Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по предмету "Мой город" для 6 классов»
Управление образования администрации города Чебоксары
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №63» города Чебоксары
Чувашской Республики
Рассмотрено
на заседании ШМО учителей гуманитарного цикла
Руководитель ШМО:
___________Е.Н. Шинина
протокол №___ от _______
Согласовано
заместитель директора по УВР________Т.Н.Кузьмина
протокол №___ ____________
Утверждаю
директор МБОУ «СОШ №63» г. Чебоксары
____________В.В. Шашкова
приказ №______________________
Рабочая программа
по учебному предмету
«Мой город»
на 2020-2021 учебный год
6 класс
(срок реализации программы 2020- 2021 учебный год)
Чернова Н.Е.,
учитель чувашского языка и литературы
первой квалификационной категории
Чебоксары 2020
Планируемые результаты изучения учебного предмета.
К личностным результатам освоения курса «Мой город» на уровне основного общего образования, относятся:
воспитание чувств патриотизма и гражданственности, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему народов Российской Федерации в условиях многонационального государства;
воспитание чувства долга и ответственности перед Родиной, уважения к государственным символам России, Чувашии, муниципальной символике города Чебоксары;
осознание своей этнической принадлежности; знание основ истории, культуры своего народа, своего края, своего родного города;
усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества;
формирование уважительного отношения к труду, ответственного отношения к учебе, готовности и способности к самообразованию, развитие опыта участия в социально значимой деятельности;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего многообразие современного мира;
формирование уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, иному мнению, мировоззрению, языку, религии, истории и культуре других народов;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
осознание безусловной ценности семьи, взаимопомощи, почитания родителей и предков, достойного продолжения рода, ответственности за других людей;
формирование ценности здорового и безопасного образа жизни;
формирование основ экологической культуры, развитие опыта экологически ориентированной деятельности в жизненных ситуациях;
развитие эстетического сознания через знакомство с художественным наследием города Чебоксары, чувашского народа и народов России;
формирование бережного отношения к историческим и современным материальным и духовным ценностям города Чебоксары, Чувашии, России и всего человечества.
К метапредметным результатам (универсальным учебным действиям, которые формируются в результате освоения курса «Мой город», на уровне основного общего образования) относятся следующие:
- регулятивные действия:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить для себя новые задачи в учебной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной деятельности;
- познавательные действия:
совершенствование навыков смыслового чтения текстов различных стилей, применения базовых предметных и межпредметных понятий;
овладение сведениями о сущности объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного курса;
овладение действиями сравнения, обобщения, классификации, установления причинно-следственных связей, построения логических рассуждений, умозаключений и умения делать выводы;
формирование и развитие экологического мышления, умение применить его в познавательной, социальной практике;
- коммуникативные действия:
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе, находить общее решение и разрешать конфликты;
умение формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей, потребностей, владения устной и письменной речью, монологической речью;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
К предметным результатам освоения курса «Мой город» относятся:
формирование основ гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности обучающегося, осмысление им истории города Чебоксары, как части истории Чувашии и России, усвоение базовых национальных ценностей современного российского общества: гуманизма, демократизма ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами разных культур;
овладение основами базовых исторических знаний, а также представлениями о закономерностях развития человеческого общества, отдельных сообществ, в частности города Чебоксары с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, научной и культурной сферах;
формирование умений применения исторических знаний для осмысления сущности современных общественных явлений, жизни в современном поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном мире в целом, так и в его структурных единицах, таких как город;
формирование важнейших культурно-исторических ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности, миропонимания и познания современного общества на основе изучениялокального, регионального, общероссийского исторического опыта;
развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего города, региона, страны, мира, способностей определять и аргументировать своё отношение к ней;
воспитание уважения к историческому наследию народов России; восприятие традиций исторического диалога, сложившихся в поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном Российском государстве, его регионах и городах, в том числе и в Чебоксарах.
В процессе изучения полного курса «Мой город» у обучающихся будут сформированы:
- знания об историческом пути, пройденном городом, как основе понимания основных процессов и событий;
- знания о преемственности исторических эпох и непрерывности исторических процессов;
- понимание роли и места города Чебоксары в российской истории;
- способности применять понятийный аппарат исторических знаний и приемы исторического анализа для объяснения прошлых и современных явлений и событий;
- способности поиска, анализа и синтеза исторической информации из различных исторических и современных источников, раскрытия ее познавательной ценности;
- умение работать с различными типами источников, понимать и интерпретировать содержащуюся в них информацию;
- уважение к историческому наследию города Чебоксары, а через это к наследию других народов;
- готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических памятников на территории города и республики.
В процессе изучения курса «Мой город» в 6 классе обучающийся научится:
- описывать природно-географические, климатические условия, образ жизни населения, районы города, транспортные пути, исторические памятники города Чебоксары;
- рассказывать о событиях прошлой истории города, достижениях чебоксарцев, о наиболее известных жителях города, о перспективах его развития;
- раскрывать характерные черты современной городской ифраструктуры и ее составных частей;
- давать характеристику памятникам культуры города, историческим местам, достижениям города в разных сферах его жизнедеятельности.
Обучающийся получит возможность научиться:
- высказывать суждения о месте и значении того или иного события в истории города, о месте города и его достижений в Чувашии и России;
- давать оценку наиболее важным историческим и современным событиям родного города.
Содержание учебного предмета, курса
Введение.
Понятие курса «Мой город». Цель и задачи курса. Структурные части курса. Периодизация истории города Чебоксары. Источники по истории города Чебоксары. Историческая литература о городе Чебоксары.
Место пропедевтического курса «Путешествия по Чебоксарам» в общей логике курса. Общая характеристика города. Географическое положение. Районы и микрорайоны. Общественный транспорт. Опыт погружения в историю города. Городские улицы и проспекты. Промышленное и торговое развитие города. Чебоксарцы. Численность населения. Национальный состав. Культурное развитие города. Театры. Музеи. Памятники. Развитие физкультуры и спорта. Городское самоуправление. Сфераобразования города. Внешнеэкономические, научные и культурные связи города. Перспективы развития города Чебоксары.
Тема 1. Приглашение к путешествию. (1 ч.)
Путешествие как форма изучения окружающего мира, города, людей. Понятие «малой» родины. Чебоксары – малая родина для чебоксарцев. Путешествия – знакомство с историей города, городской инфраструктурой, с разными сферами его жизни. Анкета как источник общих сведений о городе.
С высоты птичьего полета
Географическое положение Чебоксар. Особенности Правобережья и Левобережья Волги. Климат Чебоксар. Рельеф города. Западный косогор. Восточный косогор. Владимирская горка. Реки и родники. Чебоксарка. Кайбулка. Сугутка. Трусиха. Кукшум. Загрязнение окружающей среды и борьба за экологию города. Рекультивация Пихтулинской свалки. Новочебоксарский полигон твердых бытовых (коммунальных) отходов.
Тема 2. По районам и дорогам Чебоксар.(1 ч.)
Районы и микрорайоны города. Ленинский район. Центр. Богданка. Новые Лапсары. Альгешево. Садовый. Московский район. Северо-Западный. Новоилларионово. Заовражное. Студгородок. Чапаевский поселок. Юго-Западный. Чандрово. Калининский район. Восточный поселок. Новоюжный. Южный поселок. Новый город. Заволжское территориальное управление. Сосновка.
Транспортные артерии города. Дороги и мосты. Виды городского транспорта. Перспективы развития городского транспорта. Третье транспортное полукольцо. Реформа общественного транспорта.
Тема 3. На машине времени вглубь веков.(1 ч.)
Как работает машина времени. Археология. Этнология. История. Лингвистика. Город Чебоксары в XV –XVIIвв. Путешествие в 1469 год. Первое упоминание в летописи о Чебоксарах. Значение термина «Шупашкар». Путешествие в 1555 год. Основание крепости и Введенского собора. Миссия архиепископа Гурия. Троицкий мужской монастырь. Никольский женский монастырь. Крепость и острог. Сооружения внутри их. Посад и слобода.
Тема 4. На машине времени в XIX век.(1 ч.)
Чебоксары в XIX– начале XX века. Внешний облик города. Храмы. Каменные и деревянные дома. Дома купцов Ефремовых. Городские и уездные органы власти. Промышленность, торговля и занятия чебоксарцев. Основные социальные группы. Дворяне. Купцы. Мещане. Крестьяне. Быт горожан. Развлечения. Художественная самодеятельность.
Тема 4. На машине времени в 1962 год.(1 ч.)
Встреча в Чебоксарах космонавта А.Г. Николаева. Чебоксары – столица Чувашской АССР. Развитие города. Изменение национального состава. Рост промышленности. Облик города в 1962 году. Новостройки и «старый» город. Строительство проспекта Ленина. Подготовка к строительству Чебоксарской ГЭС. Основные показатели развития города в 1967 г. по Анкете А. Студенецкого.
Тема 6. Путешествие к памятникам Чебоксарского залива. (1 ч.)
Памятники Чебоксарского залива. Восточный косогор. Монумент Славы. Парк Победы. Памятник Матери-Покровительнице. Набережная Волги. Памятник святителю Гурию. Бюст Екатерины II. Памятник покровителям семьи Петру и Февронье. Другие памятники.
Дорога к Храму. История ее создания. Красная площадь. Певческое поле. Монумент Матери. Храмы. Церковь Воскресения Христова. Успенская церковь. Свято-Троицкий мужской монастырь. Церковь Михаила Архангела. Введенский собор. Дом Соловцева. Дом Кадомцева. Новые храмы города. Мечеть. Возрождение духовных традиций.
Тема 7. Путешествие по улице Константина Иванова. (1 ч.)
История названия улицы. Памятники улицы К. Иванова. Сквер К. Иванова. Начало улицы. Кинотеатр Родина. Здание аптеки № 1. История дома Федора Ефремова. Введенский собор. Первая городская поликлиника. Из древности в XXIвек. Чебоксарский ликероводочный завод. Завод строительных материалов. Дом ветеранов. История улицы – история города, республики, страны.
Тема 8. Путешествие по проспекту Ленина.(1 ч.)
История строительства проспекта. Начало проспекта. Ростелеком. Памятник М. Сеспелю. Дом № 14 и его знаменитые жители. Национальная библиотека. Памятник И.Я. Яковлеву. Памятники Ю.А. Гагарину и А.Г. Николаеву. Памятник академику Г.Н. Волкову. Сквер Чапаева. Памятник легендарному начдиву В.И. Чапаеву. Музей Чапаева. Привокзальная площадь. Здание железнодорожного вокзала. Проспект Яковлева. МТВ центр. Ботанический сад.
Тема 9. Путешествие по проспекту Тракторостроителей.(1 ч.)
История проспекта – история ЧЗПТ (Чебоксарского завода промышленных тракторов). Новоюжный район. Проспект Девятой пятилетки. Эгерский бульвар. Современное градостроительство. Торговый комплекс «Шупашкар». Дворец культуры Тракторного завода. Собор Новомучеников и ИсповедниковРоссийских. Центр «Микрохирургия глаза». Бюст С.Н. Федорова. Городская клиническая больница № 1. Памятник трактору. Современные микрорайоны.
Предприятия легкой и пищевой промышленности. Хлебозаводы. Фирма «Акконд» и ее продукция. Продукция электроэнергетической и приборостроительной промышленности. «ЭЛАРА». Чебоксарский электроаппаратный завод. Чебоксарское производственное объединение им. В.И. Чапаева. Предприятия строительной индустрии. Строительные организации. Трудовые династии города.
Тема 11. Путешествие на огонек к чебоксарцам.(1 ч.)
Понятие «чебоксарцы». Численность населения. Тенденция роста населения. Вхождение Чебоксар в группу «крупных городов». Национальный состав. Национальные общественно-культурные центры. Традиции и быт чебоксарцев. Землячества. Звание «Почетный гражданин города Чебоксары». День города. День Чувашской государственности.
Тема 12. Путешествие к Музам.(1 ч.)
Культурная среда города. Чувашский государственный академический драматический театр им. К.В. Иванова. Государственный русский драматический театр. Чувашский государственный театр оперы и балета. Оперные и балетные фестивали. Театры для детей. Чувашский государственный театр кукол. Чувашский государственный театр юного зрителя им. М. Сеспеля. Филармония.
Музеи Чебоксар. Чувашский национальный музей и его филиалы. Музей В.И. Чапаева. Литературный музей им. К. Иванова. Музей М. Сеспеля. Чувашский государственный художественный музей. Музей истории трактора. Другие музеи. Правила поведения в театре и музее.
Тема 13. Кросс по городу.(1 ч.)
Физкультура и спорт – дело государственное. Целевая муниципальная программа «Развитие физической культуры и спорта на 2014-2020 гг.». Спортивные сооружения. Стадионы. Бассейны. Спортивные площадки. Ледовый дворец «Чебоксары. Арена». Спортивные мероприятия. Спортивные соревнования российского и международного уровня.
Спортивные школы и клубы. Училище «Олимпийского резерва». Олимпийская слава города. Валериан Соколов. Валерий Ярды. Валентина Егорова. Елена Николаева. Другие известные спортсмены. Массовость спорта. Здоровый образ жизни.
Тема 14. Путешествие на главную площадь города.(1 ч.)
Площадь Республики. Здание городской администрации. Органы местного самоуправления. Чебоксары – городской округ. Вопросы местного значения городского округа Устав города. Бюджет города. Целевые муниципальные программы. Глава города. Городское Собрание депутатов и его полномочия. Городская администрация и ее полномочия. Глава администрации.
Городское жилищно-коммунальное хозяйство. Городские службы. Экстренные службы города. Благоустройство города – забота каждого.
Тема 15. Путешествие по дорогам из Чебоксар.(1 ч.)
Чебоксары – столица Чувашской Республики, политический, экономический, культурный, научный центр. Транспортные ворота города. Железнодорожный вокзал. Автовокзал. Аэропорт. Речной порт. Экономические связи с городами и регионами России. Внешнеэкономические связи. Международные научные и культурные связи. Перспективы международного сотрудничества.
Тема 16. Путешествие в будущее.(1 ч.)
Твое будущее. Выбор профессии. Вузы города. Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова. Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева. Чувашская государственная сельскохозяйственная академия. Филиалы. Средние специальные учебные заведения.
Архитекторы о будущем Чебоксар. Генеральный план развития города. Развитие туризма. Чебоксары – твой город. Его будущее в твоих руках.
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы