kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа учебной дисциплины "Родной язык"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа предназначена для преподавания предмета "Родной язык". В ней представлены темы, примерные задания, вопросы к зачету. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебной дисциплины "Родной язык"»

Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация


"Национальный социально-педагогический колледж"


















УТВЕРЖДАЮ




















Директор _______ И.Ш. Кибишева




















__ __________ 2020 г.














Родной язык

рабочая программа учебной дисциплины БД.09













Закреплена за



Предметной (цикловой) комиссией по документоведению и педагогике


Специальность:


44.02.03 Педагогика дополнительного образования



























Форма обучения

заочная

Форма промежуточной аттестации:









дифференцированный зачёт


















Пермь, 2020










Программу составила:




преподаватель русского языка и литературы, Черненко Наталья Михайловна





Рецензент:









Рабочая программа дисциплины



Родной язык





разработана в соответствии с ФГОС СПО:



Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 44.02.03 Педагогика дополнительного образования (утв. приказом Минобрнауки России от 13.08.2014г. №998 (ред. от 25.03.2015) и Письмом Министерства образования и науки РФ от 9 октября 2017 г. № ТС-945/08 “О реализации прав граждан на получение образования на родном языке»).






составлена на основании учебного плана:



программы подготовки специалистов среднего звена по специальности среднего профессионального образования 44.02.03 Педагогика дополнительного образования, одобренного на заседании педагогического совета протокол №.



24.05.2019 протокол №6.



24.05.2019 протокол №6.





Рабочая программа одобрена

Предметной (цикловой) комиссией по документоведению и педагогике





Протокол от

Срок действия программы: 2020-2021 уч.г.

Председатель ПЦК Спирина Ирина Олеговна









СОДЕРЖАНИЕ









I. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


II. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


III. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


IV. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


4


5


11



13





I. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Родной язык

1.1 Область применения рабочей программы

Рабочая программа дисциплины является частью подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС СПО по специальности 44.02.01 Дошкольное образование (приказ Минобрнауки России от 27.10.2014г. №1351 (ред. от 25.03.2015)

Рабочая программа учебной дисциплины предназначена для заочной формы обучения.

1.1.1 Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:

Цель: повторение, обобщение, систематизация и углубление знаний по русскому языку, а также

формирование орфографической и пунктуационной грамотности студентов.

Задачи:

1) Овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи.

2) Освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве,

развитии и функционировании.

3) закрепление и углубление знаний о языке как системе разных языковых единиц, языковых нормах,

функционально-стилистической системе языка;

4) Обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся.

1.2 Место дисциплины в структуре ОП: БД.06 Родной язык

1.3 Освоение содержания учебной дисциплины «Родной язык» обеспечивает достижение

студентами следующих результатов:

студентами следующих результатов:

1.

Личностных:

− воспитание уважения к родному языку, который сохраняет и отражает культурные и нравственные ценности, накопленные народом на протяжении веков, осознание связи языка и истории, культуры русского и других народов;

− понимание роли родного языка как основы успешной социализации личности;

− осознание эстетической ценности, потребности сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;

− формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

− способность к речевому самоконтролю; оцениванию устных и письменных высказываний с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

− готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

− способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью, потребность речевого самосовершенствования;

− воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации.

2.

Метапредметных:

  • формирование представлений о роли родного языка в жизни человека, общества, государства, способности свободно общаться на родном языке в различных формах и на разные темы;

  • включение в культурно-языковое поле родной литературы и культуры, воспитание ценностного отношения к родному языку как носителю культуры своего народа;

  • формирование осознания тесной связи между языковым, литературным, интеллектуальным, духовно-нравственным развитием личности и ее социальным ростом;

  • формирование устойчивого интереса к чтению на родном языке как средству познания культуры своего народа и других культур, уважительного отношения к ним; приобщение к литературному наследию и через него - к сокровищам отечественной и мировой культуры;

  • формирование чувства причастности к свершениям, традициям своего народа и осознание исторической преемственности поколений;

  • свободное использование словарного запаса, развитие культуры владения родным литературным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета;

  • формирование знаний о родном языке как системе и как развивающемся явлении, о его уровнях и единицах, о закономерностях его функционирования, освоение базовых понятий лингвистики, аналитических умений в отношении языковых единиц и текстов разных функционально-смысловых типов и жанров.

3.

Предметных:



  • сформированность понятий о нормах родного языка и применение знаний о них в речевой практике;

  • владение видами речевой деятельности на родном языке (аудирование, чтение, говорение и письмо), обеспечивающими эффективное взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения;

  • сформированность навыков свободного использования коммуникативно-эстетических возможностей родного языка;

  • сформированность понятий и систематизацию научных знаний о родном языке; осознание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики, основных единиц и грамматических категорий родного языка;

  • сформированность навыков проведения различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, а также многоаспектного анализа текста на родном языке;

  • обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения;

  • овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии родного языка, основными нормами родного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; приобретение опыта их использования в речевой практике при создании устных и письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию;

  • сформированность ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность; осознание значимости чтения на родном языке и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;

  • сформированность понимания родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;

  • обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, российской и мировой культуры.

1.4 Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

Максимальной учебной нагрузки обучающегося 78 часов в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 10 часов;

самостоятельной работы обучающегося 68 часов.

Внеаудиторная нагрузка предусмотрена в виде самостоятельной работы.

II. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

143

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

10

в том числе:


лабораторные занятия

не предусмотрены

практические занятия

4

контрольные работы

не предусмотрены

самостоятельная контрольная работа

не предусмотрены

лекции

6

курсовая (проект) (если предусмотрено)

не предусмотрена

Внеаудиторная нагрузка (всего)

133

в том числе:


cамостоятельная работа обучающегося (всего)

133



Промежуточная аттестация в форме зачетов и экзамена

2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины

Наименование разделов и тем /вид и содержание занятия/

Содержание

Объем часов

Уровень освоения

2 семестр

Раздел 1 Фонетика. Орфоэпия. Орфография.

Тема 1.1 Фонетика. /Ср/

Изучение рекомендованной литературы.

Выполнение упражнений на формирование фонетических норм написания и правописания: произношение, написание.


11

2

Тема 1.2 Орфоэпия. /Пр/

Практическое занятие № 1.

Выполнение упражнений по использованию в речи основных норм современного литературного произношения и ударения, принципов выделения слогов и структуры слогов. Роль логического ударения в стихах русских поэтов 19 века.

1

3

Тема 1.2 Орфоэпия./ Ср/

Изучение рекомендованной литературы. Выполнение упражнений на формирование постановки ударений в словах и правилах произношения.


12

2

Тема 1.3 Орфография./ Лек/

Обобщающее повторение орфографии. Написания, подчиняющиеся морфологическому, фонетическому, традиционному принципам русской орфографии. Взаимосвязь орфографии с разными уровнями языка.

1

1

Тема 1.3 Орфография./ Ср/

Изучение рекомендованной литературы.

Выполнение упражнений на формирование навыков орфографической зоркости, правил написания, знание правил-орфограмм.

11

2

Раздел 2 Лексика, фразеология, морфемика и словообразование, морфология.

Тема 2.1 Слово как основная единица лексической системы /ПЗ/

Практическое занятие № 2.

Выполнение упражнений на определение слова, лексического значения, типология лексического значения слова, понятие о лексике как системе: синонимы, антонимы, омонимы, паронимы. Антонимы в произведении Феликса Кривина «Лики лжи».

1

3

Тема 2.1 Слово как основная единица лексической системы /Ср/

Изучение рекомендованной литературы.

Выполнение упражнений, направленных на работу с лексическим значением слова.

11

2

Тема 2.2. Фразеология/Лек/

Русская фразеология. Роль фразеологизмов в произведениях А. Грибоедова, А. Пушкина, Н. Гоголя и др. русских писателей. Словари русского языка. Словари языка писателей. Фразеологизмы, клише и этикетные слова в речи

1

1

Тема 2.2. Фразеология/Ср/

Изучение рекомендованной литературы.

Выполнение упражнений. Формирование навыков работы с фразеологизмами, умение находить искаженные выражения и заменять синонимичными выражениями.

11

2

Тема 2.3. Морфемика и словообразование. /ПЗ/

Практическое занятие № 3.

Выполнение упражнений с учетом морфемы, составление слов, нахождение однокоренных слов, работа с формообразующими и словообразовательными аффиксами.

1

3

Тема 2.3. Морфемика и словообразование. /Ср/

Изучение рекомендованной литературы.

Выполнение упражнений. Формирование навыков по морфемике: находить части слова, морфемы, составлять слова по заданным морфемам, работа с однокоренными словами.

11

2

Тема 2.4 Морфология. /Лек/

Обобщающее повторение морфологии. Части речи. Знаменательные и служебные части речи. Синтаксическая роль имѐн существительных в произведениях А.С. Пушкина. Морфология и орфография.

1

1

Тема 2.4 Морфология. /Ср/

Изучение рекомендованной литературы.

Выполнение упражнений. Формирование навыков работы с частями речи, умение согласовывать слова в нужной форме, отработка литературной нормы правописания и произношения.

11

2

Раздел 3 Виды речевой деятельности. Синтаксис. Культура речи.

Тема 3.1 Русский язык и культура русского народа. Фольклорная лексика и фразеология.

Русские пословицы и поговорки./Лек/

Русский язык и культура русского народа. Взаимосвязь языка и культуры. Лексика, обозначающая предметы и

явления традиционного русского быта; историзмы, фольклорная лексика и фразеология. Русские пословицы и поговорки. Русские имена. Особенности русского языкового этикета.

1

1

Тема 3.1 Русский язык и культура русского народа. Фольклорная лексика и фразеология.

Русские пословицы и поговорки./Ср/

Изучение рекомендованной литературы.

Выполнение упражнений. Работа с лексическими единицами, подбором пословиц и поговорок, замена фразеологизмов синонимами.

11

2

Тема 3.2. Виды речи, зависящие от стиля речи и жанра. /Лек/

Разговорная речь: анекдот, шутка, пословицы и поговорки: Разговорная речь и ее особенности. Отличие пословиц от поговорок. Пословицы и поговорки как отражение русского национального характера.

Официально- деловой стиль, его структурные элементы и языковые особенности: Деловое письмо. Виды деловых писем и их функции.

Учебно-научный стиль: Доклад. Содоклад. Сообщение. Реферат. Типы рефератов.

Подготовка к устному публичному выступлению.

Публицистический стиль. Проблемный очерк: Особенности употребления публицистического стиля. Понятие очерка. Проблемный очерк.

Язык художественной литературы. Диалогичность в художественном произведении: Понятие диалогичности. Текст и интертекст. Афоризмы. Прецедентные тексты.

1

1

Тема 3.2. Виды речи, зависящие от стиля речи и жанра. /Ср/

Изучение рекомендованной литературы.

Выполнение упражнений. Формирование навыков работать со словами, словосочетаниями, предложениями и текстом разных стилей и жанров.

11

2

Тема 3.3 Синтаксис./Ср/

Изучение рекомендованной литературы.

Выполнение упражнений. Синтаксическая единица. Словосочетание. Простое предложение. Осложненные предложения Сложное предложение.

11

2

Тема 3.4 Работа с текстом./Пр/

Практическое занятие № 4.

Выполнение упражнений. Работа с текстом, отработка навыков по работе со словом, словосочетанием, предложениями простыми и сложными, умения расставлять пропущенные знаки препинания и буквы, анализ текста, создание собственного текста на основе прочитанного.

1

3

Тема 3.4 Работа с текстом./Ср/

Изучение рекомендованной литературы.

Выполнение упражнений. Работа с текстом, нахождение изобразительно-выразительные средства, определение их значения.

11

2

Тема 3.5 Культура речи./Лек/

Русский язык в современном мире. Русский язык в Российской Федерации. Русский язык в кругу языков народов России. Русский язык в ПМР. Влияние русского языка на становление и развитие других языков. Формы существования русского национального языка (литературный язык, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго). Литературный язык и язык художественной литературы. Речевое общение. Три компонента культуры речи: нормативный, этический, коммуникативный. Владение нормами современного русского языка

1

1

Тема 3.5 Культура речи./Ср/

Изучение рекомендованной литературы.

Выполнение упражнений. Отработка навыков правильной речи, работа с разными видами лексики, закрепление грамматических норм русского языка в цикле культура речи.

11

2

Дифференцированный зачёт








III. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1 Учебно-методическое обеспечение дисциплины

3.1.1 Рекомендуемая литература

3.1.1.1 Основная литература

Л1.1

Современный русский язык: учебное пособие для среднего профессионального образования / А. В. Глазков, Е. А. Глазкова, Т. В. Лапутина, Н. Ю. Муравьева; под редакцией Н. Ю. Муравьевой. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 230 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-08790-1. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/455268

Л1.2

Лекант, П. А. Русский язык: справочник для среднего профессионального образования / П. А. Лекант, Н. Б. Самсонов; под редакцией П. А. Леканта. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 246 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-06698-2. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/452433

3.1.1.2 Дополнительная литература

Л2.1

Лобачева, Н. А. Русский язык. Синтаксис. Пунктуация : учебник для среднего профессионального образования / Н. А. Лобачева. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 127 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-07705-6. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/438029

Л2.2

Лобачева, Н. А. Русский язык. Морфемика. Словообразование. Морфология : учебник для среднего профессионального образования / Н. А. Лобачева. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 232 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-07710-0. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/438028

3.1.2 Перечень рекомендуемых для использования баз данных и информационных ресурсов сети Интернет


3.1.2.1 Перечень информационных ресурсов сети Интернет


1. Грамматика русского языка http://rusgram.narod.ru

2. Русский язык: говорим и пишем правильно http://www.gramma.ru

3. Сайт Государственного института русского языка имени А.С. Пушкина http://pushkin.edu.ru

4. Сайт Института русского языка имени В.В. Виноградова – (ИРЯ РАН) http://www.ruslang.ru

5. Центр развития русского языка http://www.ruscenter.ru

6. Грамота.ру - справочно-информационный интернет-портал «Русский язык» http://www.gramota.ru

7. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru

8. Информационно-справочный портал «Library.ru» http://www.pushkinskijdom.ru

9. Словари.Ру http://www.slovari.ru


3.2 Минимальное материально-техническое обеспечение учебной дисциплины


Колледж располагает материально-технической базой, обеспечивающей проведение дисциплины "Родной язык", предусмотренной учебным планом.


3.3 Методические указания для обучающихся по освоению учебной дисциплины


3.3.1. Рекомендации по подготовке к лекционным занятиям.

Изучение дисциплины требует систематического и последовательного накопления знаний, следовательно, пропуски отдельных тем не позволяют глубоко освоить предмет. Именно поэтому контроль над систематической работой обучающихся всегда находится в центре внимания ПЦК. Обучающимся необходимо:

- перед каждой лекцией просматривать рабочую программу дисциплины, что позволит сэкономить время на записывание темы лекции, ее основных вопросов, рекомендуемой литературы;

- на отдельные лекции приносить соответствующий материал на бумажных носителях, представленный преподавателем;

- перед очередной лекцией необходимо просмотреть по конспекту материал предыдущей лекции.

При затруднениях в восприятии материала следует обратиться к основным источникам литературы. Если разобраться в материале все же не удалось, то следует обратиться к преподавателю на занятии. Не следует оставлять «белых пятен» в освоении материала.

3.3.2. Рекомендации по подготовке к практическим занятиям.

Обучающимся следует:

- до очередного практического занятия по рекомендованным литературным источникам проработать теоретический материал соответствующей темы занятия;

- при подготовке к практическим занятиям следует обязательно использовать не только лекции, учебную литературу, но и материал электронных ресурсов сети Интернет;

- в начале занятия рекомендуется задать преподавателю вопросы по материалу, вызвавшему затруднения в его понимании;

- в ходе практических занятий давать конкретные, четкие ответы по существу вопросов;

- на занятии доводить каждое задание до окончательного решения, демонстрировать понимание проведенных анализов, ситуаций, в случае затруднений обращаться к преподавателю.

3.3.3. Рекомендации по самостоятельной работе обучающихся.

Любая форма самостоятельной работы обучающегося начинается с изучения соответствующей литературы в библиотеке (электронной библиотеке). К каждой теме учебной дисциплины подобрана основная и дополнительная литература. Самостоятельная работа обучающихся включает в себя и выполнение различного рода заданий, которые ориентированы на более глубокое усвоение материала изучаемой дисциплины. Указанные задания должны выполняться самостоятельно и представляться в установленный срок, а также соответствовать установленным требованиям по оформлению.



IV. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «РОДНОЙ ЯЗЫК»


Оценочные материалы для проведения промежуточной аттестации обучающихся



4.1. Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения ППССЗ, описание показателей и критериев оценивания компетенций


Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы представлены в таблице ниже, названия соответствующих компетенций представлены в пункте 3 раздела I рабочей программы.


Планируемые результаты обучения

Личностных:

− воспитание уважения к родному языку, который сохраняет и отражает культурные и нравственные ценности, накопленные народом на протяжении веков, осознание связи языка и истории, культуры русского и других народов;

− понимание роли родного языка как основы успешной социализации личности;

− осознание эстетической ценности, потребности сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;

− формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

− способность к речевому самоконтролю; оцениванию устных и письменных высказываний с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

− готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

− способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью, потребность речевого самосовершенствования;

− воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации.

Метапредметных:

  • формирование представлений о роли родного языка в жизни человека, общества, государства, способности свободно общаться на родном языке в различных формах и на разные темы;

  • включение в культурно-языковое поле родной литературы и культуры, воспитание ценностного отношения к родному языку как носителю культуры своего народа;

  • формирование осознания тесной связи между языковым, литературным, интеллектуальным, духовно-нравственным развитием личности и ее социальным ростом;

  • формирование устойчивого интереса к чтению на родном языке как средству познания культуры своего народа и других культур, уважительного отношения к ним; приобщение к литературному наследию и через него - к сокровищам отечественной и мировой культуры;

  • формирование чувства причастности к свершениям, традициям своего народа и осознание исторической преемственности поколений;

  • свободное использование словарного запаса, развитие культуры владения родным литературным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета;

формирование знаний о родном языке как системе и как развивающемся явлении, о его уровнях и единицах, о закономерностях его функционирования, освоение базовых понятий лингвистики, аналитических умений в отношении языковых единиц и текстов разных функционально-смысловых типов и жанров.

Предметных:

  • сформированность понятий о нормах родного языка и применение знаний о них в речевой практике;

  • владение видами речевой деятельности на родном языке (аудирование, чтение, говорение и письмо), обеспечивающими эффективное взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения;

  • сформированность навыков свободного использования коммуникативно-эстетических возможностей родного языка;

  • сформированность понятий и систематизацию научных знаний о родном языке; осознание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики, основных единиц и грамматических категорий родного языка;

  • сформированность навыков проведения различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, а также многоаспектного анализа текста на родном языке;

  • обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения;

  • овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии родного языка, основными нормами родного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; приобретение опыта их использования в речевой практике при создании устных и письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию;

  • сформированность ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность; осознание значимости чтения на родном языке и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;

  • сформированность понимания родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;

обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, российской и мировой культуры.

Этапы формирования компетенции в процессе освоения образовательной программы

В соответствии с учебным планом и планируемыми результатами освоения ППССЗ


Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, выполнения обучающимися заданий самостоятельной работы, промежуточной аттестации в форме зачетов, экзамена.


Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

умения:

– различать функциональные стили речи

– вести диалог в ситуации межкультурной коммуникации

– использовать различные виды чтения в зависимости коммуникативной задачи характера текста

– создавать в устной и письменной форме связные высказывания, тексты

– пользоваться словарями, справочниками, каталогами

– расставлять ударение в словах

– расставлять знаки препинания в конце предложений; внутри простого предложения; между

частями сложного предложения; правильно строить предложения с обособленными членами

– писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы

– соблюдать в практике письма орфографические и грамматические нормы



Текущий контроль:

- Оценка качества выполнения практических заданий

- Оценка качества выполнения внеаудиторной самостоятельной работы (выполнения упражнений на развитие лексического состава, постановки ударений; работа с текстами разных стилей, составлению текстов)

- Оценка деятельности (выполнение практикоориентированных заданий)


Форма итоговой аттестации: диф.зачет

знания:

- базовые понятия лингвистики и ее основных разделов; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная, монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения;

– виды речевого общения

– функциональные стили речи (научный, официально – деловой, публицистический, разговорный, художественный)

– словари русского языка, справочники, каталоги

– знаки препинания в конце предложений; внутри

простого предложения; между частями сложного предложения; правильное построение предложений с обособленными членами; ударение в словах; орфографические и грамматические нормы

Текущий контроль:

- оценка результатов внеаудиторной самостоятельной работы

- тестирование

Промежуточная аттестация: диф.зачет


Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации. Фонд включает задания для практических работ, задания в тестовой форме, вопросы к дифференцированному зачёту. Фонд оценочных средств представлен в учебно-методическом комплексе дисциплины.


4.2. Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков и (или) практического опыта, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения ППССЗ


4.2.1 Примерный перечень вопросов к дифференцированному зачёту


1. Основные нормы современного литературного произношения и ударения.

2. Клитики. Слог. Принципы выделения слогов. Структура слогов.

3. Морфологический, фонетический, традиционный принцип русской орфографии.

4. Определение слова, лексическое значение, типология лексического значения слова.

5. Понятие о лексике как системе: синонимы, антонимы, омонимы, паронимы.

6. Фразеологизмы, клише и этикетные слова в речи

7. Морфемика. Морфема. Типы морфем.

8. Основа слова и основа словоформы. Членимые и нечленимые основы. Производящие, производные и непроизводные основы. Словообразовательная цепочка.

9. Части речи. Знаменательные и служебные части речи.

10. Морфология и орфография.

11. Русский язык и культура русского народа. Взаимосвязь языка и культуры.

12. Лексика, обозначающая предметы и явления традиционного русского быта; историзмы, фольклорная лексика и фразеология.

13. Особенности русского языкового этикета.

14. Разговорная речь: анекдот, шутка, пословицы и поговорки:

15. Разговорная речь и ее особенности.

16. Официально- деловой стиль, его структурные элементы и языковые особенности

17. Учебно-научный стиль: Доклад. Содоклад. Сообщение. Реферат. Типы рефератов. Подготовка к устному публичному выступлению.

18. Публицистический стиль.

19. Проблемный очерк: Особенности употребления публицистического стиля. Понятие очерка. Проблемный очерк.

20. Язык художественной литературы.

21. Диалогичность в художественном произведении: Понятие диалогичности.

22. Текст и интертекст. Афоризмы. Прецедентные тексты.

23. Синтаксическая единица. Словосочетание, предложение, сложное синтаксическое целое.

24. Простое предложение. Осложненные предложения Употребление однородных членов предложения в разных стилях речи.

25. Предложения с обособленными и уточняющими членами. Односоставное и неполное предложение.

26. Сложное предложение. Использование сложноподчиненных предложений в разных типах и стилях речи. Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи.

27. Русский язык в современном мире. Русский язык в Российской Федерации. Русский язык в кругу языков народов России.

28. Формы существования русского национального языка (литературный язык, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго).

29. Литературный язык и язык художественной литературы. Речевое общение.

30. Три компонента культуры речи: нормативный, этический, коммуникативный. Владение нормами современного русского языка



4.2.2 Примерные варианты контрольно-измерительных материалов для промежуточной аттестации


Вариант 1

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ


1. Фонетика. Орфоэпия. Орфография.


ТЕСТОВАЯ ЧАСТЬ


1. Литературная норма – это…

  1. установленные правила использования речевых средств;

  2. определенный период развития литературного языка;

  3. ограничение в употреблении многозначных слов;

  4. ограничение в употреблении синонимов.

2. Высшей формой существования национального языка  является

  1. литературный язык;

  2. просторечие;

  3. территориальные диалекты (народные говоры);

  4. социальные диалекты (жаргоны).

3. Разновидность лексики ограниченного употребления, бытующая внутри определенной социальной группы – это

  1. литературный язык;

  2. просторечие;

  3. территориальные диалекты (народные говоры);

  4. социальные диалекты (жаргоны).          

4. Разновидность лексики ограниченного употребления, характерная речи малообразованных людей    –  это

  1. литературный язык;

  2. просторечие;

  3. территориальные диалекты (народные говоры);

  4. социальные диалекты (жаргоны).            

5. Отметьте качество, которое не относится  к  коммуникативным качествам культуры речи

  1. богатство;

  2. точность;

  3. логичность;

  4. напевность.

6.  Происхождение слова разъясняется в _______ словаре.

  1. этимологическом;

  2. толковом;

  3. орфографическом;

  4. фразеологическом.

7. Какие правила отражают орфоэпические нормы русского  языка?

  1. правила написания слов;

  2. правила постановки знаков препинания;

  3. правила произношения и постановки ударения;

  4. правила употребления слов и устойчивых сочетаний слов.

8. Какие правила отражают лексические нормы русского  языка?

  1. правила произношения и постановки ударения;

  2. правила употребления слов и устойчивых сочетаний слов;

  3. правила употребления слов в соответствии с их стилистическими характеристиками;

  4. правила образования слов и формы слова, а также правила построения словосочетаний и предложений.

9. В каком слове при произношении происходит озвончение согласного звука?

  1. экзамен;

  2. подвиг;

  3. сквозняк;

  4. смеяться.

10. В каком слове при произношении происходит оглушение согласного звука?

  1. просьба;

  2. резьба;

  3. гвоздь;

  4. поиск.

11. В каком слове звуков больше, чем букв?

  1. якорь;

  2. земля;

  3. уголь;

  4. пояс.

12. Укажите правильный вариант постановки ударения.

  1. бАловать;

  2. премИровать;

  3. звонИшь;

  4. углУбить.

13. В каком слове буква Е после согласного произносится мягко?

  1. экстерн;

  2. тенденция;

  3. бактерия;

  4. термин.

14.  Укажите слово, в котором  сочетание ЧН произносится как [шн].

  1. дачный;

  2. вечный;

  3. скучно;

  4. точный.

15. В каком слове произносится звук [ з ] ?

  1. рассказ;        

  2. сбоку;        

  3. резкий;        

  4. слово.

16.  Укажите лишнее слово в ряду синонимов.

  1. похвальба;

  2. похвала;

  3. хвала;

4)  одобрение.

17.  Укажите предложение с фразеологизмом.

  1. Спектакль всем очень понравился.

  2. Зрители приняли спектакль восторженно.

  3. Спектакль вызвал восторг у публики.

  4. Мы пришли в восторг от спектакля.

18. Какое из перечисленных слов имеет значение «недавно появившееся в языке слово»?

  1. архаизм;

  2. фразеологизм;

  3. неологизм;

  4. диалектизм.

19. Значение какого слова определено неверно?

  1. регламентировать – упорядочивать, подчинять определенным правилам;

  2. шокировать – поражать, приводя в восторг;

  3. конфликт – столкновение, серьезное разногласие;

  4. опрометчивый – необдуманный, слишком поспешный.

20. Укажите средство художественной выразительности, которым пользуется автор.
Ненавижу
             всяческую мертвечину!
Обожаю
             всяческую жизнь!
             (В. Маяковский)

  1. сравнение;

  2. гипербола;

  3. метафора;

  4. антитеза.

21. Выберите грамматически правильное продолжение предложения:

Переходя улицу,

  1. можно только на зеленый свет.

  2. часто нарушаются правила.

  3. меня оштрафовал милиционер.

  4. не нарушайте правила движения.

22. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

  1. к две тысячи третьему году;

  2. положьте на полку;

  3. много вишен;

  4. опытные шофёры.

23. Укажите пару слов, в которой  нет ошибок в образовании форм глагола.

  1. беречь – бережешь;

  2. стеречь – стерегёшь;

  3. брезговать – брезговает;

  4. бриться – броешься.

24. Стилевыми чертами научного стиля являются…

1) точность, стандартизованность;

2) призывность, экспрессивность;

3) логичность, абстрактность;

4) образность, эмоциональность.

25. Прочитайте текст.

Месяц обливал меня светом, и, подняв глаза кверху, я долго смотрел в его лицо. Свет, проходя сквозь белесые кружева гардин, смягчал сумрак в глубине комнаты. Отсюда месяца не было видно, но все четыре окна были ярко озарены. Свет падал из окон бледно-серебристыми арками, и в каждой из них был дымчатый теневой крест, мягко ломавшийся по озаренным креслам и стульям.  (И. А. Бунин).

Укажите стиль текста.

1) художественный;      

2) научный;    

3) публицистический;    

4) разговорный.








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Планирование

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Рабочая программа учебной дисциплины "Родной язык"

Автор: Черненко Наталья Михайловна

Дата: 17.05.2021

Номер свидетельства: 580717

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(193) "Рабочая программа учебной дисциплины иностранный язык (английский) по профессии 190631.01 (23.01.03) Автомеханик "
    ["seo_title"] => string(119) "rabochaia-proghramma-uchiebnoi-distsipliny-inostrannyi-iazyk-anghliiskii-po-profiessii-190631-01-23-01-03-avtomiekhanik"
    ["file_id"] => string(6) "117523"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1412824624"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(263) "Рабочая программа учебной дисциплины иностранный язык (английский) по профессии 151013.01 (15.00.00) Машинист лесозаготовительных и трелевочных машин "
    ["seo_title"] => string(164) "rabochaia-proghramma-uchiebnoi-distsipliny-inostrannyi-iazyk-anghliiskii-po-profiessii-151013-01-15-00-00-mashinist-liesozaghotovitiel-nykh-i-trielievochnykh-mashin"
    ["file_id"] => string(6) "117524"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1412824849"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(199) "Рабочая программа учебной дисциплины иностранный язык (английский) по профессии 260807.01 (19.01.17) Повар, кондитер "
    ["seo_title"] => string(121) "rabochaia-proghramma-uchiebnoi-distsipliny-inostrannyi-iazyk-anghliiskii-po-profiessii-260807-01-19-01-17-povar-konditier"
    ["file_id"] => string(6) "117525"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1412825040"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(172) "Рабочая программа учебного предмета "Русский язык" для 5 класса по программе С.И.Львовой (ФГОС) "
    ["seo_title"] => string(103) "rabochaia-proghramma-uchiebnogho-priedmieta-russkii-iazyk-dlia-5-klassa-po-proghrammie-s-i-l-vovoi-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "228533"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1441369910"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(167) "Рабочая программа учебного предмета «Литература» для специальности  19.01.17 Повар, кондитер. "
    ["seo_title"] => string(101) "rabochaia-proghramma-uchiebnogho-priedmieta-litieratura-dlia-spietsial-nosti-19-01-17-povar-konditier"
    ["file_id"] => string(6) "158932"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1421832761"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1600 руб.
2660 руб.
1160 руб.
1940 руб.
1580 руб.
2640 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства