Просмотр содержимого документа
«Программа Родная (русская) литература для 7 класса. 17 часов.»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«родная (Русская) литература»
7 класс
Составитель: Зайцева Е.С.
учитель, первая квалификационная категория
Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса
Рабочая программа по родной (русской) литературе составлена на основе требований федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования по учебному предмету «Родная (русская) литература», входящему в образовательную область «Родной язык и родная литература», и предназначена для обучающихся 7 класса общеобразовательной школы.
Данная программа разработана на основе
Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Закона Российской Федерации от 25 октября 1991 г. № 1807-1 «О языках народов Российской Федерации» (в редакции Федерального закона № 185-ФЗ);
приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1577);
Письма Минобрнауки от 09.10.2017 № ТС-945/08;
Примерной программы по учебному предмету «Родная (русская) литература» для образовательных организаций, реализующих программы основного общего образования.
Содержание программы ориентировано на сопровождение и поддержку основного курса литературы, обязательного для изучения во всех школах Российской Федерации, и направлено на достижение результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования по литературе, заданных соответствующим федеральным государственным образовательным стандартом.
В курсе родной (русской) литературы актуализируются следующие цели:
создание представлений о русской литературе как едином национальном достоянии;
приобщение к литературному наследию своего народа;
воспитание ценностного отношения к родному (русскому) языку и родной (русской) литературе как хранителю культуры, включение в культурно-языковое поле своего народа;
формирование причастности к свершениям и традициям своего народа, осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение культуры народа.
Место учебного предмета «Родная (русская) литература» в учебном плане.
Программа по родной (русской) литературе составлена на основе требований к предметным результатам освоения основной образовательной программы, представленной в федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, и рассчитана на следующую учебную нагрузку: 7 класс – 17 часов.
Общая характеристика учебного курса
ФГОС ООО признает приоритетной духовно-нравственную ценность литературы для школьника - будущего гражданина своей страны, любящего свой народ и уважающего его традиции, язык и культуру. Изучение родной литературы играет ведущую роль в процессах воспитания личности, развития ее нравственных качеств и творческих способностей, в сохранении и развитии национальных традиций и исторической преемственности поколений. Родная литература как культурный символ России, высшая форма существования российской духовности и языка в качестве школьного предмета посредством воздействия на эстетические чувства воспитывает в человеке патриотизм, чувства исторической памяти, принадлежности к культуре, народу и всему человечеству, помогает школьнику осмыслить непреходящую историко-культурную и нравственно-ценностную роль родной литературы.
Важнейшими задачами курса по родной (русской) литературе являются:
формирование способности понимать и эстетически воспринимать произведения родной литературы;
обогащение духовного мира учащихся путем приобщения их к нравственным ценностям и художественному многообразию родной литературы, к отдельным ее произведениям, к произведениям писателей и поэтов Кемеровской области-Кузбасса;
приобщение к литературному наследию своего народа;
формирование причастности к свершениям и традициям своего народа, осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение культуры народа;
формирование умения актуализировать в художественных текстах родной литературы личностно значимые образы, темы и проблемы, учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного литературного произведения.
Планируемые результаты освоения учебного курса «Родная литература»
Личностные результаты:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения
к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
8) формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
9) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
10) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметными результатами изучения курса родная (русская) литература является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений.
Познавательные УУД:
учиться вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;
пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
извлекать информацию (в сотрудничестве и при поддержке учителя), представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
перерабатывать в сотрудничестве с учителем и преобразовывать информацию из одной формы в другую (переводить сплошной тест в план, таблицу, схему и наоборот: по плану, по схеме, по таблице составлять сплошной) текст;
излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;
пользоваться словарями, справочниками;
осуществлять анализ и синтез;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения.
Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.
Коммуникативные УУД:
уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;
уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером при непосредственной методической поддержке учителя;
уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (в том числе и помощь учителя);
осознать важность коммуникативных умений в жизни человека;
оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации, создавать тексты различного типа, стиля, жанра;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи, различными видами монолога и диалога;
высказывать и обосновывать свою точку зрения (при методической поддержке учителя);
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Предметными результатами изучения курса родная (русская) литература является сформированность следующих умений:
1) осознание значимости чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;
2) понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;
3) обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, российской и мировой культуры;
4) воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;
5) развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
6) овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления».
Важнейшие умения в 7 классе следующие:
правильно, бегло и выразительно читать художественные, публицистические и учебные тексты;
выразительно читать произведения или отрывки из них наизусть;
осмысливать, характеризовать, анализировать изучаемое в школе или прочитанное самостоятельно художественное произведение (сказка, стихотворение, глава повести и пр.);
определять принадлежность произведения к одному из литературных родов (эпос, лирика, драма), к одному из жанров или жанровых образований;
обосновывать свое суждение, давать характеристику героям, готовить аргументированный отзыв о произведении;
выявлять роль героя, портрета, пейзажа, детали, авторской оценки в раскрытии содержания произведения;
составлять простой и сложный планы изучаемого произведения;
объяснять роль художественных средств в произведении и пользоваться справочным аппаратом учебника;
владеть монологической и диалогической речью, уметь готовить сообщения, доклады, рефераты;
письменно отвечать на вопросы, писать сочинения на литературную и свободную темы;
выявлять авторское отношение к героям, сопоставлять высказывания критиков и литературоведов, делать выводы и умозаключения;
высказывать собственное суждение об иллюстрациях;
сопоставлять произведения разных видов искусства, писать сочинение по картине.
Обучающийся научится:
– владеть навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым) и информационной переработки прочитанного материала;
– владеть различными видами аудирования (с полным пониманием, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации) и информационной переработки текстов различных функциональных разновидностей языка;
– адекватно понимать, интерпретировать и комментировать тексты различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и функциональных разновидностей языка;
- пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;
- понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
- осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления
- определять в произведении элементы сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимать их роль в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);
- владеть элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
Обучающийся получит возможность научиться:
– анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия ситуации общения и успешности в достижении прогнозируемого результата; понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их;
– осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;
- аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;
– участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта.
Содержание учебного курса
7 класс
Устное народное творчество. (2 часа).
Лиро-эпические жанры. Героические былины. Образы былинных богатырей в искусстве. Драматические жанры. Фольклор городских праздничных зрелищ.Раек.
Древнерусская литература (1 час).
Отражение чаяний народных.
«Моления Даниила Заточника»-памятник гражданственности, духовности и нравственности.
«Повесть о горе-злосчастии». Тема трагической судьбы молодого поколения, старающегося порвать со старыми формами семейно-бытового уклада, домостроевской моралью.
«Сказание о Борисе и Глебе». Тема добра и зла в произведениях древнерусской литературы.
В.Капнист. «На кончину Гавриила Романовича Державина»
Из русской литературы XIX века (3 часа).
А.С.Пушкин. «Скупой рыцарь». «Ужасный век, ужасные сердца».И.С.Тургенев. «Бурмистр», Влияние крепостного права на людей. «Певцы». Роль таланта (на выбор). А.П.Чехов. «Тоска», «Размазня». «Смех сквозь слезы».А.И.Куприн. «Изумруд». Сострадание к «братьям нашим меньшим».
Из русской литературы XX века (7 часов).
Сатира и Юмор. Комическое в литературе. А.Аверченко. «Вечером». Характеристика раннего творчества писателя. Два мира в рассказе.Сатирические произведения. Сатира. Юмор.
Тэффи. «Свои и чужие». Проблема взаимоотношений между своими и чужими.
М.Зощенко. «История болезни». Средства создания комического в рассказе.
Поиск нравственности.
В.Астафьев. «Мальчик в белой рубашке». Трагедия матери, потерявшей ребенка.
Е.Носов. «Трудный хлеб». Уроки нравственности в рассказе.
Знакомство с творчеством писателей Кемеровской области-Кузбасса Обзор творчества писателей Кузбасса (2 часа).
Итоги изучения (1 час).
Календарно-тематическое планирование
7 класс
№
Наименование разделов
Всего часов
1
Устное народное творчество.
2
2
Древнерусская литература.
1
3
Из литературы 18 века.
1
4
Из русской литературы 19 века.
3
5
Из русской литературы 20 века.
7
6
Знакомство с творчеством писателей Кемеровской области-Кузбасса