kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа элективного курса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа элективного курса "Тайны словесного мастерства"  для 9 класса

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа элективного курса»








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


Элективного курса по литературе

«Тайны словесного мастерства» 9 класс



Уровень образования: основное общее

















Пояснительная записка.


Элективный курс «Тайны словесного мастерства» предназначен для учащихся 9 классов. Программа освещает лингвистические и литературоведческие проблемы, являющиеся наиболее сложными для старшеклассников. Данная программа поможет учащимся более успешно сдать ОГЭ по русскому языку и по литературе.

Концептуальным положением программы элективного курса «Тайны словесного мастерства» является реализация подхода к преподаванию литературы как искусства слова.

Почему общеизвестные слова приобретают в художественных произведениях особое звучание и оказывают эмоциональное воздействие на читателя? Отчего именно в художественном произведении они излучают особую поэтическую энергию? Как, вступая в сочетания с другими словами, взаимно воздействуя друг на друга, рождают образность? Эти проблемы в первую очередь затрагиваются при изучении данного курса.


Цель курса: систематизировать знания по литературе, наблюдая реализацию явлений языка в искусстве слова; обучить целостному филологическому анализу литературного произведения.


Задачи курса:

  • обеспечение расширения лингвистического кругозора;

  • наблюдение над особенностями языка в художественном произведении;

  • изучение приемов авторского использования языковых средств;

  • рассмотрение идейного содержания и художественных особенностей литературного произведения в их синтетическом историко-филологическом аспекте;

  • повышение культуры чтения.


Образовательный результат:

  • читательская компетенция учащихся;

  • самостоятельное постижение художественного произведения, собственное видение его достоинств учащимися.


Элективный курс «Тайны словесного мастерства» обеспечит

представления:

о том, что слово – это средство создания словесно-художественного образа;

знания:

- приемов индивидуально-авторского использования языковых средств;

- основ филологического анализа литературного произведения;

- требований к письменным работам разных жанров на филологические темы;

умения:

- читать, воспринимать, анализировать, истолковывать произведение в единстве формы и содержания;

- характеризовать приемы и средства создания образа и образности в литературном произведении;

- характеризовать творческую манеру и стиль художников слова;

- раскрывать эстетическую составляющую литературного произведения как произведения словесного искусства и давать ей оценку;

- выполнять элементарные исследовательские работы;

владение:

- навыками работы с текстом;

- литературоведческой терминологией.


Программа предполагает освоение глубокого теоретического материала и приобретение опыта внимания к художественному слову. Практические задания и вопросы после каждого блока программы направлены на закрепление материала, а также на отработку определенных знаний, умений и навыков, формирование лингвистических и литературоведческих компетенций.

Курс предоставляет возможность совершенствовать навыки написания работ различных жанров по литературе: реферат, комплексный литературоведческий анализ, рецензия, сравнительная характеристика, интерпретация, сочинение, тестирование.

Преподавание курса допускает использование интерактивных методов обучения, основанных на сотрудничестве, отработке навыков коммуникации, совместной работе и решении проблем. Учитель чаще будет выступать организатором процесса усвоения, а не источником информации.

Программный материал курса базируется на произведениях школьного государственного стандарта.


Содержание тем учебного курса

Слово в народном употреблении

На этом этапе учащиеся, начиная с краткого экскурса в историю языка, рассматривают аспекты народного употребления и исторического развития слова, изучают специфические особенности употребления слова в устном народном поэтическом творчестве, лексические пласты, из которых художественная литература черпает слова и выражения. Прослеживается также связь языка и литературы с национальным фоль­клором.

Особенности языка литературного

На этом этапе учащиеся осваивают знания о формах письменной и устной речи, образующих функциональные стили, рассматривают осо­бенности различных стилей (в том числе и стиль художественной лите­ратуры), особенности индивидуальных стилей писателей, особое влия­ние стиля А. С. Пушкина на развитие русской литературы.

Слово как средство создания образности

При изучении данного блока учащиеся постигают эстетическую функцию языка, связанную с художественным замыслом произведения, с его образной структурой, знакомятся с принципами создания образа с помощью слова, с образностью как стилистической категорией.

Речевая характеристика героев

На данном этапе освоения программы учащиеся знакомятся с при­ёмами речевой характеристики героя на примерах произведений рус­ской литературы, а также с опасными тенденциями, проявляющимися в речи героев (модернизацией и архаизацией); осознают важность вы­бора слов, их размещения в речи героев, соответственной стилистиче­ской атмосферы вокруг них.

Создание образности в прозе

Данный блок знакомит учащихся с образностью в прозе, обуслов­ленной литературной композицией, рассматривает факт зависимости стиля повествования от художественной структуры произведения, осо­бенности других стилеобразующих факторов, раскрывает секреты силь­ного эмоционального воздействия произведения на читателя, показыва­ет различные пути создания образности в прозаическом произведении.

Роль автора и рассказчиков (о многообразии стилей)

На этом этапе учащиеся знакомятся с таким значительным факто­ром, влияющим на образную систему, как идейная позиция художника слова и его субъективное отношение к изображаемому. Отмечается осо­бая роль лирического отступления, пейзажа, обращения к другим ви­дам искусства (музыке, живописи), авторской речи, речи рассказчика, использования голосов разных повествователей (рассказчиков). Данный блок освещает богатство и многообразие форм стилизации.

Образность в драматургии

Рассматривая своеобразие драмы как наиболее трудного рода худо­жественной литературы, требующего от художника наивысшего мастер­ства, учащиеся знакомятся с особенностями речи героев драматических произведений, предельно выразительной и строжайшим образом инди­видуализированной, а также с острыми внешними конфликтами и пси­хологическими коллизиями, требующими изображения особыми сред­ствами (подтекст, недоговорённости, жесты, паузы, намёки, ремарки).

Образность в поэзии

Данный этап освоения программы предполагает изучение художе­ственного образа в поэзии, призванного осмыслить состояние внутрен­него мира человека, регламентированного в отличие от прозаического строфой, рифмой, ритмом, размером. Учащиеся рассматривают слово в поэтическом произведении, подчинённое как смыслу, так и ряду фор­мальных факторов, осознают задачу поэта — добиться гармонии, что­бы читатель схватывал смысл образа, не замечая этих факторов, знако­мятся с различными художественными приёмами и принципами созда­ния образности в поэтическом произведении.

Гармония чувства и слова

На этом этапе учащиеся обобщают знания о воплощении силы и выразительности поэтического чувства, о гармонии стиха, о целесооб­разности использования богатейших ресурсов лексики и фразеологии родного языка (на примере поэтической палитры С. А. Есенина).

Творческие работы разных жанров

Данный блок предполагает практическую подготовку к итоговой аттеста­ции по литературе и русскому языку по проблемам, освещенным в ходе изучения курса «Тайны словесного мастерства». Темы рефератов, сочи­нений, рецензий, предложенные учащимся в рамках изучения данного курса, могут быть использованы при подготовке к экзамену в форме ОГЭ.




Планируемые результаты

В процессе обучения по данной программе учащиеся должны приобрести следующие умения и навыки:

-читать, воспринимать, анализировать, истолковывать произведение в единстве содержания и формы на основе соотнесения личных и авторских представлений о мире и человеке;

-характеризовать приёмы и средства создания образа и образности в литературном произведении;

-воспринимать и характеризовать слово как средство образности;

-характеризовать речь автора, речь рассказчика, различать голос ав­тора и голоса персонажей в литературном произведении;

-различать приёмы эмоционального воздействия на читателя;

-характеризовать творческую манеру и стиль художников слова;

-характеризовать композицию и сюжет произведения, их роль в со­здании образности;

-раскрывать эстетическую составляющую литературного произведе­ния как произведения словесного искусства и давать ей оценку;

-отвечать на вопросы проблемного характера;

-цитировать фрагменты художественного текста в соответствии с литературоведческой задачей;

-давать аргументированную эстетическую оценку произведению (интерпретацию произведения в контексте художественной культуры и традиции);

-выполнять элементарные исследовательские работы;

-выполнять письменные работы разных жанров, в том числе и соб­ственно творческие;

-создавать развернутые монологические высказывания на филологи­ческие темы

- создавать работы реферативного характера на филологические темы.


Календарно – тематическое планирование


темы

Наименование темы.


Кол-во часов.

Дата

план

Дата

факт

1

Слово в народном употреблении.

1



2

Особенности литературного языка.

1



3

Слово как средство создания образности.

1



4

Речевая характеристика героя.

1



5

Создание образности в прозе.

1



6

Роль автора и рассказчиков.

1



7

Образность в драматургии.

1



8

Образность в поэзии

1



9

Гармония чувства и слова

1



10

Практическое занятие «Творческие работы разных жанров».

1








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Рабочая программа элективного курса

Автор: Богданова Валентина Васильевна

Дата: 31.07.2020

Номер свидетельства: 555227

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "Рабочая программа элективного курса "Химия. История. Искусство" "
    ["seo_title"] => string(67) "rabochaia-proghramma-eliektivnogho-kursa-khimiia-istoriia-iskusstvo"
    ["file_id"] => string(6) "127679"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1415361505"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(188) "Рабочая программа элективного курса по физике для учащихся 7 класса "Физика в задачах и экспериментах" "
    ["seo_title"] => string(118) "rabochaia-proghramma-eliektivnogho-kursa-po-fizikie-dlia-uchashchikhsia-7-klassa-fizika-v-zadachakh-i-ekspierimientakh"
    ["file_id"] => string(6) "162721"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1422382160"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(173) "РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА  по математике   «Избранные вопросы математики»   11 класс "
    ["seo_title"] => string(94) "rabochaia-programma-eliektivnogo-kursa-po-matiematikie-izbrannyie-voprosy-matiematiki-11-klass"
    ["file_id"] => string(6) "237777"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1444394648"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(149) "Рабочая программа элективного курса по физике «Методы решения физических задач»"
    ["seo_title"] => string(80) "rabochaia_proghramma_eliektivnogho_kursa_po_fizikie_mietody_rieshieniia_fizichie"
    ["file_id"] => string(6) "471090"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1527277085"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(228) "РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса «Основы правовых знаний» для 10 класса среднего общего образования на 2014-2015 учебный год "
    ["seo_title"] => string(143) "rabochaia-programma-eliektivnogho-kursa-osnovy-pravovykh-znanii-dlia-10-klassa-sriedniegho-obshchiegho-obrazovaniia-na-2014-2015-uchiebnyi-ghod"
    ["file_id"] => string(6) "132815"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1416411469"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства