Просмотр содержимого документа
«ФГОС 3-го поколения»
ФГОС третьего поколения.Основные точки изменения.
Презентацию подготовила
студентка Ш-41 группы
Бутримова Е.В.
ФГОС – это федеральные государственные образовательные стандарты. Они представляют собой совокупность требований к программам образования.
Основными задачами ФГОС являются создание единого образовательного пространства по всей Российской Федерации и обеспечение преемственности образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования.
Обновлённые ФГОС — трехуровневая система требований
Система трёх «Т»:
первое «Т» — требования к структуре основных образовательных программ;
второе «Т» — требования к уровню подготовки выпускников (результатам освоения);
третье «Т» — требования к условиям реализации основных образовательных программ.
Основные изменения,внесенные в обновленный ФГОС 2021
1) Впервые вводится ФГОС НО и ООО (1, 5 классы) одновременно.
2) Четко прописаны обязательства образовательного учреждения (в частности, школы) перед учениками и родителями.
3) Сделан акцент на развитие метапредметных и личностных навыков.
4) Подробно указан перечень предметных и межпредметных навыков, которыми должен обладать ученик в рамках каждой дисциплины (уметь доказать, интерпретировать, оперировать понятиями, решать задачи).
5) Расписан формат работы в рамках каждого предмета для развития этих навыков (проведение лабораторных работ, внеурочной деятельности и т.д.).
6) Строго обозначено, какие темы должны освоить дети в определенный год обучения.
7) Содержание тем по новым ФГОС не рекомендовано менять местами (ранее это допускалось).
8) Учитываются возрастные и психологические особенности учеников всех классов. Главное, чтобы ребята не были перегружены. Кроме того, уточнено минимальное и максимальное количество часов, необходимых для полноценной реализации основных образовательных программ.
9) Расширяются возможности для реализации права выбора педагогическими работниками методик обучения и воспитания.
10) Школы имеют право обучать детей на родном языке, то есть на любом языке Российской Федерации.
11) Прописана процедура оценки качества образования (ВПР, РДР и т.д.)
12) Прописана возможность реализации системы образования через семейное обучение, когда семьи могут самостоятельно выбрать для своего ребенка образовательный маршрут.
13) Обеспечение доступа к информационно-образовательной среде образовательной организации, в том числе электронной.
14) Определено базовое содержание программы воспитания.
15) Уточнены задачи и условия программы коррекционной работы с детьми с ОВЗ.
Особенности обновленных ФГОС
Возможность углубленного изучения отдельных предметов, начиная с начальной школы.
Повышение статуса школ , инновационных площадок и их ответственность в части авторства качества образовательных программ и достигаемых результатов.
Предусматривают гибкость усвоения отдельных сроков программ в связи с индивидуальным планом, ОВЗ у ребенка.
Предусмотрено деление на подгруппы по различным основаниям.
В рабочих программах и курсах внеурочной деятельности, кроме разбивки по темам (тематического планирования), указывается форма проведения занятия.
Рассчитан диапазон часов (минимум-максимум) при 5-ти и 6-ти дневной неделе (минимум ниже, максимум - чуть выше тех часов, которые были в стандарте).
На уровне ОО по 5-ти предметам (математика, информатика, физика, биология, химия) результаты определены на базовом и углубленном уровне. Школа выбирает уровень изучения этих предметов.
Самое главное – появилось содержание образования . Появились выверенные рабочие программы.
Ключевое отличие обновлённых ФГОС
Функциональная грамотность.
ФГОС третьего поколения определяет функциональную грамотность как способность решать учебные задачи и жизненные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности. Ученики должны понимать, как изучаемые предметы помогают найти профессию и место в жизни.
Единство обучения и воспитания .
Новый ФГОС делает акцент на тесном взаимодействии и единстве учебной и воспитательной деятельности в русле достижения личностных результатов освоения программы.
Уточнены направления воспитания: гражданско-патриотическое, духовно-нравственное, эстетическое, физическое, экологическое воспитание и ценности научного познания. При этом каждый пункт конкретизирован, и становится понятно, что в него входит.
Исключение второго иностранного языка из обязательных предметов.
Второй иностранный язык перестал быть обязательным. Его судьба решается с учетом мнения родителей и возможности школы.
Полезные ссылки
http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202107050027?index=0&rangeSize=1 - Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования"
https://fgos.ru/ - тексты ФГОС всех ступеней
http://edsoo.ru – сайт, сопровождающий введение и апробацию Рабочих программ ФГОС
https://edu.gov.ru/ – сайт Минпросвещения России
http://edu53.ru/np-includes/upload/2021/09/21/16562.pdf - Изменения в новых ФГОС НОО и ООО