субъект рефлексии – группа учеников  Задача педагога – создать детскую общность, способную к образованию позиции «Мы – учащиеся»

Этап становления

групповой рефлексии

(2-3 класс)

Цель - формирование учебной деятельности у группы учащихся

Субъект рефлексиигруппа учеников

Задача педагога – создать детскую общность, способную к образованию позиции

«Мы – учащиеся»

Виды заданий на 2 этапе

Виды заданий на 2 этапе

  • Оценочные линеечки становятся критериями для оценки освоения способа действия. Теперь уже каждая «линеечка» будет оценивать отдельную операцию ( отдельный «шаг»).
  • Задания – «ловушки»
  • Задания, направленные на выявление личностной позиции учащихся при его выполнении
Организация рефлексивной деятельности в группе.

Организация рефлексивной деятельности в группе.

  • Как общение в ходе работы влияло на выполнение задания ?
  • - делало её более эффективной - тормозило выполнение задания - не позволило точно выполнить задание, испортило отношения в группе
  • - делало её более эффективной
  • - тормозило выполнение задания
  • - не позволило точно выполнить задание, испортило отношения в группе
  • На каком уровне осуществлялось общение в группе?
  • обмен информацией взаимодействие взаимопонимание
  • обмен информацией
  • взаимодействие
  • взаимопонимание
  • Какие трудности испытывали при выполнении задания? недостаток информации недостаток средств коммуникации трудности в общении
  • недостаток информации
  • недостаток средств коммуникации
  • трудности в общении
  • Сохранилось ли единство группы в ходе выполнения задания? сохранились единство и партнерские отношения единство было нарушено
  • сохранились единство и партнерские отношения
  • единство было нарушено
  • Кто или что сыграло решающую роль в том, что произошло в группе? лидер, выдвинувшийся в ходе работы нежелание наладить контакт большинства участников непонимание задачи, поставленной для совместной работы сама задача была трудной и неинтересной
  • лидер, выдвинувшийся в ходе работы
  • нежелание наладить контакт большинства участников
  • непонимание задачи, поставленной для совместной работы
  • сама задача была трудной и неинтересной
  • Показать детям, как они работали в группе.
  • Каков уровень их коммуникации, анализируется не только результат, но и процесс работы.
Стадия становления  индивидуальной рефлексии ( 4 класс) Цель - формирование индивидуальной учебной деятельности  Субъект рефлексии – ученик  Задача педагога – становление рефлексии как индивидуальной способности учащегося, становление позиции «Я - учащийся»

Стадия становления

индивидуальной рефлексии

( 4 класс)

Цель - формирование индивидуальной учебной деятельности

Субъект рефлексииученик

Задача педагога – становление рефлексии как индивидуальной способности учащегося, становление позиции

«Я - учащийся»

Приёмы работы на 3 этапе

Приёмы работы на 3 этапе

  • «Прогностическая самооценка»
  • «Разноцветные поправки»
  • «Многоступенчатый выбор»
  • «Вопрос себе»
  • «Запрет»
«Плюс-минус-интересно». «Анкетирование» «Лестница успеха» «Рефлексивный экран» «Оцени себя» «Утверждение» П (плюс) М (минус) И (интересно) Ученик помещает человечка (себя) на соответствующую ступеньку: Активно/пассивно Доволен/не доволен Коротким/длинным Устал/не устал Стало лучше/хуже Понятен/не понятен Лёгким/трудным  уверен в своих знаниях  в основном уверен  нужно ещё повторить  нуждаюсь в помощи  На уроке я работал  Своей работой на уроке я  Урок для меня показался За урок я Моё настроение Материал урока мне был Домашнее задание мне кажется Сегодня я узнал… Было интересно… Было трудно… Я выполнял задание… Я понял, что… Меня удивило… Мне захотелось… Я попробую… Урок дал мне для жизни… Я смог… «-»-ответил по просьбе учителя, но ответ не правильный «=»-ответил по просьбе учителя, ответ правильный «!»-ответил по своей инициативе, но ответ не правильный «+»- ответил по своей инициативе, ответ правильный «0»- не отвечал Выбери верное утверждение :

«Плюс-минус-интересно».

«Анкетирование»

«Лестница успеха»

«Рефлексивный экран»

«Оцени себя»

«Утверждение»

П (плюс)

М (минус)

И (интересно)

  • Ученик помещает человечка (себя) на соответствующую ступеньку:
  • Активно/пассивно
  • Доволен/не доволен
  • Коротким/длинным
  • Устал/не устал
  • Стало лучше/хуже
  • Понятен/не понятен
  • Лёгким/трудным

уверен в своих знаниях

в основном уверен

нужно ещё повторить

нуждаюсь в помощи

  • На уроке я работал
  • Своей работой на уроке я
  • Урок для меня показался
  • За урок я
  • Моё настроение
  • Материал урока мне был
  • Домашнее задание мне кажется
  • Сегодня я узнал…
  • Было интересно…
  • Было трудно…
  • Я выполнял задание…
  • Я понял, что…
  • Меня удивило…
  • Мне захотелось…
  • Я попробую…
  • Урок дал мне для жизни…
  • Я смог…
  • «-»-ответил по просьбе учителя, но ответ не правильный
  • «=»-ответил по просьбе учителя, ответ правильный
  • «!»-ответил по своей инициативе, но ответ не правильный
  • «+»- ответил по своей инициативе, ответ правильный
  • «0»- не отвечал

Выбери верное утверждение :

  • Я сам не смог справиться с затруднением;
  • У меня не было затруднений;
  • Я только слушал предложения других;
  • Я выдвигал идеи.
  • «П»записывается всё, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции
  • «М» записывается всё, что не понравилось на уроке, показалось скучным, осталось непонятным.
  • «И»учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке, что хотелось бы узнать по этой проблеме и вопросы учителю.
Всё, что делается на уроке по организации рефлексивной деятельности - не самоцель , а подготовка к сознательной внутренней рефлексии, развитию очень важных качеств современной самостоятельности, предприимчивости и конкурентоспособности личности

Всё, что делается на уроке по организации рефлексивной деятельности - не самоцель , а подготовка к сознательной внутренней рефлексии, развитию очень важных качеств современной самостоятельности, предприимчивости и конкурентоспособности личности

Рождественский опросник 1. Добился ли я в этом году тех целей, которые ставил? 2. Каково качество того, что я делаю? 3. Нравится ли мне то количество того, что я делаю? 4. Удовлетворяет ли меня мое поведение с деловыми партнерами? В чем? 5. Удалось ли мне в этом году улучшить мои личностные особенности, характер? 6. Есть ли какой-то страх, который я преодолел(а) в этом году? 7. Может быть, я слишком осторожен или неразумно азартен? 8. Не растратил(а) ли я энергию зря? 9. Насколько мое поведение или отношение с другими и к другим такое, какого они от меня ждали? 10. Свойственно ли мне подсчитывать время, доходы, расходы? 11. Как мне изменить привычки и трату времени для большей эффективности в новом году? 12. Могу ли я расширить количественно и качественно того, что я делаю, и за счет чего? 13. Были ли те, для кого я что-то делаю, довольны, и что я могу сделать, чтобы они были еще более довольны? 14. Каковы мои цели на следующий год?

Рождественский опросник

1. Добился ли я в этом году тех целей, которые ставил?

2. Каково качество того, что я делаю?

3. Нравится ли мне то количество того, что я делаю?

4. Удовлетворяет ли меня мое поведение с деловыми партнерами? В чем?

5. Удалось ли мне в этом году улучшить мои личностные особенности, характер?

6. Есть ли какой-то страх, который я преодолел(а) в этом году?

7. Может быть, я слишком осторожен или неразумно азартен?

8. Не растратил(а) ли я энергию зря?

9. Насколько мое поведение или отношение с другими и к другим такое, какого они от меня ждали?

10. Свойственно ли мне подсчитывать время, доходы, расходы?

11. Как мне изменить привычки и трату времени для большей эффективности в новом году?

12. Могу ли я расширить количественно и качественно того, что я делаю, и за счет чего?

13. Были ли те, для кого я что-то делаю, довольны, и что я могу сделать, чтобы

они были еще более довольны?

14. Каковы мои цели на следующий год?

Методика анализа «елочка» (Индивидуальная и коллективная) Рисуем (или мастерим) елочку. В горшке. Со множеством лап. Под елочкой — коробки с подарками, над елочкой — звездочки. На еловых лапах — свечки и шарики.     Структура:

Методика анализа «елочка»

(Индивидуальная и коллективная)

  • Рисуем (или мастерим) елочку. В горшке. Со множеством лап. Под елочкой — коробки с подарками, над елочкой — звездочки. На еловых лапах — свечки и шарики.

Структура:

  • 1. Горшок — «с чем я вошел в этот год».
  • 2. Ствол — «чему я в этом году научился».
  • 3. Лапы — дела, проекты и значимые отношения («во что я в этом году вкладывал силы, время и душу»)
  • 4. Свечки — моменты волшебства, события, проливающие свет, дающие смысл.
  • 5. Шарики — достижения.
  • 6. Подарки — действительно подарки, как материальные, так и нет, полученные в течение года. Напишите, что это за подарки и от кого.
  • 7. Звездочки — это желания, которые мы загадываем на будущий год.
  • Можно еще 8 — список приглашенных гостей, с кем было бы важно отпраздновать у этой елочки.
  • и 9 — коробку со сломанными игрушками: то, что в этом году не сбылось и не получилось (не хочется делать это частью дерева, дерево должно быть праздничным… но и игнорировать потери и неудачи кому-то может быть тоже не по душе)


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Презентации

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Формирование рефлексии младших школьников в учебной деятельности

Автор: Серая Татьяна Николаевна

Дата: 15.05.2016

Номер свидетельства: 326800

Похожие файлы

object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(168) ""Психологические особенности развития Я-концепции в младшем и старшем дошкольном возрасте""
    ["seo_title"] => string(94) "psikhologhichieskiieosobiennostirazvitiiaiakontsieptsiivmladshiemistarshiemdoshkolnomvozrastie"
    ["file_id"] => string(6) "290274"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1454938301"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) "Мастер-класс "Организация исследовательской деятельности младших школьников" "
    ["seo_title"] => string(86) "mastier-klass-orghanizatsiia-issliedovatiel-skoi-dieiatiel-nosti-mladshikh-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "101883"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1402463989"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(224) "*Организация внеурочной деятельности по английскому языку как способ развития творческого мышления  младших школьников. "
    ["seo_title"] => string(136) "orghanizatsiia-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-po-anghliiskomu-iazyku-kak-sposob-razvitiia-tvorchieskogho-myshlieniia-mladshikh-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "137001"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1417252193"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(158) "Профилактика аддиктивного поведения у младших школьников во внеурочной деятельности"
    ["seo_title"] => string(95) "profilaktika-addiktivnogho-poviedieniia-u-mladshikh-shkol-nikov-vo-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti"
    ["file_id"] => string(6) "297318"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1456163636"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(281) "«Исследовательская деятельность              как средство формирования   учебно-познавательной компетентности младших школьников в условиях введения ФГОС» "
    ["seo_title"] => string(157) "issliedovatiel-skaia-dieiatiel-nost-kak-sriedstvo-formirovaniia-uchiebno-poznavatiel-noi-kompietientnosti-mladshikh-shkol-nikov-v-usloviiakh-vviedieniia-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "108919"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1403936242"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства