Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебной дисциплины "Родной язык"»
Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация
"Национальный социально-педагогический колледж"
УТВЕРЖДАЮ
Директор _______ И.Ш. Кибишева
__ __________ 2020 г.
Родной язык
рабочая программа учебной дисциплины БД.09
Закреплена за
Предметной (цикловой) комиссией по документоведению и педагогике
Специальность:
44.02.03 Педагогика дополнительного образования
Форма обучения
заочная
Форма промежуточной аттестации:
дифференцированный зачёт
Пермь, 2020
Программу составила:
преподаватель русского языка и литературы, Черненко Наталья Михайловна
Рецензент:
Рабочая программа дисциплины
Родной язык
разработана в соответствии с ФГОС СПО:
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 44.02.03 Педагогика дополнительного образования (утв. приказом Минобрнауки России от 13.08.2014г. №998 (ред. от 25.03.2015) и Письмом Министерства образования и науки РФ от 9 октября 2017 г. № ТС-945/08 “О реализации прав граждан на получение образования на родном языке»).
составлена на основании учебного плана:
программы подготовки специалистов среднего звена по специальности среднего профессионального образования 44.02.03 Педагогика дополнительного образования, одобренного на заседании педагогического совета протокол №.
24.05.2019 протокол №6.
24.05.2019 протокол №6.
Рабочая программа одобрена
Предметной (цикловой) комиссией по документоведению и педагогике
Протокол от
Срок действия программы: 2020-2021 уч.г.
Председатель ПЦК Спирина Ирина Олеговна
СОДЕРЖАНИЕ
I. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
II. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
III. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
IV. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
5
11
13
I. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Родной язык
1.1 Область применения рабочей программы
Рабочая программа дисциплины является частью подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС СПО по специальности 44.02.01 Дошкольное образование (приказ Минобрнауки России от 27.10.2014г. №1351 (ред. от 25.03.2015)
Рабочая программа учебной дисциплины предназначена для заочной формы обучения.
1.1.1 Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:
Цель: повторение, обобщение, систематизация и углубление знаний по русскому языку, а также
формирование орфографической и пунктуационной грамотности студентов.
Задачи:
1) Овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи.
2) Освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве,
развитии и функционировании.
3) закрепление и углубление знаний о языке как системе разных языковых единиц, языковых нормах,
функционально-стилистической системе языка;
4) Обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся.
1.2 Место дисциплины в структуре ОП: БД.06 Родной язык
1.3 Освоение содержания учебной дисциплины «Родной язык» обеспечивает достижение
студентами следующих результатов:
студентами следующих результатов:
1.
Личностных:
− воспитание уважения к родному языку, который сохраняет и отражает культурные и нравственные ценности, накопленные народом на протяжении веков, осознание связи языка и истории, культуры русского и других народов;
− понимание роли родного языка как основы успешной социализации личности;
− осознание эстетической ценности, потребности сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;
− формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
− способность к речевому самоконтролю; оцениванию устных и письменных высказываний с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
− готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
− способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью, потребность речевого самосовершенствования;
− воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации.
2.
Метапредметных:
формирование представлений о роли родного языка в жизни человека, общества, государства, способности свободно общаться на родном языке в различных формах и на разные темы;
включение в культурно-языковое поле родной литературы и культуры, воспитание ценностного отношения к родному языку как носителю культуры своего народа;
формирование осознания тесной связи между языковым, литературным, интеллектуальным, духовно-нравственным развитием личности и ее социальным ростом;
формирование устойчивого интереса к чтению на родном языке как средству познания культуры своего народа и других культур, уважительного отношения к ним; приобщение к литературному наследию и через него - к сокровищам отечественной и мировой культуры;
формирование чувства причастности к свершениям, традициям своего народа и осознание исторической преемственности поколений;
свободное использование словарного запаса, развитие культуры владения родным литературным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета;
формирование знаний о родном языке как системе и как развивающемся явлении, о его уровнях и единицах, о закономерностях его функционирования, освоение базовых понятий лингвистики, аналитических умений в отношении языковых единиц и текстов разных функционально-смысловых типов и жанров.
3.
Предметных:
сформированность понятий о нормах родного языка и применение знаний о них в речевой практике;
владение видами речевой деятельности на родном языке (аудирование, чтение, говорение и письмо), обеспечивающими эффективное взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения;
сформированность навыков свободного использования коммуникативно-эстетических возможностей родного языка;
сформированность понятий и систематизацию научных знаний о родном языке; осознание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики, основных единиц и грамматических категорий родного языка;
сформированность навыков проведения различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, а также многоаспектного анализа текста на родном языке;
обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения;
овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии родного языка, основными нормами родного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; приобретение опыта их использования в речевой практике при создании устных и письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию;
сформированность ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность; осознание значимости чтения на родном языке и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;
сформированность понимания родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;
обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, российской и мировой культуры.
1.4 Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
Максимальной учебной нагрузки обучающегося 78 часов в том числе:
Внеаудиторная нагрузка предусмотрена в виде самостоятельной работы.
II. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
143
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
10
в том числе:
лабораторные занятия
не предусмотрены
практические занятия
4
контрольные работы
не предусмотрены
самостоятельная контрольная работа
не предусмотрены
лекции
6
курсовая (проект) (если предусмотрено)
не предусмотрена
Внеаудиторная нагрузка (всего)
133
в том числе:
cамостоятельная работа обучающегося (всего)
133
Промежуточная аттестация в форме зачетов и экзамена
2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование разделов и тем /вид и содержание занятия/
Содержание
Объем часов
Уровень освоения
2 семестр
Раздел 1 Фонетика. Орфоэпия. Орфография.
Тема 1.1 Фонетика. /Ср/
Изучение рекомендованной литературы.
Выполнение упражнений на формирование фонетических норм написания и правописания: произношение, написание.
11
2
Тема 1.2 Орфоэпия. /Пр/
Практическое занятие № 1.
Выполнение упражнений по использованию в речи основных норм современного литературного произношения и ударения, принципов выделения слогов и структуры слогов. Роль логического ударения в стихах русских поэтов 19 века.
1
3
Тема 1.2 Орфоэпия./ Ср/
Изучение рекомендованной литературы. Выполнение упражнений на формирование постановки ударений в словах и правилах произношения.
12
2
Тема 1.3 Орфография./ Лек/
Обобщающее повторение орфографии. Написания, подчиняющиеся морфологическому, фонетическому, традиционному принципам русской орфографии. Взаимосвязь орфографии с разными уровнями языка.
1
1
Тема 1.3 Орфография./ Ср/
Изучение рекомендованной литературы.
Выполнение упражнений на формирование навыков орфографической зоркости, правил написания, знание правил-орфограмм.
11
2
Раздел 2 Лексика, фразеология, морфемика и словообразование, морфология.
Тема 2.1 Слово как основная единица лексической системы /ПЗ/
Практическое занятие № 2.
Выполнение упражнений на определение слова, лексического значения, типология лексического значения слова, понятие о лексике как системе: синонимы, антонимы, омонимы, паронимы. Антонимы в произведении Феликса Кривина «Лики лжи».
1
3
Тема 2.1 Слово как основная единица лексической системы /Ср/
Изучение рекомендованной литературы.
Выполнение упражнений, направленных на работу с лексическим значением слова.
11
2
Тема 2.2. Фразеология/Лек/
Русская фразеология. Роль фразеологизмов в произведениях А. Грибоедова, А. Пушкина, Н. Гоголя и др. русских писателей. Словари русского языка. Словари языка писателей. Фразеологизмы, клише и этикетные слова в речи
1
1
Тема 2.2. Фразеология/Ср/
Изучение рекомендованной литературы.
Выполнение упражнений. Формирование навыков работы с фразеологизмами, умение находить искаженные выражения и заменять синонимичными выражениями.
11
2
Тема 2.3. Морфемика и словообразование. /ПЗ/
Практическое занятие № 3.
Выполнение упражнений с учетом морфемы, составление слов, нахождение однокоренных слов, работа с формообразующими и словообразовательными аффиксами.
1
3
Тема 2.3. Морфемика и словообразование. /Ср/
Изучение рекомендованной литературы.
Выполнение упражнений. Формирование навыков по морфемике: находить части слова, морфемы, составлять слова по заданным морфемам, работа с однокоренными словами.
11
2
Тема 2.4 Морфология. /Лек/
Обобщающее повторение морфологии. Части речи. Знаменательные и служебные части речи. Синтаксическая роль имѐн существительных в произведениях А.С. Пушкина. Морфология и орфография.
1
1
Тема 2.4 Морфология. /Ср/
Изучение рекомендованной литературы.
Выполнение упражнений. Формирование навыков работы с частями речи, умение согласовывать слова в нужной форме, отработка литературной нормы правописания и произношения.
11
2
Раздел 3 Виды речевой деятельности. Синтаксис. Культура речи.
Тема 3.1 Русский язык и культура русского народа. Фольклорная лексика и фразеология.
Русские пословицы и поговорки./Лек/
Русский язык и культура русского народа. Взаимосвязь языка и культуры. Лексика, обозначающая предметы и
явления традиционного русского быта; историзмы, фольклорная лексика и фразеология. Русские пословицы и поговорки. Русские имена. Особенности русского языкового этикета.
1
1
Тема 3.1 Русский язык и культура русского народа. Фольклорная лексика и фразеология.
Русские пословицы и поговорки./Ср/
Изучение рекомендованной литературы.
Выполнение упражнений. Работа с лексическими единицами, подбором пословиц и поговорок, замена фразеологизмов синонимами.
11
2
Тема 3.2. Виды речи, зависящие от стиля речи и жанра. /Лек/
Разговорная речь: анекдот, шутка, пословицы и поговорки: Разговорная речь и ее особенности. Отличие пословиц от поговорок. Пословицы и поговорки как отражение русского национального характера.
Официально- деловой стиль, его структурные элементы и языковые особенности: Деловое письмо. Виды деловых писем и их функции.
Публицистический стиль. Проблемный очерк: Особенности употребления публицистического стиля. Понятие очерка. Проблемный очерк.
Язык художественной литературы. Диалогичность в художественном произведении: Понятие диалогичности. Текст и интертекст. Афоризмы. Прецедентные тексты.
1
1
Тема 3.2. Виды речи, зависящие от стиля речи и жанра. /Ср/
Изучение рекомендованной литературы.
Выполнение упражнений. Формирование навыков работать со словами, словосочетаниями, предложениями и текстом разных стилей и жанров.
11
2
Тема 3.3 Синтаксис./Ср/
Изучение рекомендованной литературы.
Выполнение упражнений. Синтаксическая единица. Словосочетание. Простое предложение. Осложненные предложения Сложное предложение.
11
2
Тема 3.4 Работа с текстом./Пр/
Практическое занятие № 4.
Выполнение упражнений. Работа с текстом, отработка навыков по работе со словом, словосочетанием, предложениями простыми и сложными, умения расставлять пропущенные знаки препинания и буквы, анализ текста, создание собственного текста на основе прочитанного.
1
3
Тема 3.4 Работа с текстом./Ср/
Изучение рекомендованной литературы.
Выполнение упражнений. Работа с текстом, нахождение изобразительно-выразительные средства, определение их значения.
11
2
Тема 3.5 Культура речи./Лек/
Русский язык в современном мире. Русский язык в Российской Федерации. Русский язык в кругу языков народов России. Русский язык в ПМР. Влияние русского языка на становление и развитие других языков. Формы существования русского национального языка (литературный язык, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго). Литературный язык и язык художественной литературы. Речевое общение. Три компонента культуры речи: нормативный, этический, коммуникативный. Владение нормами современного русского языка
1
1
Тема 3.5 Культура речи./Ср/
Изучение рекомендованной литературы.
Выполнение упражнений. Отработка навыков правильной речи, работа с разными видами лексики, закрепление грамматических норм русского языка в цикле культура речи.
11
2
Дифференцированный зачёт
III. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1 Учебно-методическое обеспечение дисциплины
3.1.1 Рекомендуемая литература
3.1.1.1 Основная литература
Л1.1
Современный русский язык: учебное пособие для среднего профессионального образования / А. В. Глазков, Е. А. Глазкова, Т. В. Лапутина, Н. Ю. Муравьева; под редакцией Н. Ю. Муравьевой. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 230 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-08790-1. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/455268
Л1.2
Лекант, П. А. Русский язык: справочник для среднего профессионального образования / П. А. Лекант, Н. Б. Самсонов; под редакцией П. А. Леканта. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 246 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-06698-2. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/452433
3.1.1.2 Дополнительная литература
Л2.1
Лобачева, Н. А. Русский язык. Синтаксис. Пунктуация : учебник для среднего профессионального образования / Н. А. Лобачева. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 127 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-07705-6. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/438029
Л2.2
Лобачева, Н. А. Русский язык. Морфемика. Словообразование. Морфология : учебник для среднего профессионального образования / Н. А. Лобачева. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 232 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-07710-0. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/438028
3.1.2 Перечень рекомендуемых для использования баз данных и информационных ресурсов сети Интернет
3.1.2.1 Перечень информационных ресурсов сети Интернет
1. Грамматика русского языка http://rusgram.narod.ru
2. Русский язык: говорим и пишем правильно http://www.gramma.ru
3. Сайт Государственного института русского языка имени А.С. Пушкина http://pushkin.edu.ru
4. Сайт Института русского языка имени В.В. Виноградова – (ИРЯ РАН) http://www.ruslang.ru
5. Центр развития русского языка http://www.ruscenter.ru
3.3 Методические указания для обучающихся по освоению учебной дисциплины
3.3.1. Рекомендации по подготовке к лекционным занятиям.
Изучение дисциплины требует систематического и последовательного накопления знаний, следовательно, пропуски отдельных тем не позволяют глубоко освоить предмет. Именно поэтому контроль над систематической работой обучающихся всегда находится в центре внимания ПЦК. Обучающимся необходимо:
- перед каждой лекцией просматривать рабочую программу дисциплины, что позволит сэкономить время на записывание темы лекции, ее основных вопросов, рекомендуемой литературы;
- на отдельные лекции приносить соответствующий материал на бумажных носителях, представленный преподавателем;
- перед очередной лекцией необходимо просмотреть по конспекту материал предыдущей лекции.
При затруднениях в восприятии материала следует обратиться к основным источникам литературы. Если разобраться в материале все же не удалось, то следует обратиться к преподавателю на занятии. Не следует оставлять «белых пятен» в освоении материала.
3.3.2. Рекомендации по подготовке к практическим занятиям.
Обучающимся следует:
- до очередного практического занятия по рекомендованным литературным источникам проработать теоретический материал соответствующей темы занятия;
- при подготовке к практическим занятиям следует обязательно использовать не только лекции, учебную литературу, но и материал электронных ресурсов сети Интернет;
- в начале занятия рекомендуется задать преподавателю вопросы по материалу, вызвавшему затруднения в его понимании;
- в ходе практических занятий давать конкретные, четкие ответы по существу вопросов;
- на занятии доводить каждое задание до окончательного решения, демонстрировать понимание проведенных анализов, ситуаций, в случае затруднений обращаться к преподавателю.
3.3.3. Рекомендации по самостоятельной работе обучающихся.
Любая форма самостоятельной работы обучающегося начинается с изучения соответствующей литературы в библиотеке (электронной библиотеке). К каждой теме учебной дисциплины подобрана основная и дополнительная литература. Самостоятельная работа обучающихся включает в себя и выполнение различного рода заданий, которые ориентированы на более глубокое усвоение материала изучаемой дисциплины. Указанные задания должны выполняться самостоятельно и представляться в установленный срок, а также соответствовать установленным требованиям по оформлению.
IV. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «РОДНОЙ ЯЗЫК»
Оценочные материалы для проведения промежуточной аттестации обучающихся
4.1. Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения ППССЗ, описание показателей и критериев оценивания компетенций
Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы представлены в таблице ниже, названия соответствующих компетенций представлены в пункте 3 раздела I рабочей программы.
Планируемые результаты обучения
Личностных:
− воспитание уважения к родному языку, который сохраняет и отражает культурные и нравственные ценности, накопленные народом на протяжении веков, осознание связи языка и истории, культуры русского и других народов;
− понимание роли родного языка как основы успешной социализации личности;
− осознание эстетической ценности, потребности сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;
− формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
− способность к речевому самоконтролю; оцениванию устных и письменных высказываний с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
− готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
− способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью, потребность речевого самосовершенствования;
− воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации.
Метапредметных:
формирование представлений о роли родного языка в жизни человека, общества, государства, способности свободно общаться на родном языке в различных формах и на разные темы;
включение в культурно-языковое поле родной литературы и культуры, воспитание ценностного отношения к родному языку как носителю культуры своего народа;
формирование осознания тесной связи между языковым, литературным, интеллектуальным, духовно-нравственным развитием личности и ее социальным ростом;
формирование устойчивого интереса к чтению на родном языке как средству познания культуры своего народа и других культур, уважительного отношения к ним; приобщение к литературному наследию и через него - к сокровищам отечественной и мировой культуры;
формирование чувства причастности к свершениям, традициям своего народа и осознание исторической преемственности поколений;
свободное использование словарного запаса, развитие культуры владения родным литературным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета;
формирование знаний о родном языке как системе и как развивающемся явлении, о его уровнях и единицах, о закономерностях его функционирования, освоение базовых понятий лингвистики, аналитических умений в отношении языковых единиц и текстов разных функционально-смысловых типов и жанров.
Предметных:
сформированность понятий о нормах родного языка и применение знаний о них в речевой практике;
владение видами речевой деятельности на родном языке (аудирование, чтение, говорение и письмо), обеспечивающими эффективное взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения;
сформированность навыков свободного использования коммуникативно-эстетических возможностей родного языка;
сформированность понятий и систематизацию научных знаний о родном языке; осознание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики, основных единиц и грамматических категорий родного языка;
сформированность навыков проведения различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, а также многоаспектного анализа текста на родном языке;
обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения;
овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии родного языка, основными нормами родного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; приобретение опыта их использования в речевой практике при создании устных и письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию;
сформированность ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность; осознание значимости чтения на родном языке и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;
сформированность понимания родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;
обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, российской и мировой культуры.
Этапы формирования компетенции в процессе освоения образовательной программы
В соответствии с учебным планом и планируемыми результатами освоения ППССЗ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, выполнения обучающимися заданий самостоятельной работы, промежуточной аттестации в форме зачетов, экзамена.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
умения:
– различать функциональные стили речи
– вести диалог в ситуации межкультурной коммуникации
– использовать различные виды чтения в зависимости коммуникативной задачи характера текста
– создавать в устной и письменной форме связные высказывания, тексты
– расставлять знаки препинания в конце предложений; внутри простого предложения; между
частями сложного предложения; правильно строить предложения с обособленными членами
– писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы
– соблюдать в практике письма орфографические и грамматические нормы
Текущий контроль:
- Оценка качества выполнения практических заданий
- Оценка качества выполнения внеаудиторной самостоятельной работы (выполнения упражнений на развитие лексического состава, постановки ударений; работа с текстами разных стилей, составлению текстов)
- Оценка деятельности (выполнение практикоориентированных заданий)
Форма итоговой аттестации: диф.зачет
знания:
- базовые понятия лингвистики и ее основных разделов; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная, монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения;
– виды речевого общения
– функциональные стили речи (научный, официально – деловой, публицистический, разговорный, художественный)
– словари русского языка, справочники, каталоги
– знаки препинания в конце предложений; внутри
простого предложения; между частями сложного предложения; правильное построение предложений с обособленными членами; ударение в словах; орфографические и грамматические нормы
Текущий контроль:
- оценка результатов внеаудиторной самостоятельной работы
- тестирование
Промежуточная аттестация: диф.зачет
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации. Фонд включает задания для практических работ, задания в тестовой форме, вопросы к дифференцированному зачёту. Фонд оценочных средств представлен в учебно-методическом комплексе дисциплины.
4.2.Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков и (или) практического опыта, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения ППССЗ
4.2.1 Примерный перечень вопросов к дифференцированному зачёту
1. Основные нормы современного литературного произношения и ударения.
2. Клитики. Слог. Принципы выделения слогов. Структура слогов.
3. Морфологический, фонетический, традиционный принцип русской орфографии.
4. Определение слова, лексическое значение, типология лексического значения слова.
5. Понятие о лексике как системе: синонимы, антонимы, омонимы, паронимы.
6. Фразеологизмы, клише и этикетные слова в речи
7. Морфемика. Морфема. Типы морфем.
8. Основа слова и основа словоформы. Членимые и нечленимые основы. Производящие, производные и непроизводные основы. Словообразовательная цепочка.
9. Части речи. Знаменательные и служебные части речи.
10. Морфология и орфография.
11. Русский язык и культура русского народа. Взаимосвязь языка и культуры.
12. Лексика, обозначающая предметы и явления традиционного русского быта; историзмы, фольклорная лексика и фразеология.
13. Особенности русского языкового этикета.
14. Разговорная речь: анекдот, шутка, пословицы и поговорки:
15. Разговорная речь и ее особенности.
16. Официально- деловой стиль, его структурные элементы и языковые особенности
24. Простое предложение. Осложненные предложения Употребление однородных членов предложения в разных стилях речи.
25. Предложения с обособленными и уточняющими членами. Односоставное и неполное предложение.
26. Сложное предложение. Использование сложноподчиненных предложений в разных типах и стилях речи. Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи.
27. Русский язык в современном мире. Русский язык в Российской Федерации. Русский язык в кругу языков народов России.
28. Формы существования русского национального языка (литературный язык, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго).
29. Литературный язык и язык художественной литературы. Речевое общение.
30. Три компонента культуры речи: нормативный, этический, коммуникативный. Владение нормами современного русского языка
4.2.2 Примерные варианты контрольно-измерительных материалов для промежуточной аттестации
Вариант 1
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1. Фонетика. Орфоэпия. Орфография.
ТЕСТОВАЯ ЧАСТЬ
1. Литературная норма – это…
установленные правила использования речевых средств;
определенный период развития литературного языка;
ограничение в употреблении многозначных слов;
ограничение в употреблении синонимов.
2. Высшей формой существования национального языка является
литературный язык;
просторечие;
территориальные диалекты (народные говоры);
социальные диалекты (жаргоны).
3. Разновидность лексики ограниченного употребления, бытующая внутри определенной социальной группы – это
литературный язык;
просторечие;
территориальные диалекты (народные говоры);
социальные диалекты (жаргоны).
4. Разновидность лексики ограниченного употребления, характерная речи малообразованных людей – это
литературный язык;
просторечие;
территориальные диалекты (народные говоры);
социальные диалекты (жаргоны).
5. Отметьте качество, которое не относится к коммуникативным качествам культуры речи
богатство;
точность;
логичность;
напевность.
6. Происхождение слова разъясняется в _______ словаре.
этимологическом;
толковом;
орфографическом;
фразеологическом.
7. Какие правила отражают орфоэпические нормы русского языка?
правила написания слов;
правила постановки знаков препинания;
правила произношения и постановки ударения;
правила употребления слов и устойчивых сочетаний слов.
8. Какие правила отражают лексические нормы русского языка?
правила произношения и постановки ударения;
правила употребления слов и устойчивых сочетаний слов;
правила употребления слов в соответствии с их стилистическими характеристиками;
правила образования слов и формы слова, а также правила построения словосочетаний и предложений.
9. В каком слове при произношении происходит озвончение согласного звука?
экзамен;
подвиг;
сквозняк;
смеяться.
10. В каком слове при произношении происходит оглушение согласного звука?
просьба;
резьба;
гвоздь;
поиск.
11. В каком слове звуков больше, чем букв?
якорь;
земля;
уголь;
пояс.
12. Укажите правильный вариант постановки ударения.
бАловать;
премИровать;
звонИшь;
углУбить.
13. В каком слове буква Е после согласного произносится мягко?
экстерн;
тенденция;
бактерия;
термин.
14. Укажите слово, в котором сочетание ЧН произносится как [шн].
дачный;
вечный;
скучно;
точный.
15. В каком слове произносится звук [ з ] ?
рассказ;
сбоку;
резкий;
слово.
16. Укажите лишнее слово в ряду синонимов.
похвальба;
похвала;
хвала;
4) одобрение.
17. Укажите предложение с фразеологизмом.
Спектакль всем очень понравился.
Зрители приняли спектакль восторженно.
Спектакль вызвал восторг у публики.
Мы пришли в восторг от спектакля.
18. Какое из перечисленных слов имеет значение «недавно появившееся в языке слово»?
20. Укажите средство художественной выразительности, которым пользуется автор. Ненавижу всяческую мертвечину! Обожаю всяческую жизнь! (В. Маяковский)
сравнение;
гипербола;
метафора;
антитеза.
21. Выберите грамматически правильное продолжение предложения:
Переходя улицу,
можно только на зеленый свет.
часто нарушаются правила.
меня оштрафовал милиционер.
не нарушайте правила движения.
22. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
к две тысячи третьему году;
положьте на полку;
много вишен;
опытные шофёры.
23. Укажите пару слов, в которой нет ошибок в образовании форм глагола.
беречь – бережешь;
стеречь – стерегёшь;
брезговать – брезговает;
бриться – броешься.
24. Стилевыми чертами научного стиля являются…
1)точность, стандартизованность;
2) призывность, экспрессивность;
3) логичность, абстрактность;
4) образность, эмоциональность.
25. Прочитайте текст.
Месяц обливал меня светом, и, подняв глаза кверху, я долго смотрел в его лицо. Свет, проходя сквозь белесые кружева гардин, смягчал сумрак в глубине комнаты. Отсюда месяца не было видно, но все четыре окна были ярко озарены. Свет падал из окон бледно-серебристыми арками, и в каждой из них был дымчатый теневой крест, мягко ломавшийсяпо озаренным креслам и стульям. (И. А. Бунин).