Просмотр содержимого документа
«Доброе отношение (презентация к педагогическому совету)»
«ДОБРОТА – ЭТО СОЛНЦЕ, КОТОРОЕ СОГРЕВАЕТ ДУШУ ЧЕЛОВЕКА»
М. ПРИШВИН
ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ:
•«Технология развития эмоционального интеллекта» «Академия Монсиков»
•Рефлексивный круг
•Утро радостных встреч
•Ситуация месяца
•Проблемная педагогическая ситуация
•Социальная акция
•Дети – волонтёры
•Волшебный телефон
•Развивающее общение
«Технология развития эмоционального интеллекта» «Академия Монсиков»
Цель: создать взаимодействие интеллектуальной и эмоциональной сферы в образовательной деятельности ДОУ.
Задачи:
- Обеспечить "образование будущего” с помощью современного подхода и новой методики.
- Улучшить восприятие ребенком информации, развить его способности к осознанию эмоций − как своих, так и окружающих.
- Развить зрелость и эффективность эмоциональных реакций, сформировать состояние доверия к себе и к миру, повысить самооценку, улучшить социализацию.
- Научить ребенка использовать эмоции как ресурс для эффективного познания, мышления и принятия решений.
Методика развития эмоционального интеллекта
Структура методики: работа с базовыми эмоциями.Работа с конкретными навыками : коммуникативными, развития лидерства, уверенности в себе и другими личностными и навыками социализации.
Работа с базовыми эмоциями реализуется через игровой процесс и выполнение упражнений. В этом помогают специально разработанные автором сказочные персонажи — Монсики. Они и становятся проводниками в мир эмоций, превратив непростой процесс познания в увлекательную игру. У них даже имена говорящие: Хохотайка, Бесстрашный, Грустякин, Помогайка, Смыслики, Сомневайка, Миротворец, Нескучайка и другие. Эти герои обладают определённым навыком, умением: как шутить, как подмечать детали и т.д.
Вместе с ними можно найти выход из сложной ситуации, научиться распределить все свои дела и освоить много полезных навыков.
Особенности социализации
в современном мире
Множественность социальных факторов влияющих на социализацию (миграция, распад семьи, возрастающее влияние СМИ, изменение гендерных ролей, изменение роли образования и т.д.).
•Взаимонезависимость социальных факторов, формирующих различные образцы социального поведения.
•Ослабление формального и неформального контроля, как фактора социализации .
«Рефлексивный круг».
Цель:формирование основ доброжелательной культуры личности воспитанников.
Задачи:
сплочение детского коллектива;
освоение норм и правил общения детей со взрослыми и друг с другом, развитие коммуникативных навыков жизни в коллективе;
освоение детьми на начальном уровне социальных ролей;
развитие способности к принятию собственных решений на основе уверенности в себе, осознанности нравственного выбора и приобретенного социального опыта, развитых навыков саморегуляции поведения;
привлечение родителей в образовательный процесс ДОУ .
Приемы работы :
трансляция всеми участниками образовательного процесса значимых образцов социального поведения;
регулярное проведение специально организованных мероприятий для развития саморегуляции поведения детей;
создание эффективной технологии включения родителей в совместную с детьми социально значимую деятельность.
Основные методы подачи материала:
создание проблемной, значимой, интересной ситуации и обсуждение её в рефлексивной манере каждым ребёнком, с последующим обобщением взрослого.
Формы и режим занятий
Все занятия имеют общую гибкую структуру, наполняемую разным содержанием, учитывая возрастные особенности детей.
«Утро радостных встреч»
Цель:«задать тон» всему дню, то есть создать положительный эмоциональный настрой и вселить в ребёнка уверенность, что среди сверстников ему будет хорошо, а день обещает быть интересным и насыщенным
Задачи:
- создать положительный эмоциональный настрой на весь день - «задать тон»;
- обеспечить условия для межличностного и познавательно-делового
общения детей и взрослых;
- активизировать навыки детей, касающиеся коммуникации планирования и организации собственной деятельности;
- учить формулировать суждения, аргументировать высказывания, отстаивать свою точку зрения;
- выбирать из личного опыта наиболее значимые, интересные события, рассказывать о них кратко, но последовательно и логично;
- внимательно слушать, проявлять конструктивное отношение к высказываниям других;
- объяснять словами своё эмоциональное состояние и корректировать его;
- делать выбор;
- планировать собственную деятельность;
- поддерживать стремление договариваться о совместной деятельности, распределять роли и обязанности.
Принципы организации и проведения группового сбора:
1.Принцип открытости
право свободного высказывания и отношения к высказываниям других;
право участия в выборе предложенных идей (тема, варианты действий), в инициировании и осуществлении собственных планов;
право участия/неучастия в групповом сборе.
2.Принцип диалогичности
Заложен в самой форме группового сбора, построенного на свободном, но регулируемом выработанными в субкультуре группы правилами ведения диалога со сверстниками и взрослыми, где взрослый (воспитатель, специалист или родитель) организует, ведёт разговор и групповой сбор в целом, но не подавляет детскую инициативу.
3.Принцип рефлексивности
Реализация принципа рефлексивности заключается в предоставлении каждому ребёнку возможностей для проговаривания, а значит, и для осмысления своих чувств, для восприятия и понимания других людей. Вербализируя мысли, чувства, планы дети получают ответную реакцию от взрослых, сверстников и вместе с этим – представления о том, что принимается, одобряется, вызывает интерес других, а что - нет.
Блок «Технология развития эмоционального интеллекта» «Академия Монсиков»
Монсики и краски эмоций.На начальном этапе осуществляется большое эмоциональное путешествие в Долину Монсиков, в которую можно попасть через Волшебный Портал. Для этого нужно произнести заклинание и сделать магические движения, а так же послушать текст и выполнить упражнения. Следующим шагом будет знакомство с Монсиками. С помощью компаса дети знакомятся с эмоциями, которые обладают важными навыками. Нужно внимательно изучить компас, а так же как зовут Монсиков и чем они занимаются.
В Долине Монсиков существуют «Краски эмоций». Они несут в себе важные знания и навыки. Каждая краска соответствует окраске Монсика. Догадайся, кому какая краска принадлежит.
Монсики Хохотайка и Успевайка распланировали каждый день, но у них всегда найдется время для эмоциональной разрядки. Выполняется эмоциональная зарядка.
Монсики Бесстрашный и Помогайка, обращаются за помощью к детям защитить Долину от злых Темномраков. Для этого нужно найти десять Темномраков, и они покинут Долину.
Грустякин и Миротворец нуждаются в содействии ребят. Нужно обвести пунктир сплошной линией, и дети увидят одну из достопримечательностей Долины. Достопримечательность раскрась в свой любимый цвет.
Смыслики и Нескучайка открывают что-то новое. Ребята должны объяснить взрослым, что происходит с ними и их телом, когда чувствуешь удивление.
Комета разочарований пронеслась и взорвалась над Долиной и все краски Эмоций потерялись, поэтому Долина стала бесцветной. Монсикам нужна помощь ребят в поисках утраченных красок.
Грустякин и Краска Осмысления.С Монсиком Грустякиным детям предстоит найти Краску Осмысления. Для этого нужно преодолеть пропасть по тонкому мосту. Выполнение упражнения «Маятник». Преодоление пропасти. Выполнение упражнения «Мельница». Собери Коробочку Эмоций и попробуй понять, что помогает мне достичь спокойствия, когда нужно что – нибудь обдумать или о чём – то порассуждать. Упражнение «Я чувствую». Выполнение задания «Убери камни». Мими и Сомневайка любят рисовать и просят ребят нарисовать следующие эмоции: удивление, страх, злость, грусть, радость.
Смыслики и краска находчивости.Упражнение «Увернись от дождя». Задание «Пройди лабиринт» (Помоги Смысликам пройти к волшебному порталу). Собери Коробочку Эмоций. Упражнение «Я чувствую». Задание «Найди Краску».
Помогайка и Краска Внимательности.Выполнение задания «Перейди реку» (Вместе с Монсиком Помогайкой нужно найти Краску Внимательности). Разложи «осколки кометы» из цветного картона или бумаги трех разных цветов и перейди реку сначала по «осколкам» одного, затем второго и, наконец, третьего цвета. Пройди лабиринт и собери Коробочку Эмоций.
Нескучайка и Краска приключения.Выполнение задания «Усмири 4 стихии» (Вода, Огонь, Земля, Воздух). Пройди лабиринт. Собери Коробочку Эмоций. Упражнение «Доберись до Пика Успеха»(Собери палатку, проползи по болотам, пройди к вершине по узкой тропе).
Проводится ежедневно перед завтраком (младшие группы 5-10 мин., подготовительные (10 – 20 мин.) и кроме этого по необходимости.
Примерные темы для ежедневного круга :
«Чем сегодня мы будем заниматься?»
«Почему мы выбираем именно эту тему?»
«Что интересного произошло у нас в группе?»
«Кого мы можем назвать справедливым?»
«Почему не удаётся соблюдать правила в группе?»
«Что делать, если хочется подраться?»
Рефлексивный круг» по ситуации месяца
«Мой дом – детский сад»
•Где находится мой детский сад?
•Кто в нём работает, что они делают?
•Как я могу им помочь, отблагодарить?
•Есть ли у тебя друзья?
•Кого можно считать другом?
•Как можно утешить друга?
• Как можно помириться, если поссорился?
•Какие правила есть у нас в группе? Какие из них ты выполняешь с лёгкостью, а какие нарушаешь?
•Зачем людям нужны правила?
•Как поступить с тем, кто нарушает правила?
Атрибутика в группе
Шкатулка «Моё настроение»,куда дети кладут смайликов со своим эмоциональным настроением.
Цель данной шкатулки - совершенствовать умение детей понимать собственное настроение, контролировать свои эмоции.
«Коврик примирения»,
на котором дети решают конфликты и мирятся.
«Рубашка примирения»помогает поссорившимся детям в забавной форме помириться друг с другом и после такого примирения дети ссорятся гораздо реже.
«Рубашка примирения»
для девочек
«Рубашка примирения»для мальчиков
«Стул для размышления»служит для того, чтобы, сидя на нем, ребенок мог вспомнить забытые им правила поведения, а время определяют песочные часы. Самое главное - стул не должен быть наказанием для детей, а размышлением.
Сундучок «Мои поступки»,в который дети в течение дня складывают карточки своих хороших и плохих поступков, в конце дня подсчитывают.
Принципы организации и проведения группового сбора:
1.Принцип открытости
право свободного высказывания и отношения к высказываниям других;
право участия в выборе предложенных идей (тема, варианты действий), в инициировании и осуществлении собственных планов;
право участия/неучастия в групповом сборе.
2.Принцип диалогичности
Заложен в самой форме группового сбора, построенного на свободном, но регулируемом выработанными в субкультуре группы правилами ведения диалога со сверстниками и взрослыми, где взрослый (воспитатель, специалист или родитель) организует, ведёт разговор и групповой сбор в целом, но не подавляет детскую инициативу.
3.Принцип рефлексивности
Реализация принципа рефлексивности заключается в предоставлении каждому ребёнку возможностей для проговаривания, а значит, и для осмысления своих чувств, для восприятия и понимания других людей. Вербализируя мысли, чувства, планы дети получают ответную реакцию от взрослых, сверстников и вместе с этим – представления о том, что принимается, одобряется, вызывает интерес других, а что - нет.
Проведение «Утра радостных встреч»
Утренний сбор - важный режимный момент, объединяющий детей общими эмоциональными впечатлениями и положительным настроем в отношении предстоящего дня, проводится каждый день.
Групповой сбор - не занятие, поэтому ребенок сам решает принять ему участие в групповом сборе или заняться другим видом деятельности.
Утренний сбор состоит из:
Приветствие (1-3 минуты).
Игра (2-5 минут).
Обмен новостями (2-10 минут).
Составление плана дня (5-12 минут).
Весёлая утренняя зарядка
Утро радостно встречаем
Здороваемся ладошками
Здравствуй, друг!
«Ситуация месяца»
• Её проживают дети всех возрастных групп в течение одного месяца.
• Ребёнок начиная с ГКП проходит каждую ситуацию на определённом уровне сложности несколько раз за своё дошкольное детство.
• По завершении проводится заключительный праздник.
• В праздник включена «Проблемная педагогическая ситуация», что позволяет оценить, чему действительно научились дети.
• «Ситуация месяца» объединяет в себе изучение программного материала, «Рефлексивный круг», «Проблемную ситуацию»
«Проблемная педагогическая ситуация»
• Цель проведения – самоопределение детей в эмоционально-напряжённой для них ситуации, в которой необходимо принять собственное решение без участия взрослого, дать оценку своим действиям, извлечь уроки из собственного поведения
• Этапы:
- подготовительный (планирование ситуации, определение целей, разработка сценария)
- создание ситуации, максимально приближенной к жизни
«Социальная акция»
Цель – развитие гражданской позиции дошкольников, реальное включение родителей в жизнь детского сада «Россияночка» п.Чернянка
•Проводится ежемесячно и чаще всего за пределами детского сада.
•Связана с ситуацией месяца тематически и методически.
•Соблюдаются принципы добровольности участия и доступности смысла «Социальной акции» для ребёнка.
•Предварительный опрос родителей по поводу их участия.
Примеры «Социальных акций»
Ситуация месяца
Социальная акция
«Мой дом – детский сад»
Разработка детьми и родителями сюжетных уголков в группе и их реализация
«Я - житель земного шара»
Дети вместе с родителями участвуют в конкурсе рисунков
«Рождественский подарок»
«Моя семья – мои корни»
Сбор и отправка игрушек в реабилитационный центр
Моя родословная, древо семьи
«Я живу в Белгородской области»
Экологический десант, походы и экскурсии по достопримечательным местам и т.д.
«Мы живём в России»
Мероприятия к 9 Мая, День России, День флага Белгородской области и т.п.
«Дети - волонтёры»
Задачи:
- развитие навыков общения в коллективе,
- развитие самостоятельности и ответственности,
- создание ситуации, где формирование и передача игрового опыта происходит в естественной среде,
•заключается в предоставлении старшим детям возможности помочь и научить младших,
•используется в любом из режимных моментов
Реализация технологии «Дети - волонтёры»
• Составление ежедневного и еженедельного плана посещения старшими детьми младших.
•Выделить группу детей, желающих играть с малышами.
•Организовать школу волонтёров для старших детей по темам:
«Научим малышей играть»,
«Научим разрешать конфликты»,
«Научим одеваться»,
«Знаем, как помочь в проведении рисования, лепки, аппликации и т.д.»
«Волшебный телефон»
Это телефон доверия для детей, которые могут рассказать сказочному персонажу то, что не доверили бы взрослым
Решает задачи:
- развивать у детей умение выражать свои чувства,
- понять, что глубинно волнует ребёнка,
- определить степень эффективности усвоения ребёнком той или иной технологии,
- дать от имени сказочного персонажа позитивную инструкцию поведения.
Проведение технологии «Волшебный телефон»
• Ребёнок говорит со сказочным персонажем в «Уголке уединения».
• Можно говорить по групповому телефону или принести специально украшенный «волшебный телефон».
• Предварительно выясняется, какие герои наиболее популярны у ребёнка.
• Намечается примерный перечень вопросов, которые может задать персонаж.
• Определяется цель общения с конкретным ребёнком (диагностика проблем, обратная связь по «Ситуации месяца» или «Клубному часу»).
«Развивающее общение»
Позволяет ребёнку самому решать свои проблемы, найти решение в конфликтных ситуациях
Шаги:
•опишите, что вы видите или попросите детей рассказать что происходит,
•опишите чувства, которые, как вам кажется, испытывает ребёнок,
•примите чувства ребёнка (посочувствуйте одному и другому),
•попросите детей озвучить свои позиции друг другу,
•если этого недостаточно, напомните правила в группе,
•оставьте детей одних, пусть обсудят проблему друг с другом.
Ключевые слова «вместе» и «устроит обоих».
В споре рождается истина
Вместе !
Подведение итогов
«Академия Монсиков»Чем выше уровень эмоционального интеллекта человека, тем лучше он понимает собственные эмоции, тем увереннее реагирует на любые события и лучше понимает окружающих. Дети вырастают в уверенных в себе счастливых взрослых, способных к эмпатии, легко находят себя в любом коллективе и заводят друзей, им проще дается учеба.
Рефлексивный кругДети усвоили социальные нормы, характерные для их возраста. Они не остаются равнодушными к происходящему вокруг, активны, принимают участие в жизни группы. Дети могут понять причины проявления положительных и отрицательных эмоций сверстников, способны разобраться в своих чувствах и рассказать о собственном состоянии.
Утро радостных встречБлагодаря творческому подходу к организации данного компонента режима пребывания в дошкольном учреждении, как у детей, так и у педагогов формируется положительный настрой на весь день, что благоприятно сказывается на воспитательно-образовательном процессе в целом.
4.Дети – волонтёрыВ результате участия детей в волонтерском движении, дети освоили основную компетенцию, без которой человек не может жить - коммуникативную компетентность.
5. «Волшебный телефон»
В ходе реализации технологии наблюдалось, что дети открываются
перед «сказочным героем», рассказывают ему то, что их беспокоит, доверяют
Сказочному персонажу самые сокровенные, волнующие переживания.
Ребёнок делится своими незабываемыми впечатлениями с друзьями и родителями, более подробно и открыто сообщают о своих потребностях не только своим воспитателям, но и другим сотрудникам детского сада.