kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа курса по выбору предпрофильной подготовки для учащихся 9-х классов «Педагогическое начало»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Актуальность курса определяется значимостью в современном обществе профессий педагога, воспитателя, социального педагога, специфика которых дает  первичное представление о  направлениях педагогической работы: подготовка учащихся к составлению первичного профессионального плана; формирование оптимистического отношения к своему профессиональному будущему; воспитание уважительного отношения к разным видам педагогической   деятельности  как социально равноценным.

Данный курс дает представление о профессиональной деятельности педагога, воспитателя, социального педагога, помогает осознать себя в роли педагога, оценить  свои  способности  к саморазвитию.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Программа курса по выбору предпрофильной подготовки для учащихся 9-х классов «Педагогическое начало»»





УТВЕРЖДАЮ

Директор ГАПОУ ТСПК

_______________/________/

__________________20 ___ г.








Программа курса по выбору предпрофильной подготовки

для учащихся 9-х классов

«Педагогическое начало»













Авторы:

Устименко И.А, методист ГАПОУ ТСПК

Борисова И.Н.,

зав производственной практикой ГАПОУ ТСПК







Тольятти, 2015г.



Пояснительная записка

Стремительный переход российского общества к новым формам деятельности привел к возрастанию потребности общества в инициативных, предприимчивых, компетентных и ответственных специалистах. В подготовке таких кадров важная роль принадлежит учреждениям среднего профессионального образования.

Актуальность курса определяется значимостью в современном обществе профессий педагога, воспитателя, социального педагога, специфика которых дает первичное представление о направлениях педагогической работы: подготовка учащихся к составлению первичного профессионального плана; формирование оптимистического отношения к своему профессиональному будущему; воспитание уважительного отношения к разным видам педагогической деятельности как социально равноценным.

Данный курс дает представление о профессиональной деятельности педагога, воспитателя, социального педагога, помогает осознать себя в роли педагога, оценить свои способности к саморазвитию.

Целью курса является знакомство учащихся с профессиями педагога, воспитателя, социального педагога.

Содержание программы направлено на решение следующих задач:

  • дать целостное представление о профессии педагога, воспитателя, социального педагога;

  • познакомить с основными требованиями, предъявляемыми к будущему педагогу;

  • предоставить возможность выявления профессиональных интересов и склонностей учащихся к педагогической области.

В содержание курса включены следующие виды знаний:

Основные понятия и термины профессиональной деятельности педагога, такие, как: «педагогическая ситуация», «саморегуляция», «внушение», «речевая культура», «педагогическая деятельность», «педагогическая культура».

В содержание курса включены следующие виды деятельности: коммуникативная, репродуктивная, поисковая деятельность по сбору информации, проектная.

Ведущими технологиями обучения являются: моделирование ситуации, ролевые игры, практические упражнения, ситуационные задачи, творческие задания, занятия с элементами психологического тренинга.

Формы обучения: групповые, фронтальные, индивидуальные.

Особенностью предлагаемой программы является использование исследовательских и проектных технологий и методов обучения. Преимущества тренинговых и диагностических форм проведения занятий состоит в осознании девятиклассниками личной ответственности за свой выбор.

В результате обучения учащиеся будут:

- знать:

  • виды педагогической профессии;

  • основные понятия и термины профессиональной деятельности педагога воспитателя, социального педагога;

  • основные виды деятельности педагога, воспитателя, социального педагога;

  • пути подготовки и получения профессионального образования;

  • актуальную ситуацию на рынке труда; возможности трудоустройства педагога воспитателя, социального педагога; требования рынка труда к педагогу, воспитателю, социальному педагогу.

- понимать:

  • основные виды деятельности педагога, воспитателя, социального педагога.

  • отличия между профессией педагога и другими профессиями, связанными с воспитанием подрастающего поколения;

  • основы профессиональной успешности педагога, воспитателя, социального педагога, необходимости совершенствования и развития профессионально важных качеств;

- уметь:

  • использовать полученную информацию в процессе своего профессионального самоопределения, построения личного профессионального плана;

  • использовать в межличностных отношениях правила эффективного общения.

Формы контроля освоения курса:

Текущий контроль и итоговая зачетная работа (может быть представлена в виде группового или индивидуального проекта).

Специфика программы:

Курс рассчитан на 11 часов. Предусматривает расширение знаний девятиклассников о профессиональном самоопределении, о видах педагогических профессий, развитие у учащихся навыков четко соизмерять свои потребности с возможностями и сознательный выбор наиболее подходящей сферы деятельности.

Данный курс включает в себя теоретическую и практическую части. В теоретической части учащиеся получают представление об особенностях педагогических профессий, практическая часть предусматривает составление личного профессионального плана, а также овладение навыками самопрезентации.

Работа по изучению данного курса осуществляется в группе не менее 15 человек человек.


































Учебно – тематический план


№ п\п


Тема, разделы

Всего часов

в том числе

Форма контроля преподавателя

теоретич. занятия

практич. занятия

1

Введение. Я и моя профессиональная позиция.

2

0,5

1,5

Входной опрос, дискуссия

2






Раздел 1. Основы педагогической деятельности

Тема 1. Виды педагогической профессии


Тема 2. Основные виды деятельности педагога


1



1


0,5



0,5



0,5



0,5






Наблюдение;

Анализ практической деятельности;

Рефлексия;

Собеседование;

Анкетирование


3

Раздел 2. Педагогическая культура

Тема 1. Понятие о педагогической технике. Правильность речи.


Тема 2. Эмоциональная культура педагога, воспитателя, социального педагога. Саморегуляция

2




1

1




0,5

1




0,5

6

Раздел 3. Профессиональная подготовка педагога, воспитателя, социального педагога

Тема 1. Требования, предъявляемые профессией к человеку


Тема 2. Личный профессиональный план

(итоговое занятие)


3




1

0,5




0,5

2,5




0,5

Опрос;

Рефлексия




Итого:


11

4

7









Содержание программы курса по выбору предпрофильной подготовки

для учащихся 9-х классов «Педагогическое начало»


Введение: Я и моя профессиональная позиция (2ч)

Выявление представлений учащихся о педагогических профессиях.

Важность педагогических профессий для общества.

Беседа, знакомство с программой. (0,5ч)

Тренинг 1 «Самопознание: самооценка, потребности, самоанализ, ответственность»: «Веселая палитра знакомств»; «Визитка»; «Имя – импульс»; «Мои потребности»; «Части моего Я»; «Контракт с самим собой»; «Мотивы поступков». (1,5ч)


Раздел 1. «Педагогическая деятельность» (2ч)

Тема 1. Виды педагогической профессии(0,5ч)

Разновидности педагогической профессии: педагог, воспитатель, социальный педагог. Знакомство с особенностями деятельности воспитателя.

Ролевая игра 1 «Учителя, воспитатели». (0,5ч)

Тема 2. Основные виды деятельности педагога (0,5ч)

1. Виды деятельности педагога: обучение; воспитание; организация игр; общение с детьми с применением информационно-коммуникативных технологий.

2. Организация игр на сплочение детского коллектива(Приложение 1,2). Возможности и область использования приложения PowerPoint.

3. Практическая работа 1 «Решение педагогических ситуаций» (0,5ч)

4. Практическая работа 2 «Создание презентаций «Мы - коллектив» в программе PowerPoint».


Раздел 2. «Педагогическая культура» (3ч)

Тема 1. Понятие о педагогической технике. Правильность речи

Основы техники речи. (1ч)

1. Речевая культура педагога. Выразительность, ясность, эмоциональность, уверенность, дыхание, голос, дикция.

2. Практическая работа 3 «Выполнение упражнений на развитие выразительности речи»- 1ч (Приложение 3) (1ч)

Тема 2. Эмоциональная культура педагога. Саморегуляция.

1. Понятие об эмоциях. Основы мимической и пантомимической выразительности. Жесты и мимика. Понятие о саморегуляции. Искусство саморегуляции. Внушение и самовнушение. Убеждение. Способы убеждения (0,5ч)

2. Практическая работа 4 «Выполнение упражнений по развитию эмоций. Решение педагогических ситуаций» (Приложение 4). (0,5ч)


Раздел 3. «Профессиональная подготовка» (4ч)

Тема 1. Требования, предъявляемые профессией к человеку(0,5ч)

1. Психологические качества учителя.

2. Практическая работа «Проектирование деятельности по диагностике и коррекции личностных качеств, необходимых для педагогических профессий». (2,5ч)

Тема 2. Личный профессиональный план

1. Возможные пути получения профессионального образования в области педагогики. (0,5ч)

2.Рефлексия: образ учителя (анкетирование) (0,5ч)




Информационное обеспечение


  1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению


- Интерактивная доска;

- компьютер - 8 шт;

- телевизор;

- офисная бумага формата А4, А3

- набор карандашей, мелков, фломастеров.












































Список использованных источников

  1. Борытко Н.М. Методология и методы психолого-педагогических исследований/ Н.М.Борытко.-М.: Академия, 2008.-320с.

  2. Борытко Н.М. Диагностическая деятельность педагога. / Н.М. Борытко. -М.: Академия, 2006.-288с.

  3. Загвязинский В.И. Методология и методы психолого-педагогических исследований / В.И. Загвязинский.- М.: Академия, 2007.-208с.

  4. Максимов В.Г. Педагогическая диагностика в школе / В.Г. Максимов.- М.: Академия, 2002.- 272с.

  5. Пряжников Н.С. Игровые профориентационные упражнения. – М.: Изд-во «Институт практической психологии», 2001. – 56 с.

  6. Сластенин В.А. Психология и педагогика. / В.А. Сластенин. - М.: Академия, 2001.-408с.

  7. Тренинг профессиональной идентичности / Автор-составитель Л.Б. Шнейдер. – М.: Изд-во Московского психолого-социального института, 2004. – 208 с.

  8. Чистякова С.Н., Родичев Н.Ф., Черкашин Е.О.. Слагаемые выбора профиля обучения и траектории дальнейшего образования. Элективный ориентационный курс для учащихся 9 класса. Книга для чтения. М., ИЦ «Академия», 2007.-176 с.

  9. Психолого-педагогическая диагностика в работе классного руководителя. [Электронный ресурс]/ Режим доступа: metodsovet.moy.su rukovoditelja/

  10. Inter-ПЕДАГОГИКА - Новости [Электронный ресурс]/ Режим доступа: http://www.inter-pedagogika.ru

  11. Психологический центр Адалин - консультации детского психолога . [Электронный ресурс]/ Режим доступа: http://adalin.mospsy.ru


Литература для учащихся

1. Технология: Учебник для учащихся 9 класса общеобразовательной школы. Под ред. В.Д.Симоненко. – М.: Вентана-Графф, 2002. – 288с.

2. Технология профессионального успеха: Экспериментальный учебник для 10-11 классов естественнонаучного профиля. Под ред. С.Н.Чистяковой. – М.: Просвещение, 2001. – 144с.

3. Энциклопедия психодиагностики. Психодиагностика взрослых / Ред.-сост. Д.Я. Райгородский. – Самара : Издательский Дом «Бахрах-М», 2009. – 704 с.


Информация об авторах программы

Название программы

Педагогическое начало

Фамилия

Устименко

Имя

Ирина

Отчество

Алексеевна

Место работы

ГАПОУ ТСПК

Должность

Методист

Фамилия

Борисова

Имя

Ирина

Отчество

Николаевна

Место работы

ГАПОУ ТСПК

Должность

Заведующий производственной практикой

Контактный телефон

8-927-213-85-99, 8-927-213-82-01

E-mail

[email protected]








































Приложение 1



Ситуация 1:

Звенит звонок на урок. 7 класс у кабинета истории ожидает учительницу. Кабинет заперт. Вот и учительница. Она подошла к двери, вставила ключ в замочную скважину, но замок не открылся. Присмотревшись, она заметила, что замочная скважина забита бумагой. Обведя ребят подозрительным взглядом, учительница спросила: «И кто до этого додумался?» Ребята растерянно переглянулись. «Надеетесь таким образом сорвать урок?» - накинулась она на ребят с обвинениями. Ученики попробовали возразить, но учительница, не слушая, продолжала их обвинять, высказывать угрозы. Она почти кричала от негодования… И в этот момент к кабинету подошел завхоз: «Простите, Елена Ивановна, опоздал к началу урока. Я вам другой класс открою, - в этом окрашены парты. Замок я специально бумагой закупорил, чтобы никто не вошел и не испачкался.

Ответьте на вопросы:

1. Почему возник конфликт? Можно ли было его избежать

2. Какими личностными качествами должен обладать учитель, чтобы правильно сориентироваться в подобной ситуации?

3. Предложите свой вариант решения ситуации и проиграйте его.

Ситуация 2:

Во время объяснения учителя, ученик 9 класса Валерий П. был невнимателен, переговаривался с соседом. Учитель прервал рассказ и вызвал Валерия к доске. Ответив на поставленный учителем вопрос достаточно глубоко и правильно, Валерий ожидал хорошей отметки. Но учитель сказал: «Хотел поставить тебе «3», но случайно поставил «4». Пусть уже остается так, не хочу марать журнал.

Ответьте на вопросы:

1.Какими мотивами руководствовался учитель, создавая эту ситуацию (вызывая ученика к доске, оценивая его ответ?)

2.Оцените с позиций ученика и всего класса деятельность учителя.

























Приложение 2

Игры на знакомство


  1. «Найди друга»

На спину участникам игры вешаются на булавочки карточки с названием животного или какого-то известного деятеля. Задача участников-узнать, что у них написано на карточке, задавая закрытые вопросы остальным, причем одному человеку можно задать лишь один вопрос.

  1. «Правда или ложь»

Участники игры садятся в круг и по очереди называют три факта из своей жизни, 2 из которых правда, а 1-ложь. Остальные участники должны угадать, где правда, а где ложь.

  1. «Вопросы справа»

Все участники встают в круг. Доброволец выходит за дверь. Оставшиеся члены группы договариваются, как они будут отвечать на вопросы человека, вышедшего за дверь. Пример: первому участнику задают вопрос, но на него отвечает сосед справа. И так по кругу. Доброволец должен угадать, как отвечают на его вопросы. Систему ответов можно менять.


Игры на взаимодействие


  1. «Поздоровайся»

Участникам предлагается поздороваться с каждым членом группы разными частями тела (щечками,шеями, коленками и т.д.)

  1. «Да-нет»

Ведущий ставит две таблички (да и нет). Предлагается каждому участнику отвечать на задаваемые вопросы ответом "да", либо "нет", вставая под нужную табличку.

Примеры вопросов:

- Я сегодня хорошо спал

- У меня отличное настроение

- Я хочу отдохнуть и т. п.

  1. «Комплименты»

Все участники этой игры встают в круг. Один доброволец встает в центр и выслушивает комплименты от любого человека, стоящего в кругу. Если есть время, то можно сделать так, чтобы каждый участник и постоял в кругу и выслушал каждого.
















Приложение 3

Упражнение на интонацию

Произнесите обращение «Иди сюда» с различной интонацией:

1. «Иди сюда» (с целью отвлечения от баловства в коридоре)

2. «Иди сюда» (с целью поощрения за хороший ответ у доски)

3. «Иди сюда» (с целью попросить о помощи)


Стили общения педагога с учащимися

Авторитарный стиль («разящие стрелы»)

Основные формы взаимодействия: приказ, указание, инструкция, выговор.

Начальственный тон. Нетерпение к возражениям.


Задание: проанализируйте данный стиль педагогического общения. Выделите положительные и отрицательные стороны. Придумайте и продемонстрируйте педагогическую ситуацию с использованием авторитарного стиля взаимодействия


Демократический стиль («возвращающийся бумеранг»)

Опора на мнение коллектива, учитель старается донести цель деятельности до каждого, подключает их к активному участию в обсуждении хода работы. Учитываются индивидуальные склонности и способности каждого. Основные формы общения: просьба, совет, беседа.


Задание: проанализируйте данный стиль педагогического общения. Выделите положительные и отрицательные стороны. Придумайте и продемонстрируйте педагогическую ситуацию с использованием демократического стиля взаимодействия


Либеральный стиль («плывущий плот»)

Попустительский стиль, при котором учитель не вмешивается в жизнь коллектива, не проявляет активности.


Задание: проанализируйте данный стиль педагогического общения. Выделите положительные и отрицательные стороны. Придумайте и продемонстрируйте педагогическую ситуацию с использованием либерального стиля взаимодействия


Упражнение на отработку невербальных средств общения

Подберите соответствующие жесты к следующим фразам:

  • «Садитесь, пожалуйста, на места»

  • «Посмотрите на меня внимательно»


Упражнение на отработку невербальных средств общения

Подберите соответствующие жесты к следующим фразам:

  • «Я не хочу с тобой разговаривать»

  • «Подойди ко мне»


Упражнение на отработку невербальных средств общения

Подберите соответствующие жесты к следующим фразам:

  • «Я очень удивлен»

  • «Войдите в класс»





Приложение 4

Ситуация 1:

Возбужденный, злой Миша в сопровождении старосты входит в кабинет к классному руководителю. Тот занят: вбивает гвоздь в стену, чтобы повесить картину. Увидев Мишу, он спокойно обращается к нему: «Миша, подай мне, пожалуйста, молоток!»

Миша подает молоток. «А теперь отойди в сторону и посмотри, не криво ли висит картина? Ну вот, мы с тобой и справились. А теперь давай поговорим, что у вас там случилось?» Миша уже без запальчивой раздражительности рассказал о случившемся. Договорились – больше этого не будет. Уходя, Миша сказал: «Вы только позовите меня, я вам всегда буду помогать в кабинете». После этого Миша часто стал заходить в кабинет физики к классному руководителю.

Ответьте на вопросы:

1.Почему классный руководитель предложил Мише сначала заняться делом?

2.Оцените такой подход к мальчику.

Ситуация 2:

1 сентября. Первое классное собрание в 10 классе. Учитель обращается к ученикам: «Ребята! Дирекция школы решила заработанные вами на субботнике деньги передать на приобретение технических средств». Ребята некоторое время молчали, затем раздался шквал реплик: «Не согласны!», «Раздайте деньги!», «Мы сами можем решить!»

Ответьте на вопросы:

1.Пренебрежение какими принципами педагогического такта стало причиной конфликта?

2.Какими качествами должен обладать педагог, чтобы продуктивно решить эту ситуацию?

3.Предложите свои варианты решения ситуации. Обоснуйте их.

Ситуация 3:

Мать Маши пришла в школу узнать, как учится и ведет себя ее дочь. Только она успела переступить порог учительской, как услышала:

-Ваша дочь – законченная лентяйка!

-А, Машина мама, наконец-то…Хорошо, что пришли, я уж и сам собирался вас вызвать: болтает дочь на уроках, никакого сладу с ней!

Но вот в учительской появляется Машина классная руководительница. Она берет женщину под руку и уводит ее в укромный уголок. И они разговаривают о чем-то шепотом. Классная руководительница обязательно найдет что-то такое, от чего Машино положение не будет казаться маме совсем безнадежным. Она непременно расскажет, какая Маша добрая, как любят ее в классе, как близко к сердцу принимает она все классные дела. И только потом разговор пойдет о двойках, о невыученных уроках, о разговорах на уроках математики. И спустя несколько минут уже слышится голос Машиной мамы: «Спасибо, голубушка. Уж я постараюсь, прослежу». И уходит она из школы не раздраженная, а озабоченная новыми задачами, которые придется решать вместе с классной руководительницей.

Ответьте на вопросы:

1.Какие чувства испытала мать Маши, войдя в учительскую? Дайте оценку поведению учителей.

2.Как следует вести беседу с родителями?

3.Чем объяснить взаимопонимание, возникшее в беседе классной руководительницы с мамой?




Приложение 5


Схема личного профессионального плана



Главная цель

Чем буду заниматься, какой трудовой вклад внесу в общее дело, кем буду, каким буду, где буду, чего достигну, на кого буду равняться

Ближайшие задачи и более отдаленные перспективы

Первая область деятельности, специальность, работа, трудовая проба сил, чему и где учиться, перспективы повышения мастерства, профессионального роста


Пути и средства достижения цели

Изучение справочной литературы, беседы со специалистами, самообразование, выбор профиля обучения в старшей школе, поступление в определенное учебное заведение (ПУ, колледж, ВУЗ, курсы)

Внешние сопротивления на пути достижения цели

Трудности, возможные препятствия, возможные противодействия тех или иных людей


Внутренние условия достижения цели

Свои возможности: состояние здоровья, способности к обучению, настойчивость, терпение, склонности к практической и теоретической работе, другие личные качества, необходимые для учебы и работы по данной специальности, работа по самовоспитанию

Запасные варианты и пути их достижения

Например: «Не пройду по конкурсу в техникум – по-пробую поступить на ту же специальность в ПУ» и т.д.




























Приложение 6


Анкета для учащихся 9кл., посещающих курсы по выбору

(на начало посещения курса)

1.Фамилия, имя.

2. Почему я выбрал этот курс?

3. Мои ожидания: что я хочу узнать на курсе?

4. Определился ли ты с выбором профессии?

а) нет;

б) да;

в) еще не думаю об этом.



Анкета для учащихся 9кл., посещающих курсы по выбору

(на окончание курса)

1. Фамилия, имя.

2. Понравился ли тебе курс?

а) Если да, то чем?

б) Если нет, то почему?

в) Если «не очень понравился», то чем понравился, а что было для тебя неинтересным?

3. Оправдались ли твои ожидания? Узнал ли ты то, что хотел узнать?

4. Повлиял ли курс на выбор дальнейшей профессии?

а) нет;

б) да

Если да, то как?



14



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 9 класс

Автор: Устименко Ирина Алексеевна ; Борисова Ирина Николаевна

Дата: 23.12.2015

Номер свидетельства: 269480

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(175) "Презентация педагогического проекта Профилактика суицидального поведения  подростков в школе"
    ["seo_title"] => string(109) "priezientatsiia-piedaghoghichieskogho-proiekta-profilaktika-suitsidal-nogho-poviedieniia-podrostkov-v-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "276478"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1452746675"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(244) "Программа организации психолого-педагогического сопровождения предпрофильной подготовки и профильного обучения учащихся 9 класса "
    ["seo_title"] => string(154) "proghramma-orghanizatsii-psikhologho-piedaghoghichieskogho-soprovozhdieniia-priedprofil-noi-podghotovki-i-profil-nogho-obuchieniia-uchashchikhsia-9-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "229050"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1441568162"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(153) "Профильное обучение - одно из основных направлений развития школьного образования."
    ["seo_title"] => string(89) "profil-noie-obuchieniie-odno-iz-osnovnykh-napravlienii-razvitiia-shkol-nogho-obrazovaniia"
    ["file_id"] => string(6) "267336"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1450358905"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства