Просмотр содержимого документа
«План работы тьютора на год »
План работы
тьютора
по сопровождению
на 2014-2015 учебный год
Тьютор ДолжиковаНелли Викторовна
Цель работы тьютора: индивидуальное сопровождение учащихся 2 б класса Кирилла С, Егора Б, Владелены У, Марии Д. в образовательном процессе, успешное включение каждого ребенка с ОВЗ в среду образовательного учреждения.
Задачи:1. Создание комфортных условий для нахождения в школе: конкретная помощь и организация доступа в школу, в класс; организация рабочего места, места отдыха и других мест, где бывает ребенок с ОВЗ; особый режим, временная организация образовательной среды в соответствии с реальными возможностями ребенка.
2. Социализация – включение ребёнка в среду сверстников, в жизнь класса, школы, формирование положительных межличностных отношений в коллективе.
3. Помощь в усвоении соответствующих общеобразовательных программ, преодоление затруднений в обучении. При необходимости адаптация программы и учебного материала, с опорой на зоны ближайшего развития ребенка, его ресурсы, учитывая индивидуальные физические, психические особенности.
4. Организация, при необходимости, сопровождения другими специалистами. Обеспечение преемственности и последовательности разных специалистов в работе с ребенком.
5. Осуществление взаимодействия с родителями, включение родителей в процесс обучения.
Формирование у родителей адекватного отношения к своему ребёнку, установки на сотрудничество и умения принять ответственность в процессе анализа проблем ребёнка, реализации стратегии помощи;
Оказание родителям эмоциональной поддержки;
Содействие родителям в получении информации об особенностях развития ребёнка, прогноза развития.
6. Оценка результатов деятельности, отслеживание положительной динамики в деятельности ребенка с ОВЗ.
Функции тьютора:
1. Диагностическая: сбор данных об индивидуальных особенностях воспитанников, их интересах, склонностях, мотивах, сильных и слабых сторонах, психофизическом и соматическом состоянии, социальном окружении и др.
Оценка результатов деятельности, отслеживание динамики в развитии детей с ОВЗ.
2. Проективная: выявление возможностей и ресурсов для преодоления имеющихся у учащихся психолого-педагогических проблем, разработка средств и процедур тьюторского сопровождения в образовательном процессе, составление индивидуального маршрута сопровождения , индивидуальных программ развития.
3. Реализационная: оказание помощи в ориентации и включении в образовательное пространство и поддержки при решении возникающих затруднений и проблем, включение в образовательных маршрут всех необходимых для воспитанника служб и специалистов школы- интерната.
4. Аналитическая: Оценка результатов деятельности, отслеживание положительной динамики в деятельности ребенка с ОВЗ
Организация деятельности тьютора
«Основные направления работы тьютора в организации условий для формирования гармоничных отношений подопечного с социумом школы».
Тьютор
и подопечный
Тьютор:
формирует доверительные и эмоционально насыщенные отношения с подопечным, в начале работы становится «проводником», защитником, выразителем желаний и вместе с тем – организующей и гармонизирующей силой;
следит за состоянием ребенка – эмоциональным (помогает разрешить конфликтные ситуации, успокаивает, воодушевляет и т.п.) и физическим (если подопечному нужно отдохнуть – может вывести его из класса в игровую комнату; следит, чтобы ребенок не был голоден, при необходимости помогает сходить в туалет);
координирует общую деятельность ученика, дозирует учебную нагрузку.
Тьютор
и учитель (учителя) класса
Тьютор:
обсуждает с учителем:
цели и задачи своей работы;
возможные трудности (посторонний шум во время переговоров тьютора и подопечного), уходы с урока и возвращение, особенности характера и специфику поведенческих проявлений ребенка;
каким образом наиболее эффективно выстроить взаимодействие в тройке: ребенок – учитель – тьютор.
Тьютор и
другие дети
Тьютор:
следит за тем, что происходит в детском коллективе – о чем дети говорят, во что играют;
объясняет детям, как общаться с их одноклассником;
если тема разговора касается особенностей подопечного – отвечает на вопросы.
Тьютор и
родители
Тьютор:
рассказывает родителям подопечного о том, как прошел день, что удалось, какие были трудности;
отвечает на вопросы родителей.
Тьютор и другие специалисты ( логопед, соцпедагог, медицинские работники, психолог и др.)
вносит предложения по оптимизации работы с тьютерантом;
помогает в составлении индивидуальных программ;
осуществляет помощь при проведении занятий (адаптация задания для тьютеранта, помощь тьютеранту в ориентировании в задании и др.)
Взаимоотношения тьютора и тьюторанта
Ребенок с ОВЗ и учитель
Для этого тьютор:
Ребенок слушает учителя и выполняет его инструкции
привлекает внимание ребенка к учителю: «Смотри на ….. (имя учителя), слушай…»;
«Смотри на доску»;
«Возьми ручку, пиши»;
«Открывай учебник»;
«Открывай дневник» и т.п.
Ребенок с ОВЗ и тьютор
Для этого тьютор:
Ребенок выполняет рекомендации тьютора
следит за организацией рабочего пространства ученика;
соотносит задания учителя с возможностями ученика;
если ребенок не успевает полностью выполнить задание - определяет нужный момент, когда следует остановиться и переключиться на новое задание;
если общее задание для всех детей сложно для понимания ребенка, то продолжает с подопечным работу по предыдущему заданию.
Примечание. Если тьютору будет сложно решить, в какой момент правильнее переключиться, то необходимо спросить об этом учителя.
Ребенок с ОВЗ и другие ученики
Для этого тьютор:
Ребенок по своей инициативе общается с ними, отвечает на обращение других учеников к нему
наблюдает за контекстом общения детей и в соответствующие моменты подключает к общению подопечного.
Например, сосед по парте просит у ребенка ластик, а тот не реагирует. Тьютор организует диалог учеников: «Дай, пожалуйста, ластик» – «На» – «Спасибо… На, возьми обратно».
Ребенок с ОВЗ и родители
Для этого тьютор:
Ребенок перед началом уроков прощается с родителями,
после уроков – встречает родителей и прощается с тьютором
помогает подопечному в общении со своими родителями в условиях школы – помогает рассказать, что было в школе, познакомить с их с друзьями и т.п. Ребенок может обменяться несколькими фразами и с родителями других детей.
Основные виды деятельности тьютора:
1. Информационное обеспечение
2. Организационная деятельность
3. Учебно-методическая работа
4. Диагностико - аналитическая деятельность
№
Содержание деятельности
Сроки
Ответственные участники
Информационное обеспечение
1
Пополнение нормативно-правовой и методической базы
В течение года
тьютор
2
Консультации для педагогов
В течение года по запросу
2.1
« Индивидуальный образовательный маршрут»
Сентябрь
2.2
Индивидуальная программа развития и обучения развития детей С ГУО.
Ноябрь
3
Консультации родителей учащихся по вопросам устранения учебных трудностей, коррекции индивидуальных потребностей, развития и реализации способностей и возможностей .
В течение года по субботам
Тьютор
4
Родительские собрания
4.1
«Тьютор в нашей школе»
Октябрь
4.2
«Особый ребёнок в школе»
Декабрь
4.3
«Индивидуальный образовательный маршрут»
Март
Тьютор
4.4
«Динамика развития воспитанников»
Май
Тьютор
5.
Формирование банка данных технологий тьюторского сопровождения
В течение года
Тьютор
6
Оформление наглядного и печатного материала, выставок;
В течение года
тьютор
7
Создание информационной базы данных по организации тьюториала в работе воспитанниками с ОВЗ
В течение года
тьютор
Организационная деятельность
1
Разработка документов «личное дело тьюторанта»
В течение года
тьютор
2
Оказание помощи обучающемуся в процессе занятий по успешному включению в работу классного коллектива
Ежедневно
Тьютор
3
Создание условий для реальной индивидуализации процесса обучения.
Ежедневно
Тьютор
4.
5.
Содействие участию каждого воспитанника во внеклассной и внешкольной творческой деятельности с учетом интересов.
В соответствии с планом воспитательной работы школы
тьютор
Учебно-методическое направление
1
Составление и корректировка индивидуальных программ развития и обучения, участие в разработке адаптированных программ.
Сентябрь, май
Тьютор, классный руководитель, воспитатели
2.
Подготовка и организация работы малых тьюторских групп
«Коррекция поведения»
«Развитие психических процессов , психомоторики, сенсорное развитие»
1 раз в 2 недели
тьютор
3
Подготовка и организация индивидуальных коррекционно-развивающих занятий.
1 раз в неделю с каждым тьюторантом
тьютор
4
Представление тьюторантов на ПМПК
По графику работы ПМПК
тьютор
5
Участие в педагогическом совете, школьном семинаре, работе методического объединения коррекционного блока школы-интерната