Добрый день уважаемые коллеги! Настоящие методические рекомендации адресованы начинающим вожатым школ, педагогам дополнительного образования.
ЧТО СЛЕДУЕТ ПОМНИТЬ О НОРМАХ ПОВЕДЕНИЯ C ДЕТЬМИ:
-
Дети Вам ничего не должны.… А Вы им обязаны на основании Вашего заявления о приеме на работу и добровольном возложении на себя обязанностей.
-
Ничего не требуйте категорично - убеждайте в разумности, рациональности, необходимости. Требуйте мягко, но жестко.
-
Главное в любом деле - обеспечить сохранность жизни издоровья детей, а потом уже творческая и личностная реализация.
-
Не перекладывай ответственность за детей и работу на других. Это неудачный и бесчестный ход. Непризнание меры ответственности, на самом деле не снимает ее.
-
Постарайся все решать по-доброму, спокойно, без угроз (тем более, если Вы их не сможете осуществить). Вначале используй внутренние ресурсы, а уж потом переходи к более кардинальным мерам, значимым лицам, постепенно набирая «обороты» до получения нужного результата.
-
Правильно почувствовать, понять чего от Вас ожидают, соответственно отреагировать - залог успеха в общении и работе.
-
Пользуйся историческим опытом общения и работы с детьми. Активно используй свой позитивный опыт и личное обаяние.
-
Не повторяй ни своих, ни чужих ошибок, и других предостерегай.
-
Не бойся признавать свои ошибки перед детьми. Это укрепит твой авторитет, а совсем не наоборот.
-
Больше разговаривай с детьми, размышляй обуслышанном, анализируй, умей хранить секреты, не торопись давать оценки и советы.
-
Трепетно относись к моменту доверия - это многого стоит.
-
Показывай на личном примере модель правильного поведения и общения.
-
Используй в общении с детьми юмор (не путать с сатирой и сарказмом).
-
Ты можешь, в случае необходимости, попросить о помощи более опытных педагогов, людей, которым ты доверяешь, или воспользоваться их советом. Но при этом помни: если ситуацию выпало решать тебе - значит этот опыт нужен тебе.
-
Не позволяй ни кому в вашем присутствии оскорблять или унижать ребенка. В этом вопросе нет «авторитетов».
-
«Дешевый» авторитет – плохой помощник в построении настоящих отношений. Не заигрывай с детьми. Они всегда отличают настоящее от фальшивого.
-
Все матерные, жаргонные, сленговые, оскорбительные слова- не для общения с детьми. Дети могут подумать, что их использование- это хорошо или нормально.
-
Никогда не выясняй отношений на глазах у детей.
-
Избегай задавать бестактные вопросы. Ты рискуешь получить соответствующий ответ , а других поставить в неудобное положение.
-
Мальчики и девочки не одно и то же! Они похожи только кое в чем. Поэтому строить отношения с ними нужно по-разному, использовать разные методы и приемы.
-
Нет «хороших « и «плохих» людей. Просто все мы «разные». Умей принять и по достоинству оценить эти разности.
-
Время изменяет все, в том числе нас, наши представления, идеалы, планы, педагогические подходы, детей, с их проблемами и запросами.… Поэтому чутко прислушивайся к происходящему, мудро и адекватно реагируй на происходящие процессы.
-
Дети в большинстве своем не ленивы. Их отказ от участия в жизни и работе- это скорее боязнь ошибиться, быть неуспешным, осмеянным. Найдете причину - измените следствие.
-
Переделывать детей по своему образу и подобию не следует. Твоя задача в другом - помочь стать ему самим собой.
-
Чаще вспоминай себя в возрасте твоих ребят. Ты всегда соответствовал предъявляемым требованиям?
-
Согласовывай обещания не с желаниями, а со здравым смыслом и своими возможностями.
-
Будь интересным, покоряй детей удивляй, поражай (но не наповал, особенно шокирующим внешним видом).
Что следует помнить о нормах поведения
с коллегами по работе:
-
Если ты новичок в коллективе– сначала присмотрись и понаблюдай как здесь принято общаться, не спеши делать выводы. Первое впечатление может быть ложным (как в позитивном, так и в негативном смысле).
-
Не жди, пока работа столкнет тебя с сотрудниками школы- проявляй инициативу в знакомствах. Ты узнаешь намного больше из неформального общения обо всем, что тебе интересно, непонятно, или смущает.
-
С тех пор, как ты решил работать в школе – все, что здесь происходит- касается тебя лично. Это твой дом, твоя семья и оттебя ожидают активных действий для их функционирования, содержания, процветания, развития.
-
Не проходи мимо, если увидел то, что тебя неприятно поразило, вызвало тревогу, не понравилось. Сделай все, что в твоих силах, а если не справишься сам - попроси помощи или обратись к тем, кто эту проблему может решить.
-
Не следует по любому пустяку бежать к директору. В любом коллективе есть иерархия полномочий. Сначала обратись к ближайшему звену, а затем подключай «тяжелую артиллерию». По хозяйственным вопросам можно обратиться непосредственно к специалистамили завхозу. Вопросы здоровья, санитарных книжек, медицинских документов следует адресовать медикам. Педагогические вопросы сначала задайте коллегам, а затем уже старшему методисту, культорганизатору, психологу. Организацией и оснащением педагогического процесса, личными документами сотрудников занимается заместитель директора по воспитательной работе. Во главе пирамиды, и конечной инстанцией является директор учреждения.
-
Всегда и во всем проявляй спокойствие. Злость, суета и раздражение никогда не были хорошими помощниками.
-
Не доводите конфликтную ситуацию до конфликта. Выясните отношения честно и откровенно между собой, признайте взаимные ошибки, или воспользуйтесь помощью посредника.
-
Будьте добры и любезны по отношению друг к другу. Любовь можно взрастить. ЕЕ можно обрести. Золотое правило гласит: «Относись к другим так, как хотел бы, чтобы относились к тебе». Не спорим - это огромный труд. Зато какой результат!
- < >
Улыбка и хорошее настроение делают чудеса, и просто приятны для окружающих. Используй эти средства как можно чаще. Не переноси на других свое плохое настроение. Устал- возьми тайм-аут или преодолей себя.
-
Помни: каждый рассчитывает на твои честь, благородство и такт .Только при условии соблюдения правил такого поведения ты можешь рассчитывать на аналогичное отношение к себе.
-
Стремись делать правильно и хорошо всегда, даже когда это некому оценить. Нравственность- это поступок наедине.
-
Ты имеешь право на свое мнение, а руководитель- на решение.
-
За все что берешься - делай максимально хорошо, по высшему классу, чтобы было приятно самому. А окружающие в состоянии оценить твои усилия. Прости, если забудут об этом сказать.
-
Цени время свое и других людей. Точность-вежливость королей. Пунктуальность- замечательное человеческое достоинство.
-
Уважай право на свободу выбора каждого человека, будь то взрослый или ребенок.
Дорогой друг, коллега,соратник, вожатый!
Мы познакомили тебя с обыденными повседневными правилами и дали рекомендации по решению вопросов организации школьной жизни. Надеемся они тебе пригодятся. Желаем удачи!