Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа и календарно - тематическое планирование по черчению»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Новосибирского района Новосибирской области –
Криводановская средняя общеобразовательная школа № 22
Рассмотрено
Руководитель МО_________________________
дата
СОГЛАСОВАНО
Зам. дир. по УВР
___________________ Шупило Л.И
дата
Рабочая программа
предмета «Черчение»
школьный компонент
Составитела: Якуба Наталия Григорьевна
2016
Рабочая программа предмета «_черчение_»
обязательной предметной области "технология" для основного общего образования разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897, с изменениями, утвержденными приказами Минобрнауки от 29.12.2014 № 1644, от 31.12.2015 № 1897 с учетом примерной основной образовательной программы основного общего образования, одобренной федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию 08.04.2015, авторской программы Ботвинников А.Д..
Освоение программы по черчению в основной школе осуществляется в 8-9 классах по 0,5 час в неделю. Всего 34 часов за курс. Используется учебник или УМК Ботвинников А.Д.
Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ СОШ № 22
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Выпускник основной школы в ходе освоения программы может научиться:
решать учебно-познавательные задачи, способствующие освоению систематических знаний (ознакомление, отработка, осознание теоретических моделей и понятий, осознание сущности и особенности изучаемых объектов, процессов и явлений, выявление и анализ существенных и устойчивых связей между объектами и процессами;
решать учебно-познавательные задачи, направленные на формирование навыка самостоятельного приобретения, переноса и интеграции знаний, требующие более глубокого понимания, выдвижения новых идей, иной точки зрения, создания, исследования новой информации, ее преобразования;
решать учебно-практические задачи, направленные на формирование навыка разрешения проблемных ситуаций, требующие принятия решения в условиях неопределенности;
решать учебно-практические задачи, направленные на формирование и оценку навыка сотрудничества, требующие совместной работы;
решать учебно-практические задачи, направленные на формирование и оценку навыка коммуникации, требующие создания письменного или устного текста/высказывания с заданными параметрами;
решать учебно-практические и учебно-познавательные задачи, направленные на формирование и оценку навыка самоорганизации. саморегуляции, наделяющие учащихся функциями организации выполнения задания;
решать учебно-практические и учебно-познавательные задачи, направленные на формирование и оценку навыка рефлексии, что требует от обучающихся самостоятельной оценки и анализа собственной учебной деятельности;
решать учебно-практические и учебно-познавательные задачи, направленные на формирование ценностно-смысловых установок, что требует от обучающихся выражения ценностных суждений и своей позиции по обсуждаемой проблеме;
решать учебно-практические и учебно-познавательные задачи, направленные на формирование и оценку ИКТ- компетентности обучающихся;
решать учебно-практические задачи, направленные на сохранение окружающей среды обитания, реальные практические задачи по охране природы родного края.
Личностные универсальные учебные действия
В рамках когнитивного компонента будут сформированы:
• историко-географический образ, включая представление о территории и границах России, её географических особенностях; знание основных исторических событий развития государственности и общества; знание истории и географии края, его достижений и культурных традиций;
• образ социально-политического устройства — представление о государственной организации России, знание государственной символики (герб, флаг, гимн), знание государственных праздников;
• знание положений Конституции РФ, основных прав и обязанностей гражданина, ориентация в правовом пространстве государственно-общественных отношений;
• знание о своей этнической принадлежности, освоение национальных ценностей, традиций, культуры, знание о народах и этнических группах России;
• освоение общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия;
• ориентация в системе моральных норм и ценностей и их иерархизация, понимание конвенционального характера морали;
• основы социально-критического мышления, ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий, установление взаимосвязи между общественными и политическими событиями;
• экологическое сознание, признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях; знание основных принципов и правил отношения к природе; знание основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий; правил поведения в чрезвычайных ситуациях.
В рамках ценностного и эмоционального компонентов будут сформированы:
• гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну;
• уважение к истории, культурным и историческим памятникам;
• эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;
• уважение к другим народам России и мира и принятие их, межэтническая толерантность, готовность к равноправному сотрудничеству;
• уважение к личности и её достоинству, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;
• уважение к ценностям семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, своего и других людей, оптимизм в восприятии мира;
• потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании;
• позитивная моральная самооценка и моральные чувства — чувство гордости при следовании моральным нормам, переживание стыда и вины при их нарушении.
В рамках деятельностного (поведенческого) компонента будут сформированы:
• готовность и способность к участию в школьном самоуправлении в пределах возрастных компетенций (дежурство в школе и классе, участие в детских и молодёжных общественных организациях, школьных и внешкольных мероприятиях);
• готовность и способность к выполнению норм и требований школьной жизни, прав и обязанностей ученика;
• умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умение конструктивно разрешать конфликты;
• готовность и способность к выполнению моральных норм в отношении взрослых и сверстников в школе, дома, во внеучебных видах деятельности;
• потребность в участии в общественной жизни ближайшего социального окружения, общественно полезной деятельности;
• умение строить жизненные планы с учётом конкретных социально-исторических, политических и экономических условий;
• устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива;
• готовность к выбору профильного образования.
Выпускник получит возможность для формирования:
• выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению;
• готовности к самообразованию и самовоспитанию;
• адекватной позитивной самооценки и Я-концепции;
• компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
• морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций участников дилеммы, ориентации на их мотивы и чувства; устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
• эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других, выражающейся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
Планируемые предметные результаты.
8 кл.
- знать правила оформления и выполнения чертежей;
-понимать основы прямоугольного проецирования на одну, две, и три взаимно перпендикулярные плоскости;
- иметь понятие о способах построения несложных аксонометрических изображений;
- знать геометрические тела и их проекции;
- знать правила чтения чертежей предмета и анализа геометрической формы предмета;
- выполнять простейшие геометрические построения (деление отрезка на
равные части, деление окружности, сопряжения).
-рационально использовать чертежные инструменты;
- анализировать форму предметов в натуре и по их чертежам;
- анализировать графический состав изображений;
- выбирать необходимое число видов на чертежах;
- применять графические знания при решении задач с преобразованием формы и
пространственного положения предметов и его частей;
-анализировать графический состав изображений;
- читать и выполнять чертежи, эскизы и наглядные изображения несложных проедметов;
9 кл
- знать основные технические понятия;
основные правила выполнения и обозначения проекций,сечений и разрезов;
- применять условности изображения и обозначения резьбы при выполнении чертежа;
- основные тины разъемных и неразъемных соединений деталей;
- особенности выполнения и чтения чертежей общего вида и сборочных чертежей, их условности и способы упрощения;
- об особенностях выполнения строительных чертежей.
- выполнять необходимые проекции, разрезы и сечения;
- правильно выбирать главное изображение и число изображений;
- выполнять чертежи резьбовых соединений деталей;
- читать и деталировать чертежи объектов, состоящих из 5-7 деталей;
- выполнять простейшие сборочные чертежи объектов, состоящих из 2-3 деталей;
- пользоваться государственными стандартами ЕСКД, справочной литературой и учебником
Содержание курса.
Наименование раздела
8 класс
9 класс
.Оформление чертежа -5ч.
2.Прстейшие
геометрические построения- 1ч
3.Чертежи в системе прямоугольных проекций.- 4час.
4. Аксонометрические проекции. Технический рисунок – 3 ч.
5.Чтение и выполнение чертежей.- 4 час
Правила оформления чертежа - формат, рамка, основная надпись, чертежный шрифт, линии чертежа, нанесение размеров, масштаб.
Деление окружности на равные части с помощью циркуля и угольгиков. Сопряжение. Построение детали с элементами сопряжения.
Центральное, параллельное проецирование; плоскости проекций, построение чертежа на три взаимно перпендикулярные плоскости.
Аксонометрическое проецирование - плоских фигур, плоскогранных предметов и предметов, имеющих круглую поверхность. Технический рисунок.
Решение задач.
Анализ геометрической формы предмета.. Проекции вершин, ребер и граней предмета. Последовательность выполнения эскизов деталей.
.
6.Повторение сведений о проецировании. -1 ч.
7.Сечения и разрезы.- 7 ч.
8. Определение необходимого количества изображений.-1 ч.
9.Сборочные чертежи.-7 ч.
Построение чертежа предмета на три взаимно перпендикулярные плоскости
Наложенные и вынесенные сечения; обозначение материалов на сечениях; Решение задач с сечениями. Виды разрезов, их обозначение; местные разрезы; соединение вида и разреза; разрезы в аксонометрических проекциях.
Выбор количества изображений и главного изображения. Условности и упрощения на чертежах.
Основные сведения о сборочных чертежах изделий;способы представления на чертежах различных видов соединений деталей; условное обозначение резьбового соединения; штриховка сечений смежных деталей; спецификация; размеры, наносимые на сборочном чертеже; деталирование сборочных чертежей.
Тематическое планирование с определением видов учебной деятельности
класс
раздел
Виды учебных действий
8 кл.
Оформление чертежа -5ч.
- Изучать историю развития чертежа и стандартизации в России,
- осваивать правила оформления чертежей - формат, рамка, основная надпись, чертежный шрифт,;
-овладевать навыками рационального использования чертежными инструментами;
-определять и использовать линии чертежа по назначению при выполнении чертежа;
- использовать масштаб при выполнении чертежа;
- изучать правила нанесения размеров на чертеж;
- выполнять нанесение размеров на чертеже.
Прстейшие
геометрические построения- 1ч
- выполнять простейшие геометрические построения (деление отрезка на
равные части, деление окружности)
- изучать понятие сопряжения, выполнять различные сопряжения.
Чертежи в системе прямоугольных проекций.- 4 час.
- изучать виды проецирования (центральное, параллельное);
- изучать и определять плоскости проекций;
-осваивать основы прямоугольного проецирования на одну, две, и три взаимно перпендикулярные плоскости;
- овладевать навыками выполнения чертежей предметов на три взаимно перпендикулярные плоскости по модели детали, наглядному изображению
Аксонометрические проекции. Технический рисунок – 3 ч.
- Изучать понятие «аксонометрия»;
- определять виды аксонометрических проекций ( изометрия, фронтальная диметрическая проекция)
- выполнять несложные аксонометрические проекции - плоских фигур, плоскогранных предметов и предметов, имеющих круглую поверхность;
- изучать и выполнять технический рисунок.
Чтение и выполнение чертежей.- 4 час.
- определять геометрические тела и их проекции;
- изучать правила чтения чертежей предмета и анализа геометрической формы предме
- анализировать форму предметов в натуре и по их чертежам;
- анализировать графический состав изображений;
- выбирать необходимое число видов на чертежах;
- читать и выполнять чертежи
- выполнять развертки геометрических тел.
Эскизы. -1ч.
- изучать понятие « эскиз»;
- определять последовательность выполнения эскиза;
- выполнять эскизы.
9 кл.
Повторение сведений о проецировании. -1 ч.
- повторить основы прямоугольного проецирования на одну, две, и три взаимно перпендикулярные плоскости;
- выполнение чертежа предмета на три взаимно перпендикулярные плоскости
Сечения и разрезы.- 7 ч.
- изучать понятия сечение и разрез;
- определять различие между сечением и разрезом;
- определять и выполнять наложенные и вынесенные сечения;
- изучать обозначение материалов на сечениях;
- решать задачи с сечениями;
- определять, выполнять виды разрезов, их обозначение; местные разрезы;
- осваивать и выполнять соединение вида и разреза;
- выполнять разрезы в аксонометрических проекциях.
Определение необходимого количества изображений.-1 ч.
- выполнять выбор количества изображений на чертеже, анализируя форму предмета;
- определять и читать условности и упрощения на чертежах;
- правильно выбирать главное изображение;
- читать и выполнять чертежи, применяя необходимые разрезы.
Сборочные чертежи.-7 ч.
- изучать основные сведения о сборочных чертежах изделий;
- определять способы представления на чертежах различных видов соединений деталей;
- читать, выполнять условное обозначение резьбового соединения;
- определять штриховку сечений смежных деталей;
- читать сборочный чертеж, спецификацию, размеры, наносимые на сборочном чертеже;
- выполнять простейшие сборочные чертежи объектов, состоящих из 2-3 деталей;
- выполнять чертежи резьбовых соединений деталей;
- изучать понятие и последовательность деталирования;
- выполнять деталирование сборочных чертежей.
- пользоваться государственными стандартами ЕСКД, справочной литературой при чтении и выполнении сборочного чертежа;
- применять полученные знания при решении задач с творческим содержанием.
Рассмотрено на заседании МО
Руководитель
Календарно-тематическое планирование по технологии с определением основных видов учебной деятельности
Учебный год 2016-2017
Класс - 8А,Б,В
Учитель - Якуба Н.Г.
№ урока
Тема учебного занятия
сроки проведения
Характеристика основных видов деятельности ученика (в целом по разделу)
Оформлениечертежа.-5
1
Значение чертежа в практической деятельности людей.
1
Изучать историю развития чертежа и стандартизации в России
Определять значение чертежа в жизни человека;
овладевать навыками рационального использования чертежными инструментами;
2
Правила оформления чертежа – формат, основная надпись, линии чертежа
2
осваивать правила оформления чертежей - формат, рамка, основная надпись; изучать линии чертежа.
3
Построение линий чертежа.Г.Р.
3
- овладевать навыками рационального использования чертежными инструментами;
-определять и использовать линии чертежа по назначению при выполнении чертежа;
4
Чертежный шрифт.
4
Выполнять надписи на чертеже чертежным шрифтом;
Применять чертежный шрифт при оформлении чертежа
5
Сведения о нанесении размеров на чертеж. ’ Применение и обозначение масштаба.
5
Изучать правила нанесения размеров на чертеж;
- выполнять нанесение размеров на чертеже.
Простейшие геометрические построения 1час.
6
Деление окружности на равные части. Сопряжения.
6
Овладевать навыками деления окружности на равные части при помощи циркуля, угольника
Чертежи в системепрямоугольныхпроекций-4
7
Проецирование. Центральное и параллельное проецирование.
7
Изучать понятие проецирования, проекции
- Овладевать знаниями о видах проецирования;
8
Прямоугольное проецирование на три плоскости.
8
Применять знания о проецировании при построении чертежа.
Изучать плоскости проекций;
Овладевать знаниями о системе прямоугольных проекций
- изучать способы получения и построения аксонометрических проекций
- выполнять аксонометрические проекции плоских фигур
12
Аксонометрические проекции плоскогранных предметов. Понятие о техническом рисунке.
12
Использовать знания об аксонометрии при построении аксонометрические проекции плоскогранных предметов. Изучать понятие « технический рисунок», его назначение;
- выполнять технические рисунки;
13
Эллипс как проекция окружности. Построение овала.
13
- Рассмотреть понятие «элипс»
- Выполнять построение овала в разных плоскостях проекций
Чтение ивыполнениечертежей-4
14
Проекции вершин, ребер и граней предмета.
14
анализировать форму предметов с натуры и по их чертежам;
- анализировать графический состав изображений;
- определять проекции граней, ребер, вершин предмета в зависимости от расположения их по отношению к плоскостям проекций;
- находить вершины, ребра, грани предмета на чертеже из трех видов
15
Построение третьего вида по двум заданным.
15
определять порядок построения изображений на чертеже;
- анализировать форму предмета по чертежу;
- выполнять третий вид по двум заданным.
16
Выполнение эскизов деталей.
16
изучать понятие «эскиз», последовательность построения эскиза, их назначение;
- выполнять эскизы предметов по наглядному изображению и с натуры.
17
Выполнение чертежа предмета по аксонометрической проекции. Контрольная работа
17
анализировать форму предмета;
- выбирать необходимое число видов на чертежах;
- Выполнять чертеж предмета.
Рассмотрено на заседании МО
Руководитель
Календарно-тематическое планирование по технологии с определением основных видов учебной деятельности
Учебный год 2016-2017
Класс - 9А,Б
Учитель - Якуба Н.Г.
№ урока
Тема учебного занятия
сроки проведения
Характеристика основных видов деятельности ученика (в целом по разделу)
Сведения о проецировании - 1 час.
1
Повторение способов проецирования
1
понимать основы прямоугольного проецирования на одну, две, и три взаимно перпендикулярные плоскости;
- выполнять чертеж предмета на три взаимно перпендикулярные плоскости
Сечения и разрезы 7 час
2
Общие сведения о сечениях.
Решение задач с применением сечений.
2
изучать понятия сечение; определять и выполнять наложенные и вынесенные сечения;
3
Общие сведения о разрезах..
3
изучать понятия разреза;определять виды разрезов по расположению относительно плоскостей проекций
4
Построение фронтального и горизонтального разреза
4
выполнять чертежи с применением фронтального, горизонтального, профильного разрезов
5
Решение задач с прим. Разрезов.Местные разрезы
5
выполнять чертежи с применением фронтального, горизонтального, профильного разрезов
6
Соединение вида и разреза
6
Изучать правила соединения видов и разрезов на чертеже; выполнять соединения видов и разрезов на чертеже
7
Другие сведения о разрезах.Разрез в аксонометрии.
7
- изучать обозначение материалов на сечениях;
Изучать правила изображения спиц, тонких стенок на разрезе
Изучать способы построения разрезов в аксонометрии; выполнять разрезы в аксонометрических проекциях.
8
Эскиз детали с прим-ем разрезов по наглядному изображению Графическая работа
8
выполнять чертежи с применением необходимого (фронтального, горизонтального, профильного) разреза по наглядному изображеию
Выбор кол-ва изображений на чертеже и главного вида.- 1 час.
9
Выбор кол-ва изображений на чертеже и главного вида.
9
- выполнять выбор количества изображений на чертеже, анализируя форму предмета;
- определять и читать условности и упрощения на чертежах;
- правильно выбирать главное изображение;
- читать и выполнять чертежи, применяя необходимые разрезы.
Сборочные чертежи.-7 час.
10
Общие сведения о соединениях деталей.Изображение и обозначение резьбы
10
определять способы представления на чертежах различных видов соединений деталей;
- читать, выполнять условное обозначение резьбы; выполнять резьбу на стержне и в отверстии.
11
Работа со справочным материалом.
11
Изучать справочные материалы; Выполнять чертеж болта по размерам из справочника
12
Чертежи болтовых и шпилечных соединений.
12
выполнять чертежи резьбовых соединений деталей;
13
Общие сведения о сборочных чертежах.Чтение сборочного чертежа
13
изучать основные сведения выполнения и чтения сборочных чертежей изделий;
Читать сборочный чертеж.
14
Понятие деталирования.
14
изучать понятие и последовательность деталирования; планировать последовательность деталирования
15
Выполнение деталирования.
15
Читать сборочный чертеж; выполнять деталирование сборочной единицы
16
Чертеж детали по чертежу сборочной единицы
16
Читать сборочный чертеж; выполнять деталирование сборочной еденицы.