kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Адаптированная рабочая программа по природоведению в 4 классе школы I и II вида.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа составлена на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений II вида., (допущено Министерством образования Российской Федерации, М.: Просвещение, 2006). Авторы программы: К.Г. Коровин, А.Г. Зикеев, Л.И. Тигранова, И.Г. Багрова, И.М. Гилевич, Н.Ю. Донская, М.И. Никитина, Л.В. Никулина, М.Ю. Рау, В.В. Тимохин, Н.И. Шелгунова.

Специфика курса «Природоведение» в школе для слабослышащих детей заключается в развитии речи и словесно – логического мышления учащихся на основе природоведческого материала. На уроках природоведения обеспечивается работа по уточнению имеющихся у учащихся представлений о природе, создаются условия для накопления специальных терминов, понятий, обозначающих объекты и явления природы, выражающих временные и пространственные отношения. Изучение природы создает большие возможности для развития общеучебных умений: наблюдать за объектами и явлениями природы, выделять их существенные и несущественные признаки, сравнивать, обобщать, делать выводы. состоит в том, чтобы раскрыть учащимся понятия о биологическом равновесии в природе, об изменениях природы и труда людей по временам года; систематически наблюдать явления живой и неживой природы, показать влияние изменений в природе на труд человека, дать первоначальные гигиенические знания, прививать навыки личной и общественной гигиены.

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная рабочая программа по природоведению в 4 классе школы I и II вида.»

Государственное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 68»

г. Орска

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по природоведению

для 4 с\с класса

«Рассмотрено»


Руководитель объединенного ШМО учителей начальных классов и учителей-предметников

ГКС(К)ОУ «Специальной (коррекционной)

общеобразовательной

школы-интерната № 68» г. Орска


«Согласовано»


Зам. директора

ГКС(К)ОУ

«Специальной (коррекционной)

общеобразовательной

школы-интерната № 68» г. Орска



«Утверждено»


Директор

ГКС(К)ОУ

«Специальной (коррекционной)

общеобразовательной

школы-интерната № 68» г. Орска


_________ /А.В.Бойко/_


__________ /Н.В. Коженкова/_


_____________/М.В. Орлова/_


Протокол №


Приказ №




Учитель: Барзова Е.А.





















Пояснительная записка.

Рабочая программа составлена на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений II вида. , (допущено Министерством образования Российской Федерации, М.: Просвещение, 2006). Авторы программы: К.Г. Коровин, А.Г. Зикеев, Л.И. Тигранова, И.Г. Багрова, И.М. Гилевич, Н.Ю. Донская, М.И. Никитина, Л.В. Никулина, М.Ю. Рау, В.В. Тимохин, Н.И. Шелгунова.

Количество часов:

I четверть – 9 часов.

II четверть – 7 часов.

III четверть – 10 часов.

IV четверть – 8 часов.

Всего: 34 часа. (1 час в неделю).

Учебник: З.А. Клепинина, М.Ф.Титова «Природоведение» 3 - 4 класс, Москва «Просвещение» 1991 г.


Общая характеристика предмета:

Специфика курса «Природоведение» в школе для слабослышащих детей заключается в развитии речи и словесно – логического мышления учащихся на основе природоведческого материала. На уроках природоведения обеспечивается работа по уточнению имеющихся у учащихся представлений о природе, создаются условия для накопления специальных терминов, понятий, обозначающих объекты и явления природы, выражающих временные и пространственные отношения. Изучение природы создает большие возможности для развития общеучебных умений: наблюдать за объектами и явлениями природы, выделять их существенные и несущественные признаки, сравнивать, обобщать, делать выводы. состоит в том, чтобы раскрыть учащимся понятия о биологическом равновесии в природе, об изменениях природы и труда людей по временам года; систематически наблюдать явления живой и неживой природы, показать влияние изменений в природе на труд человека, дать первоначальные гигиенические знания, прививать навыки личной и общественной гигиены.

Изучение природоведения ставит своей целью:

сообщить школьникам элементарные сведения о живой и неживой природе и труде людей ближайшего окружения школы и своей области, об изменениях природы и труда людей по временам года;

обогатить личный опыт учащихся путем проведения с ним систематических наблюдений явлений живой и неживой природы;

раскрыть некоторые доступные для взаимосвязи предметов и явлений природы;

показать влияние изменений в природе на труд человека;

дать учащимся некоторые знания о значении охраны природы;

познакомить с мероприятиями, проводимыми по охране природы в данной местности;

дать первоначальные гигиенические знания, привить некоторые навыки личной и общественной гигиены.


Программа определяет ряд задач, решение которых направлено на достижение основных целей начального природоведческого образования:

- формирование мировоззрения учащихся,

- воспитание любви и бережного отношения к природе, понимания прекрасного,

- обучение построению связных речевых высказываний,

- накопление словарного запаса.


Природоведческое образование строится с учетом следующих принципов:

Дидактический принцип. (Соблюдение преемственности от класса к классу, постепенный переход от более лёгкого к более трудному. Речевая деятельность на уроках усложняется прежде всего по содержанию высказываний. Осуществляется контроль за произношением, предъявляемый словарь даётся на слухо-зрительной основе или на слух.)

Организационно – методический принцип. (Работа строится на основе определённых тем. С помощью темы задаётся не только содержание учебной речевой деятельности, но и формируются мотивы, побуждающие детей к речевым высказываниям. Формируются такие качества, как желание трудиться, аккуратность, дисциплинированность, взаимопомощь, умение организовать свою работу.)

Психолингвистический принцип. (Учебный материал отбирается в соответствии с коммуникативной направленностью обучения языку. Материал обеспечивает формирование и развитие навыков речи.)

Краеведческий. (Конкретные объекты и явления природы для изучения отбираются учителем с учетом особенностей данной местности.)

Результаты изучения учебного предмета «Природоведение» тесно связаны с другими предметами начальной школы. Наблюдения за жизнью природы и общества, за трудом людей, способствуют лучшему пониманию учебного материала по таким предметам, как русский язык, развитие речи, трудовое обучение. Представления об окружающем мире, получаемые учащимися на других уроках, на занятиях по природоведению расширяются, обогащаются, приобретают большую практическую направленность.

Данная программа содержит все темы, включенные в федеральный компонент содержания образования.


Содержание программы носит коррекционный характер.

При проведении уроков используются непосредственные наблюдения предметов и явлений в самой природе, натуральных объектов и их изображений; простейший учебный эксперимент; экскурсии, практические работы, опыты, наблюдения и т.д.

Методическими особенностями изучения данного курса является то, что при изучении тем должен быть выдержан единый план изложения материала. Эта последовательность вытекает из естественных связей, существующих в самой природе. В 4 классе изучается тема «Природа нашего края». Изучение природы должно идти последовательно: неживая природа, охрана недр, почв, водоемов; растения и их охрана; животные и их охрана; труд людей и использование человеком природных богатств области.


Материально-техническое обеспечение программы:

демонстрационные плакаты и таблицы, раздаточный дидактический материал, мультимедийные пособия (интерактивные задания и тренажеры, презентации по темам).

Итоговый контроль проводится в форме тестирования, самостоятельных работ.

Материалы контроля представлены в приложении.

Требования к уровню подготовки

К концу IV класса учащиеся должны знать:

некоторые особенности природы своей местности (поверхность, погода и ее изменения по временам года, полезные ископаемые, водоемы);

особенности труда людей своей местности;

некоторые физические свойства наиболее важных 3—4 местных полезных ископаемых;

физические свойства воды (цвет, запах, вкус, прозрачность, текучесть, три состояния воды, вода — растворитель).

Учащиеся должны уметь:

определять с помощью опытов изученные физические свойства воды;

вести наблюдения в природе по заданиям, фиксировать их в «Дневниках наблюдений»;

пользоваться термометром, простейшим лабораторным и экскурсионным оборудованием.

Учащиеся должны:

соблюдать правила безопасности при проведении опытов, правила личной гигиены;

вести себя культурно в природе.


Особенности организации контроля по природоведению

Основная цель контроля – проверка знания фактов учебного материала, умения детей делать простейшие выводы, высказывать обобщенные суждения, приводить примеры из дополнительных источников, применять комплексные знания. Для контроля и оценки знаний и умений по предметам этой образовательной области используются индивидуальная и фронтальная устные проверки, различные письменные работы которые не требуют развернутого ответа с большой затратой времени, а также самостоятельные практические работы с картами, приборами, моделями, лабораторным оборудованием.

Фронтальный опрос проводится как беседа-полилог, в котором участвуют учащиеся всего класса. Учитель подготавливает серию вопросов по конкретной теме курса, на которые учащиеся дают короткие обоснованные ответы. Поскольку основная цель таких контрольных бесед – проверка осознанности усвоения учебной программы, это определяет необходимость подбора таких вопросов, которые проверяют не только знания фактического материал (повторить статью учебника, перечислить, вспомнить и т.п.), но и умение сопоставить факты, выбрать альтернативу, сравнить, проанализировать, найти причину явления и т.п.

Индивидуальный устный опрос. При оценке этого вида рассказа учитываются полнота раскрытия вопроса, выделение наиболее существенных признаков объекта, логичность изложения, передача своего отношения к описываемому предмету.

При письменной проверке знаний по предметам естественно - научного и обществоведческого направления используются также контрольные работы, которые не требуют полного, обстоятельного ответа, что связано с недостаточными возможностями письменной речи младших школьников. Целесообразны поэтому тестовые задания по нескольким вариантам на поиск ошибки, выбор ответа, продолжение или исправление высказывания и др. Имеют большое значение и работы с индивидуальными карточками-заданиями: дети заполняют таблицы, рисуют или дополняют схемы, диаграммы, выбирают правильную дату и т. п. Эти задания целесообразно строить как дифференцированные, что позволит проверить и учесть в дальнейшей работе индивидуальный темп продвижения детей.













Календарно – тематическое планирование

I четверть / 9 часов/.

урока

по теме


Тема урока


Кол-во

часов


Коррекционные

задачи.

Речевая

деятельность

Планируемые ЗУН

на уроке.


Земля

8.




1.

Солнце и природа..

1.

Коррекция восприятия на основе упражнений в узнавании и сравнении объектов

Температура воздуха, жаркие дни, птенцы, заходит солнце, полдень.

Формировать умение использовать свои представления и конкретные наблюдения над ближайшим природным окружением в разные времена года.

2.

Форма и величина Земли.

1.

Коррекция зрительной памяти на основе упр. в узнавании и различении

Огромный шар, глобус – модель, парусные корабли, трепали штормы, Земля – шар.

Дать представление о форме и величине Земли, развивать умения отвечать на вопросы учителя, работать с наглядным материалом и с учебником,

3.

Поверхность Земли

1.

Коррекция внимания на основе упражнений в запоминании

Голубым цветом обозначены моря, Суша – в зелёный, жёлтый, коричневый.

Дать представление об основных формах земной поверхности: равнинах, оврагах, горной местности.

4.

Ориентирование на местности

1.

Коррекция слухового восприятия на основе упражнений в узнавании

Лес, парк, поле, улица, - это местность. Линия горизонта.

Дать представление о сторонах горизонта, определяя их положение по отношению к Солнцу, научить ориентироваться.

5.

Стороны горизонта.

1.

Коррекция памяти на основе упражнений в восприятии


Восток, запад, юг, север – это основные стороны горизонта. Местность, неменяющиеся(постоянные) .

Сформировать представление о горизонте и линии горизонта путём практической работы и наблюдений. Формировать умение пользоваться картой.

6.

Компас.

1.

Коррекция вербальной памяти на основе упражнений в запоминании

Найти нужное направление движения вам поможет прибор – компас. Стрелка, циферблат.

Сформировать представление о назначении компаса и его роли в ориентировании на местности в любую погоду, об устройстве компаса.

7.

Практическая работа.

«Определение направлений на местности по компасу».

1.

Коррекция зрительной памяти на основе упр. в узнавании и различении

Компас, флюгер, западный, южный, восточный, северный ветер.

Формировать умение пользоваться компасом, практически применять компас. Формировать навык работы в коллективе.



8.

Ориентирование по местным признакам.

1.

Коррекция вербальной памяти на основе упражнений в запоминании

Лишайник, мох, опята, подсолнечник, муравейники, пень, земляника, черника.

Сформировать представление о сторонах горизонта, определять их положение по местным признакам.


Поверхность нашего края.

5.




9.

Равнина.

1.

Коррекция восприятия на основе упражнений в узнавании и сравнении объектов

Ровная поверхность суши – плоская равнина. Холмистые равнины, леса, песчаные холмы, мох, овраг.

