Рабочая программа по технологии для неделимых 5 классов ФГОС
Рабочая программа по технологии для неделимых 5 классов ФГОС
Пояснительная записка и календарно-тематическое планирование по технологии для неделимых классов. Обучение школьников технологии строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, информации, объектов природной среды.
Технология изучается по направлению – технология ведения дома.
Программа включает в себя основные теоретические сведения и практические работы. При этом предполагается, что изучение материала, связанного с практическими работами, предваряется освоением обучающимися необходимого минимума теоретических сведений с опорой на лабораторные исследования, выполнение школьниками творческих и проектных работ.
Независимо от вида изучаемых технологий, содержанием программы предусматривается освоение материала по следующим сквозным образовательным линиям:
Технологическая культура производства;
Культура и эстетика труда,
Получение, обработка, хранение и использование технологической информации,
Основы черчения, графики, дизайна,
Знакомство с миром профессий,
Влияние технологических процессов на окружающую среду и здоровье человека,
Творческая и проектная деятельность
Изучение предмета «Технология» обеспечивает достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.
Основным дидактическим средством обучения технологии в основной школе является учебно-практическая деятельность обучающихся. На изучение предмета в 5 классе предусмотрено 2 часа в неделю, итого 68 часов в год.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по технологии для неделимых 5 классов ФГОС »
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Успенская средняя общеобразовательная школа
Рассмотрено на заседании ШМО учителей
начальных классов
___________________Е.А.Суслова
№ протокола 1
«28» августа 2015г.
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
___________________Г.А.Титова
«28» августа 2015г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор ОУ
______________Л.В.Дородова
Приказ № 170/ОД
«28» августа 2015г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Предмет
ТЕХНОЛОГИЯ
Учебный год
2015 - 2016
Класс
5
Количество часов в год
68
Количество часов в неделю
2
Разработчик программы учитель технологии: Сафарова А.М.
с. Успенка
2015г.
1.Пояснительная записка.
Настоящая рабочая программа поТЕХНОЛОГИИ для учащихся 5 класса разработана на основе:
1. Приказа Минобрнауки РФ от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в ред. Приказа Минобнауки России от 29.12.2014 года № 1644).
2.Основной образовательной программы основного общего образования МАОУ Успенской СОШ, утвержденной приказом директора МАОУ Успенской СОШ № 171 от 28.08.2015 года.
3.Программы «Технология» (трудовое обучение) 5-11 классы под ред. Симоненко В.Д., «Просвещение», 2010 год.
4. Приказа Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 №253 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2014-2015 учебный год».
5. Приказа Минобрнауки России от 08.06.2015 г. № 576 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253»;
6. Учебного плана МАОУ Успенской СОШ, принятого на педагогическом совете школы (протокол №15 от 5 июня 2015 г.), согласованного с Управляющим советом школы (протокол № 6 от 5 июня2015 г.), утвержденного директором школы (приказ №_142 /ОД от 5 июня 20154г.).
7. Годового календарного учебного графика МАОУ Успенской СОШ на 2015-2016 учебный год.
Цели обучения:
• формирование представлений о составляющих техносферы, о современном производстве и о распространенных в нем технологиях;
• освоение технологического подхода как универсального алгоритма преобразующей и созидательной деятельности;
• овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства, самостоятельного и осознанного определения своих жизненных и профессиональных планов, безопасными приемами труда;
• развитие познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;
• воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда;
• получение опыта применения политехнических и технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности.
Задачи обучения:
• освоение технологических знаний, основ куль- туры созидательного труда, представлений о технологической культуре на основе включения учащихся в разнообразные виды трудовой деятельности по созданию личностно или общественно значимых изделий;
Обучение школьников технологии строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, информации, объектов природной среды.
Технология изучается по направлению – технология ведения дома.
Программа включает в себя основные теоретические сведения и практические работы. При этом предполагается, что изучение материала, связанного с практическими работами, предваряется освоением обучающимися необходимого минимума теоретических сведений с опорой на лабораторные исследования, выполнение школьниками творческих и проектных работ.
Независимо от вида изучаемых технологий, содержанием программы предусматривается освоение материала по следующим сквозным образовательным линиям:
Технологическая культура производства;
Культура и эстетика труда,
Получение, обработка, хранение и использование технологической информации,
Основы черчения, графики, дизайна,
Знакомство с миром профессий,
Влияние технологических процессов на окружающую среду и здоровье человека,
Творческая и проектная деятельность
Изучение предмета «Технология» обеспечивает достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.
Основным дидактическим средством обучения технологии в основной школе является учебно-практическая деятельность обучающихся.
3.Описание места учебного предмета в учебном плане.
Учебный план МАОУ Успенской СОШ на изучение предмета «Технология» в 5 классах предусматривает 2 часа в неделю, итого 68 часов в год.
4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.
Данный курс носит интегрированный характер. Суть интеграции заключается в знакомстве с различными явлениями материального мира, объединенными общими, присущими им закономерностями, которые проявляются в способах реализации человеческой деятельности, в технологиях преобразования сырья, энергии, информации. Практико-ориентированная направленность содержания учебного предмета «Технология» обеспечивает интеграцию знаний, полученных при изучении других учебных предметов (изобразительного искусства, математики, окружающего мира, русского (родного) языка, литературного чтения), и позволяет реализовать их в интеллектуально-практической деятельности ученика. Это, в свою очередь, создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.
Изобразительное искусство дает возможность использовать средства художественной выразительности в целях гармонизации форм и конструкций при изготовлении изделий на основе законов и правил декоративно- прикладного искусства и дизайна.
Математика — моделирование (преобразование объектов из чувственной формы в модели, воссоздание объектов по модели в материальном виде, мысленная трансформация объектов и пр.), выполнение расчетов, вычислений, построение форм с учетом основ геометрии, работа с геометрическими формами, телами, именованными числами.
Биология — рассмотрение и анализ природных форм и конструкций как универсального источника инженерно-художественных идей для мастера; природы как источника сырья с учетом экологических проблем, деятельности человека как создателя материально-культурной среды обитания, изучение этнокультурных традиций.
Русский язык — развитие устной речи на основе использования важнейших видов речевой деятельности и основных типов учебных текстов в процессе анализа заданий и обсуждения результатов практической деятельности (описание конструкции изделия, материалов и способов их обработки; повествование о ходе действий и построении плана деятельности; построение логически связных высказываний в рассуждениях, обоснованиях, формулировании выводов).
Литература — работа с текстами для создания образа, реализуемого в изделии.
Продуктивная деятельность учащихся на уроках технологии создает уникальную основу для самореализации личности. Благодаря включению в элементарную проектную деятельность учащиеся могут применить свои умения, заслужить одобрение и получить признание (например, за проявленную в работе добросовестность, упорство в достижении цели или за авторство оригинальной творческой идеи, воплощенной в материальный продукт). Именно так закладываются основы трудолюбия и способности к самовыражению, формируются социально ценные практические умения, опыт преобразовательной деятельности и развития творчества, что создает предпосылки для более успешной социализации.
Возможность создания и реализации моделей социального поведения при работе в малых группах обеспечивает благоприятные условия для коммуникативной практики учащихся и для социальной адаптации в целом.
5.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.
Личностные результаты изучения предмета:
• проявление познавательного интереса и активности в данной области предметной технологической деятельности;
• мотивация учебной деятельности;
• овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда;
• самоопределение в выбранной сфере будущей профессиональной деятельности;
• смыслообразование (установление связи между мотивом и целью учебной деятельности);
• самооценка умственных и физических способностей для труда в различных сферах с позиций будущей социализации;
• нравственно-эстетическая ориентация;
• реализация творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности;
• развитие готовности к самостоятельным действиям;
• развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;
• гражданская идентичность (знание своей этнической принадлежности, освоение национальных ценностей, традиций, культуры, эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности);
• проявление технико-технологического и экономического мышления;
• экологическое сознание (знание основ здорового образа жизни, здоровьесберегающих технологий, правил поведения вчрезвычайных ситуациях, бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам).
Метапредметнымирезультатами изучения технологии является освоение учащимися универсальных способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях (умение принять учебную задачу или ситуацию, выделить проблему, составить план действий и применять его для решения практической задачи, осуществлять информационный поиск, необходимую корректировку в ходе практической реализации, выполнять самооценку результата).
познавательные УУД:
• алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности;
• определение адекватных имеющимся организационным и материально-техническим условиям способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов;
• самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию технических изделий;
• моделирование технических объектов и технологических процессов;
• выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребительскую стоимость;
• диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и показателям;
• общеучебные и логические действия (анализ, синтез, классификация, наблюдение, построение цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование);
• исследовательские и проектные действия;
• осуществление поиска информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
• выбор наиболее эффективных способов решения учебных задач;
• формулирование определений понятий;
• соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства;
• соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда;
коммуникативные УУД:
• умения работать в команде, учитывая позицию других людей, организовывать и планировать учебное сотрудничество, слушать и выступать, проявлять инициативу, принимать решения;
• владение речью;
регулятивные УУД:
• целеполагание и построение жизненных планов во временной перспективе;
Предметные результаты освоения курса предполагают сформированность следующих умений:
• осуществлять поиск и рационально использовать необходимую информацию в области оформления помещения, кулинарии и обработки тканей для проектирования и создания объектов труда;
• разрабатывать и оформлять интерьер кухни и столовой изделиями собственного изготовления, чистить посуду из металла, стекла, керамики и древесины, поддерживать нормальное санитарное состояние кухни и столовой;
• работать с кухонным оборудованием, инструментами, горячими жидкостями, проводить первичную обработку овощей, выполнять нарезку овощей, готовить блюда из сырых и вареных овощей, определять свежесть яиц и готовить блюда из них, нарезать хлеб для бутербродов, готовить различные бутерброды, горячие напитки, сервировать стол к завтраку;
• определять в ткани долевую нить, лицевую и изнаночную стороны;
• наматывать нитку на шпульку, заправлять верхнюю и нижнюю нитки, запускать швейную машину и регулировать ее скорость, выполнять машинные строчки (по прямой, по кривой, с поворотом на определенный угол с подъемом прижимной лапки, регулировать длину стежка);
• выполнять на универсальной швейной машине следующие швы: стачной взаутюжку, стачной вразутюжку, накладной с закрытым срезом, в подгибку с открытым и закрытым срезом;
• читать и строить чертеж фартука, снимать мерки, записывать результаты измерений, выполнять моделирование, подготавливать выкройку к раскрою;
• выполнять обработку накладных карманов и бретелей, подготавливать ткань к раскрою, переносить контурные и контрольные линии на ткань, наметывать и настрачивать карманы, обрабатывать срезы швов в подгибку с закрытым срезом, определять качество готового изделия;
• подготавливать материалы лоскутной пластики к работе, подбирать материалы по цвету, рисунку и фактуре, пользоваться инструментами и приспособлениями, шаблонами, соединять детали лоскутной пластики между собой, использовать прокладочные материалы.
6.Содержание учебного предмета (68часов)
Раздел1. Творческая проектная деятельность.2 часа
Что такое творческие проекты? Этапы выполнения проекта.
Раздел 2. Оформление интерьера. 6 часов
Интерьер и планировка кухни-столовой. Бытовые электроприборы на кухне.Творческий проект «Планирование кухни-столовой».
Раздел 3. Кулинария. 16 часов
Санитария и гигиена на кухне. Здоровое питание.Технология приготовления бутербродов.Технология приготовления горячих напитков.Технология приготовления блюд из круп, бобовых и макаронных изделий. Технология приготовления блюд из овощей и фруктов. Тепловая кулинарная обработка овощей. Технология приготовления блюд из яиц. Приготовление завтрака. Сервировка стола к завтраку.Творческий проект «Приготовление воскресного завтрака для всей семьи».
Раздел 4. Создание изделий из текстильных материалов. 28 часов
Производство текстильных материалов. Текстильные материалы и их свойства. Изготовление выкроек. Раскрой швейного изделия. Швейные ручные работы.
Швейная машина.Основные операции при машинной обработке изделия.Влажно-тепловая обработка изделия.Машинные швы. Технология изготовления швейных изделий.Творческий проект «Наряд для завтрака».
Раздел 5. Художественные ремесла. 16 часов
Декоративно-прикладное искусство.Основы композиции при создании предметов декоративно-прикладного искусства.Орнамент. Символика орнамента.Цветовые сочетания в орнаменте.Лоскутное шитьё.Технология изготовления лоскутного изделия.Творческий проект «Лоскутное изделие для кухни-столовой».Как защитить творческий проект.Создание портфолио.
7.Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся.
№
Раздел учебника
Учебная тема
Кол-во
часов
Основные виды учебной деятельности обучающихся
1.
Творческая проектная деятельность.
Что такое творческие проекты? Этапы выполнения проекта.
2
Под руководством учителя:
— коллективно разрабатывать несложные тематические проекты и самостоятельно их реализовывать, вносить коррективы в полученные результаты;
— ставить цель, выявлять и формулировать проблему, проводить коллективное обсуждение предложенных учителем или возникающих в ходе работы учебных проблем; выдвигать возможные способы их решения.
2.
Оформление интерьера.
Интерьер и планировка кухни-столовой. Бытовые электроприборы на кухне.Творческий проект «Планирование кухни-столовой».
6
Под руководством учителя:
— коллективно разрабатывать несложные тематические проекты и самостоятельно их реализовывать, вносить коррективы в полученные результаты;
— ставить цель, выявлять и формулировать проблему, проводить коллективное обсуждение предложенных учителем или возникающих в ходе работы учебных проблем; выдвигать возможные способы их решения
3.
Кулинария.
Санитария и гигиена на кухне. Здоровое питание.Технология приготовления бутербродов.Технология приготовления горячих напитков.Технология приготовления блюд из круп, бобовых и макаронных изделий. Технология приготовления блюд из овощей и фруктов. Тепловая кулинарная обработка овощей. Технология приготовления блюд из яиц. Приготовление завтрака. Сервировка стола к завтраку.Творческий проект «Приготовление воскресного завтрака для всей семьи».
16
Самостоятельно:
— выполнять простейшие исследования (наблюдать, сравнивать, сопоставлять) изученных материалов: их видов, физических и технологических свойств, конструктивных особенностей используемых инструментов.
С помощью учителя:
— создавать мысленный образ объекта с учётом поставленной конструкторско-технологической задачи или с целью передачи определённой художественно-эстетической информации; воплощать мысленный образ в материале с опорой (при необходимости) на графические изображения, соблюдая приёмы безопасного и рационального труда;
— отбирать наиболее эффективные способы решения конструкторско-технологических и декоративно-художественных задач в зависимости от конкретных условий;
— участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении учебных практических работ и реализации несложных проектов: в принятии идеи, поиске и отборе необходимой информации, создании и практической реализации окончательного образа объекта, определении своего места в общей деятельности;
— обобщать (структурировать) то новое, что открыто и усвоено на уроке
4.
Создание изделий из текстильных материалов.
Производство текстильных материалов. Текстильные материалы и их свойства. Изготовление выкроек. Раскрой швейного изделия. Швейные ручные работы.
Швейная машина.Основные операции при машинной обработке изделия.Влажно-тепловая обработка изделия.Машинные швы. Технология изготовления швейных изделий.Творческий проект «Наряд для завтрака».
28
С помощью учителя:
— наблюдать образы информационных объектов различной природы, процессы создания информационных объектов;
— исследовать (наблюдать, сравнивать, сопоставлять) предложенные материальные и информационные объекты, инструменты материальных и информационных технологий;
— использовать информационные изделия для создания образа в соответствии с замыслом;
— планировать последовательность практических действий для реализации замысла с использованием цифровой информации;
— осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата;
— обобщать (осознавать, структурировать и формулировать) то новое, что открыто и усвоено на уроке или в собственной творческой деятельности
5.
Художественные ремесла.
Декоративно-прикладное искусство.Основы композиции при создании предметов декоративно-прикладного искусства.Орнамент. Символика орнамента.Цветовые сочетания в орнаменте.Лоскутное шитьё.Технология изготовления лоскутного изделия.Творческий проект «Лоскутное изделие для кухни-столовой».Как защитить творческий проект.Создание портфолио.
16
Самостоятельно:
— выполнять простейшие исследования (наблюдать, сравнивать, сопоставлять) изученных материалов: их видов, физических и технологических свойств, конструктивных особенностей используемых инструментов.
С помощью учителя:
— создавать мысленный образ объекта с учётом поставленной конструкторско-технологической задачи или с целью передачи определённой художественно-эстетической информации; воплощать мысленный образ в материале с опорой (при необходимости) на графические изображения, соблюдая приёмы безопасного и рационального труда;
— отбирать наиболее эффективные способы решения конструкторско-технологических и декоративно-художественных задач в зависимости от конкретных условий;
— участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении учебных практических работ и реализации несложных проектов: в принятии идеи, поиске и отборе необходимой информации, создании и практической реализации окончательного образа объекта, определении своего места в общей деятельности;
— обобщать (структурировать) то новое, что открыто и усвоено на уроке
ИТОГО
68
8. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.
Учебно-методическая литература:
Технология. Технология ведения дома : 5 класс : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.В.Синица, В.Д.Симоненко. –М.:Вентана-Граф, 2012. -192с.:ил.;
Панфилова, Т.П. Салфетки для праздничного стола/ Т.П.Панфилова// Школа и производство. -2003. -№5. -С.50
Корчагина, Г.А. Дидактический материал по кулинарии. 5 класс/ Г.А.Корчагина, Е.В.Старикова// Школа и производство. -1992. -№9-10. -С.21.
Корчагина, Г.А. Дидактический материал по обработке ткани. 5 класс/ Г.А.Корчагина, Е.В.Старикова// Школа и производство. -1992. -№9-10. -С.23.
Формирование мотивации и самомотивации изучения предмета, познавательного интереса, проектной деятельности.
2.09
2.09
2
Этапы выполнения проекта.
1
урок «открытия» новых знаний
Соблюдать последовательность выполнения проекта.
Разрабатывать и выполнять проект согласно его основным разделам. Оценивать свою работу, исправлять ошибки.
Раздел 2. Оформление интерьера- 6 часов
3
Интерьер и планировка кухни-столовой
.
.
2
урок общеметодологической направленности
Находить общие сведения из истории архитектуры и интерьера, связь архитектуры с природой. Проектировать интерьер жилых помещений и их комфортность. Создавать современные стили в интерьере. Создавать интерьер кухни с учетом запросов и потребностей семьи и санитарно – гигиенических требований. Разделять кухни на зону для приготовления пищи и зону столовой. Распределять оборудование кухни и его рациональное размещение в интерьере. Декорировать кухню изделиями собственного изготовления
Знания: о требованиях к интерьеру кухни, вариантах планировки, способах размещения оборудования. Умения: выполнять планировку
Познавательные: умение вести исследовательскую и проектную деятельность, построение цепи рассуждений, определение понятий, сопоставление, анализ, смысловое чтение. Регулятивные: целеполагание, анализ ситуации и моделирова- ние, планирование, рефлексия, волевая регуляция. Коммуникативные: диалог, сотрудничество
Формирование мотивации и самомотивации изучения темы, эстетических чувств, смыслообразование, нравственно-эстетиче- ская ориентация
9.09
9.09
4
Бытовые электроприборы на кухне
2
урок общеметодологической направленности
.
Осознавать роль электрической энергии в промышленности, на транспорте и в быту. Безопасно эксплуатировать электроосветительные приборы. Изучить способы экономии электроэнергии, общие сведения о принципе работы, видах и правилах эксплуатации бытовых электроприборов.
Знания: о целях и задачах, этапах проектирования. Умения: выполнять проект по теме «Интерьер»
Познавательные:
умение вести исследовательскую и проектную деятельность, построение цепи рассуждений, определение понятий, сопоставление, анализ, смысловое чтение. Регулятивные: целеполагание, анализ ситуации и моделирование, планирование, рефлексия, волевая регуляция. Коммуникативные:
диалог, проявление инициативы, сотрудничество
Формирование моти- вации и самомотивации изучения темы, смыслообразование, реализация творческого потенциала, развитие готовности к самостоя- тельным действиям, развитие трудолюбия
16.09
16.09
5
Творческий проект «Планирование кухни-столовой».
Защита проекта
2
Урок- практикум
Объяснять различие развертки и чертежа. Читать чертеж развёртки. Выполнять развертку коробки с опорой на её чертёж. Решать задачи на мысленную трансформацию объемной формы в плоскую развертку. Выполнять расчетно- измерительные и вычислительные задания.
23.09
23.09
Раздел 3. Кулинария – 16 часов
6
Санитария и гигиена на кухне.
1
урок общеметодологической направленности
Освоить общие правила безопасных приемов труда, санитарии и гигиены, санитарные требования к помещению кухни, посуде и инвентарю. Соблюдать санитарные правила и личной гигиены при кулинарной обработке продуктов для сохранения их качества и предупреждения пищевых отравлений, правила мытья посуды ручным способом и в посудомоечных машинах. Применять моющие средства для мытья посуды. Применять требования к точности соблюдения технологического процесса приготовления пищи, безопасные приемы работы с кухонным оборудованием.
Оказывать первую помощь при ожогах и порезах.
Подбор инструментов и оборудования с учетом требований технологии и материально-энергетических ресурсов;
проектирование последовательности операций;
выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов и ограничений;
соблюдение норм и правил безопасности труда , пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены:
соблюдение трудовой и технологической дисциплины; осознание ответственности за качество результатов труда; выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления
Познавательные:
Алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности;
выбор для решения познавательных и коммуникативных задач из различных источников информации , включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;
коммуникативные УУД:
согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими ее участниками;
регулятивные УУД:
диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и показателям;
соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда.
Проявление познавательных интересов и активности в данной области предметной технологической деятельности; развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности; овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда;
бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;
готовность к рациональному ведению домашнего хозяйства;
30.09
7
Здоровое питание
1
.
Освоить понятие о процессе пищеварения, обмене веществ. Физиологические основы рационального питания. Современные данные о роли витаминов, минеральных солей и микроэлементов в обмене веществ. Составлять рацион здорового питания с применением компьютерных программ.
30.09
8
Технология приготовления бутербродов.
2
Урок-
иссле-
дование.
Проанализировать значение хлеба в питании человека. Освоить способы нарезки, инструменты и приспособления. Усвоить требования к качеству готовых бутербродов, условия и сроки хранения.
Выполнять эскизы художественного оформления бутербродов. Определять вкусовые сочетания продуктов в бутербродах
Работать с кухонным оборудованием, инструментами, горячими жидкостями, проводить первичную обработку овощей, выполнять нарезку овощей, готовить блюда из сырых и вареных овощей, определять свежесть яиц и готовить блюда из них, нарезать хлеб для бутербродов, готовить различные бутерброды, горячие напитки, сервировать стол к завтраку;
познавательные УУД:
• алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности;
• определение адекватных имеющимся организационным и материально-техническим условиям способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов;
коммуникативные УУД:
• умения работать в команде, учитывая позицию других людей, организовывать и планировать учебное сотрудничество, слушать и выступать, проявлять инициативу, принимать решения;
соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда.
Проявление познавательных интересов и активности в данной области предметной технологической деятельности; развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности; овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда;
бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;
готовность к рациональному ведению домашнего хозяйства;
7.10
7.10
9
Технология приготовления горячих напитков.
1
Урок-
иссле-
дование.
Приготавливать горячие напитки, усвоить правила хранения чая, кофе, какао. Вкусовые достоинства и способы заваривания. Требования к качеству готовых напитков.
Проводить сравнительный анализ вкусовых качеств различных видов чая и кофе.
14.10
10
Технология приготовления блюд из круп, бобовых и макаронных изделий..
1
Урок-
иссле-
дование.
Выполнять подготовку к варке круп, бобовых и макаронных изделий. Освоить кулинарные приемы приготовления блюд. Способы варки. Посуда и инвентарь.
Читать маркировку на упаковках. Анализировать состав пищевых веществ. Выполнять механическую обработку крупы. Определять
консистенцию блюд.
14.10
11
Технология приготовления блюд из овощей и фруктов.
2
Урок- практикум.
Исследовать виды овощей и фруктов, используемые в кулинарии. Проанализировать содержание в овощах полезных веществ, сохранность в процессе хранения и кулинарной обработки. Исследовать влияние экологии на качество овощей. Усвоить правила механической кулинарной обработки овощей и фруктов. Назначение и кулинарное использование различных форм нарезки овощей. Изучить технологию. Определять доброкачественность овощей и фруктов. Экономно расходовать продукты. Выполнять нарезку овощей. Приготовление салатов.
21.10
21.10
12
Тепловая кулинарная обработка овощей.
2
Урок-
иссле-
дование.
Читать технологическую документацию. Соблюдать последовательность приготовления блюд. Основные приемы тепловой обработки овощей. Приготовление блюд из вареных овощей.
Осуществлять поиск и рационально использовать необходимую информацию в области кулинарии для проектирования и создания объектов труда;
Работать с кухонным оборудованием, инструментами, горячими жидкостями, проводить первичную обработку овощей, выполнять нарезку овощей, готовить блюда из сырых и вареных овощей, определять свежесть яиц и готовить блюда из них, нарезать хлеб для бутербродов, готовить различные бутерброды, горячие напитки, сервировать стол к завтраку
познавательные УУД:
• алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности;
• определение адекватных имеющимся организационным и материально-техническим условиям способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов;
коммуникативные УУД:
• умения работать в команде, учитывая позицию других людей, организовывать и планировать учебное сотрудничество, слушать и выступать, проявлять инициативу, принимать решения;
соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда.
Проявление познавательных интересов и активности в данной области предметной технологической деятельности; развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности; овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда;
бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;
готовность к рациональному ведению домашнего хозяйства;
28.10
28.10
13
Технология приготовления блюд из яиц.
2
Урок-иссле
дование
Значение яиц в питании человека, использование в кулинарии. Способы определения свежести яиц. Технология приготовления блюд из яиц. Приспособления и оборудование. Выполнять художественное оформление яиц к народным праздникам.
11.11
11.11
14
Приготовление завтрака. Сервировка стола к завтраку.
2
Урок- практикум.
Выбирать особенности сервировки стола к завтраку. Набор столовых приборов и посуды. Овладеть способами складывания салфеток. Правилами поведения за столом. Выполнять сервировку стола.
18.11
18.11
15
Творческий проект «Приготовление воскресного завтрака для всей семьи». Защита проекта.
2
Урок- практикум.
Реализовывать этапы выполнения творческого проекта. Выполнять требования к готовому изделию. Производить расчет затрат на изготовление проекта. Выполнять проект по разделу «Кулинария».
25.11
25.11
Раздел 4. Создание изделий из текстильных материалов - 28 часов
16
Производство текстильных материалов.
2
Урок исследова-ние
Классификация текстильных волокон. Способы получения и свойства натуральных волокон растительного происхождения. Изготовление нитей и тканей в условиях прядильного, ткацкого и отделочного современного производства и в домашних условиях. Основная и уточная нити в ткани. Ткацкие переплетения: полотняное, саржевое, сатиновое и атласное. Лицевая и изнаночная стороны ткани.
Осуществлять поиск и рационально использовать необходимую информацию в области оформления помещения, кулинарии и обработки тканей для проектирования и создания объектов труда; определять в ткани долевую нить, лицевую и изнаночную стороны;
читать и строить чертеж фартука, снимать мерки, записывать результаты измерений, выполнять моделирование, подготавливать выкройку к раскрою;
выполнять обработку накладных карманов и бретелей, подготавливать ткань к раскрою, переносить контурные и контрольные линии на ткань, наметывать и настрачивать карманы, обрабатывать срезы швов в подгибку с закрытым срезом, определять качество готового изделия;
выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов и ограничений;
соблюдение норм и правил безопасности труда ,
осознание ответственности за качество результатов труда;
выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления.
познавательные УУД:
• алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности;
• определение адекватных имеющимся организационным и материально-техническим условиям способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов;
• моделирование технических объектов и технологических процессов;
коммуникативные УУД:
• умения работать в команде, учитывая позицию других людей, организовывать и планировать учебное сотрудничество, слушать и выступать, проявлять инициативу, принимать решения;
Регулятивные: целеполагание, анализ ситуации и моделирование, планирование, рефлексия, волевая регуляция.
• проявление познавательного интереса и активности в данной области предметной технологической деятельности;
• мотивация учебной деятельности;
проявление технико-технологического и экономического мышления;
2.12
2.12
17
Текстильные материалы и их свойства.
.
2
Урок- выставка.
Общие свойства текстильных материалов: физические, эргономические, эстетические, технологические. Виды и свойства текстильных материалов из волокон растительного происхождения: хлопчатобумажных и льняных тканей, ниток, тесьмы, лент.
Иметь понятие о чертеже и выкройке швейного изделия, об инструментах и приспособлениях для изготовления выкройки. Определять размеры швейного изделия. Снимать мерки и записывать результаты измерений. Рассчитывать по формулам отдельные элементы чертежей швейных изделий. Строить чертеж швейного изделия в масштабе 1 : 4 и в натуральную величину по своим мерка или по заданным размерам. Подготавливать выкройку к раскрою. Копировать готовую выкройку. Выполнять правила безопасной работы с ножницами. Находить и представлять информацию об истории швейных изделий.
16.12
16.12
23.12
23.12
19
Раскрой швейного изделия.
2
Урок- практикум.
Подготавливать ткани к раскрою. Раскладывать выкройку на ткани с учетом направления долевой нити. Инструменты и приспособления для раскроя. Выкраивать детали швейного изделия. Соблюдать правила выполнения технологических операций.
13.01
13.01
20
Швейные ручные работы.
.
4
Урок применения полученных знаний на практике.
Иметь понятие о стежке, строчке, шве. Инструменты и приспособления для ручных работ. Выполнять требования к выполнению ручных работ. Овладеть способами переноса линий выкройки на детали кроя: с помощью резца-колесика, прямыми стежками, с помощью булавок. Овладеть основными операциями при ручных работах: ручное обметывание, сметывание, заметывание. Осуществлять самоконтроль и самооценку качества готового изделия. Анализировать ошибки..
Осуществлять поиск и рационально использовать необходимую информацию в области оформления помещения, кулинарии и обработки тканей для проектирования и создания объектов труда; определять в ткани долевую нить, лицевую и изнаночную стороны;
читать и строить чертеж фартука, снимать мерки, записывать результаты измерений, выполнять моделирование, подготавливать выкройку к раскрою;
выполнять обработку накладных карманов и бретелей, подготавливать ткань к раскрою, переносить контурные и контрольные линии на ткань, наметывать и настрачивать карманы, обрабатывать срезы швов в подгибку с закрытым срезом, определять качество готового изделия;
выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов и ограничений;
соблюдение норм и правил безопасности труда ,
осознание ответственности за качество результатов труда;
выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления.
познавательные УУД:
• алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности;
• определение адекватных имеющимся организационным и материально-техническим условиям способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов;
• моделирование технических объектов и технологических процессов;
коммуникативные УУД:
• умения работать в команде, учитывая позицию других людей, организовывать и планировать учебное сотрудничество, слушать и выступать, проявлять инициативу, принимать решения;
Регулятивные: целеполагание, анализ ситуации и моделирование, планирование, рефлексия, волевая регуляция.
• проявление познавательного интереса и активности в данной области предметной технологической деятельности;
• мотивация учебной деятельности;
проявление технико-технологического и экономического мышления;
20.01
20.01
27.01
27.01
21
Швейная машина.
2
Урок практикум
Современная бытовая швейная машина с электрическим приводом. Основные узлы швейной машины. Организация рабочего места для выполнения машинных работ. Подготовка швейной машины к работе: намотка нижней нитки на шпульку, заправка верхней и нижней ниток, выведение нижней нитки наверх
3.02
3.02
22
Основные операции при машинной обработке изделия.
2
Урок практикум
Основные операции при машинной обработке изделия: предохранение срезов от осыпания – обметывание машинной зигзагообразной строчкой и оверлоком; постоянное соединение деталей – стачивание; постоянное закрепление подогнутого края – застрачивание Изготавливать образцы машинных работ. Требования к выполнению машинных работ.
10.02
10.02
23
Влажно – тепловая обработка ткани.
2
Урок практикум
Организовать рабочее место для выполнения ВТО. Соблюдать правила безопасной работы. Правила выполнения влажно-тепловых работ. Основные операции влажно-тепловой обработки: приутюживание, разутюживание, заутюживание. Режим работы утюгов, отпаривателей.
17.02
17.02
24
Машинные швы.
2
Урок практикум
Классифицировать машинные швы. Соблюдать технологию выполнения машинных швов, их условные графические обозначения. Выполнять машинные швы разных видов. Отрабатывать точность движений, координацию и глазомер при выполнении швов. Овладевать безопасными приемами труда
Осуществлять поиск и рационально использовать необходимую информацию в области оформления помещения, кулинарии и обработки тканей для проектирования и создания объектов труда; определять в ткани долевую нить, лицевую и изнаночную стороны;
подготавливать выкройку к раскрою;
выполнять обработку накладных карманов и бретелей, подготавливать ткань к раскрою, переносить контурные и контрольные линии на ткань, наметывать и настрачивать карманы, обрабатывать срезы швов в подгибку с закрытым срезом, определять качество готового изделия;
выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов и ограничений;
соблюдение норм и правил безопасности труда ,
осознание ответственности за качество результатов труда;
выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления.
познавательные УУД:
• алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности;
• определение адекватных имеющимся организационным и материально-техническим условиям способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов;
• моделирование технических объектов и технологических процессов;
коммуникативные УУД:
• умения работать в команде, учитывая позицию других людей, организовывать и планировать учебное сотрудничество, слушать и выступать, проявлять инициативу, принимать решения;
Регулятивные: целеполагание, анализ ситуации и моделирование, планирование, рефлексия, волевая регуляция.
• проявление познавательного интереса и активности в данной области предметной технологической деятельности;
• мотивация учебной деятельности;
проявление технико-технологического и экономического мышления;
24.02
24.02
25
Технология изготовления швейных изделий.
2
Урок практикум
Подготавливать ткани к раскрою. Анализировать особенности раскладки выкройки на ткани в зависимости от ширины ткани, рисунка и ворса. Обосновывать выбор вида соединительных, краевых и отделочных швов для данного изделия в зависимости от его конструкции, технологии изготовления, свойств ткани и наличия необходимого оборудования.
2.03
2.03
26
Творческий проект «Наряд для завтрака».
Защита проекта.
4
Урок исследова-ние.
Реализовывать этапы выполнения творческого проекта. Выполнять требования к готовому изделию. Производить расчет затрат на изготовление проекта. Выполнять проект по разделу «Создание изделий из текстильных материалов»
16.03
16.03
23.03
23.03
Раздел 5. Художественные ремесла- 16 часов.
27
Декоративно – прикладное искусство.
2
Урок-
иссле-
дование.
Ознакомиться с различными видами декоративно – прикладного искусства народов нашей страны. Изучить традиционные виды рукоделия. Познакомиться с творчеством народных умельцев. Применять инструменты и приспособления, применяемые в традиционных художественных ремеслах. Исследовать традиции, обряды, семейные праздники. Отделывать изделия вышивкой, тесьмой, изготавливать сувениры к праздникам.
• осуществлять поиск и рационально использовать необходимую информацию в области обработки тканей для проектирования и создания объектов труда;
• подготавливать материалы лоскутной пластики к работе, подбирать материалы по цвету, рисунку и фактуре, пользоваться инструментами и приспособлениями, шаблонами, соединять детали лоскутной пластики между собой, использовать прокладочные материалы.
Подбор инструментов и оборудования с учетом требований технологии и материально-энергетических ресурсов;
проектирование последовательности операций;
выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов и ограничений;
соблюдение норм и правил безопасности труда;
выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления
познавательные УУД:
• алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности;
• осуществление поиска информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
• выбор наиболее эффективных способов решения учебных задач;
• соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства;
• соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда;
коммуникативные УУД:
• умения работать в команде, учитывая позицию других людей, организовывать и планировать учебное сотрудничество, слушать и выступать, проявлять инициативу, принимать решения; • владение речью;
регулятивные УУД:
• целеполагание и построение жизненных планов во временной перспективе;
Проявление познавательных интересов и активности в данной области предметной технологической деятельности; развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности; овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда;
бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;
готовность к рациональному ведению домашнего хозяйства;
осознание необходимости общественно полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации;
гражданская идентичность (знание своей этнической принадлежности, освоение национальных ценностей, традиций, культуры, эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности);
6.04
6.04
28
Основы композиции при создании предметов декоративно – прикладного искусства.
2
Урок-
иссле-
дование.
Понятие «композиция». Правила, приемы и средства композиции. Статичная и динамичная, ритми-ческая и пластическая композиции. Симметрия и асимметрия. Фактура, текстура и колорит в композиции.
Зарисовывать природные мотивы с натуры и осуществлять их стилизацию.
13.04
13.04
29
Орнамент. Символика в орнаменте
2
Урок-
иссле-
дование.
Понятие «орнамент». Символика в орнаменте. Применение орнамента в народной вышивке. Выполнять эскизы орнаментов. Выполнять эскизы орнаментов с помощью графического редактора. Создавать композиции.
20.04
20.04
30
Цветовые сочетания в орнаменте.
2
Урок-
иссле-
дование.
Цветовые сочетания в орнаменте.
Символика и цветовые сочетания в орнаменте, характерные черты орнаментов народов России.
27.04
27.04
31
Лоскутное шитье.
2
Урок практикум
Изучить краткие сведения из истории создания изделий из лоскута. Возможности лоскутной пластики, ее связь с направлениями современной моды. Материалы для лоскутной пластики. Подготовка материалов к работе. Инструменты и приспособления.
4.05
4.05
32
Технология изготовления лоскутного изделия.
Творческий проект «Лоскутное изделие для кухни – столовой».
Защита проекта.
4
Урок практикум
Применять технологию соединения деталей. Составлять орнаменты для лоскутного шитья на компьютере с помощью графического редактора. Рационально использовать отходы. Изготавливать шаблоны. Подби-рать лоскуты ткани. Изготавливать изделие. Реализация этапов выполнения творческого проекта. Выполнение требований к готовому изделию. Расчет затрат на изготовление проекта. Выполнение проекта по разделу «Художественные ремесла».
Защита творческого проекта.
11.05
11.05
18.05
18.05
33
Создание портфолио.
2
Создавать портфолио «Мои успехи в освоении технологии». Разрабатывать электронные презентации.
• осуществлять поиск и рационально использовать необходимую информацию для проектирования и создания объектов труда.
познавательные УУД:
• алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности;
• осуществление поиска информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
• выбор наиболее эффективных способов решения учебных задач;
коммуникативные УУД:
• умения работать в команде, учитывая позицию других людей, организовывать и планировать учебное сотрудничество, слушать и выступать, проявлять инициативу, принимать решения;
• владение речью;
регулятивные УУД:
• целеполагание и построение жизненных планов во временной перспективе
• проявление познавательного интереса и активности в данной области предметной технологической деятельности;
• нравственно-эстетическая ориентация;
• развитие готовности к самостоятельным действиям;
• развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности.