рабочая программа по природоведению "Природа живая и неживая"
Рабочая программа по природоведению "Природа живая и неживая"
Рабочая программа и календарно–тематическое планирование прохождения материала по природоведению в 5 классе СКК, разработаны на основе базовой школьной программы по биологии (авторы В.М. Пакулова, В.В. Пасечник, В.В. Латюшин (вариант 2), в полном соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования по природоведению, утверждённого приказом Министерства образования РФ от 05.03.04 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального, общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» и общих рекомендаций к программам коррекционно-развивающей работы.
Дети, обучающиеся в этом классе, имеют некоторые особенности в психическом, умственном развитии. Они имеют очень слабую память, в большей степени кратковременную. Процесс мышления у таких учащихся достаточно заторможен. Очень сложно направлять сознание таких детей на какой-либо объект психической деятельности.
Биология, как предмет, изучающийся в школе, имеет определённые возможности для коррекционно-развивающей работы с такими детьми. На уроках возможна индивидуальная, групповая и смешанная работа. Существуют современные методики для развития внимания, мышления, памяти. Используя наглядность на уроке (таблицы схемы, иллюстрации), можно развивать такие особенности внимания, как сосредоточенность, переключение, распределение. Мышление можно развивать благодаря таким формам работы на уроке, как анализ практической или лабораторной работ, сравнение (выделять общее и различное), обобщение (выделять общие признаки явлений).
На уроках предусмотрены как валеологический (с учетом особенностей учащихся данного уровня развития), так и региональный компоненты, некоторые вопросы курса не рассматриваются, идут в ознакомительном порядке.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«рабочая программа по природоведению "Природа живая и неживая" »
3
Муниципальное бюджетное учреждение Аксайского района средняя общеобразовательная школа №1
РАССМОТРЕНО «УТВЕРЖДАЮ»
на ЗАСЕДАНИИ МО ДИРЕКТОР: _____________
УЧИТЕЛЕЙ ОО «ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ» ПРИКАЗ № _____________
Протокол № _____ от «______» _____________ от «______» _____________
Рабочая программа по предмету природоведение
Для класса 5 «в» СКК- 7 вида
на 2013- 2014 учебный год
учитель Щербак М.В.
СОГЛАСОВАНО на ПРИНЯТО на
МЕТОДСОВЕТЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОМ
ПРОТОКОЛ № ____ СОВЕТЕ
от «____» __________ от «___» _____________
Пояснительная записка к рабочей программе
по курсу «Природа живая и неживая» в 5 классе
Рабочая программа и календарно–тематическое планирование прохождения материала по природоведению в 5 «В» СКК (специальном коррекционном классе), разработанные на основе базовой школьной программы по биологии (авторы В.М. Пакулова, В.В. Пасечник, В.В. Латюшин, вариант 2) и обязательного минимума содержания основного общего биологического образования и общих рекомендаций к программам коррекционно - развивающей работы.По базовому учебному плану предусмотрено 68 часов в год, по школьному учебному плану 68 часов в год, что составляет 2 часа в неделю.
Учебник для 5 класса общеобразовательных учебных заведений – И.: Дрофа, 2002 г
Тетрадь: Рабочая тетрадь к учебнику В.М. Пакулова, Н.В. Иванова «Природа неживая и живая.
5 класс». – И.: Дрофа, 2001 г.
Рабочая программа и календарно–тематическое планирование прохождения материала по природоведению в 5 «В» классе СКК, разработаны на основе базовой школьной программы по биологии (авторы В.М. Пакулова, В.В. Пасечник, В.В. Латюшин (вариант 2), в полном соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования по природоведению, утверждённого приказом Министерства образования РФ от 05.03.04 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального, общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» и общих рекомендаций к программам коррекционно-развивающей работы.
Дети, обучающиеся в этом классе, имеют некоторые особенности в психическом, умственном развитии. Они имеют очень слабую память, в большей степени кратковременную. Процесс мышления у таких учащихся достаточно заторможен. Очень сложно направлять сознание таких детей на какой-либо объект психической деятельности.
Биология, как предмет, изучающийся в школе, имеет определённые возможности для коррекционно-развивающей работы с такими детьми. На уроках возможна индивидуальная, групповая и смешанная работа. Существуют современные методики для развития внимания, мышления, памяти. Используя наглядность на уроке (таблицы схемы, иллюстрации), можно развивать такие особенности внимания, как сосредоточенность, переключение, распределение. Мышление можно развивать благодаря таким формам работы на уроке, как анализ практической или лабораторной работ, сравнение (выделять общее и различное), обобщение (выделять общие признаки явлений).
На уроках предусмотрены как валеологический (с учетом особенностей учащихся данного уровня развития), так и региональный компоненты, некоторые вопросы курса не рассматриваются, идут в ознакомительном порядке.
Для полного выполнения программы необходимо выполнить
основные коррекционно-развивающие задачи:
Формировать социально-нравственное поведение детей, которое бы обеспечивало успешную адаптацию к новым условиям обучения (развивать потребность преодолеть свои недостатки, осознавать необходимость самоконтроля);
развивать личностные компоненты познавательной деятельности (активность, самостоятельность), формировать гибкость мышления;
развивать умения воспринимать и использовать информацию из разных источников в целях успешного осуществления учебно-познавательной деятельности;
осуществлять индивидуальную коррекцию недостатков в зависимости от актуального уровня развития учащихся и их потребности в коррекции;
охранять и укреплять нервно-психическое здоровье ребёнка (предупреждать перегрузки, эмоциональные взрывы, создавать климат психологического комфорта);
создавать благоприятную социальную среду, которая способствовала бы стимуляции познавательной деятельности учащихся;
осуществлять постоянную взаимосвязь с классным руководителем, родителями.
Содержание программы
КАК ЧЕЛОВЕК ИЗУЧАЕТ ПРИРОДУ. Введение (1 час)
Наблюдения, опыты и измерения, их взаимосвязь при изучении объектов и явлений природы. Природа живая и неживая.
Вклад великих ученых-естествоиспытателей в развитие науки (на примере 1-2 историй конкретных открытий)1. Человек и природа.
МНОГООБРАЗИЕ ТЕЛ. Вселенная (7 час)
Звездное небо.Строение Солнечной системы. Земля – наш дом. Оболочки земли. (Сферы земли). Луна - естественный спутник Земли. Солнце как одна из звезд. История «вытеснения» Земли из центра Вселенной (Птолемей, Н.Коперник, Г. Галилей, Дж. Бруно).
Наблюдения звездного неба.
Ориентирование на местности: определение сторон горизонта при помощи компаса, Полярной звезды и местных признаков.
Использование доступных для учащихся дополнительных источников информации и справочной литературы.
МНОГООБРАЗИЕ ТЕЛ, ВЕЩЕСТВ И ЯВЛЕНИЙ ПРИРОДЫ
Строение и свойства вещества (10 час)
Вещества в окружающем мире и их использование человеком. Тела и вещества. Свойства твердых тел, жидкостей и газов. Вещества и смеси. Молекулы, атомы, элементы. Движение частиц вещества. Взаимодействие частиц. Простые и сложные вещества. Примеры явлений превращения веществ (горение, гниение).
Воздух ( 6час) Свойства воздуха. Вес воздуха и атмосферное давление.
Погодные явления. Основные характеристики погоды. Влияние погоды на организм человека. Участие в социально-ориентированной практической деятельности по изучению экологических проблем своей местности и путей их решения.
Вода (3 час) Три состояния воды. Тепловое расширение воды. Температура кипения воды и плавления льда. Вода – растворитель. Работа воды в природе.
Наблюдения погодных явлений.
Опыты по изучению: нескольких физических явлений.
Измерения длины, температуры, массы, времени.
Горные породы (6 час)
Внутреннее строение земли. Разрушение горных пород. Полезные ископаемые. Металлы.
Почва (5 час)
Почва - особое тело земли. Образование почв и их разнообразие. Состав и свойства почвы. Уход за почвой. Влияние растений на почву. Разрушение почв.
Разнообразие живых организмов ( 5 час )
Разнообразие живых организмов и причины его сокращения. Примеры приспособленности растений и животных к жизни в разных условиях среды обитания. Увеличительные приборы. Строение организмов. Комфортные экологические условия жизнедеятельности человека.
Растения – посредники между небом и землей (7 час)
Определение (узнавание) наиболее распространенных растений и животных своей местности (в том числе редких и охраняемых видов).
Наблюдения примеров приспособления растений к различным способам размножения.
Опыты по изучению влияния температуры, света и влажности на прорастание семян.
Использование доступных для учащихся дополнительных источников информации и справочной литературы.
Грибы – растения ли это? (3 час)
Животные – братья наши меньшие (5 час)
Наблюдения животных – к жизни в разных средах обитания (водной, почвенной, воздушной, наземной).
Использование доступных для учащихся дополнительных источников информации и справочной литературы.
ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА И БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНИ ( 5 час)
Взаимосвязь здоровья и образа жизни. Профилактика вредных привычек.
Правила безопасного поведения в опасных ситуациях природного происхождения (при сильном ветре, во время грозы, под градом, при встрече с опасными животными, ядовитыми растениями и т.п.); овладение простейшими способами оказания первой помощи (при кровотечениях, травмах).
В ходе изучения курса учащиеся должны овладеть общими учебными умениями и навыками:
информационно- коммуникативная деятельность:умение передавать содержание в сжатом виде, умение вступать в диалоговое общение, формулировать выводы, использовать дополнительную литературу;
рефлексивная деятельность: умение оказывать взаимо – и самоконтроль, объективное оценивание своих результатов, умение отстаивать свою позицию.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ 5 класса СКК-7 вида
В результате изучения раздела биологии «ПРИРОДА» ученик должен
знать/понимать:
о многообразии тел, веществ и явлений природы и их простейших классификациях; отдельных методах изучения природы;
основные характеристики погоды, факторы здорового образа жизни, экологические проблемы своей местности и пути их решения;
уметь:
узнавать наиболее распространенные растения и животных своей местности (в том числе редкие и охраняемые виды); определять названия растений и животных с использованием атласа-определителя;
приводить примеры физических явлений, явлений превращения веществ, приспособлений растений к различным способам размножения; приспособлений животных к условиям среды обитания; изменений в окружающей среде под воздействием человека;
указывать на модели положение Солнца и Земли в Солнечной системе;
находить несколько созвездий Северного полушария при помощи звездной карты;
описывать собственные наблюдения или опыты, различать в них цель, условия проведения и полученные результаты;
сравнивать природные объекты не менее чем по 3-4 признакам;
описывать по предложенному плану внешний вид изученных тел и веществ;
использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;
находить значение указанных терминов в справочной литературе;
кратко пересказывать доступный по объему текст естественнонаучного характера; выделять его главную мысль;
использовать изученную естественнонаучную лексику в самостоятельно подготовленных устных сообщениях (на 2-3 минуты);
пользоваться приборами для измерения изученных физических величин;
следовать правилам безопасности при проведении практических работ;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
определения сторон горизонта с помощью компаса, Полярной звезды или местных признаков;
измерения роста, температуры и массы тела, сравнения показателей своего развития с возрастными нормами;
определения наиболее распространенных в данной местности ядовитых растений, грибов и опасных животных; следования нормам экологического и безопасного поведения в природной среде;
составления простейших рекомендаций по содержанию и уходу за комнатными и другими культурными растениями, домашними животными;
оказания первой помощи при капиллярных кровотечениях, несложных травмах.
Календарно – тематическое планирование по разделу «Природа» 5 класс СКК-7 вида
№ п.п.
Темы уроков
Сроки прохождения
Д/З
Эколого-валеологический
компонент
Мониторинг
Коррекция развития
Введение (1 час)
1
1.Человек и природа. Для чего изучают природу.
с.3-6
+
Должны знать отличия живой и неживой природы.
Вселенная (7 час)
2
1. Звездное небо.
&1.
1-2
Должны уметь вести фенологические наблюдения, определять высоту полуденного солнца.
3
2. Земля – наш дом. Её строение и движение.
&2.
3-5
Л.Р.№1
Л.р. 1
4
3. Оболочки Земли.
&3.
6
5
4. .Луна – естественный спутник Земли.
&4.
7-8
6
5. Строение Солнечной системы. Солнце.
&5.
9-14
7
6. Практическая работа «Ориентирование на местности».
8
7. Обобщающий урок.
з.15
+
К.р.
Строение и свойства вещества (10 час)
9
1.Тела и вещества. Строение твердых тел, жидкостей и газов.
&.6
Должны знать строение и свойства тел живой и неживой природы.
Уметь самостоятельно объяснять явления неживой и живой природы.
10
2. Вещества чистые и смеси.
&.6-7
Л.р. 3-4
11
3. Молекулы. Атомы. Элементы.
&8.
25
12
4. Движение частиц вещества. Диффузия.
&9.
13
5. Взаимодействие частиц.
&10
14
6. Разнообразие веществ.
&11
15
7. Физические и химические явления. Явления природы.
&12
16
8. Химические явления. Горение.
&13
17
9. Окисление.
&14-15
+
18
10.Строение и свойства вещества (обобщающий урок)
К.Р.
Воздух (6 час)
19
1.Воздух – смесь газов. Свойства воздуха.
&16,17
Знать состав воздуха, его свойства и значение.
20
2. Атмосферное давление. Вес воздуха.
&18
21
3. Изменение давления воздуха с высотой.
&19
22
4. Работа ветра в природе. Образование облаков. Осадки и их виды.
Сообще-ния
+
23
5. Погода и её предсказание.
Сообщения.§20
+
24
6. Воздух (обобщающий урок)
§16-20
К.Р.
Вода (3 час)
25
1. Три состояния воды.
&21
Знать состав воды, ее свойства и значение для живых тел природы.
26
2.Физические свойства воды.
&22
27
3. Вода – как растворитель. Работа воды в природе.
&23
Загрязнения
р. Дон
Горные породы (6 час)
28
1.Внутренее строение земли. Горные породы.
&24
29
2. Разрушение горных пород.
&25
+
Знать основные признаки рудных и нерудных полезных ископаемых, их использование человеком.
30
3. Лабораторная работа «Описание минералов и горных пород. Описание их свойств».
31
4. Полезные ископаемые. Металлы.
&26
+
32
5. Экскурсия «Изучение работы текучих вод и ветра».
+
Экскурсия
33
6. Повторение и обобщение материала
Повт.гл.4, 5
Почва (5 час)
34
1. Образование почв и их разнообразие.
&27
Знать состав и свойства почвы
35
2. Состав и свойства почвы.
&28
+
36
3. Уход за почвой. Влияние растений на почву.
& 29, 30
+
37
4. Разрушение почв. Охрана почв.
§ 31
38
5. Обобщение «Горные породы. Почва».
Повт.гл 6
+
Разнообразие живых организмов ( 5час)
39
1. Организм и его свойства.
&32
Знать многообразие растений и животных.
Уметь выращивать растения, животных и ухаживать за ними.
40
2. Среда обитания и её факторы.
&33
+
41
3. Увеличительные приборы. Клетка.
&34
42
4. Строение организмов. Одноклеточные и
многоклеточные.
&35
43
5. .Разнообразие организмов. Обобщающий урок
Повт.гл 7
Растения – посредники между небом и землей (7 час)
44
Признаки растений.
&36
Знать многообразие растений и животных, условия их жизни.
45
2. Растения цветковые и нецветковые
&37
46
3. Строение цветковых растений.
&38
47
4. Лабораторная работа «Распознание органов цветкового растения».
Л.р.
48
5. Значение дикорастущих растений. Красная книга донского края.
&39,40
+
49
6. Многообразие культурных растений.
&41
50
7. Растения (обобщающий урок).
&41
Сообщ
+
К.Р.
Грибы (3 час)
51
1..Разнообразие грибов, их значение в природе.
&42
52
2. Шляпочные грибы.
&43
Грибы, произрастающие на территории
Аксайс р-на
53
3. Л.Р. «Узнавание съедобных и ядовитых грибов».
Л.Р.
Животные (5 час)
54
1.Характерные признаки животных.
&44
Влияние на здоровье человека
Знать многообразие растений и животных, условия их жизни.
55
2.Условия жизни и многообразие диких животных.
&45
Уметь ориентироваться в учебнике с помощью оглавления, работать с текстом и рисунками, находить ответы на вопросы.
56
3. Значение диких животных и их охрана. Домашние животные.
&46,47
Редкие и исчезающие животные родного края
57
4. Связи живого и неживого.
&48
58
5. Животные. Повторение и обобщение.
59
Годовая контрольная работа
К.р
Здоровье человека и безопасность жизни (5 час)
60
1.Взаимосвязь здоровья и образа жизни
&49
Уметь оказывать первую доврачебную помощь в экстренных ситуациях
Знать правила поведения в опасных ситуациях природного происхождения.
61
2. Лабораторная работа «Определение показателей своего развития».
Л.Р.
62
3. Профилактика вредных привычек.
Сообщения
63
4. Правила поведения в опасных ситуациях природного происхождения.
Сообщения
64
5. Простейшие способы оказания первой доврачебной помощи.
§ 50
65 -68
Уроки повторения материала.
Коррекционно-развивающие задачи и средства их решения
Раздел. Тема.
К-во
час
Коррекционно-развивающие задачи
Пед. средства, технологии решения КР задач
Проблемы, возникающие при изучении темы
Педагогический мониторинг
Введение.
1
Развитие психофизических функций, обеспечивающих готовность к обучению: артикулярного аппарата, фонематического слуха, оптико-пространственной ориентации, зрительно–моторной координации.
1. Демонстрация портретов ученых, учебных экспериментов.
2. использование методов сравнения и анализа.
Сложность в формировании свойств тел живой и неживой природы, представлений о сущности жизни.
Фронтальный
Опрос.
Экскурсия.
Вселенная
7
Формирование соответствующих возрасту и развитию общеинтеллектуальных умений: операции анализа, сравнения, обобщения, практической группировки, логической классификации, умозаключений.
1. Демонстрация работы теллурия.
2..Работа с картами, глобусами.
3. Работа над понятиями: вселенная, космос, галактика, солнечная система.
Сложность в определении суточного и годового движения Земли.
Тестовая
работа
Строение и свойства вещества
10
Формирование умений ориентироваться в задании, планировать предстоящую работу, выполнять её в соответствии с наглядным образом и словесными указаниями учителя
1. Составление таблиц по строению и свойствам веществ.
2. Работа с таблицами.
3. Работа с понятиями: молекулы, диффузия, явления природы.
Материал темы насыщен множеством информации, которой дети не в состоянии запомнить.
Практическая работа с таблицей, выполнение лабораторных работ, согласна плана.
Воздух
6
Обогащение кругозора детей, формирование отчётливых разносторонних представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, позволяющие ребёнку воспринимать учебный материал осознанно.
1. Составление опорного конспекта.
2. Работа с понятиями: барометр, конденсация,
Составление опорных конспектов, только с помощью учителя.
Одновременное усвоение большого количества понятий.
Самостоятельная работа
по вопросам.
Вода
3
Создание благоприятные условия для формирования умений рефлексировать своё знание. Развитие способностей к самостоятельному суждению и принятию решений.
Работа с понятиями: растворитель, три состояния воды.
Сложность в выделении причинно-следственных связей
Лабораторная работа, согласна плана.
Контр. работа
Горные породы
6
Обучение коллективному сотворчеству, решению задач сообща.
Создание максимально благоприятных условий для личностной реализации каждого ученика
Работа с понятиями: полезные ископаемые, обломочные породы, рудные и нерудные, минералы, металлы.
Во время групповой работы дети больше думают, о том, что сами говорят, но при этом не слушают других. Это может помешать полному восприятию текста.
Лабораторные работы, согласно плана.
Почва
5
Способствование развитию активной самостоятельной познавательной деятельности.
1. Работа с понятиями: почва, плодородие почвы, эрозия почвы, влагопроницаемость.
2.Работа с картой.
Материал темы насыщен множеством информации, которой дети не в состоянии запомнить
Групповая работа
Разнообразие живых
Организмов
5
Обеспечение активной познавательной деятельности учащихся в процессе дискуссии на основе установления причинно – следственных связей.
Работа с понятиями: организм, экология, клетка, одноклеточные, многоклеточные.
Сложность в выделении общего
Экскурсия.
Текущий и тематический
Растения
7
Создание климата психологического комфорта, обеспечение успешной учебной деятельности в фронталь-ной и индивидуальной формах
1.Работа с иллюстрациями в учебнике.
2.Работа с понятиями: классификация, органы растений, дикорастущие, ярусность.
Сложность в выделении причинно-следственных связей
Годовая
контрольная работа
Грибы
3
Способствование развитию активной познавательной деятельности, определению личностного смысла обучения учащихся.
1.Работа с иллюстрациями в учебнике.
2. Работа с понятиями: муляж, виды грибов, съедобные и ядовитые.
Сложность в определении различий между съедобными и ядовитыми грибами.
Демонстрация муляжей, свежих грибов.
Животные
5
Развитие способностей к самостоятельному суждению и принятию решений.
1.Работа с иллюстрациями в учебнике.
2.Работа с понятиями: органы животных, дикие и домашние животные,
Красная книга.
Сложность в выделении причинно-следственных связей
Демонстрация чучел, коллекций, влажные препаратов животных.
Итоговый контроль
Здоровье человека и безопасность жизни
5
Способность определять взаимосвязь здоровья и образа жизни.
Научить овладению простейшими способами оказания первой доврачебной помощи