Сформировать представление о равнине и видах равнин Формировать умение сравнивать, быть наблюдательными.

II четверть /7 часов/.

10.

С оврагами нужно бороться.

1.

Коррекция вербальной памяти на основе упражнений в запоминании

Овраг, канавки, глубокий овраг, Овраги разрушают поля, корни растений укрепляют склон.

Сформировать представление об овраге, причинах их возникновения, как бороться с оврагами. Развивать умение работать с книгой.

11.

Горы.

1.

Коррекция памяти на основе упражнений в восприятии

Холмы, горы, ледники, ущелья, горные долины, склоны, горные реки.

Сформировать представление о видах гор, развивать умение различать ущелья, ледники, горные долины.

12.

Поверхность Земли и человек.

1.

Коррекция зрительной памяти на основе упр. В узнавании и различении

Равнина, горная поверхность, луга, древесина, горы, крутые склоны, глубокие ущелья.

Формировать понятие о многообразии поверхности Земли и её использовании человеком. Развивать умение наблюдать, быть внимательными.

13.

Из чего состоит суша.

1.

Коррекция внимания на основе упражнений в запоминании


Тёмный верхний слой называют почвой. Песок состоит из песчинок. Почва – верхний слой суши.

Сформировать представление о таких составляющих суши, как почва, песок, глина, познакомить с некоторыми их свойствами.


Полезные ископаемые.

5.




14.

Полезные ископаемые.

1.

Коррекция восприятия на основе упражнений в узнавании и сравнении объектов


Строительные материалы, каменный уголь, нефть, газ, торф, металл, металлические руды.

Сформировать представление о том, какие полезные ископаемые находятся в недрах нашей страны, и научить их самим выявлять свойства полезных ископаемых.



15.

Свойства полезных ископаемых. Их использование.

1.

Коррекция памяти на основе упражнений в восприятии


Топливо, металлические руды используют для получения металлов. Металлы не горят

Сформировать представление свойствах полезных ископаемых и их использовании, развивать умение работать с наглядным материалом.

16.

Песок и глина. Каменный уголь и нефть.

1.

Коррекция мышления на основе классификации


Песок и глину добывают в природе. Каменный уголь бывает чёрного и бурого цвета. Смола, краска.

Сформировать представление о песке, глине, каменном угле, нефти и свойствах этих полезных ископаемых, развивать умение работать с учебником.

III четверть /10 часов/

17.

Железная и алюминиевая руды.

1.

Коррекция зрительной памяти на основе упр. в узнавании и различении


Железная и алюминиевая руда, чугун, сталь, Алюминий – лёгкий металл. Каменный уголь, нефть, газ.

Сформировать представление о железной и алюминиевой рудах, их свойствах, использовании руды человеком.

18.

Охрана полезных ископаемых.

Итоговый тест.

1.

Коррекция вербальной памяти на основе упражнений в запоминании

Строительные материалы, топливо, металлические руды, минеральные соли.

Формировать навык различения полезных ископаемых, использование их человеком. Развивать умение работать в коллективе.


Водоёмы.

7.




19.

Водоёмы.

1.

Коррекция восприятия на основе упражнений в узнавании и сравнении объектов

Океаны, моря, вода горьковатая и солёная, родники с чистой, холодной, вкусной питьевой водой.

Сформировать представление о разнообразии водоёмов на Земле и в своём крае, называть некоторые местные водоёмы.

20.

Родник, ручей, река.

1.

Коррекция зрительной памяти на основе упр. в узнавании и различении

Родник, ручей, река, дождевая вода, родниковая вода, лечебная вода, притоки главной реки.

Сформировать представление о родниках, ручьях и реках и их использовании, развивать умение работать с картой и учебником.

21.

Озеро. Море.

1.

Коррекция мышления на основе классификации




Озеро, нет течения, пресная вода, солёная вода, грузовые и пассажирские суда, запрещена рубка леса вблизи рек и озёр

Сформировать представление об озёрах и морях их использовании человеком. Развивать умение работать с картой и глобусом.


22.

Вода и её свойства.

1.

Коррекция внимания на основе упражнений в запоминании


Нальём воду она растечётся, вода прозрачна, вода не имеет запаха, замерзает, мороз, водяной пар.

Познакомить со свойствами воды в трёх её состояниях, использовать сопоставление и сравнение объектов. Развивать умение работать с учебником.

23.

Круговорот воды в природе.

1.

Коррекция памяти на основе упражнений в восприятии


Вода испарилась – превратилась в пар. Вода в природе совершает круговорот.

Сформировать представление о круговороте природы в природе, развивать умение работать в коллективе и использовать наглядный материал.


24.

Охрана воды и водоёмов.

1.

Коррекция вербальной памяти на основе упражнений в запоминании

Пресная вода, водопроводный кран, питьевая вода, охрана водоёмов от высыхания.

Сформировать представления об использовании водоемов деятельности человека, об охране и защите водоёма.

25.

Почва.

Итоговый тест.

1.

Коррекция восприятия на основе упражнений в узнавании и сравнении объектов

Тёмный верхний слой земли, на котором растут растения, называют почвой, перегной, чернозём.

Сформировать представление о видах почв своего края, роли почв в жизни культурных растений, в охране плодородного слоя.


Растения и животные нашего края.

9.




26.

Лес и человек.

1.

Коррекция памяти на основе упражнений в восприятии



Леса украшают нашу землю. Доски, брёвна, бруски, шпалы, Красная книга, лесные пожары, кормушки с кормом.

Сформировать представление о том, как взаимосвязаны составляющие лесного сообщества, о деятельности людей, учитывающей жизнь сообщества и отдельных его компонентов

IV четверть /8 часов/.

27-

28.

Растения и животные леса.

2.

Коррекция зрительной памяти на основе упр. в узнавании и различении


Деревья, кустарники, травы, хвойные леса: сосна, ель, можжевельник; лиственные леса – малина, шиповник

Сформировать представление о сообществах, которые составлены растениями и животными, а также более конкретные знания об одном из сообществ – лес.

29.

Растения и животные луга.

1.

Коррекция мышления на основе классификации


Участки земли, на которых растут травы, называют лугами. Мятлик, тимофеевка, лисохвост, клевер, горошек.

Сформировать представление о жизни ещё одного сообщества – луга; о том, какие растения и животные обитают на лугу; о взаимосвязях растений и животных луга.


30

Растения водоёма.

1.

Коррекция памяти на основе упражнений в восприятии



Тростинки, камыши, рогоза, белая и жёлтая кувшинка, ряска, хлорелла, элодеи.

Сформировать представление о растениях водоёма, опираясь на наблюдение детей за жизнью аквариума. Развивать умение работать с книгой.

31.

Животные водоёма.

1.

Коррекция внимания на основе упражнений в запоминании


Утка, селезень, лягушка, аист, стрекоза, бобр, жук-плавунец, щука, карась, тритон.

Сформировать представление о животных водоёма. Развивать умение работать в коллективе с книгой и наглядным материалом.

32.

Охрана растений и животных водоёма.

Тест.

1.

Коррекция вербальной памяти на основе упражнений в запоминании


Рыбу разрешают ловить только удочкой. Мальки, солома, откладывают икру, аист, бобр, выдра, насекомые.

Сформировать представление об использовании водоёмов в деятельности человека; с охраной и защитой водоёмов.

33.

Растения и животные сада.

1.

Коррекция восприятия на основе упражнений в узнавании и сравнении объектов


Яблоня, груша, слива, вишни, смородина, крыжовник, малина, облепиха, жужелица, соловей, синица.

Сформировать представление о животных и растениях сада, о взаимосвязи компонентов сообщества сада. Развивать умение работать с учебником.

34.

Сад и человек.

Проверочная работа.

1.

Коррекция зрительной памяти на основе упр. в узнавании и различении


Фрукты и ягоды, хлеб и овощи, витамины, богатый урожай, кормушка, скворечник, вредные насекомые.

Сформировать представление о том, как взаимосвязаны составляющие садового сообщества, о деятельности людей, учитывающей жизнь сообщества и отдельных его компонентов






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Адаптированная рабочая программа по природоведению в 4 классе школы I и II вида.

Автор: Барзова Елена Александровна

Дата: 15.12.2015

Номер свидетельства: 266580

Похожие файлы

object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(79) "РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Природоведение    5 класс "
    ["seo_title"] => string(45) "rabochaia-programma-prirodoviedieniie-5-klass"
    ["file_id"] => string(6) "224869"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1439228559"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства