Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа элективного курса»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Элективного курса по литературе
«Тайны словесного мастерства» 9 класс
Уровень образования: основное общее
Пояснительная записка.
Элективный курс «Тайны словесного мастерства» предназначен для учащихся 9 классов. Программа освещает лингвистические и литературоведческие проблемы, являющиеся наиболее сложными для старшеклассников. Данная программа поможет учащимся более успешно сдать ОГЭ по русскому языку и по литературе.
Концептуальным положением программы элективного курса «Тайны словесного мастерства» является реализация подхода к преподаванию литературы как искусства слова.
Почему общеизвестные слова приобретают в художественных произведениях особое звучание и оказывают эмоциональное воздействие на читателя? Отчего именно в художественном произведении они излучают особую поэтическую энергию? Как, вступая в сочетания с другими словами, взаимно воздействуя друг на друга, рождают образность? Эти проблемы в первую очередь затрагиваются при изучении данного курса.
Цель курса: систематизировать знания по литературе, наблюдая реализацию явлений языка в искусстве слова; обучить целостному филологическому анализу литературного произведения.
Задачи курса:
обеспечение расширения лингвистического кругозора;
наблюдение над особенностями языка в художественном произведении;
изучение приемов авторского использования языковых средств;
рассмотрение идейного содержания и художественных особенностей литературного произведения в их синтетическом историко-филологическом аспекте;
повышение культуры чтения.
Образовательный результат:
читательская компетенция учащихся;
самостоятельное постижение художественного произведения, собственное видение его достоинств учащимися.
Элективный курс «Тайны словесного мастерства» обеспечит
представления:
о том, что слово – это средство создания словесно-художественного образа;
знания:
- приемов индивидуально-авторского использования языковых средств;
- основ филологического анализа литературного произведения;
- требований к письменным работам разных жанров на филологические темы;
умения:
- читать, воспринимать, анализировать, истолковывать произведение в единстве формы и содержания;
- характеризовать приемы и средства создания образа и образности в литературном произведении;
- характеризовать творческую манеру и стиль художников слова;
- раскрывать эстетическую составляющую литературного произведения как произведения словесного искусства и давать ей оценку;
- выполнять элементарные исследовательские работы;
владение:
- навыками работы с текстом;
- литературоведческой терминологией.
Программа предполагает освоение глубокого теоретического материала и приобретение опыта внимания к художественному слову. Практические задания и вопросы после каждого блока программы направлены на закрепление материала, а также на отработку определенных знаний, умений и навыков, формирование лингвистических и литературоведческих компетенций.
Курс предоставляет возможность совершенствовать навыки написания работ различных жанров по литературе: реферат, комплексный литературоведческий анализ, рецензия, сравнительная характеристика, интерпретация, сочинение, тестирование.
Преподавание курса допускает использование интерактивных методов обучения, основанных на сотрудничестве, отработке навыков коммуникации, совместной работе и решении проблем. Учитель чаще будет выступать организатором процесса усвоения, а не источником информации.
Программный материал курса базируется на произведениях школьного государственного стандарта.
Содержание тем учебного курса
Слово в народном употреблении
На этом этапе учащиеся, начиная с краткого экскурса в историю языка, рассматривают аспекты народного употребления и исторического развития слова, изучают специфические особенности употребления слова в устном народном поэтическом творчестве, лексические пласты, из которых художественная литература черпает слова и выражения. Прослеживается также связь языка и литературы с национальным фольклором.
Особенности языка литературного
На этом этапе учащиеся осваивают знания о формах письменной и устной речи, образующих функциональные стили, рассматривают особенности различных стилей (в том числе и стиль художественной литературы), особенности индивидуальных стилей писателей, особое влияние стиля А. С. Пушкина на развитие русской литературы.
Слово как средство создания образности
При изучении данного блока учащиеся постигают эстетическую функцию языка, связанную с художественным замыслом произведения, с его образной структурой, знакомятся с принципами создания образа с помощью слова, с образностью как стилистической категорией.
Речевая характеристика героев
На данном этапе освоения программы учащиеся знакомятся с приёмами речевой характеристики героя на примерах произведений русской литературы, а также с опасными тенденциями, проявляющимися в речи героев (модернизацией и архаизацией); осознают важность выбора слов, их размещения в речи героев, соответственной стилистической атмосферы вокруг них.
Создание образности в прозе
Данный блок знакомит учащихся с образностью в прозе, обусловленной литературной композицией, рассматривает факт зависимости стиля повествования от художественной структуры произведения, особенности других стилеобразующих факторов, раскрывает секреты сильного эмоционального воздействия произведения на читателя, показывает различные пути создания образности в прозаическом произведении.
Роль автора и рассказчиков (о многообразии стилей)
На этом этапе учащиеся знакомятся с таким значительным фактором, влияющим на образную систему, как идейная позиция художника слова и его субъективное отношение к изображаемому. Отмечается особая роль лирического отступления, пейзажа, обращения к другим видам искусства (музыке, живописи), авторской речи, речи рассказчика, использования голосов разных повествователей (рассказчиков). Данный блок освещает богатство и многообразие форм стилизации.
Образность в драматургии
Рассматривая своеобразие драмы как наиболее трудного рода художественной литературы, требующего от художника наивысшего мастерства, учащиеся знакомятся с особенностями речи героев драматических произведений, предельно выразительной и строжайшим образом индивидуализированной, а также с острыми внешними конфликтами и психологическими коллизиями, требующими изображения особыми средствами (подтекст, недоговорённости, жесты, паузы, намёки, ремарки).
Образность в поэзии
Данный этап освоения программы предполагает изучение художественного образа в поэзии, призванного осмыслить состояние внутреннего мира человека, регламентированного в отличие от прозаического строфой, рифмой, ритмом, размером. Учащиеся рассматривают слово в поэтическом произведении, подчинённое как смыслу, так и ряду формальных факторов, осознают задачу поэта — добиться гармонии, чтобы читатель схватывал смысл образа, не замечая этих факторов, знакомятся с различными художественными приёмами и принципами создания образности в поэтическом произведении.
Гармония чувства и слова
На этом этапе учащиеся обобщают знания о воплощении силы и выразительности поэтического чувства, о гармонии стиха, о целесообразности использования богатейших ресурсов лексики и фразеологии родного языка (на примере поэтической палитры С. А. Есенина).
Творческие работы разных жанров
Данный блок предполагает практическую подготовку к итоговой аттестации по литературе и русскому языку по проблемам, освещенным в ходе изучения курса «Тайны словесного мастерства». Темы рефератов, сочинений, рецензий, предложенные учащимся в рамках изучения данного курса, могут быть использованы при подготовке к экзамену в форме ОГЭ.
Планируемые результаты
В процессе обучения по данной программе учащиеся должны приобрести следующие умения и навыки:
-читать, воспринимать, анализировать, истолковывать произведение в единстве содержания и формы на основе соотнесения личных и авторских представлений о мире и человеке;
-характеризовать приёмы и средства создания образа и образности в литературном произведении;
-воспринимать и характеризовать слово как средство образности;
-характеризовать речь автора, речь рассказчика, различать голос автора и голоса персонажей в литературном произведении;
-различать приёмы эмоционального воздействия на читателя;
-характеризовать творческую манеру и стиль художников слова;
-характеризовать композицию и сюжет произведения, их роль в создании образности;
-раскрывать эстетическую составляющую литературного произведения как произведения словесного искусства и давать ей оценку;
-отвечать на вопросы проблемного характера;
-цитировать фрагменты художественного текста в соответствии с литературоведческой задачей;
-давать аргументированную эстетическую оценку произведению (интерпретацию произведения в контексте художественной культуры и традиции);
-выполнять элементарные исследовательские работы;
-выполнять письменные работы разных жанров, в том числе и собственно творческие;
-создавать развернутые монологические высказывания на филологические темы
- создавать работы реферативного характера на филологические темы.
Календарно – тематическое планирование
№ темы
Наименование темы.
Кол-во часов.
Дата
план
Дата
факт
1
Слово в народном употреблении.
1
2
Особенности литературного языка.
1
3
Слово как средство создания образности.
1
4
Речевая характеристика героя.
1
5
Создание образности в прозе.
1
6
Роль автора и рассказчиков.
1
7
Образность в драматургии.
1
8
Образность в поэзии
1
9
Гармония чувства и слова
1
10
Практическое занятие «Творческие работы разных жанров».