Просмотр содержимого документа
«ПРОГРАММА Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
базовая начальная общеобразовательная школа
г. Омутнинска Кировской области
Согласовано
_______________
Комарова Г.Г
«Утверждаю»
Директор _________________
Зобнина Н.В
ПРОГРАММА
Профилактика безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних
г.Омутнинск
2014 .г
Паспорт Программы
Наименование Программы
Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
Период реализации Программы
2014 – 2017 учебные гг.
Цели Программы
Предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому.
Содействие созданию благоприятных условий для полноценного развития ребенка в семье, образовательной организации, социуме.
Совершенствование системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Основные задачи Программы
Обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних.
Социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально-опасном положении.
Выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий.
Ожидаемые результаты:
- Создание комплексной системы социальной профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
- Обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;
- Стабилизация ситуации в семье;
- Уменьшение количества неуспевающих учащихся;
- Увеличение числа детей, ведущих здоровый образ жизни;
- Снижение уровня безнадзорности и правонарушений несовершеннолетними.
Разработчик
Программы
Пояснительная записка
Детская безнадзорность и беспризорность - следствие современной социально-экономической и духовно-нравственной ситуации в России, которая характеризуется нарастанием социального неблагополучия семей, падением их жизненного уровня, криминализацией среды, ростом преступности среди взрослых и порождают опасные для подрастающего поколения и общества в целом тенденции:
рост числа граждан, лишённых родительских прав, что предопределяет широкое распространение социального сиротства и беспризорности среди несовершеннолетних;
массовые нарушение прав детей;
рост ранней алкоголизации и наркомании подростков, который ведёт к увеличению числа преступлений, совершённых несовершеннолетними;
омоложение преступности;
увеличение числа несовершеннолетних правонарушителей из семей, находящихся в социально-опасном положении.
Эти тревожные тенденции свидетельствуют о необходимости совершенствования системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних .
К типичным отклонениям в поведении обучающихся относятся: лень, упрямство, агрессивность, недисциплинированность, уклонение от занятий, нарушение Устава ОО.
Типичными причинами отклонений в поведении детей являются:
безнадзорность в семье из-за занятости или пьянства родителей, семейного неблагополучия;
отсутствие единства в требованиях родителей и педагогов;
низкий уровень культуры и психолого-педагогической образованности родителей;
нарушение эмоциональной, волевой сферы личности ребенка, отсутствие моральных и этических норм;
социальная неустроенность родителей, отсутствие материальных средств;
нарушение родительско - детских отношений;
семья находится в состоянии развода.
Наличие того или иного фактора социального неблагополучия в семье ведет к возникновению социальных отклонений в поведении детей, влечет явление беспризорности, безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних и требует к себе повышенного внимания всех субъектов системы профилактики.
С целью систематизации работы образовательной организации в области профилактики была создана программа профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних.
Объект деятельности: обучающиеся «группы риска» учебно-воспитательного процесса.
Предмет деятельности: социально-педагогические условия развития личности обучающихся «группы риска».
Деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетними основывается на принципах законности, демократизма, гуманного отношения с несовершеннолетними, поддержки семьи и взаимодействия с ней, индивидуального подхода к несовершеннолетним с соблюдением конфиденциальности полученной информации, государственной поддержки деятельности органов местного самоуправления и общественных объединений по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, обеспечение ответственности должностных лиц и граждан за нарушение прав и законных интересов несовершеннолетних.
Цели Программы:
Предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому.
Содействие созданию благоприятных условий для полноценного развития ребенка в семье, образовательной организации, социуме.
Совершенствование системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Задачи Программы:
Выявление асоциальных и неблагополучных детей;
Выявление и устранение причин социальной дезадаптации детей;
Способствование устранению и преодолению трудностей в социализации обучающихся, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
Повышение уровня информированности учащихся, педагогов, родителей о законодательной базе, нормативно-правовых документах федерального, регионального, муниципального уровней.
Предупреждение и нейтрализация нарушений Устава ОО.
Осуществление индивидуального подхода в социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних, обеспечение защиты прав и законных интересов детей, оставшихся без попечения родителей.
Оказание социально-педагогической, психолого-педагогической поддержки асоциальным детям и их семьям, защита их прав и интересов.
Создание социально-педагогических условий для развития личности в условиях образовательной организации.
Создание условий для успешной самореализации личности ребенка и повышения его самооценки.
Формирование у детей положительной мотивации к обучению и участию в жизни класса и образовательной организации.
Осуществление педагогической деятельности по воспитанию здорового образа жизни школьников и формированию у них негативного отношения к вредным привычкам.
Обеспечение координации всех участников воспитательного процесса в организации профилактической работы по предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Отработка действенных механизмов сотрудничества школы и полиции, Центра помощи семье и детям, КДН и ЗП.
Формы работы:
Индивидуальное консультирование детей и родителей.
Курирование семьи.
Родительские собрания.
Консультации психолога.
Круглый стол.
Просвещение детей и родителей.
Методы работы:
Наблюдение
Опрос
Анкетирование
Тестирование
Беседа
Изучение документов и продуктов деятельности школьников
Диагностика
Сопровождение
Игра
Убеждение
Моральная поддержка
Сопереживание
Сотрудничество
Нормативно-правовая база Программы:
Международная Конвенция ООН о правах ребёнка;
Конституция Российской Федерации;
Федеральный закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
Указы Президента РФ;
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.
Ожидаемые результаты:
Создание комплексной системы социальной профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних.
Стабилизация ситуации в семье.
Увеличение числа детей, включенных в кружковую деятельность.
Уменьшение количества неуспевающих учащихся.
Увеличение числа детей , ведущих здоровый образ жизни.
Снижение уровня безнадзорности и правонарушений несовершеннолетними.
Мероприятия программы "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних " направлены на защиту прав детей, находящихся в особо сложных обстоятельствах. Дети «группы риска» - это незащищенные и незрелые в силу возраста граждане, оказавшиеся в неблагоприятных условиях содержания, воспитания и развития. Эти условия отражаются на процессе социализации личности и влекут за собой неблагоприятные последствия, как для личности, так и для общества в целом.
Понятия, употребляемые в работе по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних:
В соответствии с законодательством Российской Федерации в системе профилактики безнадзорности и правонарушений употребляются следующие основные понятия:
Несовершеннолетний - лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет.
Безнадзорный – несовершеннолетний, контроль за поведением которого, отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или законных представителей либо должностных лиц.
Несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении – лицо в возрасте до 18 лет, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия.
Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации – дети, оставшиеся без попечения родителей; дети-инвалиды; дети, имеющие недостатки в психическом и (или) физическом развитии; дети-жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий; дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев; дети, оказавшиеся в экстремальных условиях; дети – жертвы насилия; дети, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях; дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи.
Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних - система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении.
Правонарушение - родовое понятие, означающее любое деяние, нарушающее какие-либо нормы права, и представляет собой юридический факт, предусматривающий противоправное виновное деяние, совершенное умышленно либо по неосторожности. За правонарушение законом предусматривается соответственно гражданская, административная, дисциплинарная и уголовная ответственность.
Содержание программы
Программа содержит 4 блока:
Организационная работа.
Диагностическая работа.
Профилактическая работа с обучающимися.
Профилактическая работа с родителями.
Организационная работа направлена на разработку и осуществление комплекса мероприятий по профилактике безнадзорности и правонарушений.
Диагностическая работа предполагает создание банка данных об образе жизни семей обучающихся, о положении детей в системе внутрисемейных отношений, выявление негативных привычек подростков, взаимоотношений подростков с педагогами школы, организацию мониторинга здоровья обучающихся.
Профилактическая работа с обучающимися включает профилактическую деятельность и индивидуальную работу с детьми девиантного поведения и детьми «группы риска». Профилактическая деятельность осуществляется через систему классных часов, общешкольных мероприятий, с помощью индивидуальных бесед, ролевых игр, разыгрывание конкретных ситуаций.
Работа с детьми девиантного поведения выстраивается в несколько этапов:
Этап
Содержание
Изучение окружающей среды ребенка
Диагностика
Обеспечение психологической готовности ребенка к изменению
Беседы с ребенком,
вхождение в доверие к нему,
пробуждение его интереса к той или иной
деятельности
Накопление у несовершеннолетнего нравственно положительных качеств,
поступков
Стимулирование положительных поступков,
изменений
Самовоспитание, самоконтроль
Поддержка ребенка в процессе
самовоспитания и самоконтроля
Профилактическая работа с родителями предусматривает установление неиспользованного резерва семейного воспитания, нахождение путей оптимального педагогического взаимодействия образовательной организации и семьи, включение семьи в воспитательный процесс через систему родительских собраний, лекториев, общешкольных мероприятий с детьми и родителями, работу Совета школы.
Программу реализуют: администрация школы (с привлечением заинтересованных ведомств), классные руководители, воспитатели, медико-психолого-педагогическая служба, вожатая, педагог – психолог, социальный –педагог.
Планы мероприятий по блокам работы:
Организационная работа:
Организация работы Совета профилактики.
Проведение тематических педагогических советов.
Социально-педагогическая работа с детьми «группы риска».
Составление социального паспорта классов, образовательной организации.
Ведение картотеки учащихся, состоящих на внутришкольном учёте.
Выявление учащихся с девиантным поведением, вовлечение их в спортивные секции и кружки.
Диагностическая работа:
Анкетирование учащихся 2 - 4 х классов.
Проведение диагностических методик изучения личности ученика.
Заполнение карт развития учащихся.
Профилактическая работа с обучающимися:
1 направление:
Предупредительно-профилактическая деятельность:
реализация классных воспитательных программ;
проведение общешкольных собраний с участием инспектора по делам несовершеннолетних;
№
п/п
Раздел
Тема
1
Правила
общения
Знакомство с правилами школьной жизни
Правило личной безопасности
Что такое «хорошо» и что такое «плохо»?
2
Правила
поведения
Человек в мире правил
Примерно веди себя в школе, дома, на улице
За что ставят на внутришкольный учет?
Правила поведения в школе
За что ставят на учет в милиции?
Бережно относись к школьному и другому общественному имуществу, к своим вещам, вещам товарищей
Знакомство с правами и обязанностями учащихся
3
Правила
дорожного
движения
Правила поведения и основные правила безопасности в транспорте (автобусе, поезде)
Места игр и катания на велосипедах, роликах, лыжах, коньках, санках
Основные правила поведения учащихся на улице и дороге
Обязанности пассажиров
Ответственность за повреждения имущества на транспортных средствах. Вандализм
Ответственность за нарушение ПДД пешеходом
Уголовная ответственность за кражи и угоны транспортных средств
4
Я –
гражданин России
Я — гражданин России
Что такое закон? Главный закон страны
Воинская обязанность
5
Права
ребёнка
Твои права и обязанности
Равенство прав людей от рождения
Устный журнал «Конвенция «О правах ребенка»
Права детей — забота государства
Подростку о трудовом праве
Что делать, если ты попал в милицию?
6
Административная
и
уголовная
ответственность
Преступления и правонарушения
Виды наказаний, назначаемые несовершеннолетним. Детская воспитательная колония
Об ответственности подростков за преступления, совершенные на железной дороге
Административная ответственность подростков перед законом
7
Асоциальное поведение
Практикум ситуаций «Как привлекают подростков к употреблению наркотиков?»
Конкурс стенных газет «Не делай этого!»
Социальные нормы и асоциальное поведение (преступность, наркомания алкоголизм)
Алкоголь и правопорядок
Организация досуговой деятельности учащихся «группы риска»:
вовлечение учащихся «группы риска» в кружки и спортивные секции;
вовлечение учащихся в КТД в школе;
планирование содержательного досуга подростков «группы риска» в течение всего учебного года;
привлечение подростков к шефской помощи дошкольникам и младшим школьникам.
2 направление:
Индивидуальная работа с подростками с девиантным поведением:
выявление причин отклонений в поведении;
беседы классных руководителей, воспитателей, учителей-предметников, педагога-психолога с подростками;
приглашение на Совет профилактики;
беседы с инспектором ПДН;
вовлечение в творческую жизнь класса, школы, в кружки, секции;
направление ходатайств в КДН;
проведение тренинговых занятий с категорией таких обучающихся.
Профилактическая работа с родителями:
выбор родительского комитета в классах;
проведение «Дня открытых дверей» для родителей;
привлечение родителей к проведению классных и внеклассных мероприятий;
выявление социально-неблагополучных семей и постановка их на внутриклассный и внутришкольный контроль;
запрос актов обследования жилищно-бытовых условий социально-неблагополучных семей;
организация консультаций специалистов: педагога-психолога, социального педагога, медицинских работников для родителей;
использование разнообразных форм для проведения родительских собраний: лекции, конференции, ролевые игры, родительские ринги, практикумы, семинары, тренинги и др.;
проведение педагогического всеобуча для родителей, с использованием различных форм и методов работы:
Тема
Содержание
Ответственные
По профилактике употребления
ПАВ
ПАВ и его влияние на организм ребенка.
Как определить, что ребёнок начал употреблять ПАВ.
Устойчивость подростка в обществе.
Семейные конфликты - причина употребления подростком ПАВ
Как контролировать эмоциональное состояние ребёнка
Половые особенности подростков в системе профилактики ПАВ.
педагогический коллектив
класса
По профилактике правонарушений
и
преступлений
Права и обязанности семьи.
Права, обязанности и ответственность родителей.
Нравственные уроки семьи - нравственные законы жизни.
Права и обязанности ребёнка в семье, в школе, в социуме.
Причина детских суицидов.
Свободное время и развлечения учащихся.
Тематика лекций для родителей на классных родительских собраниях
Классы
Темы
Ответственные
(0) 1
Законы воспитания в семье. Какими им быть?
классный руководитель
2
Воспитание ненасилием в семье.
3
Как научить сына или дочь говорить «нет»?
4
Детская агрессивность, ее причины и последствия.
5
За что ставят на учет в милиции?
6
Свободное время — для души и с пользой, или
Чем занят ваш ребенок
7
Как уберечь подростка от насилия
8
Конфликты с собственным ребенком и пути их разрешения.
9
Как научиться быть ответственным за свои поступки?
10
Что делать, если ваш ребенок попал в милицию?
11 (12)
Закон и ответственность.
Знания, умения и навыки, которые необходимо сформировать к концу каждого учебного года
Классы
Знания, умения, навыки
1 класс
Знать:
правила поведения в школе
название государства и государственную символику
законы класса
правила личной безопасности
Уметь:
соблюдать правила поведения в школе
выполнять законы класса
соблюдать безопасность на улице
2 класс
Знать:
какого человека называют гражданином
качества человека, необходимые достойному гражданину
основные обязанности и права ученика
правила поведения в общественных местах, дома, в школе
Уметь:
различать хорошие и плохие поступки, добро и зло в повседневной жизни
высказывать негативное отношение к плохим поступкам
Приобрести навыки культуры общения с разными людьми, в разных ситуациях
3 класс
Знать:
что такое закон
как называется основной закон государства, как называется основной документ гражданина
какие поступки нарушают устав школы
какие правила поведения надо соблюдать на железной дороге
Уметь:
дисциплинированно вести себя на железной дороге
соотносить моральные нормы с повседневным поведением
4 класс
Знать:
элементарные права людей
какие правонарушения и преступления может совершить школьник
первоначальные представления о юридической ответственности
Уметь:
уважать людей
бережно относиться к своему и чужому имуществу
Планируемые результаты
1 блок
разработать комплекс мероприятий, необходимых для профилактики правонарушений
создать банк данных по учащимся и семьям «группы риска»
2 блок
получение характеристики микроклимата семьи, что облегчит поиск взаимодействия школы и семьи
получение информации о «вредных» привычках учащихся, необходимой для быстрого оказания квалифицированной помощи
получение информации о состоянии здоровья учащихся
3 блок
сформировать у учащихся образ жизни
сформировать жизненную позицию ребёнка
4 блок
создание приоритетного родительского воспитания
организация педагогического просвещения родителей
построение демократической системы отношений детей и взрослых
Критерии отслеживания эффективности программы
Отслеживание эффективности всей программы
появление у подростков устойчивых интересов
положительная динамика изменения количества подростков, состоящих на учёте в ПДН ОВД
уменьшение количества детей «группы риска»
уменьшение количества причин, по которым дети попадают в «группу риска»
Отслеживание эффективности каждого проводимого мероприятия программы
проведение анкетирования, опросов участников (учащихся, родителей) с целью отслеживания эффективности, проводимых мероприятий, динамики осознания проблемы и отношения к ней, уровня и степени добровольной вовлечённости родителей и учащихся в мероприятия
Конечный результат реализации программы
положительная динамика состояния правонарушений,
преодоление тенденции роста числа правонарушений несовершеннолетних,
создание условий для обеспечения защиты их прав, социальной реабилитации и адаптации в обществе,
стабилизация числа безнадзорных детей и подростков.
Используемая литература
Альбом «Ваши права». — Тамбов, 2001.
Велигородная В.А. Классные часы по гражданскому и правовому воспитанию. — М., 2006.
Воспитательный процесс: изучение эффективности. Под редакцией Е.Н. Степанова. — М., 2000.
Дик Н.Ф. Правовые классные часы в 7-9 классах. Ростов/на Дону, 2006.
Дик Н.Ф. Правовые классные часы в 9-11 классах. Ростов/на Дону, 2006.
Журналы: «Классный руководитель», «Заместитель директора по воспитательной работе», «Воспитание школьников».
Кодекс РФ об административных правонарушениях. — М., 2006.
Комментарии к Уголовному Кодексу РФ.
Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. — М., 2001.