Рабочая программа по ПМ.02 Организация различных видов деятельности и общения детей
Рабочая программа по ПМ.02 Организация различных видов деятельности и общения детей
В данной разработке дано планирование по ПМ.02 Организация различных видов деятельности и общения детей для специальности 44.02.01 Дошкольное образование (заочное обучение)
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по ПМ.02 Организация различных видов деятельности и общения детей»
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
государственное автономное профессиональное
образовательное учреждение Архангельской области
«ВЕЛЬСКИЙ ИНДУСТРИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
(ГАПОУ АО «Вельский индустриально-экономический колледж»)
СОГЛАСОВАНО
Начальник управления образования МО «Вельский муниципальный район»
_________________(Т.В. Рябова)
«____»_____________2017 года
УТВЕРЖДАЮ
Директор ГАПОУ АО
«Вельский индустриально-экономический колледж»
_______________ (Н.В.Орлов)
«____»____________2017 года
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
«ПМ.02 Организация различных видов деятельности и общения детей»
для специальности 44.02.01 «Дошкольное образование»
Вельск
2017 г
Программа профессионального модуля разработана на основе примерной программы ПМ.02 «Организация различных видов деятельности и общения детей»по специальности СПО 44.02.01 Дошкольное образование, рекомендованной федеральным государственным автономным учреждением «Федеральный институт развития образования (ФГАУ «ФИРО»), Протокол Научно-методического совета от «22» ноября 2012 г. № 7, Протокол заседания Президиума Экспертного совета по профессиональному образованию при ФГАУ «ФИРО» от «14» декабря 2012 г. №9, регистрационный номер рецензии №723 от «24» ноября 2012 г.
Организация-разработчик:
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Архангельской области «Вельский индустриально-экономический колледж»
Разработчики:
Митина Т.Е., социальный педагог
Сульжицкая Г.П., методист
Рассмотрено и рекомендовано к утверждению
на заседании предметной (цикловой) комиссии
общеобразовательных и гуманитарныхдисциплин
протокол № ____ от « » ________ 20___ года.
Председатель П(Ц)К ________ /И.А.Поплавская
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
стр.
4
2. результаты освоения ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
7
3. СТРУКТУРА и содержание профессионального модуля
8
4 условия реализации программы ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
27
5. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональной деятельности)
30
1. паспорт ПРОГРАММЫ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Организация различных видов деятельности и общения детей
1.1. Область применения программы
Программа профессионального модуля (далее программа) – является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 44.02.01 Дошкольное образование в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД): организация различных видов деятельности и общения детей и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):
ПК 2.1. Планировать различные виды деятельности и общения детей в течение дня.
ПК 2.2. Организовывать различные игры с детьми раннего и дошкольного возраста.
ПК 2.3. Организовывать посильный труд и самообслуживание.
ПК 2.4. Организовывать общение детей.
ПК 2.5. Организовывать продуктивную деятельность дошкольников (рисование, лепка, аппликация, конструирование).
ПК 2.6. Организовывать и проводить праздники и развлечения для детей раннего и дошкольного возраста.
ПК 2.7. Анализировать процесс и результаты организации различных видов деятельности и общения детей.
Кроме того формируются следующие компетенции:
ПК 5.1. Разрабатывать методические материалы на основе примерных с учетом особенностей возраста, группы и отдельных воспитанников.
ПК 5.2. Создавать в группе предметно-развивающую среду.
ПК 5.3. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области дошкольного образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.
ПК 5.4. Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений.
ПК 5.5. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области дошкольного образования.
Программа профессионального модуля может быть использованав дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке работников в области дошкольного образования по специальности 44.02.01 (050144) Дошкольное образование при наличии основного общего и (или) профессионального непедагогического образования. Опыт работы не требуется.
1.2. Цели и задачи модуля – требования к результатам освоения модуля
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:
иметь практический опыт:
планирования различных видов деятельности (игровой, трудовой, продуктивной) и общения детей;
организации и проведения творческих игр (сюжетно-ролевых, строительных, театрализованных и режиссерских) и игр с правилами (подвижные и дидактические);
организации различных видов трудовой деятельности дошкольников;
организации общения дошкольников в повседневной жизни и различных видах деятельности;
организации различных видов продуктивной деятельности дошкольников;
организации и проведения развлечений;
участия в подготовке и проведении праздников в образовательном учреждении;
наблюдения и анализа игровой, трудовой, продуктивной деятельности и общения детей, организации и проведения праздников и развлечений;
наблюдения за формированием игровых, трудовых умений, развитием творческих способностей, мелкой моторики у дошкольников;
оценки продуктов детской деятельности;
разработки предложений по коррекции организации различных видов деятельности и общения детей;
уметь:
определять цели, задачи, содержание, методы и средства руководства игровой, трудовой, продуктивной деятельностью детей;
определять педагогические условия организации общения детей;
играть с детьми и стимулировать самостоятельную игровую деятельность детей;
использовать прямые и косвенные приемы руководства игрой;
организовывать посильный труд дошкольников с учетом возраста и вида трудовой деятельности (хозяйственно-бытовой, по самообслуживанию, в природе, ручной труд);
ухаживать за растениями и животными;
общаться с детьми, использовать вербальные и невербальные средства стимулирования и поддержки детей, помогать детям, испытывающим затруднения в общении;
руководить продуктивными видами деятельности с учетом возраста и индивидуальных особенностей детей группы;
оценивать продукты детской деятельности;
изготавливать поделки из различных материалов;
рисовать, лепить, конструировать;
организовывать детский досуг;
осуществлять показ приемов работы с атрибутами разных видов театров;
петь, играть на музыкальных инструментах, танцевать;
анализировать проведение игры и проектировать ее изменения в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями детей группы;
анализировать приемы организации и руководства посильным трудом дошкольников и продуктивными видами деятельности (рисование, аппликация, лепка, конструирование) с учетом возраста и психофизического развития детей;
анализировать педагогические условия, способствующие возникновению и развитию общения, принимать решения по их коррекции;
анализировать подготовку и проведение праздников и развлечений.
знать:
теоретические основы и методику планирования различных видов деятельности и общения детей;
сущность и своеобразие игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста;
содержание и способы организации и проведения игровой деятельности дошкольников;
сущность и своеобразие трудовой деятельности дошкольников;
содержание и способы организации трудовой деятельности дошкольников;
способы ухода за растениями и животными;
психологические особенности общения детей раннего и дошкольного возраста;
основы организации бесконфликтного общения детей и способы разрешения конфликтов;
сущность и своеобразие продуктивной деятельности дошкольников;
содержание и способы организации продуктивной деятельности дошкольников;
технологии художественной обработки материалов;
основы изобразительной грамоты, приемы рисования, лепки, аппликации и конструирования;
особенности планирования продуктивной деятельности дошкольников вне занятий;
теоретические и методические основы организации и проведения праздников и развлечений для дошкольников;
виды театров, средства выразительности в театральной деятельности;
теоретические основы руководства различными видами деятельности и общением детей;
способы диагностики результатов игровой, трудовой, продуктивной деятельности детей.
1.3. Количество часов на освоение программы профессионального модуля:
Результатом освоения программы профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности - организация различных видов деятельности и общения детей, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:
Код
Наименование результата обучения
ПК 2.1.
Планировать различные виды деятельности и общения детей в течение дня.
ПК 2. 2.
Организовывать различные игры с детьми раннего и дошкольного возраста.
ПК 2. 3.
Организовывать посильный труд и самообслуживание.
ПК 2. 4.
Организовывать общение детей.
ПК 2. 5.
Организовывать продуктивную деятельность дошкольников (рисование, лепка, аппликация, конструирование).
ПК 2.6.
Организовывать и проводить праздники и развлечения для детей раннего и дошкольного возраста.
ПК 2.7.
Анализировать процесс и результаты организации различных видов деятельности и общения детей.
ОК 1.
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2.
Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3.
Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 4.
Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5.
Использовать информационно-коммуникативные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 7.
Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий.
ОК 9.
Строить профессиональную деятельность с соблюдением регулирующих ее правовых норм.
ОК 10.
Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей.
ОК 11.
Строить профессиональную деятельность с соблюдением регулирующих ее правовых норм.
3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
3.1. Тематический план профессионального модуля
Коды профессиональных компетенций
Наименования разделов профессионального модуля*
Всего часов
(макс. учебная нагрузка и практики)
Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов)
в т.ч. лабораторные работы и практические занятия,
часов
в т.ч., курсовая работа (проект),
часов
Всего,
часов
в т.ч., курсовая работа (проект),
часов
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
ПК 2.1, 2. 2, 2. 7
Раздел 1.Организация игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста
307
34
4
209
64
ПК 2.2, 2.3, 2.7
Раздел 2. Организация трудовой деятельности детей раннегои дошкольного возраста
155
12
2
87
56
ПК 2. 2, 2.5, 2.7
Раздел 3. Организация продуктивных видов деятельности дошкольников.
356
38
4
226
92
ПК 2.5, 2.7
Раздел 4. Организация работы по художественной обработке материалов и изобразительному искусству
181
22
22
149
10
ПК 2.1, 2.6, 2.7
Раздел 5. Содержание и организация музыкальной и театрализованной деятельности в ДОУ
253
6
-
189
58
ПК 2.1, 2.4, 2.7
Раздел 6. Содержание и организация
Общения детей раннего и дошкольного возраста
200
14
2
142
44
Производственная практика (по профилю специальности), часов (если предусмотрена итоговая (концентрированная) практика)
-
-
Всего:
1452
126
34
-
1002
-
0
324
3.2. Содержание обучения по профессиональному модулю (ПМ)
Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены)
Объем часов
Уровень освоения
1
2
3
4
Раздел 1. Организация игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста .
307
МДК.02.01 Теоретические и
методические основы
организации игровой
деятельности детей
раннего и дошкольного
возраста.
243
Тема 1.1 Теоретические основы организации игровой деятельности дошкольников.
Содержание
6
2
Игра ведущий самоценный вид деятельности дошкольника. Игра как средство развития ребенка. Социальное назначение игры. Психолого-педагогические основы развития игровой деятельности детей дошкольного возраста. Связь игры с другими видами деятельности. Традиционная и современная классификация игр.
Тема 1.2 Своеобразие содержания и организация игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста.
Содержание
12
3
Сущность и своеобразие игровой деятельности детей раннего возраста. Характеристика игр для детей раннего возраста. Виды игр. Овладение игровыми действиями. Этапы развития игры: ознакомительный, отобразительный, сюжетно-отобразительный. Совместные игры взрослого и ребенка. Организация игр с настольным и напольным строительным материалом. Обыгрывание построек, их усложнение. Содержание игр с дидактическими игрушками.
Практическое занятие №1
Разработка подготовительной работы для драматизации литературного произведения.
Проведение игры-драматизации.
Составление рекомендаций по организации предметно-игровой среды.
2
Тема 1.3 Своеобразие содержания и организация игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста.
Содержание
12
3
Содержание и способы организации и проведения игровой деятельности дошкольников. Особенности отбора содержания и проведения игровой деятельности дошкольников. Характеристика видов игр для детей дошкольного возраста. Сюжетно-ролевая игра, ее структура. Этапы развития игры. Уровни взаимоотношений детей в игре. Характеристика режиссерских игр, отличие их от сюжетно-ролевых. Условия для режиссерских игр. Содержание и организация игр с природным и строительным материалом. Развитие творческих и конструктивных умений. Организация игр с правилами. Сущность дидактических игр, виды, структура игры. Подвижные игры, их виды.
Практическое занятие №2
1.Анализ методики проведения одной из игр для детей раннего воз раста. Анализ подбора атрибутов к игре.
2.Составление тематики строительно-конструктивных игр, анализ строительного материала.
3.Разработка методики проведения дидактической игры с выделением структурных компонентов.
4.Подбор диагностических методов и методик обследования игровой деятельности детей.
5.Планирование игровой деятельности в группах дошкольного возраста, определение задач, содержания, методов руководства.
2
Самостоятельная работа при изучении раздела
1. Анализ места игры в режиме дня детей раннего и дошкольного возраста.
2. Составление библиографического списка статей по журналам «Дошкольное воспитание», «Обруч», «Ребенок в детском саду» по проблеме «Игра – ведущий вид деятельности дошкольника» за последние 5 лет.
3. Подготовка мини-сочинения по теме «Игра-зеркало общества».
4. Разработка конспекта по теме «Игры с дошкольниками» по книге Н.А.Коротковой, И.Я.Михайленко «Как играть с ребенком».
5. Подготовка реферативных сообщений по темам «Содержание и организация театрализованных игр для дошкольников» по книге Артемовой Л.В. «Театрализованные игры дошкольников», «Компьютерные игры в детском саду» по статьям журнала «Дошкольное воспитание».
6. Составление тезисов по теме «Содержание и организация игр со строительным материалом» по книге Лиштван З.В. «Игры и занятия со строительным материалом», составить тезисы.
7. Подготовка картотеки дидактических и подвижных игр для детей разных возрастных групп с указанием задач, правил и игровых действий.
8. Составление рекомендаций для родителей о создании условий для режиссерских игр.
9. Подбор материала по теме «Русская народная игрушка», его систематизация и оформление в педагогическую копилку.
10. Изучение этапов формирования предпосылок сюжетно-ролевой игры в раннем возрасте, составить опорную схему.
11. Составление альбома построек детей младшего, среднего, старшего возраста из строительного материала по темам: транспорт, здания, мосты.
12. Подготовка пакета рисунков, фотографий, чертежей для планирования строительно-конструктивных игр, систематизировать их по темам и по возрастным группам.
13.Изготовление двух дидактических игр с описанием ее структуры (задач, правил, игровых действий), методики использования их и варианты усложнения.
14. Подготовка методической папки по игровой деятельности дошкольников.
15. Составление таблицы методических приемов руководства сюжетно-ролевыми играми.
16. Подбор диагностических методов обследования уровня развития игры дошкольников.
209
Тематика внеучебной самостоятельной работы
1. Подготовка опорной схемы классификации детских игр.
2. Составление перечня предметов-заместителей для игр детей раннего возраста.
3. Подбор игр -фантазирования, выстроить цепи событий.
4. Составление тематику сюжетно-ролевых игр.
5. Составление схему этапов формирования предпосылок сюжетно-ролевой игры в раннем возрасте.
6. Сравнительный анализ игр детей разных поколений.
7. Составление схемы структуры сюжетно-ролевой игры.
8. Составление опорной схемы видов дидактических игр и ее структуры.
9. Разработка конспекта игры-занятия для детей раннего возраста.
10. Разработка плана подготовительной работы для драматизации произведения по выбору.
11. Подбор примеров методических приемов руководства играми детей.
Производственная практика
Виды работ
Наблюдение и анализ места игры в режиме дня.
Составление аннотации на сборники дидактических игр.
Наблюдение методов и приемов руководства играми детей.
Анализ планов воспитательно-образовательной работы в детском саду по игровой деятельности.
Разработка конспектов игр; составление схем анализа игровой деятельности.
Наблюдение и анализ игровой деятельности детей на разных возрастных этапах; планирование игровой деятельности в разных возрастных группах;
Организация и проведение творческих игр (сюжетно-ролевых, строительных, театрализованных и режиссерских) и игр с правилами;
Наблюдение за формированием игровых умений детей разных возрастных групп;
Изготовление атрибутов к играм (вид, тема на выбор).
Наблюдение, анализ, планирование игровой деятельности в ДОУ;
Ведение протоколов наблюдений; организация различных совместных игр детей разного возраста;
Создание предметно развивающей среды для разных игр; диагностика уровня развития игровой деятельности детей.
64
Раздел 2. Организация трудовой деятельности детей раннегои дошкольного возраста.
155
МДК.02.02 Теоретические и
методические основы
организации трудовой
деятельности
дошкольников.
99
Тема 2.1 Сущность и своеобразие трудовой деятельности детей раннего и дошкольного возраста.
Содержание
2
2
Особенности организации с детьми посильного труда и самообслуживания. Виды трудовой деятельности дошкольников.Ознакомление детей с трудом взрослых.
Тема 2.2 Содержание и способы организации и проведения трудовой деятельности дошкольников.
Содержание
Сущность и своеобразие трудовой деятельности дошкольников.
Содержание трудовой деятельности в разных возрастных группах детей дошкольного возраста. Самообслуживание.
1
2
Организация хозяйственно-бытового труда. Труд детей в природе.
1
2
Ручной и художественный труд. Формы и способы организации труда детей дошкольного возраста.
1
2
Практическое занятие №1
1.Составление таблицы по возрастным группам «Виды самообслуживания, методы и приемы организации самообслуживания».
2.Разработка содержания хозяйственно-бытового труда для детей подготовительной к школе группы с выделением воспитательной задачи.
3.Составление сценария праздника труда для конкретной возрастной группы и для всего дошкольного учреждения.
1
Тема 2.3 Методика планирования различных видов трудовой деятельности.
Содержание
Методика планирования различных видов посильного труда и самообслуживания с детьми разных возрастных групп.
Методика планирования ручного и художественного труда.
1
2
Практическое занятие №2
1.Подготовка конспекта самообслуживания для одной из возрастных групп с определением его места в режиме дня и соответствия возрастным особенностям детей (группа на выбор).
2.Составление конспекта по организации хозяйственно-бытового труда для одной из возрастных групп.
3.Составление конспектов проведения труда детей в природе.
1
2
Тема 2.4 Способы организации трудовой деятельности дошкольников и диагностики результатов
Содержание
1
2
Содержание и способы организации трудовой деятельности дошкольников. Особенности отбора способов организации трудовой деятельности детей дошкольного возраста. Способы ухода за растениями и животными. Обзор методик для обследования результатов овладения дошкольниками способов трудовой деятельности.
Самостоятельная работа при изучении раздела
1. .Анализ содержания трудовых умений и навыков в Программе воспитание и обучение в детском саду.
2. Составление конспекта занятия «Ознакомление с трудом взрослых» (тема по выбору обучающегося).
3. Составление алгоритма для написания конспекта организации посильного труда и самообслуживания дошкольников.
4. Сравнительный анализ содержания и способов организации трудовой деятельности дошкольников разных возрастных групп.
5. Сравнительный анализ трудовой деятельности детей по программе «Воспитание и обучение в детском саду».
6. Подбор художественных произведений и иллюстративного материала для ознакомления детей с жизнью и деятельностью одного из российских изобретателей.
7. Анализ истоков развития трудовой деятельности детей раннего и дошкольного возраста на основе изучения учебного пособия : Педагогика раннего возраста /Под ред. Г.Г.Григорьевой. – М., Изд. Центр «Академия»,1998.Истоки трудовой деятельности. Стр241-242 .
8. Изучение представлений детей одной из возрастных групп об экономических категориях: «труд», «деньги», «стоимость».
9. Подготовка беседы для родителей на тему «Содержание и методы трудового воспитания старших дошкольников в семье».
10. Подготовка эскиза трудового уголка для каждой возрастной группы.
11. Анализ программных задач по ознакомления детей с трудом взрослых в каждой возрастной группе, отметить усложнение.
12. Изучить особенности содержания и методики работы в возрастных группах по ознакомлению детей с трудом взрослых.
13. Разработка плана и содержания беседы с родителями на тему «Воспитание у детей навыков самообслуживания.
14. Подготовка проекта тематической выставки для родителей на тему «Воспитание у детей навыков самообслуживания.
87
Тематика внеучебной самостоятельной работы
1. Подготовка реферативного сообщения по теме «Сущность и своеобразие трудовой деятельности детей раннего и дошкольноговозраста».
2.Составление тезисов по теме «Содержание и способы организации и проведения трудовой деятельности дошкольников».
3.Составление картотеки художественных произведений для детей, в которых знакомят с трудом взрослых 4.Подготовка картотеки статей по теме «Теоретические основы трудовой деятельности дошкольников и методика ее организации» по статьям журнала «Дошкольное воспитание»
5.Разработка реферативного сообщения по теме «Ознакомление с трудом взрослых детей дошкольного возраста» по статьям журнала «Дошкольное воспитание».
6.Составление рекомендаций для родителей о создании условий для трудовой деятельности в семье.
7.Подбор атрибутов, иллюстрации для ознакомления детей с трудом врача, парикмахера.
8.Составление конспекта беседы о труде взрослых с детьми старшей группы.
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета
1
Производственная практика
Виды работ
Наблюдение и анализ трудовой деятельности детей дошкольного возраста;
Разработка предложений по коррекции организации трудовой деятельности.
Планирования различных видов деятельности (трудовой).
Наблюдение и анализ трудовой деятельности.
Организации различных видов трудовой деятельности дошкольников.
Проведение различных видов трудовой деятельности дошкольников.
Планирование различных видов деятельности (трудовой).
Наблюдение и анализ трудовой деятельности детей дошкольного возраста в одной из групп базового для производственной практике ДОУ.
Организации различных видов трудовой деятельности дошкольников в одной из групп базового для производственной практике ДОУ.
56
Раздел 3. Организация продуктивных видов деятельности дошкольников.
356
МДК 02.03 Теоретические и
методические основы
организации
продуктивных видов
деятельности детей
дошкольного возраста.
264
Тема 3.1 Развитие личности ребенка в продуктивной деятельности и методика обучения.
Содержание
2
2
1. Сущность и своеобразие продуктивной деятельности дошкольников. Продуктивная деятельность дошкольника: понятие, виды, цели и задачи.Взаимосвязь с общей системой воспитания, обучения и развития ребенка дошкольника. Развитие личности ребенка в продуктивной деятельности. Развитие ребенка как субъекта продуктивной деятельности. Способности к изобразительной деятельности как свойства личности дошкольника. Требования к педагогу – организатору продуктивной деятельности дошкольника.
2. Изобразительное искусство в жизни ребенка. Цели и задачи. Предпосылки изобразительной деятельности в раннем возрасте. Обучение детей технике рисования. Изобразительная деятельность в младшем дошкольном возрасте. Изобразительная деятельность детей старшего дошкольного возраста. Характеристика детского рисунка.
2
2
Практическое занятие №1
2
1. Освоение приемов обучения технике предметного рисования в разных возрастных группах.
2. Освоение приемов обучения технике сюжетного рисования в разных возрастных группах.
3. Упражнение в нетрадиционных видах техники рисования.
4. Изучение и анализ программ воспитания и развития детей дошкольного возраста на предмет целей, содержания в организации разных видов продуктивной деятельности.
Тема 3.2 Создание условий для развития продуктивной деятельности
Содержание
4
2
1. Создание предметно - развивающей среды в ДОУ для развития продуктивной деятельности дошкольников. Художественные материалы для развития продуктивной деятельности дошкольников, их разнообразие. Использование книжной графики в работе с детьми – дошкольниками. Народное искусство. Виды. Восприятие его дошкольниками. Знакомство с самобытностью регионального и национального искусства. Восприятие произведений искусства. Взаимодействие с родителями.
2. Условия обеспечения безопасности детей при организации различных видов продуктивной деятельности. Нормативные акты, регламентирующие нормы обеспечения безопасности детей при организации различных видов продуктивной деятельности. Требования и особенности их выполнения для сохранения жизни и здоровья детей.
4
2
Тема 3.3 Развитие интереса у дошкольников к продуктивной деятельности, основные цели и задачи.
Содержание
4
2
Особенности формирования у детей интереса и творчества в продуктивных видах деятельности.
Психологические основы работы по развитию интереса и творчества в продуктивных видах деятельности у детей.
Развитие творчества детей дошкольного возраста. Изучение результатов творческой деятельности. Условия развития творчества.
Безопасность детей.
4
2
Практическое занятие №2
1.Анализ педагогического опыта воспитателей ДОУ по развитию творчества детей в продуктивных видах деятельности (на основе статей журнала «Дошкольное воспитание», ресурсов Интернет).
2.Подготовка презентации, отражающей эффективный педагогический опыт воспитателей ДОУ по созданию условий и развитию творчества детей в продуктивных видах деятельности (на основе статей журнала «Дошкольное воспитание», ресурсов Интернет).
3. Анализ программных задач в разных возрастных группах детей по рисованию.
4. Анализ программных задач в разных возрастных группах детей по лепке.
5. Анализ программных задач в разных возрастных группах детей по аппликации.
6. Анализ программных задач в разных возрастных группах по конструированию и ручному труду
2
2
Тема 3.4 Виды и своеобразие продуктивной деятельности дошкольников.
Содержание
2
2
Содержание и способы организации продуктивной деятельности дошкольников. Классификация видов продуктивной деятельности детей дошкольного возраста. Требования примерных и вариативных программ к содержанию и способам организации продуктивной деятельности дошкольников разных возрастных групп.
Основы изобразительной грамоты. Приемы рисования, лепки, аппликации и конструирования. Рисование как вид продуктивной деятельности детей раннего и дошкольного возраста. Виды рисования. Характеристика детского рисунка. Обучение техники рисования. Предметное рисование. Группировка по темам. Сюжетное рисование. Его содержание, тематика. Декоративное рисование, его сущность. Сюжетные и орнаментальные узоры.
4
2
Лепка как вид продуктивной деятельности детей раннего и дошкольного возраста. Искусство скульптуры. Монументальная и станковая скульптура, скульптура малых форм. Особенности обучения лепке детей раннего и дошкольного возраста.
4
2
Аппликация. Виды аппликаций. Методика обучения детей дошкольного возраста аппликации. Безопасность детей во время продуктивной деятельности по аппликации.
2
2
Конструирование и ручной труд как виды продуктивной деятельности детей раннего и дошкольного возраста. Виды конструирования как разновидность ручного труда. Самостоятельная продуктивная деятельность дошкольниковконструирование и ручной труд и особенности руководства ими воспитателем.
2
2
Самостоятельная работа при изучении раздела
1. Анализ видеозаписи занятия по организации продуктивных видов деятельности детей раннего и дошкольного возраста.
2. Анализ детских рисунков как результатов организации продуктивных видов деятельности.
3. Составление картотеки приемов разных видов продуктивной деятельности.
4. Составление альбома репродукций картин разных жанров.
5. Подбор списка художественной литературы для интегрированных занятий.
6. Создание картотеки стихов, загадок для поддержания интереса к продуктивной деятельности дошкольников.
7. Подбор содержания к совместной деятельности детей и взрослых по продуктивным видам деятельности.
8. Составление опорной схемы анализа продуктивной деятельности по рисованию.
9. Составление опорной схемы анализа продуктивной деятельности по лепке.
10. Описать опыт организации продуктивной деятельности в ДОУ за рубежом.
Наблюдение и анализ самостоятельной продуктивной деятельности детей; оформление выставки детских работ; анализ детских работ; использование детских работ в интерьере.
Наблюдение и анализ продуктивной деятельности детей на разных возрастных этапах;
Оформление центра продуктивной деятельности в разных возрастных группах;
Организация и проведение творческой деятельности детей; анализ детских работ.
92
Раздел 4. Организация работы по художественной обработке материалов и изобразительному искусству.
181
МДК 02.04 Практикум
по художественной
обработке материалов и
изобразительному
искусству.
171
Тема 4.1 Технология обработки бумаги, картона.
Практическое занятие №1
Экскурсия в типографию: знакомство с технологией полиграфической обработки бумаги.
Изготовление штампа, шаблона, трафарета и украшение ими бумаги.
2
2
Практическое занятие №2
Окрашивание бумаги, составление коллекции закрашенной бумаги.
1.Вырезывание изображений для аппликации и самостоятельно составление композиции к аппликации на тему.
2.Изготовление игрушек – забав по индивидуальным заданиям и самостоятельная разработка подвижного соединения в игрушках.
3.Изготовление игрушек из бумаги способом складывания (оригами).
2
2
Практическое занятие №3
1.Графическое оформление самостоятельно разработанных пособий к творческим играм: зарисовки, развертки, чертежи, выкройки. Описание последовательности изготовления.
2. Конструирование и изготовление объемных поделок: мебели для кукол, моделей транспорта и других.
1. Общий обзор технологий художественной обработки материалов. Процесс производства бумаги. Сорта бумаги, картона, используемые для поделок в детском саду.
2.Оформление коллекции тканей из волокон: растительного происхождения, животного происхождения и искусственных.
3. Подбор иллюстраций образцов мягкой игрушки из различных материалов: мех, фетр, драп и др.
4. Подготовка рефератов на тему: «Роль мягкой игрушки в эстетическом воспитании детей», «Использование мягкой игрушки в качестве игрового материала на занятиях в детском саду».
5. Природный материал, используемый в детских дошкольных учреждениях. Игрушки-самоделки, сувениры из листьев, веток, шишек, ракушек и др.
6. Подбор иллюстраций готовых поделок из природного материала для презентации в группе обучающихся.
7. Условия обеспечения безопасности детей при организации различных видов продуктивной деятельности. Нормативные акты, регламентирующие нормы обеспечения безопасности детей при организации различных видов продуктивной деятельности. Требования и особенности их выполнения для сохранения жизни и здоровья детей.
8. Знакомство с видами тканей, нитей и приемы работы с ними.
9. Разработка эскизов рабочих уголков в детском саду.
10. Подбор примеров физических минуток для развития мелкой моторики рук.
11. Краткие сведения о древесине, ее значение и применение для по делок в детском саду.
12. Составление списка статей по журналам: «Дошкольное воспитание», «Обруч», «Ребенок в детском саду» на тему: «Обработка тканей, нитей, пряжи в художественном творчестве дошкольников».
149
Тематика внеучебной самостоятельной работы
Разработка схемы классификации текстильных волокон, виды пряжи, виды ниток.
Подготовка таблицы «Характеристика тканей по видам».
Составление словаря специфических терминов и понятий.
4.Составление рекомендаций для родителей по ознакомлению с технологией изготовления мягкой иг и рушки.
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета
1
Производственная практика
Виды работ
Наблюдение и анализ занятий в ДОУ по дополнительному образованию: вышивка, макраме, вязание, работа с бисером.
Изготовление игрушек, сувениров из бросового материала.
Изготовление игрушек из дерева для игр с водой.
10
Раздел 5. Содержание и организация музыкальной и театрализованной деятельности в ДОУ.
253
МДК 02.05 Теория и
методика музыкального
воспитания с практикумом.
195
Тема 5.1 Общие основы теории и методики музыкального воспитания и развития детей.
Содержание
1
2
Теоретические основы музыкального воспитания детей. Предмет теории и методики музыкального воспитания детей. Методы и приёмы музыкального воспитания, обучения и развития детей. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений по музыкальному воспитанию.
Тема 5.2 Виды и формы детской музыкальной деятельности.
Содержание
1
2
Обзор видов и форм детской музыкальной деятельности. Слушание – восприятие музыки. Исполнение (пение, ритмика, игра на детских музыкальных инструментах, музыкально-дидактические игры). Музыкальные занятия. Самостоятельная деятельность дошкольников. Культурно-досуговая деятельность дошкольников.
Тема 5.3 Организация праздничных утренников в дошкольном образовательном учреждении.
Содержание
1
2
Типичные формы и особенности проведения утренников в современных условиях. Значение и место музыки на празднике. Формы организации праздников: «Затейничество», «Концерт - самодеятельности», «Театрализованное представление», «Фольклорные праздники». Взаимосвязь музыки, художественного слова, декоративного оформления. Сочетание коллективных и индивидуальных выступлений. Подготовка к празднику детей, педагогов и сотрудников ДОУ. Подготовка и проведение праздничных утренников в ДОУ.
Тема 5.4 Развлечения в дошкольном образовательном учреждении.
Содержание
1
2
Теоретические и методические основы организации и проведения праздников и развлечений для дошкольников. Значение и содержание развлечений в работе с детьми раннего и дошкольного возраста. Виды и формы развлечений, требования к их организации. Планирование развлечений для разных возрастных групп. Организация и проведение вечеров развлечений.
Тема 5.5 Методы и принципы театрально-игровой деятельности на занятиях и вне занятий в ДОУ.
Содержание
1
2
1. Виды театров, средства выразительности в театральной деятель ности.
2. Театрально-игровая деятельность на занятиях в ДОУ.
Организация занятий творчества в ДОУ. Виды и формы театрально-
игровой деятельности вне занятий в ДОУ.
Самостоятельная работа при изучении раздела
1. Составление опорного конспекта по вопросу «Проблема взаимосвязи музыкального воспитания,
обучения и развития ребёнка»;
2. Описание основных компонентов понятия «эстетическое отношение к музыке».
3. Подбор иллюстраций к песням репертуара для одной из возрастных групп дошкольников.
4. разработка таблицы основных певческих навыков и умений детей старшей группы.
5. Слушание произведений: контрастных одного жанра; контрастных по характеру, но имеющих сходные названия. Составление характеристик эмоционально-образного содержания музыки. Анализ музыкальных произведений.
6. Составление аннотаций на сборники песен для дошкольников. Анализ содержания.
7. Разучивание коммуникативного танца с опорой на аудиозапись.
8. Составление конспектов занятий по обучению дошкольников игре на шумовых инструментах.
9. Презентация конспектов музыкально – тематических занятий по темам «Тембр в музыке» или «Регистры» в группах старшего дошкольного возраста.
10. Составление и презентация проектов создания музыкального уголка в группах.
11. Составление сценария праздника в форме «Затейничество» в младшей группе и проведение фрагментов праздника.
12. Подготовка картотеки сюрпризных моментов на празднике для детей младшего дошкольного возраста.
13. Разработка и презентация фрагментов праздников «Затейничество» и «Фольклорный праздник».
14. Подготовка и представление эскизов музыкального уголка для одной из групп детского сада с учётом возрастных особенностей детей.
15. Подбор эскизов оформление зала к любому празднику в ДОУ.
16. Подбор сюрпризных моментов на праздник для малышей.
17. Подбор игр-аттракционов на Новогодние праздники для детей младшего и старшего дошкольного возраста.
18. Подготовка аннотации любой сборник с праздничными сценарными материалами;
19. Разработка тематического плана развлечений (на учебный год) для одной из возрастных групп.
20. Составление конспекта развлечения с участием взрослых.
21. Составление развлечения с использованием технических средств и рекомендаций к его проведению.
22. Разработка сценария концерта, посвящённого юбилейной дате (поэта или композитора) и рекомендаций к его проведению.
23. Разработка плана проведения тематического занятия, посвящённого дню Матери - «Ты одна такая любимая и родная».
24. Разработка сценария праздника для детей младшего возраста, проводимого без подготовки на повторном материале с включением сюрпризных моментов;
25. Подготовка папки с методическим материалом (сценарии развлечений, утренников, наглядные пособия, эскизы, картотека и т.д.);
26. Подготовка деловой игры «Занятие творчества в детском саду».
27. Подбор упражнений для развития внимания всех видов, памяти, наблюдательности, фантазии и воображения, ассоциативного мышления:
28. Составление картотеки занятий театральной педагогики в ДОУ.
29. Анализ условностей сценической деятельности; разучивание ролей спектакля, упражнения по переводу литературного содержания на мимику, пластику поведения, сценическую речь и т.д.
30. Составление комплекса игровых упражнений на развитие актерского мастерства.
31. Подготовка картотеки наиболее употребительных норм по культуре речи с опорой на словарь Аванесова Р.И. «Русское литературное произношение».
32. Прослушивание в аудио- и видеозаписи художественного чтения мастеров слова – дикторов радио и телевидения, актеров театра и кино и анализ исполнения по соблюдению правил и норм произношения современного русского литературного языка.
33. Наблюдение и анализ видеозаписи одного из творческих занятий в ДОУ.
34. Посещение детского театра с последующим анализом просмотренного спектакля.
35. Составление плана учебного занятия с использованием игр и элементов театра.
36. Составление плана занятия на основе театрально-игровой деятельности детей по предложенной схеме.
37. Подбор и апробация заданий, выполняемых на сцене и развивающие умение управлять своим вниманием, логикой действий и оправдывать предлагаемые обстоятельства, слышать, видеть и понимать товарища.
38. Составление партитуры ролей спектакля, игровой принцип освоения партитуры роли и сценического действия.
39. Разработка сценария детского спектакля по мотивам народных и литературных сказок.
40. Подготовка плана проведения театрализованного представления, посвященного празднику (по выбору обучающегося).
189
Тематика внеучебной самостоятельной работы
1. Анализ программам: «Музыкальные шедевры» О.П. Радынова, «Элементарное музицирование с дошкольниками» Т.Э. Тютюнникова.
2. Составление плана выступления на тему «Значение музыки в воспитании детей» на родительском собрании.
3. Подготовка опорной схемы способов звукоизвлечения и приёмов игры на инструментах.
4. Подбор загадок, пословиц и поговорок об осени.
5. Подборка стихов к празднику «День Матери».
6. Подбор иллюстраций или презентации видеоматериалов к празднику «День Матери».
7. Подбор эскизов Новогодних костюмов.
8. Разработка сценария одного из вечеров развлечений в форме настольного театра игрушек.
9. Оформить материалы (тексты новогодних песен и стихов) в уголке группы.
10. Разработка сценария одного из вечеров развлечений в форме вечера смеха и забав.
11. Подбор литературного материала для составления сценария утренника «Осенины» в форме «Затейничество» или фольклорный праздник.
12. Подготовка сообщения, презентации на тему «Театр игрушек, кукол и картинок в ДОУ».
13. Подготовка сказочного сюжета - основы для игровых импровизаций детей.
14. Подготовка устного сообщения на тему «Что такое театр».
15. Составление словаря театральных терминов.
16. Определение требований к выразительному чтению на основе книги К.С. Станиславский «О требованиях искусства к слову и речи».
17. Разучивание роли к сказке «Золушка».
Промежуточная аттестация в форме зачета
1
Производственная практика
Виды работ
Наблюдение и анализ праздников и развлечений одной из возрастных групп.
Составление сценариев разных видов театров для детей.
Изготовление пособий для разных видов детского театра.
Наблюдение театрализованных игр детей в разных группах.
Анализ планов работы воспитателя по подготовке к праздникам и развлечениям.
Изготовление элементов к костюмам детей.
Участие в организации и проведении праздников и развлечений для детей разного возраста.
Проведение развлечения для детей с привлечением родителей.
Оформление зала и групповых комнат к праздникам с участием родителей.
Самоанализ и анализ деятельности педагогов на праздниках.
Подготовка сценария и показ кукольного театра для детей дошкольного возраста.
Организация инсценирования произведений совместно с детьми.
Анализ детской театральной деятельности.
Изготовление различных кукол для театральной деятельности детей.
58
Раздел 6. Содержание и организация общения детей раннего и дошкольного возраста.
200
МДК 02.06 Психолого-
педагогические основы
организации общения детей дошкольного возраста.
156
Тема 6.1 Теоретические основы и методика планирования различных видов деятельности и общения детей.
Содержание
Психологические особенности общения детей раннего и дошкольного возраста.
Общие представления о специфике общения детей раннего и дошкольного возраста с учетом их возрастных особенностей.
2
2
Структура общения, функции, средства, показатели сформированности навыков общения.
2
2
Практическое занятие №1
1.Анализ психологических особенностей общения детей раннего и дошкольного возраста.
2.Определение методик для оценки уровня общительности детей.
3. Проверка уровня собственной коммуникабельности.
4.Участие в тренинговом занятии «Развиваем навыки общения».
2
Тема 6.2 Психологические особенности общения детей раннего и дошкольного возраста.
Содержание
2
2
Перцептивная сторона общения детей дошкольного возраста. Уровень самосознания, рефлексия, аттракция. Эмпатия. Самопринятие как условие принятия других. Окно Джогари.
Роль установки: «эффект ореола», «эффект новизны», «эффект первичности», стереотипизация, проекция. Сущность и особенности социальной перцепции и обратной связи в общении. Коммуникативная сторона общения.
2
2
Тема 6.3 Особенности и формы организации бесконфликтного общения детей и способы разрешения конфликтов.
Содержание
Основы организации бесконфликтного общения детей и способы разрешения конфликтов.
Сотрудничество – соперничество, успех – неуспех, конкуренция – кооперация, приспособление – оппозиция, ассоциация – диссоциация и др.
2
2
Способы разрешения конфликтов и организации бесконфликтного поведения.
1
2
Самостоятельная работа при изучении раздела
1.Подбор диагностических методик на определение уровня развития навыков общения у детей дошкольного возраста.
2..Анализ педагогических ситуаций общения детей.
3.Выполнение задания на стр.36, учебник Е.И.Рогов Психология общения – М.: изд. Центр ВЛАДОС,2015.
4.Разработка конспекта занятия по проведению одного из методов активного социально-психологического обучения общению детей дошкольного возраста.
5. Наблюдение в группах базового детского сада использования вербальных и невербальных средств общения детыми и воспитателем.
6. Отработка вербальных и невербальных средств общения (тренинговое занятие).
7. Составление таблицы по характеристике межличностного общения.
5.Подготовка сочинения-рассуждения на тему «Роль общения в психологическом онтогенетическом развитии человека».Составление терминологического словаря по теме «Особенности и формы организации бесконфликтного общения детей и способы разрешения конфликтов».
6. Составление опорной схемы форм организаци бесконфликтного взаимодействия дошкольников.
7. Тренинг эффективного взаимодействия.
8. Социально-психологический анализ педагогических ситуаций и поведения детей в ситуации общения.
9. Анализ и отбор методик для оценки направленности личности на конфликтное (бесконфликтное) поведение.
10. Разработка показателей бесконфликтного общения детей.
11. Отбор приемов и способов разрешения конфликтов детей разного возраста.
12.Подбор упражнений к заданию «Развиваем навыки общения» и их апробация в группе с обучающимися.
13. Определить уровень эмпатии по вопроснику: Е.И.Рогов Психология общения – М: изд. ВЛАДОС,2015, стр. 208-215.
Наблюдение и анализ общения детей в процессе бытовой деятельности в разных возрастных группах.
Наблюдение и анализ общения детей в процессе игровой деятельности в разных возрастных группах.
Анализ уровней взаимоотношений детей в процессе творческих игр.
Проведение и анализ игр по формированию коммуникативных умений у старших дошкольников.
Изготовление буклетов для родителей с советами по развитию навыков общения детей дошкольного возраста.
Организация общения дошкольников в повседневной жизни и различных вида деятельности.
Наблюдение и анализ общения детей в группах базового дошкольного образовательного учреждения.
Оценка уровня бесконфликтного поведения детей в группе на производственной практике.
44
Всего
1452
Для характеристики уровня усвоения учебного материала используются следующие обозначения:
1.- ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2.- репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3.- продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач.
4. условия реализации программы ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы модуля предполагает наличие учебного кабинета теоретические и методические основы организации игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста, теоретические и методические основы организации продуктивных видов деятельности детей дошкольного возраста, теория и методика музыкального воспитания с практикумом, психолого – педагогические основы организации общения детей дошкольного возраст.
Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета предполагает:
- рабочие места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
пакет диагностических методик по определению трудовых умений и навыков дошкольников;
сборник пословиц и поговорок о труде;
серии иллюстраций по ознакомлению детей с трудом взрослых;
комплект дидактических игр по ознакомлению дошкольников с трудом взрослых.
серии репродукций картин художников разных жанров;
- схемы поэтапной работы рисования;
мольберты;
наборы изобразительных материалов.
набор гипсовых форм;
словарь основных музыкальных терминов;
пакет диагностических методик определения уровня развития речевого общения детей дошкольного возраста;
набор тренинговых упражнений по развитию общения детей дошкольного возраста;
набор коррекционно-развивающих игр и упражнений для детей дошкольного возраста с затруднениями в общении.
4.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Гончарова О.В. Теория и методика музыкального воспитания (4-е изд., стер.). Учебник – М.: «Академия», 2014.
Козлова С.А. Теоретические и методические основы организации трудовой деятельности дошкольников (1-е изд.). Учебник – М.: «Академия», 2015.
Погодина С.В. Практикум по художественной обработке материалов и изобразительному искусству (1-е изд.). Учебное пособие – М.: «Академия», 2015.
Погодина С.В. Теоретические и методические основы организации продуктивных видов деятельности детей дошкольного возраста (1-е изд.). Учебник – М.: «Академия», 2015.
Интернет-ресурсы
http://www.dissercat.com интеграция изобразительной и театрально-игровой деятельности
http://www.lib.ua-ru.net Формирование творчества у детей дошкольного возраста в процессе
http://referat-shop.com Научно—теоретические основы развития системы валеологического образования младших школьников
http://www.nauka-shop.com Формирование творчества у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с предметным миром
http://les5125.narod2.ru Теоретические основы организации подвижных игр с детьми младшего дошкольного возраста
http://alldisser.com Формирование коммуникативных умений у детей дошкольного возраста
http://www.firo.ru/progr/spo Теоретические основы трудовой деятельности дошкольников и методика ее организации Теоретические основы продуктивных видов деятельности детей
http://www.dissland.com Теоретические основы воспитания трудолюбия у детей дошкольного возраста
http://www.phido.ru Теория и методика дошкольного обучения
http://www.orlova-rostov.narod.ru Теоретические основы организации внеурочной деятельности школьников
http://tpk.do.am Теоретические и методические основы организации продуктивных видов деятельности детей дошкольного возраста
http://center-yasenevo.mosuzedu.ru Педагогические основы коррекционно-развивающей работы с детьми
4.3. Общие требования к организации образовательного процесса
Освоению профессионального модуля предшествует изучение следующих дисциплин:
безопасность жизнедеятельности,
возрастная анатомия, физиология и гигиена,
психология общения,
теоретические основы дошкольного образования,
педагогика,
психология.
При реализации программы профессионального модуля предусматривается учебная и производственная практика для освоения профессиональных и общих компетенций. Учебная и производственная практика реализуются рассредоточено на базе дошкольных образовательных учреждений.
4.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса
Реализация основной профессиональной образовательной программы по специальности среднего профессионального образования должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими высшее образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля). Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным для преподавателей, отвечающих за освоение обучающимся профессионального цикла, эти преподаватели должны проходить стажировку в профильных организациях не реже 1 раза в 3 года.
5. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональной деятельности)
Результаты
(освоенные профессиональные компетенции)
Основные показатели оценки результата
Формы и методы контроля и оценки
ПК 1.Планировать различные виды деятельности и общения детей в течение дня.
- владение методами перспективного и календарного планирования целей, задач, форм и методов педагогической работы по разным видам деятельности и общения детей
Собеседование, тестирование,
практические работы;
творческие задания;
отчет по учебной и производственной практике
-осуществление планирования с учетом особенностей возраста, группы и отдельных воспитанников.
ПК 2.Организовывать различные игры с детьми раннего и дошкольного возраста.
-определение целей и задач руководства игровой деятельностью в соответствии с особенностями овладения детьми раннего и дошкольного возраста игровой деятельностью
Собеседование, тестирование,
практические работы;
творческие задания;
отчет по учебной и производственной практике
-владение формами, методами и средствами руководства творческими играми и играми с правилами
-отбор эффективных методов и приемов стимулирования самостоятельной игровой деятельности детей с использованием прямых и косвенных приемов руководства игрой
-применение педагогического наблюдения для определения уровня сформированности игровых умений дошкольников.
ПК 3.Организовывать посильный труд и самообслуживание.
- выбор методов, приемов и способов организации разных видов трудовой деятельности детей;
Собеседование, тестирование,
практические работы;
творческие задания;
отчет по учебной и производственной практике
-точное определение цели, задач руководства трудовой деятельностью в соответствии с программой, возрастными особенностями детей
-владение формами, методами, средствами организации посильного труда с учётом возраста и вида трудовой деятельности
-использование наблюдения и методик для оценки формирования трудовой деятельности дошкольников
ПК 4.Организовывать общение детей.
- выбор методов, приемов и способов организации общения детей
Собеседование, тестирование,
практические работы;
творческие задания;
отчет по учебной и производственной практике
-грамотность составления и полнота реализации коррекционных программ, рекомендаций для воспитателей и родителей по эффективному общению дошкольников
-целесообразность отбора диагностических методик и грамотное составление программ обследования межличностных отношений дошкольников
-обеспечение учета особенностей возраста детей и отдельных воспитанников при организации общения в разных видах деятельности
ПК 5.Организовывать продуктивную деятельность дошкольников (рисование, лепка, аппликация, конструирование).
- выбор методов, приемов и способов организации разных видов продуктивной деятельности;
Собеседование, тестирование,
практические работы;
творческие задания;
отчет по учебной и производственной практике
-владение организацией и руководством различными видами продуктивной деятельности детей (рисованием, лепкой, аппликацией, конструированием) на занятиях и вне занятий с учетом возраста и индивидуальных особенностей детей группы.
-использование наблюдения и других способов оценки продуктов детской деятельности для определения развития творческих способностей и мелкой моторики дошкольников.
-обоснованность рекомендаций по результатам диагностики развития творчества, мелкой моторики дошкольников.
ПК 6.Организовывать и проводить праздники и развлечения для детей раннего и дошкольного возраста.
- участие в подготовке и проведении праздников и развлечений в ДОУ;
Собеседование, тестирование,
практические работы;
творческие задания;
отчет по учебной и производственной практике
-уверенность владения организацией и проведением разных видов развлечений в разных возрастных группах
-активность участия в организации и проведении праздников в ДОУ
-использование наблюдений для оценки развития творческих музыкальных способностей детей, выявления эффективных форм и методов музыкального воспитания детей дошкольного возраста
ПК 7. Анализировать процесс и результаты организации различных видов деятельности и общения детей.
- использование диагностических материалов для определения результатов различных видов деятельности и общения детей
Собеседование, тестирование,
практические работы;
творческие задания;
отчет по учебной и производственной практике
-установление соответствия целей, задач формирования видов деятельности и общения программным требованиям
-определение целесообразности выбора форм, методов, средств организации и руководства различными видами деятельности и общения детей
-обоснованность рекомендаций по результатам анализа процесса организации разных видов деятельности и общения детей
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.
Результаты
(освоенные общие компетенции)
Основные показатели оценки результата
Формы и методы контроля и оценки
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
- осознание социальной роли педагога в современном обществе;
- обоснование собственного выбора педагогической профессии;
- проявление устойчивого интереса к профессиональному педагогическому образованию через учебную деятельность, участие в учебно-практических конференциях, конкурсах, положительные результаты прохождения программы педагогической практики.
Собеседование, тестирование,
практические работы;
творческие задания;
отчет по учебной и производственной практике
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определить методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
- рациональность планирования и организации собственной деятельности с учетом требований;
- выбор оптимальных методов для решения профессиональных задач;
- оценивание эффективности и качества отбора методов для решения профессиональных задач.
Собеседование, тестирование,
практические работы;
творческие задания;
отчет по учебной и производственной практике
ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
- определение и оценка рисков профессиональной деятельности и способов их эффективной регуляции;
- целесообразность принятия решений в нестандартной ситуации;
- целесообразность принятия решений в нестандартных ситуациях.
Собеседование, тестирование,
практические работы;
творческие задания;
отчет по учебной и производственной практике
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
- владение приемами поиска информации, необходимой для постановки и решения задач профессиональной деятельности;
- осуществление анализа и оценки найденной информации с позиции профессионального и личностного развития;
- разработка программ и проектов профессионально-творческого саморазвития на основе отобранной информации;
- представление информации по решению профессиональных задач, программ и проектов профессионального и личностного роста.
Собеседование, тестирование,
практические работы;
творческие задания;
отчет по учебной и производственной практике
ОК 5. Использовать информаци-онно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
- владение информационно-коммуникационными технологиями для совершенствования профессиональной деятельности;
- представление разработанных студентами презентаций, электронных образовательных ресурсов.
Собеседование, тестирование,
практические работы;
творческие задания;
отчет по учебной и производственной практике
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса.
- обоснованный выбор цели организации образовательной работы с обучающимися;
- проявление умения мотивировать деятельность обучающихся в соответствии с поставленной целью;
- владение способами организации деятельности детского коллектива;
- владение способами контроля деятельности учащихся;
- проявление чувства ответственности за качество образовательного процесса.
Собеседование, тестирование,
практические работы;
творческие задания;
отчет по учебной и производственной практике
ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий.
- проявление умения осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей;
- соответствие профессиональной деятельности условиям обновления содержания;
- использование в своей профессиональной деятельности новых технологий;
- представление в учебно-практической деятельности студента современных программ, методик обучения.
Собеседование, тестирование,
практические работы;
творческие задания;
отчет по учебной и производственной практике
ОК 10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей.
- соблюдение правил техники безопасности при проведении занятий, мероприятий с целью обеспечения охраны жизни и здоровья детей;
- проявление умения по планированию воспитательно-образовательной работы с введением здоровьесберегающих технологий;
Собеседование, тестирование,
практические работы;
творческие задания;
отчет по учебной и производственной практике
ОК 11. Строить профес-сиональную деятельность с соблюдением правовых норм ее регулирующих.
- построение профессиональной деятельности с учетом регулирующих ее правовых норм;
- осознанное соблюдение правовых норм в своей профессиональной деятельности;
- соблюдение графика учебной и учебно-производственной деятельности.