№ п/п | Тема урока | Содержание | Дата | Приме-чание |
по плану | по факту |
Язык и культура (7ч.) |
1 | Роль родного русского языка в жизни человека. | Русский язык – национальный язык русского народа. Русский язык в жизни общества и государства. | . | | |
2 | Язык как зеркало национальной культуры. | Русский язык – язык русской художественной литературы. Бережное отношение к родному русскому языку. | | | |
3 | Слово как хранилище материальной и духовной культуры народа. | Слова, обозначающие предметы и явления традиционного русского быта слова с национально-культурным компонентом значения. | . | | |
4 | Крылатые слова и выражения из русских народных и литературных сказок. | Народно-поэтические символы, народно-поэтические эпитеты, прецедентные имена в русских народных и литературных сказках, народных песнях, былинах, художественной литературе. | | | |
5 | Русские имена. Имена исконные и заимствованные | Имена, которые не являются исконно русскими, но воспринимаются как таковые. | | | |
6 | Общеизвестные старинные русские города. Происхождение их названий. | Имена традиционные и новые. Имена популярные и устаревшие. Имена с устаревшей социальной окраской. Имена, входящие в состав пословиц и поговорок, и имеющие в силу этого определённую стилистическую окраску. | | | |
7 | Проверочная работа №1 | | | | |
Культура речи (5ч.) |
8 | Основные орфоэпические и лексические нормы современного русского родного литературного языка. | Понятие о варианте нормы. Равноправные и допустимые варианты произношения. Роль звукописи. | | | |
9 | Основные нормы словоупотребления: правильность выбора слова | Лексические нормы употребления имён существительных, прилагательных, глаголов в современном русском литературном языке. | | | |
10 | Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. | Категория рода. Нормативные и ненормативные формы употребления имён существительных. Формы существительных мужского рода множественного числа с окончаниями –а(-я), -ы(и)‚ различающиеся по смыслу: корпуса (здания, войсковые соединения) – корпусы (туловища); образа (иконы) – образы (литературные); кондуктора (работники транспорта) – кондукторы (приспособление в технике); меха (выделанные шкуры) – мехи (кузнечные); соболя (меха) –соболи (животные). Литературные‚ разговорные‚ устарелые и профессиональные особенности формы именительного падежа множественного числа существительных мужского рода (токари – токаря, цехи – цеха, выборы – выбора, тракторы – трактора и др.). | | | |
11 | Правила речевого этикета: нормы и традиции | Устойчивые формулы речевого этикета в общении. Обращение в русском речевом этикете. История этикетной формулы обращения в русском языке. | | | |
12 | Проверочная работа №2 | | | | |
Речь. Речевая деятельность (5ч.) |
13 | Язык и речь. Точность и логичность речи. | Выразительность, чистота и богатство речи. Средства выразительной устной речи (тон, тембр, темп), способы тренировки (скороговорки). Интонация и жесты. Формы речи: монолог и диалог. | | | |
14 | Текст и его основные признаки. | Как строится текст. Композиционные формы описания, повествования, рассуждения. Повествование как тип речи. Средства связи предложений и частей текста. | | | |
15 | Функциональные разновидности языка Особенности языка фольклорных текстов | Разговорная речь. Просьба, извинение как жанры разговорной речи. Официально-деловой стиль. Объявление (устное и письменное). Учебно-научный стиль. План ответа на уроке ,план текста | | | |
16 | Язык художественной литературы. Литературная сказка. Рассказ. | Публицистический стиль. Устное выступление. Девиз, слоган. Загадка, пословица. Сказка. Особенности языка сказки (сравнения, синонимы, антонимы, слова с уменьшительными суффиксами и т.д.). | | | |
17 | Проверочная работа №3 | | | | |
№ п/п | Тема урока | Содержание | Дата | Приме-чание |
по плану | по факту |
Язык и культура (5ч.) |
1 | Роль церковнославянского языка в развитии русского языка. | Краткая история русского литературного языка. Диалектизмы. Лексика, заимствованная русским языком из языков народов России и мира | | | |
2 | Лексические заимствования как результат взаимодействия национальных культур. | Заимствования из славянских и неславянских языков. Причины заимствований. Особенности освоения иноязычной лексики (общее представление). Роль заимствованной лексики в современном русском языке. | | | |
3 | Пополнение словарного состава русского языка новой лексикой. | Современные неологизмы и их группы | | | |
4 | Национально-культурная специфика русской фразеологии. | Исторические прототипы фразеологизмов. Отражение во фразеологии обычаев, традиций, быта, исторических событий, культуры и т.п. (начать с азов, от доски до доски, приложить руку и т.п. – информация о традиционной русской грамотности и др.) | | | |
5 | Проверочная работа №1 | | | | |
Культура речи (5ч.) |
6 | Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка | Произносительные различия в русском языке, обусловленные темпом речи. Стилистические особенности произношения и ударения. Нормы произношения отдельных грамматических форм. | | | |
7 | Основные лексические нормы современного русского литературного языка. | Синонимы и точность речи. Антонимы и точность речи. Лексические омонимы и точность речи. | | | |
8 | Типичные речевые ошибки‚ связанные с употреблением синонимов‚ антонимов и лексических омонимов в речи. | Смысловые‚ стилистические особенности употребления лексических омонимов, антонимов и синонимов. | | | |
9 | Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. | Варианты грамматической нормы: литературные и разговорные падежные формы имен существительных. Отражение вариантов грамматической нормы в словарях и справочниках. | | | |
10 | Проверочная работа №2 | | | | |
Речь. Речевая деятельность (7ч.) |
11 | Эффективные приёмы чтения. | | | | |
12 | Текст, тематическое единство текста. | Предтекстовый, текстовый и послетекстовый этапы работы. | | | |
13 | Тексты описательного типа: определение, дефиниция, собственно описание, пояснение. | | | | |
14 | Учебно-научный стиль. Словарная статья, её строение. Публицистический и художественный стиль. | Научное сообщение (устный ответ). Содержание и строение учебного сообщения (устного ответа). Структура устного ответа. | | | |
15 | Различные виды ответов: ответ- анализ, ответ-обобщение, ответ-добавление, ответ-группировка. | Языковые средства, которые используются в разных частях учебного сообщения (устного ответа) Язык художественной литературы. Описание внешности человека. | | | |
16 | Компьютерная презентация. | Основные средства и правила создания и предъявления презентации слушателям. | | | |
17 | Проверочная работа№3 | | | | |
№ п/п | Тема урока | Содержание | Дата | Приме-чание |
по плану | по факту |
Язык и культура (5ч.) |
1 | Русский язык как развивающееся явление. Факторы, влияющие на развитие языка. | Связь исторического развития языка с историей общества. | | | |
2 | Устаревшие слова как живые свидетели истории. | Историзмы как слова, обозначающие предметы и явления предшествующих эпох, вышедшие из употребления по причине ухода из общественной жизни обозначенных ими предметов и явлений, в том числе национально-бытовых реалий. Архаизмы как слова, имеющие в современном русском языке синонимы | | | |
3 | Группы лексических единиц по степени устарелости. | Перераспределение пластов лексики между активным и пассивным запасом слов. Актуализация устаревшей лексики в новом речевой контексте (губернатор, диакон, ваучер, агитационный пункт, большевик | | | |
4 | Лексические заимствования последних десятилетий | Употребление иноязычных слов как проблема культуры речи. | | | |
5 | Проверочная работа №1 | | | | |
Культура речи (5ч.) |
6 | Основные орфоэпические и лексические нормы современного русского литературного языка. | Нормы ударения в полных причастиях‚ кратких формах страдательных причастий прошедшего времени‚ деепричастиях‚ наречиях. Нормы постановки ударения в словоформах с непроизводными предлогами . | | | |
7 | Паронимы и точность речи. | Смысловые различия, характер лексической сочетаемости, способы управления, функционально-стилевая окраска и употребление паронимов в речи. Типичные речевые ошибки‚ связанные с употреблением паронимов в речи. | | | |
8 | Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Типичные грамматические ошибки в речи. | Глаголы 1 лица единственного числа настоящего и будущего времени (в том числе способы выражения формы 1 лица настоящего и будущего времени глаголов очутиться, победить, убедить, учредить, утвердить)‚ формы глаголов совершенного и несовершенного вида‚ формы глаголов в повелительном наклонении. Нормы употребления в речи однокоренных слов типа висящий – висячий, горящий – горячий. Варианты грамматической нормы: литературные и разговорные падежные формы причастий‚ деепричастий‚ наречий. Отражение вариантов грамматической нормы в словарях и справочниках. Литературный и разговорный варианты грамматической норм(махаешь – машешь; обусловливать, сосредоточивать, уполномочивать, оспаривать, удостаивать, облагораживать). | | | |
9 | Русская этикетная речевая манера общения. | Запрет на употребление грубых слов, выражений, фраз. Исключение категоричности в разговоре. Невербальный (несловесный) этикет общения. Этикет использования изобразительных жестов. Замещающие и сопровождающие жесты. | | | |
10 | Проверочная работа №2 | | | | |
Речь. Речевая деятельность. Текст (7ч.) |
11 | Коммуникативные стратегии и тактики устного общения. | Традиции русского речевого общения. | | | |
12 | Текст, основные признаки: смысловая цельность, информативность, связность. | Виды абзацев. Основные типы текстовых структур: индуктивные, дедуктивные, рамочные (дедуктивно-индуктивные), стержневые (индуктивно-дедуктивные) структуры. | | | |
13 | Тексты: рассуждение, доказательство, объяснение. | Заголовки текстов, их типы. Информативная функция заголовков | | | |
14 | Функциональные разновидности языка | Разговорная речь. Беседа. Спор, виды споров. Правила поведения в споре, как управлять собой и собеседником. Корректные и некорректные приёмы ведения спора. | | | |
15 | Публицистический стиль. Путевые записки. | Текст рекламного объявления, его языковые и структурные особенности. | | | |
16 | Язык художественной литературы. | Сильные позиции в художественных текстах. Притча. Фактуальная и подтекстная информация в текстах художественного стиля речи. | | | |
17 | Проверочная работа №3 | | | | |
№ п/п | Тема урока | Содержание | Дата | Приме-чание |
по плану | по факту |
Язык и культура (5ч.) |
1 | Исконно русская лексика. | Речевой этикет и вежливость. | | | |
2 | Собственно русские слова как база и основной источник развития лексики русского литературного языка | Роль старославянизмов в развитии русского литературного языка и их приметы. Стилистически нейтральные, книжные, устаревшие старославянизмы. | | | |
3 | Иноязычная лексика в разговорной речи, дисплейных текстах, современной публицистике. | | | | |
4 | Специфика приветствий. | Благопожелание как ключевая идея речевого этикета. «Ты» и «ВЫ» в русском речевом этикете и в западноевропейском, американском речевых этикетах. Называние другого и себя, обращение к знакомому и незнакомому. | | | |
5 | Проверочная работа №1 | | | | |
Культура речи (7ч.) |
6 | Типичные орфоэпические ошибки в современной речи. | Произношение гласных [э], [о] после мягких согласных и шипящих; безударный [о] в словах иностранного происхождения; произношение парных по твердости-мягкости согласных перед [е] в словах иностранного происхождения; произношение безударного [а] после ж и ш; произношение сочетания чн и чт; произношение женских отчеств на -ична, -инична; произношение твёрдого [н] перед мягкими [ф'] и [в']; произношение мягкого [н] перед ч и щ. Типичные акцентологические ошибки в современной речи. | | | |
7 | Терминология и точность речи. Типичные речевые ошибки‚ связанные с употреблением терминов. | Нормы употребления терминов в научном стиле речи. Особенности употребления терминов в публицистике, художественной литературе, разговорной речи. Нарушение точности словоупотребления заимствованных слов. | | | |
8 | Типичные грамматические ошибки. Варианты грамматической нормы. | Согласование сказуемого с подлежащим, имеющим в своем составе количественно-именное сочетание; сказуемого с подлежащим, выраженным существительным со значением лица женского рода (врач пришел – врач пришла); сказуемого с подлежащим, выраженным сочетанием числительного несколько и существительным; определения в количественно-именных сочетаниях с числительными два, три, четыре (два новых стола, две молодых женщины и две молодые женщины). Нормы построения словосочетаний по типу согласования (маршрутное такси, обеих сестер – обоих братьев). Согласование сказуемого с подлежащим, выраженным сочетанием слов много, мало, немного, немало, сколько, столько, большинство, меньшинство. Отражение вариантов грамматической нормы в современных грамматических словарях и справочниках. | | | |
9 | Активные процессы в речевом этикете. | Новые варианты приветствия и прощания, возникшие в СМИ; изменение обращений‚ использования собственных имен. | | | |
10 | Синонимия речевых формул. | | | | |
11 | Речевая агрессия. | Этикетные речевые тактики и приёмы в коммуникации‚ помогающие противостоять речевой агрессии. | | | |
12 | Проверочная работа №2 | | | | |
Речь. Речевая деятельность. Текст (5ч.) |
13 | Основные методы, способы и средства получения, переработки информации. Структура аргументации. | Эффективные приёмы слушания. Предтекстовый, текстовый и послетекстовый этапы работы. Тезис, аргумент. Способы аргументации. Правила эффективной аргументации. Причины неэффективной аргументации в учебно-научном общении. Доказательство и его структура. Прямые и косвенные доказательства. Виды косвенных доказательств. Способы опровержения доводов оппонента: критика тезиса, критика аргументов, критика демонстрации | | | |
14 | Функциональные разновидности языка. Разговорная речь. Научный стиль речи и художественный. | Самохарактеристика, самопрезентация, поздравление. Специфика оформления текста как результата проектной (исследовательской) деятельности. Реферат. Слово на защите реферата. Учебно-научная дискуссия. | | | |
15 | Стандартные обороты речи для участия в учебно-научной дискуссии. | Правила корректной дискуссии. Язык художественной литературы. | | | |
16 | Сочинение в жанре письма другу (в том числе электронного), страницы дневника и т.д. | | | | |
17 | Проверочная работа №3 | | | | |