Программа «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних «Мы вместе» (с использованием инновационных мультимедийных технологий)
Программа «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних «Мы вместе» (с использованием инновационных мультимедийных технологий)
В современных условиях серьезно обострились проблемы социальной дезадаптации детей и подростков. Структура и динамика подростковой преступности в нашем городе определяется продолжающимися осложнениями обстановки, которым способствуют кризисные явления, как в России, так и в нашем городе. Ежегодно растет количество правонарушений, совершаемых детьми и подростками.
Все это обуславливает создание комплексной программы по профилактике безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних.
Главное, что обрела наша школа за последние годы и что дает основание для оптимизма в этой области – стремление к перестройке в своей работы с учетом приоритета, каковым является сохранение и укрепление здоровья учащихся.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних «Мы вместе» (с использованием инновационных мультимедийных технологий) »
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
3. Цели, задачи и правовая основа программы……………………..………….5
4.Механизм реализации программы…………………………………………....6
4.1.Инновационные подходы по реализации программы
«Мы вместе»……………………………………………………………………....6
4.2.Направления деятельности программы……………………………………..6
4.3 Планируемые результаты………………………………………………….…9
5.Мероприятия по реализации программы…………………………….……...10
6.Анализ результатов деятельности…………………………………….….….11
7.Ожидаемые результаты………………………………………………….……14
Список литературы ………………………………..……………………….….. 15
Приложение………………………………………………………………….…..16
1. Информационная карта программы
Наименование программы
Программа по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
Разработчики программы
Социально-педагогическая служба
муниципального бюджетного образовательного учреждения средняя общеобразовательная школа №19
Цели программы
Обеспечить единый комплексный подход к разрешению ситуаций, связанных с проблемами безнадзорности и правонарушений.
Создать условия для эффективного функционирования системы профилактики безнадзорности и правонарушений.
Сроки реализации программы
2010-2015 годы
Исполнители программы
Социально-педагогическая служба
муниципального бюджетного образовательного учреждения средняя общеобразовательная школа №19
Ожидаемые конечные результаты реализации программы
-создание условий для обеспечения защиты прав детей, их социальной реабилитации и адаптации в обществе;
-преодоление тенденции роста числа правонарушений несовершеннолетних.
2. Пояснительная записка
В современных условиях серьезно обострились проблемы социальной дезадаптации детей и подростков. Структура и динамика подростковой преступности в нашем городе определяется продолжающимися осложнениями обстановки, которым способствуют кризисные явления, как в России, так и в нашем городе. Ежегодно растет количество правонарушений, совершаемых детьми и подростками.
Характеризуя семьи, относящиеся к группе «риска», можно отметить ряд неблагополучных факторов:
- социально-экономические факторы (низкий материальный уровень жизни семьи, нерегулярные доходы, плохие жилищные условия, либо их полное отсутствие);
- криминальные факторы (алкоголизм, наркомания, аморальный образ жизни).
Наличие того или иного фактора социального риска в большинстве означают возникновение социальных отклонений в поведении детей, рождают беспризорность и преступность среди несовершеннолетних и требуют к себе повышенного внимания всех субъектов профилактики. Остается высоким количество детей и подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, совершающих преступления и правонарушения, нуждающихся в социальной реабилитации.
Все это обуславливает создание комплексной программы по профилактике безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних.
Главное, что обрела наша школа за последние годы и что дает основание для оптимизма в этой области – стремление к перестройке в своей работы с учетом приоритета, каковым является сохранение и укрепление здоровья учащихся.
3. Цели, задачи и правовая основа программы
3.1.Цель программы: Комплексное решение проблемы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, их социальной реабилитации в современном обществе.
3.2.Задачи программы:
- профилактика безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних;
- защита прав и законных интересов детей и подростков;
- определение и вовлечение в работу с несовершеннолетними студентов педагогических специальностей
3.3.Руководитель программы: Нарышкина Елена Александровна – руководитель образовательной организации
3.4.Автор программы: Гасан Ирина Викторовна, заместитель директора по воспитательной работе
3.5.Вид программы: комплексная
3.6.Участники программы: педагогический коллектив школы, обучающиеся, студенты.
3.7.Правовая основа программы
Правовую основу программы профилактики безнадзорности и правонарушений составляют:
-Закон «Об образовании в РФ»
-Международная Конвенция ООН о правах ребёнка
-Конституция Российской Федерации;
-Федеральный закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
-Указы Президента РФ;
-Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях;
-Принимаемые в соответствии с указами Президента нормативные правовые акты государственных органов и органов местного самоуправления субъектов РФ.
4.Механизм реализации программы
4.1.Инновационные подходы по реализации программы «Мы вместе»
В целом под инновационным процессом понимается комплексная деятельность по созданию, освоению, использованию и распространению новых технологий.
Большие возможности в поисках нового сегодня, педагогам предоставляют информационно-коммуникативные технологии, услуги Интернета.
Инновации определяют новые методы, формы, средства, технологии, использующиеся в педагогической практике, ориентированные на личность ребёнка, на развитие его способностей, на сохранение здоровья.
Инновационные технологии – это система методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счёт динамичных изменений в личностном развитии ребёнка в современных социокультурных условиях. Педагогические инновации могут либо изменять процессы воспитания и обучения, либо совершенствовать.
Реализация программы «Мы вместе» пройдет через создание инновационная модели «Мультимедийный друг». За истекший период педагогический коллектив осуществлял поиск инновационных моделей деятельности педагогических технологий, позволяющих развивать новый тип профессионалов.
Проведя диагностику деятельности педагогов, мы выявили, что подавляющее большинство из них ориентируют свою деятельность не только на результат, но и на творческий процесс. Инновационная модель «Мультимедийный друг» включает в себя создание анимационных фильмов и социальной рекламы по здоровьесбережению.
Инновационные технологии воспитания «Мультимедийный друг» включает в себя:
· информационные (создание сайтов, банка идей, видеосюжеты, Интернет, медиотека);
· нестандартные технологии (импровизация, дни науки и культуры, интеллектуальный марафон);
· социальное проектирование.
4.2.Направления деятельности программы:
Организационная работа направлена на разработку и осуществление комплекса мероприятий по профилактике правонарушений, алкоголизма, наркомании, токсикомании, осуществление систематической работы с картотекой обучающихся «группы риска».
Диагностическая работа предполагает создание банка данных об образе жизни семей обучающихся, о положении детей в системе внутрисемейных отношений, выявление негативных привычек подростков, взаимоотношений подростков с педагогами школы, организацию мониторинга здоровья обучающихся.
Профилактическая работа со обучающимися включает предупредительно-профилактическую деятельность и индивидуальную работу с подростками с девиантным поведением и детьми «группы риска». Предупредительно-профилактическая деятельность осуществляется через систему классных часов, общешкольных мероприятий, с помощью индивидуальных бесед. Она способствует формированию у обучающихся представлений об адекватном поведении, о здоровой, не склонной к правонарушениям личности.
Задача индивидуальной работы с подростками с девиантным поведением состоит в содействии сознательному выбору воспитанником своего жизненного пути. Работа выстраивается в несколько этапов:
Этап
Содержание
Изучение подростка и окружающей его среды
Диагностика подростка
Обеспечение психологической готовности подростка к изменению
Беседы с подростком, вхождение в доверие к нему, пробуждение его интереса к той или иной деятельности
Стимулирование положительных поступков, изменений, профориентационная работа
Самовоспитание
Поддержка подростка в процессе самовоспитания
Программа основана на сотрудничестве:
В образовательном Учреждении создаются досуговые бригады, которыми руководят студенты. Учителя оказывают педагогическую поддержку.
Программу деятельности строим индивидуально, таким образом любой подросток может перейти из бригады в бригаду.
Направление работы бригад:
- «Креатив» - организация интересных встреч, посещение социокультурных учреждений;
- «Романтика» - выезды на природу, экскурсии, проведение спортивных мероприятий.
- «Студент» - изучение прав ребенка, профессиональная ориентация подростков.
Кадровый состав программы:
Профилактическая работа с родителями предусматривает установление неиспользованного резерва семейного воспитания, нахождение путей оптимального педагогического взаимодействия школы и семьи, включение семьи в воспитательный процесс через систему родительских собраний, общешкольных мероприятий с детьми и родителями, работу Совета школы.
Программу реализует администрация школы (с привлечением заинтересованных ведомств), классные руководители, социальный педагог, заместитель директора по безопасности.
В целях профилактики безнадзорности в школе работают разнообразные кружки и секции.
4.3. Планируемыерезультаты:
1 блок
-разработка комплекса мероприятий, необходимых для профилактики правонарушений,
-создать банк данных по учащимся и семьям «группы риска»
правонарушений,
-создать банк данных по учащимся и семьям «группы риска»
2 блок
-получение характеристики микроклимата семьи, что облегчит поиск взаимодействия школы и семьи,
- получение информации о «вредных» привычках учащихся, необходимой для быстрого оказания квалифицированной помощи,
- получение информации о состоянии здоровья учащихся
3 блок
- сформировать у учащихся образ жизни,
-сформировать жизненную позицию ребёнка достойной человека,
-построение демократической системы отношений детей и взрослых
5. Мероприятия по реализации программы:
№ п/п
Название мероприятия
сРОКИ
1.
Общий сбор участников
сентябрь
2.
Организация групп, коллективное планирование
сентябрь
3.
Экскурсия по городу «Мой Нижневартовск»
Нижневартовск»
октябрь
4.
Встреча с работниками центра «Кардея»
октябрь
5.
Лекция о вредных привычках
ноябрь
6.
«Знай свои права» участие в викторине
ноябрь
7.
Огонек «Расскажи мне обо мне»
декабрь
8.
Зимние спортивные игры.
декабрь
9.
Встреча с работниками центра занятости
январь
10.
Посещение кинотеатра
январь
11.
Встреча с участниками локальных войн
февраль
12.
Просмотр видеофильмов о войне
февраль
13.
Праздник 8 Марта
март
14.
Общий сбор «Подведем итоги»
март
15.
Работа по группам
апрель
16.
Встреча с работниками правоохранительных органов
апрель
17.
Экскурсия в изолятор временного содержания
май
18.
Итоговый огонек «Вместе весело шагать»
май
19.
Праздник спорта
июнь
6. Анализ результатов деятельности
Профилактическая работа с обучающимися, вызывающими наибольшее опасение, и их семьями является одним из главных направлений в деятельности классного руководителя. Одним из показателей эффективности деятельности классных руководителей является отсутствие правонарушений среди обучающихся.
Число правонарушений, совершенных обучающимися общеобразовательной организации, составляет 2 случая. Итоги мониторинга показывают, что в 2013-2014 учебном году количество правонарушений, совершенных обучающимися, по сравнению с прошлым годом уменьшилось.
Для реализации программы в образовательную организацию приглашались специалисты разных уровней
Количество специалистов
приглашенных в образовательную организацию
Приглашенные специалисты
Количество встреч
Библиотекарь школы
12
Медицинские работники
33
Социальный педагог
33
Работники МЧС
2
Инспектора пожарной охраны
6
Инспектор по делам несовершеннолетних
33
Врач нарколог
2
Психологи «Кардея»
18
Инспектор ГИБДД
9
Наркологическая инспекция
2
Обеспечение жизни и здоровья обучающихся
Исследование проводилось по следующим критериям:
осведомленность о причинах пропусков занятий
обучающимися;
информированность о состоянии здоровья;
сотрудничество родителями по разработке и реализации комплекса мер по охране и укреплению здоровья обучающихся;
организация горячего питания обучающихся;
проведение инструктажей и оформление документации по технике безопасности при организации экскурсий, походов.
Результаты исследования, которые показывают рост позитивных межличностных отношений.
Определение зон риска для обучающихся класса
Планирование профилактической работы
Умение определить круг школьников, предрасположенных по ряду причин к нарушению дисциплины, пропускам, конфликтам, является очень важной задачей классного руководителя. В связи с этим были выделены следующие критерии оценки работы педагогов по данному направлению:
умение определить список обучающихся, вызывающих наибольшее опасение как потенциальные нарушители дисциплины;
разработка комплекса профилактических мер;
привлечение к профилактическим мероприятиям широкого круга участников, организаций.
- повысить эффективность социально-реабилитационной работы с детьми и подростками, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, а также совершающими противоправные действия;
- улучшить взаимодействие органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений;
- создать условия для дальнейшего снижения числа правонарушений
совершаемых несовершеннолетними;
- организовать досуг подростков.
Список литературы:
Белогуров С.Б. «Наркотики и наркомании (Книга для всех). Сургут, Северо-Сибирское региональное книжное издательство, 1998 г.
Мороз О.П. «Группа риска». «Просвещение» Москва, 1990 г.
В.А.Ерёмин «Улица – подросток – воспитатель» Москва «Просвещение», 1991 г.
М. Безруких, Т.Филиппова. «Разговор о правильном питании». Москва, 1999 г.
Г.Зайцев, А. Зайцев. «Твоё здоровье». С-Пб., 1997 г.
Клиффорд А., Парлез Л. «Путешествие Джуно. Приключения в стране здоровья». Москва «Просвещение», 1992 г.
Е. Литвинов. «Ура, физкультура: Учебник 2-4 кл. Москва «Просвещение», 1996 г.
И. Семёнова «Учусь быть здоровым или как стать Неболейкой». Москва, 1994 г.
Г.Юдин. «Главное чудо света». Москва: Монолог, 1994 г.
http: // jdepi. projectharmony. ru
Приложение 1
Мультимедийная презентация
Приложение 2
Профилактическая работа со школьниками:
направление:
Предупредительно-профилактическая деятельность:
реализация систмы воспитательной работы школы;
проведение мероприятий совместно с ИДН ОП;
классные часы по пожарной безопасности;
организация правового всеобуча;
профориентационная работа;
проведение бесед по профилактике употребления психоактивных веществ.
Организация досуговой деятельности учащихся «группы риска»:
Вовлечение учащихся «группы риска» в кружки и спортивные секции;
Вовлечение учащихся в планирование КТД в школе;
Охват организованным отдыхом подростков «группы риска» в каникулярное время и интересным содержательным досугом в течение всего года;
Оказание помощи в трудоустройстве в летний период на предприятиях города и посёлка;
Привлечение подростков к шефской помощи младшим школьникам.
2 направление:
Индивидуальная работа с подростками с девиантным поведением.
Работа в этом направлении предполагает:
выявление причин отклонений в поведении;
беседы социального педагога, классного руководителя, администрации школы с подростком;
приглашение на школьный Совет по профилактике правонарушений;
Беседы инспектора ИДН;
Вовлечение в творческую жизнь класса, школы, в кружки, секции;
Проведение тренинговых занятий с категорией таких обучающихся.
Профилактическая работа с родителями:
Выбор родительского комитета в классах.
Выбор родителей в состав школьного Совета по профилактике правонарушений.
«День открытых дверей» для родителей.
Привлечение родителей к проведению внеклассных мероприятий.
Привлечение родителей к осуществлению правопорядка во время проведения культурно-массовых мероприятий.
Выявление социально-неблагополучных, малообеспеченных, многодетных семей и постановка их на внутришкольный контроль.
Посещение по месту жительства семей, находящихся в социально-опасном положении, направление ходатайств в Центр помощи семье и детям.
Проведениеродительскоговсеобуча:
Тема
Содержание
Профориентация школьников
1) Профориентация, её цели и задачи
2) Правильный и ошибочный выборпрофессии. Занятость населения, ситуация на местном рынке труда
3) Важность самостоятельного и обоснованного выбора профессии вашим ребёнком.
По профилактике употребления ПАВ
1) ПАВ и его влияние на организм ребенка.
2) Как определить, что ребёнок начал употреблять ПАВ.
3) Устойчивость подростка в обществе.
4) Семейные конфликты - причина употребления подростком ПАВ
5) Как контролировать эмоциональное состояние ребёнка,
6) Половые особенности подростков в системе профилактики ПАВ.
По профилактике правонарушений и преступлений
1) Права и обязанности семьи.
2) Права, обязанности и ответственность родителей.
3) Нравственные уроки семьи - нравственные законы жизни.
4) Права и обязанности ребёнка в семье, в школе, в социуме
5) Причина детских суицидов.
6) Свободное время и развлечения учащихся
Организация консультаций специалистов: психологов, педагогов, медицинских работников для родителей.
Организация тематических встреч родителей с работниками образования, правоохранительных органов, органов здравоохранения.
Использование разнообразных форм для проведения родительских собраний: лекции, конференции, ролевые игры, родительские ринги, практикумы и др.
Приложение 3
Модель сопровождения обучающихся,
пропускающих учебные занятия без уважительных причин.
Классный руководитель:
Социальный педагог
Психолог
Педагогическое сопровождение обучающихся.
Систематический контроль посещаемости и успеваемости обучающихся.
Осуществление тесной связи с учителями-предметниками.
Выявление обучающихся, имеющих пропуски уроков без уважительных причин.
Обеспечение постоянной связи с семьей.
Проведение индивидуальной профилактической работы с обучающимися, имеющими пропуски уроков без уважительных причин.
Письменное сообщение социальному педагогу с указанием проблемы, ее источника.
Профилактическая работа по инстанциям в случае отсутствия положительных результатов.
Индивидуальная профилактическая работа (беседы, патронаж).
Осуществление контроля посещаемости и успеваемости.
Социально-педагогическое сопровождение обучающихся и его семьи.
Вовлечение в общественно-полезную деятельность.
Социально- педагогическая помощь педагогам в работе с обучающимися.
Участие в школьном ПМПК.
Взаимодействие с субъектами профилактики (ОДН, КДН, «Кардея»).
Привлечение правоохранительных органов.
Диагностика личностных качеств, проблемы ее источника.
Разработка индивидуальных программ психологического сопровождения.
Коррекция поведения обучающихся через тренинги, игры.
Консультационная помощь педагогам.
Психологическая помощь семье обучающегося.
При необходимости оформление на ПМПК.
Учителя-предметники
Заместитель директора по УВР и ВР
Директор школы
Систематический контроль за посещаемостью обучающихся учебных занятий.
Систематическая фиксация пропусков уроков в классном журнале.
Осуществление тесной связи с классными руководителями.
Организация дифференцированного подхода в работе с обучающимися.
Осуществление повышения мотивации в учении
Реализация разноуровневой модели образования. Осуществление текущего контроля за деятельностью классных руководителей и учителей-предметников. Вовлечение обучающихся в общественно-полезную деятельность.
Осуществление текущего контроля за соблюдением режима работы школы с обучающимися, имеющих пропуски без уважительных причин и их семьями.
Модель сопровождения обучающихся группы «Риска»
Классный руководитель:
Социальный педагог
Психолог
Педагогическое сопровождение.
Контроль посещаемости и успеваемости обучающихся.
Помощь в учебно-познавательной деятельности.
Обеспечение постоянной связи с семьей.
Осуществление связи с учителями-предметниками.
Проведение классных часов с привлечением обучающихся группы «риска»
Проведение индивидуальной работы с обучающимися группы «риска»
1.Вовлечение в досуговую деятельность
2.Профилактические беседы
3.Осуществление контроля посещаемости и успеваемости.
6.Вовлечение в общественно-полезную деятельность обучающихся.
7.Социально-педагогическая помощь педагогам в работе в обучающимися группы «риска».
8.Координационная работа между субъектами образовательного процесса и различными службами профилактики
1. Диагностика личностныхкачеств.
2.Коррекция поведения, общение через тренинги, игры.
3.Разработка индивидуальных программ психологического сопровождения.
4.Консультационная помощь педагогам при работе с обучающимися группы «риска».
5.Психологическая помощь семье обучающегося.
6.Участие в ПМПК.
Учителя-предметники
Заместитель директора по УВР и ВР
Директор школы
Организация работы по коррекции занятий.
Дифференцированный подход в работе с обучающимися.
Осуществление повышения мотивации в учении обучающихся.
Реализация разноуровневой модели содержания образования. Рациональная организация педагогического процесса. Вовлечение обучающихся группы «риска» в общественно-полезную деятельность.
Осуществление текущего контроля за соблюдением режима работы школы в работе с детьми группы «риска»