kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по курсу "Художественное творчество"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа курса «Художественное творчество: станем вол­шебниками» разработана для внеурочных занятий с учащими­ся 1-4 классов.

Целью данного курса является гармоничное развитие уча­щихся средствами художественного творчества.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по курсу "Художественное творчество"»

  1. Пояснительная записка

к курсу «Художественное творчество: станем волшебниками»


Программа курса «Художественное творчество: станем вол­шебниками» разработана для внеурочных занятий с учащими­ся 1-4 классов.

Целью данного курса является гармоничное развитие уча­щихся средствами художественного творчества.

Задачи курса:

  • развить творческий потенциал детей средствами художе­ственного труда;

  • формировать прикладные умения и навыки;

  • воспитывать интерес к активному познанию истории ма­териальной культуры своего и других народов, уважительное отношение к труду.

Методологической основой курса является системно-деятельностный подход в начальном обучении. Занятия по дан­ному курсу познакомят детей с огромным миром прикладного творчества, помогут освоить разнообразные технологии в со­ответствии с индивидуальными предпочтениями.

Кроме решения задач художественного воспитания, данная программа развивает интеллектуально-творческий потенциал учащихся, предоставляя каждому ребенку широкие возмож­ности для самореализации и самовыражения, познания и рас­крытия собственных способностей, проявления инициативнос­ти, изобретательности, гибкости мышления.

Основное внимание при изучении курса уделяется духовно- нравственному воспитанию младшего школьника. На уровне предметного содержания создаются условия для воспитания:

  • патриотизма - через активное познание истории матери­альной культуры и традиций своего и других народов;

  • трудолюбия - привитие детям уважительного отношения к труду, трудовых навыков и умений самостоятельного конструирования и моделирования изделий, навыков творческого оформления результатов своего труда и др.;

  • творческого отношения к учению, труду, жизни;

  • формирования представлений об эстетических ценностях (восприятие красоты природы, знакомство с художествен­ными ценностями материального мира, эстетической вы­разительностью предметов рукотворного мира, эстетикой труда и трудовых отношений в процессе выполнения кол­лективных художественных проектов);

  • бережного отношения к природе, окружающей среде (в процессе работы с природным материалом, создания из различного материала образов картин природы, живот­ных и др.);

  • ценностного отношения к здоровью (освоение приемов безопасной работы с инструментами, понимание необхо­димости применения экологически чистых материалов, организация здорового созидательного досуга и т.д.).

Наряду с вышеназванными, курс «Художественное творче­ство: станем волшебниками» выделяет и другие приоритетные направления, среди которых:

  • интеграция предметных областей для формирования це­лостной картины мира и развития универсальных учебных действий;

  • формирование информационной грамотности современ­ного школьника;

  • развитие метапредметных умений.

Основные содержательные линии программы направлены на личностное развитие учащихся, воспитание у них интереса к различным видам деятельности, получение и совершенство­вание определенных технологических навыков. Программа позволяет ребенку как можно более полно представить себе место, роль, значение и применение того или иного материала в окружающей жизни.

Связь прикладного творчества, осуществляемого во вне­урочное время, с содержанием обучения по другим предметам позволяет обнаружить многообразные тесные взаимосвязи между изучаемыми явлениями, повышает качество освоения программного материала, мотивированность учащихся. Прог­раммой предусматриваются тематические пересечения с таки­ми дисциплинами, как математика (построение геометричес­ких фигур, разметка циркулем, линейкой и угольником, рас­чет необходимых размеров и др.), окружающий мир (создание образов животного и растительного мира), литературное чте­ние и русский язык (внимательное отношение к слову, точ­ность формулировок, понимание значения и назначения инст­рукций, алгоритмов и т.п.). Программа содержит развивающие задания поискового и творческого характера, стимулируя раз­витие исследовательских навыков и обеспечивая индивидуа­лизацию. Кроме того, ученик всегда имеет возможность вы­брать задание, учитывая степень его сложности, заменить предлагаемые материалы и инструменты на другие, с анало­гичными свойствами и качествами.

Формирование информационной грамотности происходит на основе использования информационной среды образова­тельного учреждения и возможностей современного школьни­ка. В программу включены задания, направленные на актив­ный поиск новой информации - в книгах, словарях, справоч­никах. Передача учебной информации производится различ­ными способами (рисунки, схемы, выкройки, чертежи, услов­ные обозначения).

Развитие коммуникативной компетентности осуществляет­ся за счет приобретения опыта коллективного взаимодействия (работа в парах, в малых группах, коллективный творческий проект, инсценировки, презентации своих работ, коллективные игры и праздники), формирования умения участвовать в учеб­ном диалоге, развития рефлексии как важнейшего качества, определяющего социальную роль ребенка.

Социализирующую функцию курса обеспечивает ориента­ция содержания занятий на жизненные потребности детей. У ребенка формируются умения ориентироваться в окружаю­щем мире и адекватно реагировать на жизненные ситуации.

Повышению мотивации способствует создание положи­тельного эмоционального фона, стимулирующего состояние вдохновения, желание творить, при котором легче усваивают­ся навыки и приемы, активизируются фантазия и изобрета­тельность. Произведения, созданные в этот момент детьми, невозможно сравнить с результатом рутинной работы. Под­держанию интереса способствует то, что учебные пособия со­держат разного рода информацию, расширяющую представле­ния об изображаемых объектах, позволяющую анализировать и определять целевое назначение поделки.

Существенную помощь в достижении поставленных задач оказывает методически грамотно построенная работа с учеб­ными пособиями.

На первом этапе ребенок наблюдает, анализирует изобра­жение поделки, пытается понять, как она выполнена, из каких материалов. Далее он должен определить основные этапы ра­боты и их последовательность, обучаясь при этом навыкам са­мостоятельного планирования своих действий. В большинстве случаев основные этапы работы показаны в пособиях в виде схем и рисунков. Однако дети имеют возможность предлагать свои варианты, пытаться усовершенствовать приемы и мето­ды, учиться применять их на других материалах.

Следует помнить, что задача каждого занятия - освоение нового технологического приема или комбинация ранее изве­стных приемов, а не точное повторение поделки, предложен­ной в пособии. Такой подход позволяет оптимально учиты­вать возможности каждого учащегося, поскольку допускаются варианты как упрощения, так и усложнения задания.

Дети могут изготавливать изделия, повторяя образец, внося в него частичные изменения или реализуя собственный замы­сел. Следует организовывать работу по поиску альтернатив­ных возможностей, подбирать другие материалы вместо задан­ных, анализируя при этом существенные и несущественные признаки для данной работы.

Работа по программе основана на книгах серии «Любимый образ»: «Бабочки», «Собачки», «Кошки», «Цветы», «Деревья», «Волшеб­ные секреты» (2 класс) и книге «Забавные фигурки. Модуль­ное оригами».

Книги серии «Любимый образ» предлагают в каждом изда­нии рассмотреть одну из популярных тем в изобразительном и прикладном творчестве (бабочки, собачки, кошки, цветы, де­ревья), но сделать это разными способами, при помощи раз­ных материалов и технологий. Кроме того, в книгах предус­мотрена интеграция различных предметных областей - не просто создание образов живой природы, но и параллельное ознакомление с их основными биологическими особенностя­ми, интересными фактами. Книги дополнены стихами, сказка­ми и легендами о создаваемых персонажах, что дает возмож­ность устраивать инсценировки и театрализации с поделками собственного изготовления. Математический аппарат необхо­дим для расчетов, вычислений, построения чертежей. При создании художественных образов используются те же сред­ства художественной выразительности, которые дети осваива­ют на уроках изобразительного искусства.

Многие задания в учебных пособиях предполагают разные виды коллективного творчества: работа в парах, в малых и больших группах, коллективный творческий проект, инсце­нировки, коллективные игры и праздники.

Рабочая тетрадь «Волшебные секреты» представляет собой новый тип учебного пособия, поз­воляющего решать ряд дидактических и развивающих задач:

  1. дети могут самостоятельно выбирать не только вариант работы, но и способ ее выполнения: путем эксперимента, по схеме или по выкройке;

  2. в конце каждой темы имеется раздел «Мои достиже­ния», в котором дети учатся самостоятельно анализировать свои действия по различным показателям: чувства, которые вызывает работа, количество изделий, новые идеи (творчест­во), аккуратность, способ действия, и т.д. Занимаясь самоана­лизом, дети глубже осознают процесс учения;

  3. все виды работ можно выполнять как индивидуально, так и коллективно;

  4. выполнение заданий направлено на отработку основных операционных навыков - вырезание, складывание, гофрирова­ние, надрезание, склеивание и т.д. Это своеобразные «прописи по труду». Развивается мелкая моторика руки, улучшаются письмо, чтение и речь.

Тетради снабжены листами для разрезания. Это цветная бумага, тонированная в разные цветовые оттенки, содержа­щая изображения разных фактур (черепицы, воды, меха, тка­ни) и позволяющая создавать аппликации нового уровня. По ряду тем имеются готовые выкройки.

Книга «Забавные фигурки. Модульное оригами» посвяще­на работе с одной техникой - конструированию из модулей, сложенных в технике оригами. Эта техника имеет большой развивающий потенциал, помогая раскрыть конструкторские способности ребенка и художественно-образное мышление. Освоив основные базовые приемы, дети самостоятельно смо­гут конструировать разнообразные изделия по своему выбору.

Программа «Художественное творчество» дополнена заданиями информационно-практического характера, связан­ными с работой на компьютере в ограниченном интернет- пространстве. Детям предлагаются разные виды работы - от поиска информации до ведения собственной интернет-стра­нички на сайте Страна Мастеров (http://stranamasterov.ru, посвященном предметной области «Технология».

Внеурочная деятельность курса «Художественное творчество: станем волшебниками» организуется по общекультурному направлению развития личности.

Рабочая программа учителя по курсу «Художественное творчество: станем волшебниками» (3 кл) составлена на основе сборника «Программы внеурочной деятельности. Система Л.В. Занкова» / Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2011 г. Автор курса – Проснякова Т.Н. (с. 90), Рабочей программы по курсу «Художественное творчество: станем волшебниками» (1-4-е классы) МБОУ СОШ №27 г. Белгорода.


Изменения в авторскую программу не внесены


Рабочая программа рассчитана на 34 часа.

По календарю на 2021-2022 учебный год – 34 часа.


Формы организации учебного процесса и их сочетание

Освоение учащимися курса «Художественное творчество: станем волшебниками» организуется в таких формах как экскурсии, кружок, соревнования, общественно полезные практики.

Используется фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах.

Основной формой общения учителя и учащихся, учащихся друг с другом является учебный диалог.


Основными формами текущего контроля являются:

  • наблюдение

  • беседа

  • творческие работы.

II. Календарно-тематическое планирование

по курсу «Художественное творчество: станем волшебниками»


3 класс (34 ч)


п/п

Наименование

раздела

программы

Тема занятия

Дата

проведения

По

плану

По факту

Работа с бумагой и картоном

(по книгам серии

«Любимый образ») –

14 ч

Объемные изделия в технике оригами

03.09


Симметричное вырезание

10.09


Игрушки из картона с подвижными деталями

17.09


Рисование ватой по бархатной бумаге

24.09


Моделирование из конусов

01.10


Моделирование из гофрированной бумаги на проволочном каркасе

08.10


Надрезание бахромой, скручивание в жгут

15.10


Объемное конструирование из деталей оригами

22.10


Моделирование из бумажных салфеток

29.10


Моделирование из бумажных салфеток

12.11


Простое торцевание на бумажной основе

19.11


Многослойное торцевание

26.11


Моделирование из фольги

03.12


Объемные украшения для костюма из бумаги

10.12


Текстильные материалы

(по книгам серии

«Любимый образ») –

15 ч

Аппликация из резаных нитей

17.12


Нитяная бахрома

24.12


Моделирование из помпонов

14.01


Изонить

21.01


Аппликация из нитяных валиков

28.01


Приклеивание ниток по спирали

04.02


Аппликация из распущенного трикотажа

11.02


Вышивание по ткани

18.02


Аппликация из ткани, приклеенной на бумагу

25.02


Аппликация из жатой ткани

04.03


Аппликация из ткани и ниток

11.03


Шитье по выкройкам

18.03


Шитье по выкройкам

25.03


Шитье по выкройкам

08.04


Шитье по выкройкам

15.04


Пластические материалы

(по книгам серии

«Любимый образ») –

5 ч

Раскатывание пластилина, получение плоских изображений

22.04


Разрезание пластилина. Мозаика из разрезных деталей

29.04


Обратная аппликация из пластилина на прозрачной

основе

06.05


Пластилиновые нити, продавленные сквозь сито

13.05


Разрезание пластилина, аппликация

20.05






СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 3 КЛАССА (34 ч)


темы п/п

Кол-во часов

Название темы/раздела

Материалы


Раздел 1. Работа с бумагой и картоном. (по книгам серии «Любимый образ») – 14 ч

1

1

Объемные изделия в технике оригами

Цветная бумага

2

1

Симметричное вырезание

Цветная и белая бумага

3

1

Игрушки из картона с подвижными деталями

Картон, проволока

4

1

Рисование ватой по бархатной бумаге

Бархатная бумага, вата

5

1

Моделирование из конусов

Цветная бумага

6

1

Моделирование из гофрированной бумаги на проволочном каркасе

Гофрированная бумага, проволока

7

1

Надрезание бахромой, скручивание в жгут

Гофрированная бумага

8

1

Объемное конструирование из деталей оригами

Цветная бумага

9

2

Моделирование из бумажных салфеток

Цветная бумага, салфетки

10

1

Простое торцевание на бумажной основе

Гофрированная бумага, картон

11

1

Многослойное торцевание

Гофрированная бумага, цветная бумага, картон

12

1

Моделирование из фольги

Фольга, проволока

13

1

Объемные украшения для костюма из бумаги

Гофрированная бумага, цветная бумага


Раздел 2. Текстильные материалы (по книгам серии «Любимый образ») - 15 ч

1

1

Аппликация из резаных нитей

Шерсть, картон

2

1

Нитяная бахрома

Шерсть, тесьма

3

1

Моделирование из помпонов

Шерсть, картон, проволока

4

1

Изонить

Картон, мулине

5

1

Аппликация из нитяных валиков

Шерсть, картон

6

1

Приклеивание ниток по спирали

Шерсть, картон

7

1

Аппликация из распущенного трикотажа

Трикотаж, картон

8

1

Вышивание по ткани

Ткань, мулине

9

1

Аппликация из ткани, приклеенной на бумагу

Ткань, бумага, тесьма

10

1

Аппликация из жатой ткани

Ткань, бумага, картон

11

1

Аппликация из ткани и ниток

Ткань, шерсть, картон

12

4

Шитье по выкройкам

Ткань, шерсть, тесьма


Раздел 3. Пластические материалы (по книгам серии «Любимый образ») – 5 ч

1

1

Раскатывание пластилина, получение плоских изображений

Пластилин, картон

2

1

Разрезание пластилина. Мозаика из разрезных деталей

Пластилин, картон

3

1

Обратная аппликация

из пластилина на прозрачной

основе

Пластилин, прозрачные крышки

4

1

Пластилиновые нити, продавленные сквозь сито

Пластилин, металлическое сито, картон

5

1

Разрезание пластилина, аппликация

Пластилин, картон

III. Учебно-методические и материально-технические средства обучения по курсу

«Художественное творчество: станем волшебниками»


Наименование объектов и средств материально- технического обеспечения

количество

примечание


Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)


  • Проснякова Т.Н. Школа волшебников: рабочая тетрадь по технологии для 1 класса. _ Самара : Издательский дом «Федоров» : Издательство «Учебная литература, 2011. - 64 с.

  • Проснякова Т.Н. Волшебные секреты: рабочая тетрадь по технологии для 2 класса. - Самара : Издательский дом «Фе­доров» : Издательство «Учебная литература», 2011. - 64 с.

  • Проснякова Т.Н. Книги серии «Любимый образ»: «Бабоч­ки», «Собачки», «Кошки», «Цветы», «Деревья». - Самара : Издательский дом «Федоров», 2006. - 48 с.

  • Проснякова Т.Н. Забавные фигурки. Модульное оригами. - М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2011. - 104 с. - (Золотая библиоте­ка увлечений).

  • Интернет-сайт Страна Мастеров: http://stranamasterov.ru

Д


Д



Д


Д




Печатные пособия


Таблицы в соответствии с основными разделами программы обучения.

Альбомы демонстративного и раздаточного материала

Д

Д


Компьютерные и информационно-коммуникативные средства


Электронные справочники, электронные пособия, обучающие программы по предмету

Д

При наличии необходимых технических условий



Технические средства обучения


Мультимедийные образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения, обучающие программы по предмету

Д

по возможности


Экранно-звуковые пособия


Видеофрагменты (труд людей, технологические процессы, народные промыслы)

Слайды соответствующего содержания

Мультимедийные образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения

Д

Д

Д





Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование


Набор инструментов для работы с различными материалами в соответствии с программой обучения

Набор демонстративных материалов, коллекций в соответствии с программой обучения.

Конструкторы.

Объёмные модели геометрических фигур

К

Д

К

Д



Специфическое сопровождение (оборудование)


_ индивидуальное рабочее место, которое можно перемещать в случае групповой работы;

_ инструменты и приспособления для ручной обработки материалов и решения конструкторско-технологических задач: ножницы школьные со скругленными концами и ножницы с острыми концами (в чехле), линейка, угольник, циркуль, иглы в игольнице, нитковдеватель, крючок для вязания, спицы, пяльцы, дощечки для работы шилом и лепки, простой и цветной карандаши, фломастеры, кисти для работы клеем и красками; инструменты для работы с проволокой.

_ материалы для изготовления изделий, предусмотренных программным содержанием: бумага (писчая, альбомная, цветная односторонняя и двусторонняя, крепированная, калька, копировальная, бумажные салфетки, страницы журналов), картон (обычный, цветной, гофрированный), ткань (однотонная и набивная, хлопчатобумажная и шерстяная, канва), нитки (катушечные, мулине, ирис, пряжа), текстильные материалы (сутаж, тесьма), пластилин или пластика, соленое тесто, фольга, проволока, природные материалы (плоские и объемные), «бросовый» материал (пластиковые баночки, крышки, картонные коробочки и т.д.), пуговицы, наборы «Конструктор».




Оборудование класса


Ученические столы двухместные с комплектом стульев

Стол учительский тумбой

Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий.

Настенные доски

Демонстрационная подставка (для образцов изготавливаемых изделий)

Подставки для книг, держатели схем и таблиц

К

Д

Д

Д

Д


В соответствии с санитарно-гигиеническими нормами







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Рабочая программа по курсу "Художественное творчество"

Автор: Петрова Валентина Ивановна

Дата: 29.12.2021

Номер свидетельства: 596503

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(158) "Рабочая программа курса внеурочной деятельности «КРАСОТА В ИСКУССТВЕ, НАУКЕ И ЖИЗНИ» "
    ["seo_title"] => string(92) "rabochaia-proghramma-kursa-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-krasota-v-iskusstvie-naukie-i-zhizni"
    ["file_id"] => string(6) "235069"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1443597268"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(123) "Художественное творчество: станем волшебниками_ рабочая программа"
    ["seo_title"] => string(69) "khudozhestvennoe_tvorchestvo_stanem_volshebnikami_rabochaia_programma"
    ["file_id"] => string(6) "554692"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1594579927"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(255) "Адаптированная   рабочая   программа курса  «Литературное чтение»   для 1- 4  специальных (коррекционных) общеобразовательных классов VII вида "
    ["seo_title"] => string(151) "adaptirovannaia-rabochaia-proghramma-kursa-litieraturnoie-chtieniie-dlia-1-4-spietsial-nykh-korriektsionnykh-obshchieobrazovatiel-nykh-klassov-vii-vida"
    ["file_id"] => string(6) "242766"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1445532099"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(138) "РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  по  учебному курсу «Литературное чтение»  3 класс     2015-2016"
    ["seo_title"] => string(72) "rabochaiaprogrammapouchiebnomukursulitieraturnoiechtieniie3klass20152016"
    ["file_id"] => string(6) "258970"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1448620945"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(93) "Рабочая программа по ОРКСЭ. Модуль светская этика. "
    ["seo_title"] => string(52) "rabochaia-proghramma-po-orkse-modul-svietskaia-etika"
    ["file_id"] => string(6) "133443"
    ["category_seo"] => string(3) "ork"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1416505911"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства