kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Профессиональное развитие педагога как процесс формирования профессиональных качеств и культуры самообразования

Нажмите, чтобы узнать подробности

В современном мире одной из основных проблем обучения является уровень развития личности педагога, обучающего в системе среднего профессионального образования.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Профессиональное развитие педагога как процесс формирования профессиональных качеств и культуры самообразования»

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГА КАК ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ И КУЛЬТУРЫ САМООБРАЗОВАНИЯ

Борисова В.М.,

преподаватель ГАПОУ КО «Калужский колледж экономики и технологий»


В современном мире одной из основных проблем обучения является уровень развития личности педагога, обучающего в системе среднего профессионального образования. В понятие развитие личности можно включить несколько основных тезисов:

  • культура преподавания, включающая в себя развития мировоззрения педагога, создание условий для его жизненного и профессионального самоопределения, овладение приемами практической педагогики, престиж преподавания в данной сфере, и которая в своей основе подразумевает общий уровень образованности самого педагога;

  • психология преподавания, включающая развитие педагогического самосознания педагога, его творческий эксклюзивный подход к преподаванию проявляющийся в способах анализа, проектирования, реализации и контроля процесса преподавания;

  • предмет преподавания, ориентированный на принципах ступенчатого развертывания содержания конкретного знания предмета, как основной части общечеловеческой жизнедеятельности, и как средство формирования личности обучающихся в их дальнейшей профессиональной деятельности;

  • процесс преподавания, включающий совершенствование способов доведения информации до обучающихся, контроль за получением информации, разработку методов, обеспечивающих эффективность самостоятельной работы, как фактора повышения качества обучения.

Для достижения данных тезисов необходимо профессиональное развитие личности педагога, включающий в себе процесс формирования совокупности профессиональных качеств, общечеловеческих ценностей, культуры самообразования, с учетом особенностей направления педагогической деятельности.

Этот процесс формирования личности происходит путем осмысления возможных педагогических решений и их последствий, оптимизирования свой профессиональной деятельности, прогнозирования ее перспектив, способность к самоконтролю и самосовершенствованию. Именно такой подход образует исходную базу развития педагога в системе среднего профессионального образования.

В этом процессе педагог участвует одновременно как получатель, носитель и проводник полученных им профессионально значимых качеств, объема и уровня знаний.

Профессиональное развитие личности педагога характеризуют следующие основные параметры:

  • последовательность вхождения педагога в профессиональную деятельность;

  • отношение к профессии, потребность в профессиональной деятельности и готовность к ней;

  • противоречия между сложившимися качествами личности и объективными требованиями преподавательской деятельности;

  • собственное профессиональное развитие личности с учетом субъективных и объективных факторов;

  • формирования профессионально значимых качеств: познавательных, морально - нравственных, коммуникативных, трудовых;

  • последовательная взаимосвязь результатов получения и передача полученных профессиональных знаний и качеств.

Необходимым условием развития является профессиональное самообразование педагога, состоящее из нескольких этапов:

- формирование предпочтений, выбор направления. На данном этапе происходит получение представления о социальной значимости и востребованности выбранного направления, а также о формах и способах профессиональной подготовки, условиях деятельности;

- разработка программы процесса самообразования на основе анализа имеющегося уровня развития. Это наиболее сложная и длительная стадия формирования личности, отношения к себе как субъекту выбранной деятельности, самооценка своих физических, интеллектуальных сил, и способностей, определяющих индивидуальное направление профессионального развития;

- реализация программы - практическая деятельность в сфере профессионального самообразования. На данном этапе формируется профессиональная направленность, происходит накопление и систематизация профессиональных знаний, навыков, способность принятия правильных решений профессиональных задач;

- переход на более высокие уровни профессионализации и достижение преподавательского мастерства. Данный этап предполагает формирование профессиональной позиции на основании полученных комплексов знаний, навыков и личностных характеристик, которые определяют наиболее оптимальный стиль и уровень выполнения деятельности в выбранном направлении на более высокой стадии мастерства.

При осуществлении всех перечисленных этапов преподаватель получает наиболее полное профессиональное развитие личности.

В становлении профессиональной деятельности решающее значение имеет не только активная деятельность самой личности, но и объективные факторы, влияющие на поиск и получение оптимальных и творческих способов осуществления преподавательской деятельности.

Так как, в последнее время, во всем мире происходят изменения, связанные с трансформацией социально-экономических систем и другими системообразующими факторами, то социально-экономические вызовы общества связаны с технологическим развитием, которые могут вступать в противоречие со старыми способами системы образования. Формирующаяся ситуация обусловливает возникновение новых потребностей и возможностей, в том числе и в условиях существования системы среднего профессионального образования.

Одним из основных видов таких изменений является разнонаправленность информационных потоков, подразумевающая многообразие и вариативность систем образования. В связи с этим, одной из главных задач педагогической деятельности и условий развития личности преподавателя является систематизация информационных потоков в рамках инновационных изменений.

Распространение информационных технологий оказывает существенное влияние на качество получения, преобразования, передачи и усвоения информации в учебном процессе. Такой подход обеспечивает наилучшее сочетание учебных и информационных процессов на основе совершенствования инновационных способов представления информации в различных коммуникационных формах.

Возникающая инновационная система обмена информацией способствует наиболее быстрому способу доставки и получения профессиональных знаний и навыков.

Одним из таких инновационных способов является электронный способ предоставления, хранения, систематизации и получения информации, который сформирует основу для будущей цифровой экономики нашего государства.

Таким образом, одной из основных задач для формирования личности преподавателя является использование новых информационных технологий в процессе обучения. В частности, в последнее время приобретает развитие такой способ получения и предоставления профессиональны знаний и навыков как обучение на удаленном доступе с помощью цифровых технологий. Такой способ позволяет оптимизировать процесс обучения, как для педагога, так и для обучающихся. Обучение на удаленном доступе подразумевает увеличение роли самостоятельной работы способствующей развитию как личностных качеств, профессиональных знаний и навыков, в условиях изменяющегося мира.

Включение современных средств информатизации в образовательный процесс создает реальные возможности повышения качества образования. Они являются составной частью инновационных технологий и рассматриваются как технологии, объединяющие аудиовизуальную информацию любых форм: текс, графика, анимация и др. Таким образом, пользователь получает интенсивный диалог с обучающей системой и разнообразие форм самостоятельной деятельности по обработке информации. Современные средства информатизации представляют огромный диапазон возможностей для совершенствования процесса и системы образования в целом.

Задачей педагога, как получателя и проводника профессиональных знаний, является не только систематизация различных информационных потоков для формирования единого подхода к предоставлению и получению информации, но и создание условий для заинтересованности обучающихся к самообразовательной деятельности по средствам информационно-коммуникационных технологий. Одним из аспектов мотивации такой заинтересованности является, в том числе и профессиональное развитие личности самого педагога.

Такая взаимосвязь позволяет осуществить новый подход к содержанию профессионального обучения, связанного с внедрением новых технологий. Основу таких технологий составляет отход от массового обучения, позволяющий создать условия для развития аналитического, творческого, инициативного мышления и способствующий самостоятельно принимать правильные решения при поставленных задачах.

Обращенность современных технологий к личности самого педагога и обучающихся как к субъектам общения, познания и социального творчества, повышает роль среднего профессионального обучения, как одного из путей профессионального становления личности.



Список литературы

      1. Плотникова, Л.В. Приказчикова, Ю.С. Самостоятельная работа как фактор повышения качества профессионального обучения [Текст] // Среднее профессиональное образование. 2017. № 5. С. 16-18.

      2. Левина, Е.Ю. Концепты информационного подхода к управлению развитием образования [Текст] // Среднее профессиональное образование. 2016. № 12. С. 9 - 13.

      3. Асмолов, А.Г. Российская школа и новые информационные технологии: взгляд в следующее десятилетие [Текст] / А.Г.Асмолов, А.П.Семенов, А.Ю.Уваров. - М.: НексПринт, 2010.

      4. Шаматова, Т.И. Управление образовательными системами: учебное пособие [Текст] / Т.И.Шаматова, Т.М.Давыденко, Г.Н.Шибанова. - М.: Академия, 2007.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Планирование

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Борисова Вера Михайловна

Дата: 22.09.2020

Номер свидетельства: 558151

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(154) "Самообразование педагогов – как фактор повышения профессиональной компетентности"
    ["seo_title"] => string(80) "samoobrazovaniie_piedaghoghov_kak_faktor_povyshieniia_profiessional_noi_kompieti"
    ["file_id"] => string(6) "398777"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1489080494"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(159) "Обобщение педагогического опыта "Использование ИКТ в учебно -воспитательном процессе""
    ["seo_title"] => string(90) "obobshchieniiepiedaghoghichieskoghoopytaispolzovaniieiktvuchiebnovospitatielnomprotsiessie"
    ["file_id"] => string(6) "262182"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1449280781"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(230) "ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ Доклад на тему: ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ  НА УРОКАХ САМОПОЗНАНИЯ "
    ["seo_title"] => string(136) "psikhologo-piedagogichieskii-doklad-na-tiemu-podkhod-k-formirovaniiu-funktsional-noi-gramotnosti-uchashchikhsia-na-urokakh-samopoznaniia"
    ["file_id"] => string(6) "160034"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1421995926"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Формирование компетенций учителей английского языка "
    ["seo_title"] => string(61) "formirovaniie-kompietientsii-uchitieliei-anghliiskogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "123597"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1414517048"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(31) "Стендовый доклад"
    ["seo_title"] => string(16) "stendovyi_doklad"
    ["file_id"] => string(6) "585884"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1630009027"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства