kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по учебной дисциплине "Менеджмент"

Нажмите, чтобы узнать подробности

I. Паспорт программы учебной дисциплины

менеджмент

1.1. Область применения программы

Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по  специальности СПО, входящей в состав укрупненной группы профессий 230000 Информатика и вычислительная техника:

230401 Информационные системы (по отраслям).

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит профессиональный цикл (вариативная часть)

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

- использовать на практике методы планирования и организации работы подразделения

- анализировать организационные структуры управления

- проводить работу по мотивации трудовой деятельности персонала;

- применять в профессиональной деятельности приемы делового и управленческого   

  общения;

- принимать эффективные решения, используя систему методов управления;

- учитывать особенности менеджмента в области профессиональной деятельности;

 

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

- сущность и характерные черты современного менеджмента, историю его развития;

- методы планирования и организации работы подразделения;

- принципы построения организационной структуры управления;

- основы формирования мотивационной политики организации;

- особенности менеджмента в области профессиональной деятельности;

- внешнюю и внутреннюю среду организации; цикл менеджмента;

- процесс принятия и реализации управленческих решений;

- функции менеджмента в рыночной экономике: организацию, планирование, мотивацию   

   и контроль деятельности экономического субъекта;

- систему методов управления;

- методику принятия решений;

- стили управления, коммуникации,

- принципы делового общения.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по учебной дисциплине "Менеджмент" »


областное государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования

«Ангарский техникум строительных технологий»





Утверждаю:

Директор __________ В.Н.Леснов

«____»________________20___г.















ПРОГРАММа учебной дисциплины


ОП.17 МЕНЕДЖМЕНТ






















Ангарск, 2013 г.


Одобрена

предметно - цикловой комиссией

профессионального цикла


Председатель ___________Быкова Е.П.

протокол № ______

«______»___________ 2013г.









Разработала: Панфилова Ирина Сергеевна, преподаватель ОГАОУ СПО «Ангарский техникум строительных технологий»




























СОДЕРЖАНИЕ


стр.

  1. ПАСПОРТ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


4

  1. СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6

  1. условия реализации учебной дисциплины

10

  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

12


I. Паспорт программы учебной дисциплины

менеджмент


1.1. Область применения программы

Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО, входящей в состав укрупненной группы профессий 230000 Информатика и вычислительная техника:

230401 Информационные системы (по отраслям).


1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит профессиональный цикл (вариативная часть)


1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

- использовать на практике методы планирования и организации работы подразделения

- анализировать организационные структуры управления

- проводить работу по мотивации трудовой деятельности персонала;

- применять в профессиональной деятельности приемы делового и управленческого

общения;

- принимать эффективные решения, используя систему методов управления;

- учитывать особенности менеджмента в области профессиональной деятельности;


В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

- сущность и характерные черты современного менеджмента, историю его развития;

- методы планирования и организации работы подразделения;

- принципы построения организационной структуры управления;

- основы формирования мотивационной политики организации;

- особенности менеджмента в области профессиональной деятельности;

- внешнюю и внутреннюю среду организации; цикл менеджмента;

- процесс принятия и реализации управленческих решений;

- функции менеджмента в рыночной экономике: организацию, планирование, мотивацию

и контроль деятельности экономического субъекта;

- систему методов управления;

- методику принятия решений;

- стили управления, коммуникации,

- принципы делового общения.


1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:

Максимальной учебной нагрузки обучающегося 107часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 77 часов;

самостоятельной работы обучающегося 30 часов












2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Количество часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

107

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

77

в том числе:


практические занятия

20

контрольные работы

1

курсовая работа (проект)


Самостоятельная работа обучающегося (всего)

30

в том числе:


повторная работа над учебным материалом (учебная и дополнительная литература, конспекты);

12

подготовка реферата, сообщения/ компьютерной презентации

16

выполнение практических заданий, ответов на вопросы, заполнений таблиц;

составление кроссворда



2

Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета

2






































2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Менеджмент»


Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия,

самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень

освоения

1

2

3

4

Тема 1. Сущность и характерные черты современного менеджмента



Содержание

6


1-2

Понятие менеджмента, его задачи и роль в развитии современного производства. Понятие менеджмента. Менеджмент как наука и искусство. Цели менеджмента. Задачи менеджмента. Роль менеджмента в развитии современного производства.

1

3-4

Эволюция управленческой мысли. Основные подходы к менеджменту. Подход на основе школ: школа научного управления, школа административного управления, школа поведенческих наук, школа количественных методов. Процессный подход. Ситуационный подход. Системный подход.

2

5-6

Национальные особенности менеджмента. Развитие менеджмента в Японии, США и России. Сравнительная характеристика американской и японской моделей менеджмента

2

Практические занятия

1


7

Заполнение таблицы «Сравнительная характеристика американской и японской моделей менеджмента»

Самостоятельная работа обучающихся:

  • проработка конспектов учебных занятий;

  • подготовка реферата по одной из темы: «Менеджмент как всеобщая человеческая деятельность»,«Идеи Г. Форда», «Менеджмент: прошлое и настоящее – основные этапы истории менеджмента как науки об управлении деятельностью людей»;

- подготовить доклады: «Портреты величайших менеджеров (Ф.У. Тейлор, А. Файоль, Г. Форд)».

5

Тема 2. Внешняя и внутренняя среда организации
















Содержание

8

8-9

Характеристика внешней и внутренней среды организации. Понятие «окружающая среда организации». Факторы внешней среды, их состав и влияние на деятельность организации. Факторы внутренней среды, их состав и влияние на деятельность организации.

2

11-12

Организация как форма существования людей. Условия возникновения организации. Организация как открытая система

2

14-15

Анализ внешней и внутренней среды организации. Методы анализа внешней и внутренней среды. SWOT-анализ, методика его проведения. Значения и показателей внешней среды.

2

16-17

Корпоративная культура. Основные аспекты создания системы корпоративной культуры на предприятии. Процесс создания корпоративной культуры и способы поддержания.  Использование корпоративной культуры для повышения эффективности работы на предприятии

2

Практические занятия

3



10

Анализ внешней и внутренней среды организации (заполнение таблицы)

13

Составление схемы организационный структуры. Модели воздействия на организацию внешних факторов

18

Корпоративная культура и ее влияние на деятельность предприятия (работа с ПК)

Самостоятельная работа обучающихся:

- проработка конспектов учебных занятий;

- подготовка компьютерной презентации по темам:«Факторы, влияющие на успешность индивидуальной деятельности»,«Корпоративная культура в современных условиях»,«Современная организация (фирма) как управляемая система».

5

Тема 3. Функции менеджмента








Содержание

10

2

19-20

Цикл менеджмента. Функции менеджмента в рыночной экономике. Понятие цикл менеджмента. Краткая характеристика функций менеджмента: планирование, организовывание, мотивация, контроль.

21-22

Планирование в системе менеджмента. Назначение планирования. Виды планирования: тактическое, стратегическое, бизнес-планирование. Технология стратегического планирования.

2

25-26

Организационные структуры управления предприятием. Понятие и элементы организационных структур управления. Виды организационных структур управления: иерархические и органические структуры управления, их характеристика. Принципы построения организационной структуры управления

2

28-29

Понятие мотивации на предприятии. Значение и основные элементы мотивации. Эволюция теорий мотивации. Содержательные теории мотивации. Процессуальные теории мотивации. Основы формирования мотивационной политики организации.

2

32-33

Контроль в управлении . Понятие и назначение контроля. Виды контроля: предварительный, текущий, заключительный. Процесс контроля.

2

Практические занятия

6



23-24

Изучение структуры и содержания разделов бизнес - плана

27

Построение и анализ организационной структуры управления конкретного предприятия

30

Заполнение таблицы сравнительных характеристик теорий мотивации

31

Пути повышения мотивационной культуры предприятия

34

Анализ системы контроля конкретной организации

Самостоятельная работа обучающихся:

  • проработка конспектов учебных занятий;

  • поиск информации в сети Интернет по темам : «Теории мотивации», «Потребности, мотивы, стимулы, вознаграждения», «Особенности мотивации на российских предприятиях», «Стратегическое планирование и контроль качества», «Роль менеджмента в рыночной экономике»;

- составление схем организационной структуры

4

Тема 4. Система методов управления










Содержание

4

35-36

Характеристика методов управления. Понятие метод управления. Система методов управления: административные, экономические, социально-психологические, их характеристика. Особенности применения тех или иных методов управления.

2

37-38

Значение психологических методов управления. Личность и ее свойства. Социально – психологические отношения.

2

Практические занятия

1


39

Изучение четырех типов темперамента, составление анкеты на определение характера

Самостоятельная работа обучающихся:

  • проработка конспектов учебных занятий;

  • заполнение таблицы «Формы и методы управления в организации»

3


Тема 5. Коммуникации в менеджменте











Содержание

4

2

40-41

Информация и коммуникации в менеджменте. Понятие и назначение информации и коммуникаций в менеджменте. Виды коммуникаций. Коммуникационный процесс. Элементы коммуникационного процесса. Барьеры в коммуникационном процессе.

22222

43-44

Коммуникационные сети, их характеристика. Коммуникационные сети в организации. Виды коммуникационных сетей. Характеристика коммуникационных сетей.

222 2 2222222

Практические занятия

2


42

Анализ системы коммуникаций в конкретной организации

45

Решение тестовых заданий: «Коммуникативный контроль», «Границы вашей решительности»

Самостоятельная работа обучающихся:

- проработка конспектов учебных занятий;

1

Тема 6. Деловое общение










Содержание

4

46-47

Правила проведения деловых бесед, совещаний, телефонных переговоров. Деловое общение: понятие, назначение. Деловая беседа: понятие, виды, структура, правила проведения.Совещание: понятие, структура, правила проведения. Телефонные переговоры: понятие, правила проведения

22222

49-50

Значение управления информацией и требования, предъявляемые к ней. Искусство делового общения в работе менеджера. Телефонные переговоры: понятие, правила проведения

22 22222222

Практические занятия

2


48

«Проведение деловых переговоров «(деловая игра)

51

Оформление деловой документации

Самостоятельная работа обучающихся:

- проработка конспектов учебных занятий;

-заполнение и оформление деловой документации

3

Тема 7. Методы управления















Содержание

8











52-53

Управленческое решение. Методы и способы принятия решений. Управленческое решение: понятие, классификация. Этапы принятия управленческого решения. Методы принятия управленческих решений

2

54-55

Управление конфликтами и стрессами. Конфликт: понятие. Причины конфликтов. Виды конфликтов. Последствия конфликтов. Способы разрешения конфликтных ситуаций. Стрессы. Последствия стрессов. Методы борьбы со стрессами.

2

57-58

Основы власти и влияния. Власть: понятие. Формы власти. Лидерство. Типы лидеров. Качества лидера.

2

60-61

Стили руководства, их характеристика.Стиль руководства: понятие, классификация. Одномерные стили руководства, их характеристика. Многомерные стили руководства, их характеристика.

2

Практические занятия

3


56

Анализ конфликтных ситуаций

59

Современные стили руководства (заполнение таблицы)

62

Характеристика деловых качеств лидера «Определение стиля руководства».

Самостоятельная работа обучающихся:

  • проработка конспектов учебных занятий;

  • подготовка реферата по одной из тем: «Информационные технологии в сфере управления», «Современные стили и методы руководства», «Теория лидерства», «Способы выхода из конфликтных ситуаций» ,«Черты слабого руководителя».

3

Тема 8. Основы управления персоналом



Содержание

10





2

63-64

Управление персоналом в современных социально-экономических условиях. История возникновения науки управления персоналом. Управление персоналом и эффективность деятельности организации. Осуществление деятельности по управлению персоналом

65-66

Роль менеджера в организации. Понятие менеджер. Личные качества менеджера. Деловые качества. Портрет современного менеджера. Имидж менеджера в современной организации.

2

68-69

Формы и методы подбора и отбора персонала. Подбор и отбор персонала, понятие и назначение. Формы подбора персонала, из характеристика. Методы отбора, их характеристика.

2

71-72

Адаптация персонала. Роль индивидуально – психологических особенностей личности в профессиональной пригодности. Адаптация на рабочем месте. Классификация видов адаптации.

2

73-74

Обучение персонала. Профессиональное обучение и повышение квалификации. Направления и формы профессионального обучения.

2

Практические занятия

2


67

Написание мини - сочинения «Я в роли делового человека»

70

Критерии подбора персонала на занимаемую должность

75

Контрольная работа «»Основные понятия в менеджменте»

1

Самостоятельная работа обучающихся:

  • проработка конспектов учебных занятий;

  • подготовка компьютерной презентации по одной из тем: « Современный менеджер и его характеристика «Менеджер – организатор творчества сотрудников», «Имидж современного делового человека»,«Повышение квалификации специалиста – ступенька к карьерному росту», «Современные методы управления на предприятии (фирме)» (на выбор);

  • ответить на вопросы: Ответить на вопросы: Должен ли российский предприниматель выполнять социальные обязательства перед страной, в каких формах? Будет ли ему в конечном итоге это выгодно? Почему? В каких формах социальная поддержка может осуществляться российским бизнесом в масштабах фирмы, региона, страны?

  • составление кроссворда по изученному материалу




6


76-77 Промежуточная аттестация по учебной дисциплине

2

Всего:

107

3. условия реализации программы учебной дисциплины


3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины предполагает наличие кабинета экономики организации.

Оборудование кабинета гуманитарных и социально – экономических дисциплин

  • рабочее место преподавателя, оборудованное персональным компьютером и мультимедийным оборудованием;

  • посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся);


3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы


Основные источники:

1.Драчёва Е.Л., Юликов Л.И. Менеджмент: Учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 288 с.

2.Менеджмент организации: [Электронный ресурс]: [электронный учебник] / А.В. Тебекин, Б.С. Косарев. – электрон. дан. – М.: КНОРУС, 2010.

3.Основы менеджмента: [Электронный ресурс]: [электронный учебник] / Л.В. Плахова, Т.М. Анурина, С.А. Легостаева. – электрон. дан. – М.: КНОРУС, 2010.


Дополнительные источники:

1.Череданова Л.Н. Основы экономики и предпринимательства: учеб. пособие. – 6 -е изд., стер.- М.: Издательский центр «Академия»,2008. – 176 с.

2. Управление персоналом организации. Практикум: учеб. пособие/ под ред. А.Я. Кибанова. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 365 с.


Интернет-ресурсы:

  1. Economicus.Ru: экономический портал. Проект Института «Экономическая школа». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://economicus.ru, свободный. – Загл. с экрана.

  2. Электронный ресурс «Экономический портал» Форма доступа: www.economicus.ru

  3. Электронный ресурс «Федеральный образовательный портал «Экономика. Социология. Менеджмент». Форма доступа: www.ecsocman.edu.ru

  4. Центр экономического и бизнес-образования: в помощь учителю. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.cebe.sib.ru, свободный. – Загл. с экрана.




4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.


Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Умения:


использовать на практике методы планирования и организации работы подразделения;

оценка выполнения практического задания, оценка подготовки и выполнения внеаудиторной самостоятельной работы

анализировать организационные структуры управления;

оценка выполнения практического задания, оценка составления схемы структуры управления;

проводить работу по мотивации трудовой деятельности персонала;

оценка выполнения практического задания,

оценка выполнения и подготовки сообщения;

применять в профессиональной деятельности приемы делового и управленческого общения;

оценка выполнения практического задания, оценка заполнения деловой документации, оценка результатов деловой игры;

принимать эффективные решения, используя систему методов управления;

оценка выполнения практического задания;

Знания:


учитывать особенности менеджмента в области профессиональной деятельности;

оценка результатов устного опроса обучающихся, оценка выполнения внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся;

сущность и характерные черты современного менеджмента, историю его развития;

выполнение практического задания, оценка подготовки и выполнения реферата, доклада, оценка результата устного опроса обучающихся;

методы планирования и организации работы подразделения;

оценка результатов устного опроса обучающихся, оценка выполнения практического задания, оценка выполнения и подготовки сообщения и поиска информации в сети Интернет;

принципы построения организационной структуры управления;

оценка результатов устного опроса обучающихся, оценка выполнения практического задания;

основы формирования мотивационной политики организации;

оценка устного опроса обучающихся, оценка выполнения практического задания, оценка выполнения доклада;

особенности менеджмента в области профессиональной деятельности;

оценка устного опроса обучающихся, оценка практического задания обучающимися, оценка выполнения компьютерной презентации;

внешнюю и внутреннюю среду организации; цикл менеджмента;

оценка результатов устного и письменного опроса, оценка выполнения практического задания, оценка подготовки и выполнения компьютерной презентации обучающимися;

процесс принятия и реализации управленческих решений;

оценка выполнения практического задания, оценка подготовки и выполнения реферата

функции менеджмента в рыночной экономике: организацию, планирование, мотивацию и контроль деятельности экономического субъекта;

оценка результатов устного опроса обучающихся, оценка подготовки и выполнения сообщения, поиска информации с помощью сети Интернет оценка выполнения практического задания;

систему методов управления;

оценка подготовки и выполнения реферата, оценка устного опроса обучающихся, оценка выполнения практического задания, оценка решения ситуационных задач;

методику принятия решений;

практические занятия, внеаудиторная самостоятельная работа, тестирование

стили управления, коммуникации;

оценка результатов устного опроса и письменного , оценка выполнения практического задания, оценка результатов заполнения тематической таблицы, решение тестовых заданий

принципы делового общения.

оценка выполнения практического задания, оценка заполнения деловой документации, оценка результатов устного и письменного опроса обучающихся


3




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Рабочая программа по учебной дисциплине "Менеджмент"

Автор: Панфилова Ирина Сергеевна

Дата: 23.02.2015

Номер свидетельства: 177722

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Рабочая программа по технологии для девочек 6 класса"
    ["seo_title"] => string(55) "rabochaiaproghrammapotiekhnologhiidliadievochiek6klassa"
    ["file_id"] => string(6) "283000"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1453749249"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(78) "Рабочая программа ОП.03 Основы менеджмента "
    ["seo_title"] => string(49) "rabochaia-proghramma-op-03-osnovy-mieniedzhmienta"
    ["file_id"] => string(6) "169274"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1423393615"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(172) "Межпредметная связь в организации внеурочной работы преподавателями специальных дисциплин»"
    ["seo_title"] => string(80) "mezhpredmetnaia_sviaz_v_organizatsii_vneurochnoi_raboty_prepodavateliami_spetsia"
    ["file_id"] => string(6) "524896"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1572437042"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Курсы ПК и ППК для учителей!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства