kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа элективного курса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа элективного курса "Тайны словесного мастерства"  для 9 класса

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа элективного курса»








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


Элективного курса по литературе

«Тайны словесного мастерства» 9 класс



Уровень образования: основное общее

















Пояснительная записка.


Элективный курс «Тайны словесного мастерства» предназначен для учащихся 9 классов. Программа освещает лингвистические и литературоведческие проблемы, являющиеся наиболее сложными для старшеклассников. Данная программа поможет учащимся более успешно сдать ОГЭ по русскому языку и по литературе.

Концептуальным положением программы элективного курса «Тайны словесного мастерства» является реализация подхода к преподаванию литературы как искусства слова.

Почему общеизвестные слова приобретают в художественных произведениях особое звучание и оказывают эмоциональное воздействие на читателя? Отчего именно в художественном произведении они излучают особую поэтическую энергию? Как, вступая в сочетания с другими словами, взаимно воздействуя друг на друга, рождают образность? Эти проблемы в первую очередь затрагиваются при изучении данного курса.


Цель курса: систематизировать знания по литературе, наблюдая реализацию явлений языка в искусстве слова; обучить целостному филологическому анализу литературного произведения.


Задачи курса:

  • обеспечение расширения лингвистического кругозора;

  • наблюдение над особенностями языка в художественном произведении;

  • изучение приемов авторского использования языковых средств;

  • рассмотрение идейного содержания и художественных особенностей литературного произведения в их синтетическом историко-филологическом аспекте;

  • повышение культуры чтения.


Образовательный результат:

  • читательская компетенция учащихся;

  • самостоятельное постижение художественного произведения, собственное видение его достоинств учащимися.


Элективный курс «Тайны словесного мастерства» обеспечит

представления:

о том, что слово – это средство создания словесно-художественного образа;

знания:

- приемов индивидуально-авторского использования языковых средств;

- основ филологического анализа литературного произведения;

- требований к письменным работам разных жанров на филологические темы;

умения:

- читать, воспринимать, анализировать, истолковывать произведение в единстве формы и содержания;

- характеризовать приемы и средства создания образа и образности в литературном произведении;

- характеризовать творческую манеру и стиль художников слова;

- раскрывать эстетическую составляющую литературного произведения как произведения словесного искусства и давать ей оценку;

- выполнять элементарные исследовательские работы;

владение:

- навыками работы с текстом;

- литературоведческой терминологией.


Программа предполагает освоение глубокого теоретического материала и приобретение опыта внимания к художественному слову. Практические задания и вопросы после каждого блока программы направлены на закрепление материала, а также на отработку определенных знаний, умений и навыков, формирование лингвистических и литературоведческих компетенций.

Курс предоставляет возможность совершенствовать навыки написания работ различных жанров по литературе: реферат, комплексный литературоведческий анализ, рецензия, сравнительная характеристика, интерпретация, сочинение, тестирование.

Преподавание курса допускает использование интерактивных методов обучения, основанных на сотрудничестве, отработке навыков коммуникации, совместной работе и решении проблем. Учитель чаще будет выступать организатором процесса усвоения, а не источником информации.

Программный материал курса базируется на произведениях школьного государственного стандарта.


Содержание тем учебного курса

Слово в народном употреблении

На этом этапе учащиеся, начиная с краткого экскурса в историю языка, рассматривают аспекты народного употребления и исторического развития слова, изучают специфические особенности употребления слова в устном народном поэтическом творчестве, лексические пласты, из которых художественная литература черпает слова и выражения. Прослеживается также связь языка и литературы с национальным фоль­клором.

Особенности языка литературного

На этом этапе учащиеся осваивают знания о формах письменной и устной речи, образующих функциональные стили, рассматривают осо­бенности различных стилей (в том числе и стиль художественной лите­ратуры), особенности индивидуальных стилей писателей, особое влия­ние стиля А. С. Пушкина на развитие русской литературы.

Слово как средство создания образности

При изучении данного блока учащиеся постигают эстетическую функцию языка, связанную с художественным замыслом произведения, с его образной структурой, знакомятся с принципами создания образа с помощью слова, с образностью как стилистической категорией.

Речевая характеристика героев

На данном этапе освоения программы учащиеся знакомятся с при­ёмами речевой характеристики героя на примерах произведений рус­ской литературы, а также с опасными тенденциями, проявляющимися в речи героев (модернизацией и архаизацией); осознают важность вы­бора слов, их размещения в речи героев, соответственной стилистиче­ской атмосферы вокруг них.

Создание образности в прозе

Данный блок знакомит учащихся с образностью в прозе, обуслов­ленной литературной композицией, рассматривает факт зависимости стиля повествования от художественной структуры произведения, осо­бенности других стилеобразующих факторов, раскрывает секреты силь­ного эмоционального воздействия произведения на читателя, показыва­ет различные пути создания образности в прозаическом произведении.

Роль автора и рассказчиков (о многообразии стилей)

На этом этапе учащиеся знакомятся с таким значительным факто­ром, влияющим на образную систему, как идейная позиция художника слова и его субъективное отношение к изображаемому. Отмечается осо­бая роль лирического отступления, пейзажа, обращения к другим ви­дам искусства (музыке, живописи), авторской речи, речи рассказчика, использования голосов разных повествователей (рассказчиков). Данный блок освещает богатство и многообразие форм стилизации.

Образность в драматургии

Рассматривая своеобразие драмы как наиболее трудного рода худо­жественной литературы, требующего от художника наивысшего мастер­ства, учащиеся знакомятся с особенностями речи героев драматических произведений, предельно выразительной и строжайшим образом инди­видуализированной, а также с острыми внешними конфликтами и пси­хологическими коллизиями, требующими изображения особыми сред­ствами (подтекст, недоговорённости, жесты, паузы, намёки, ремарки).

Образность в поэзии

Данный этап освоения программы предполагает изучение художе­ственного образа в поэзии, призванного осмыслить состояние внутрен­него мира человека, регламентированного в отличие от прозаического строфой, рифмой, ритмом, размером. Учащиеся рассматривают слово в поэтическом произведении, подчинённое как смыслу, так и ряду фор­мальных факторов, осознают задачу поэта — добиться гармонии, что­бы читатель схватывал смысл образа, не замечая этих факторов, знако­мятся с различными художественными приёмами и принципами созда­ния образности в поэтическом произведении.

Гармония чувства и слова

На этом этапе учащиеся обобщают знания о воплощении силы и выразительности поэтического чувства, о гармонии стиха, о целесооб­разности использования богатейших ресурсов лексики и фразеологии родного языка (на примере поэтической палитры С. А. Есенина).

Творческие работы разных жанров

Данный блок предполагает практическую подготовку к итоговой аттеста­ции по литературе и русскому языку по проблемам, освещенным в ходе изучения курса «Тайны словесного мастерства». Темы рефератов, сочи­нений, рецензий, предложенные учащимся в рамках изучения данного курса, могут быть использованы при подготовке к экзамену в форме ОГЭ.




Планируемые результаты

В процессе обучения по данной программе учащиеся должны приобрести следующие умения и навыки:

-читать, воспринимать, анализировать, истолковывать произведение в единстве содержания и формы на основе соотнесения личных и авторских представлений о мире и человеке;

-характеризовать приёмы и средства создания образа и образности в литературном произведении;

-воспринимать и характеризовать слово как средство образности;

-характеризовать речь автора, речь рассказчика, различать голос ав­тора и голоса персонажей в литературном произведении;

-различать приёмы эмоционального воздействия на читателя;

-характеризовать творческую манеру и стиль художников слова;

-характеризовать композицию и сюжет произведения, их роль в со­здании образности;

-раскрывать эстетическую составляющую литературного произведе­ния как произведения словесного искусства и давать ей оценку;

-отвечать на вопросы проблемного характера;

-цитировать фрагменты художественного текста в соответствии с литературоведческой задачей;

-давать аргументированную эстетическую оценку произведению (интерпретацию произведения в контексте художественной культуры и традиции);

-выполнять элементарные исследовательские работы;

-выполнять письменные работы разных жанров, в том числе и соб­ственно творческие;

-создавать развернутые монологические высказывания на филологи­ческие темы

- создавать работы реферативного характера на филологические темы.


Календарно – тематическое планирование


темы

Наименование темы.


Кол-во часов.

Дата

план

Дата

факт

1

Слово в народном употреблении.

1



2

Особенности литературного языка.

1



3

Слово как средство создания образности.

1



4

Речевая характеристика героя.

1



5

Создание образности в прозе.

1



6

Роль автора и рассказчиков.

1



7

Образность в драматургии.

1



8

Образность в поэзии

1



9

Гармония чувства и слова

1



10

Практическое занятие «Творческие работы разных жанров».

1








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Рабочая программа элективного курса

Автор: Богданова Валентина Васильевна

Дата: 31.07.2020

Номер свидетельства: 555227

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "Рабочая программа элективного курса "Химия. История. Искусство" "
    ["seo_title"] => string(67) "rabochaia-proghramma-eliektivnogho-kursa-khimiia-istoriia-iskusstvo"
    ["file_id"] => string(6) "127679"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1415361505"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(188) "Рабочая программа элективного курса по физике для учащихся 7 класса "Физика в задачах и экспериментах" "
    ["seo_title"] => string(118) "rabochaia-proghramma-eliektivnogho-kursa-po-fizikie-dlia-uchashchikhsia-7-klassa-fizika-v-zadachakh-i-ekspierimientakh"
    ["file_id"] => string(6) "162721"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1422382160"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(173) "РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА  по математике   «Избранные вопросы математики»   11 класс "
    ["seo_title"] => string(94) "rabochaia-programma-eliektivnogo-kursa-po-matiematikie-izbrannyie-voprosy-matiematiki-11-klass"
    ["file_id"] => string(6) "237777"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1444394648"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(149) "Рабочая программа элективного курса по физике «Методы решения физических задач»"
    ["seo_title"] => string(80) "rabochaia_proghramma_eliektivnogho_kursa_po_fizikie_mietody_rieshieniia_fizichie"
    ["file_id"] => string(6) "471090"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1527277085"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(149) "Рабочая программа элективного курса в 9 классе "Готовимся к ОГЭ по русскому языку""
    ["seo_title"] => string(80) "rabochaia_programma_elektivnogo_kursa_v_9_klasse_gotovimsia_k_oge_po_russkomu_ia"
    ["file_id"] => string(6) "558295"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1600880359"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1460 руб.
2440 руб.
1500 руб.
2500 руб.
1660 руб.
2770 руб.
1390 руб.
2320 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства