Рабочая программа по предмету «Русский язык» для 4 класса составлена в соответствии с требованиями:
России от 6 октября 2009 г., № 373.
общего образования. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2ч. Ч.1 – 5-е изд.,– М.: Просвещение, 2011.
соответствии с учебным планом гимназии.
Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Русский язык. 4 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2ч./ »: Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В-М.: «Просвещение»,2014.
Учебники включены в федеральный перечень на 2014-2015 учебный год.
Отличительной особенностью курса русского языка является коммуникативно-познавательная основа, общая с курсом литературного чтения. Содержание этих двух курсов имеет ярко выраженную коммуникативно-речевую и познавательную направленность, охватывающую три аспекта изучения родного языка: систему языка, речевую деятельность и литературный текст, что обеспечивает реализацию в обучении системно-деятельностного подхода.
Программа курса обеспечивает целостное изучение родного языка в начальной школе за счёт реализации трёх принципов:
как показателя общей культуры человека, развитие устной и письменной речи.
Дополнительный занимательный материал к каждой теме содержится в рубрике «Творческая переменка».
Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, абзаца.
Знание алфавита: правильное название букв, знание их последовательности. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.
Имя существительное. Значение и употребление в речи. Умение опознавать имена собственные. Различение имён существительных, отвечающих на вопросы «кто?» и «что?». Различение имён существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам
Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Изменение прилагательных по родам.
Глагол. Значение и употребление в речи. Неопределённая форма глагола. Различение глаголов, отвечающих на вопросы «что сделать?» и «что делать?». Изменение глаголов по временам. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение).
Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Отличие предлогов от приставок.
Нахождение главных членов предложения: подлежащего и сказуемого. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении.
Различение простых и сложных предложений.
• непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов);
• знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки;
Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация. Овладение основными умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при общении с помощью средств ИКТ. Особенности речевого этикета в условиях общения с людьми, плохо владеющими русским языком.
Практическое овладение устными монологическими высказываниями на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).
Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста.
Последовательность предложений в тексте.
Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев).
План текста. Составление планов к данным текстам. Создание собственных текстов по предложенным планам.
Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности.
№ п/п | Тема | Кол – во часов | Планируемые результаты | УУД | Дата проведения |
план | факт |
Повторяем — узнаём новое (24 ч) |
| Речевое общение. Речь устная и письменная | 2ч | Использовать родной язык в соответствии с целями речевого общения, подбирая соответствующие слова и выражения. Определять условия и способы общения, конкретную цель и результат коммуникации (материальный или духовный). Проявлять к собеседникам необходимое уважение, стремление к взаимопониманию и к получению общего, итогового результата общения. Анализировать речь партнёра, поддерживая беседу репликами. Осмысливать сказанное, выделяя главное, владеть элементарным речевым этикетом. Договариваться с партнёром по общению | Личностные: - представлении о ситуации общения, ее компонентах: собеседники, тема и цель общения, способы и результат общения; - различении устных и письменных форм речи; - ознакомлении с историей речи, с требованиями к устной и письменной речи; - совершенствовании процесса восприятии речи: понимание смысла высказывания партнёра. Представление об интонационной законченности предложения и смысловых частях высказывания, интонационной выразительности речи; - различении функции слова и предложения; - определении типов предложений по цели высказывания и по интонации; - выделении общих признаков текста, основных свойств и озаглавливании текста; -определении типов текстов: текст-повествование, текст-описание, текст-рассуждение; - ознакомлении с основными языковыми единицами, их особенностями. Регулятивные: 1. определять цель учебной деятельности при: - представлении о ситуации общения, ее компонентах: собеседники, тема и цель общения, способы и результат общения; - различении устных и письменных форм речи; - ознакомлении с историей речи, с требованиями к устной и письменной речи; - совершенствовании процесса восприятии речи: понимание смысла высказывания партнёра. Представление об интонационной законченности предложения и смысловых частях высказывания, интонационной выразительности речи; 2.Составлять план (алгоритм) решения учебной задачи совместно с учителем и одноклассниками при: 3.Контролировать способ (алгоритм) решения и результат учебной задачи по ранее составленному плану 4. Оценивать полученный результат решения учебной задачи по критериям. Определенным совместно с учителем Познавательные - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебника, рабочей тетради на печатной основе, словарей при: - извлечении нужной информации из прочитанных текстов; - использовании знако-символических средств ( простей-шие модели слов и предложений); - построении речевого высказывания в устной и письменной форме; - выделении в речи слова и предложения как средства общения; - использовании при выполнении задания иллюстративного материала учебника. Коммуникативные : -умение общаться, строить монологическое высказывание, проявлять творческую активность в процессе сотрудничества, выражать своё мнение в процессе выполнения различных заданий Представление об интонационной законченности предложения и смысловых частях высказывания, интонационной выразительности речи; | 1.09 | |
1 | Расширение понятия речевого общения: ролевые отношения (кто и кому говорит), содержание речи и её словесное оформление (что и как говорится), цель и мотивы общения (зачем и почему говорится). Общение на разных уровнях (собеседники, группа, коллектив). | 1 |
2 | Качество речевого общения: выразительность, информативность, логичность, правильность речи | 1 | 3.09 | |
| Цель речевого общения | 2 ч | Определять цели, тему, способы и результаты общения. Находить в процессе общения соответствующие языковые средства для выражения собственного мнения или убеждения партнёра. Распознавать виды текстов: повествование, рассуждение, описание. Писать изложения и сочинения повествовательного характера с использованием элементов рассуждения и описания. Озаглавливать текст с опорой на его тему или основную мысль. Составлять план текста, делить текст на части. Владеть позитивным настроем при общении. Объяснять значение слова и речевых средств для разрешения конфликтной ситуации | 6.09 | |
3 | Умение вести диалог-расспрос, аргументировать своё высказывание, доказывать свою точку зрения | 1 |
4 | Особенности речевого этикета в условиях общения с людьми, плохо владеющими русским языком. | 1 | 8.09 | |
| Речевая культура. Обращение | 3 ч | Контролировать и корректировать своё высказывание в зависимости от ситуации общения и степени подготовленности партнёра к беседе. Выбирать языковые средства, в том числе и обращение, в соответствии с ситуацией общения. Находить обращения в тексте. Использовать знаки препинания для выделения обращения. Составлять диалоги при работе в паре, используя обращение и слова речевого этикета | 10.09 | |
5 | Речевой этикет. Использование формул речевого этикета в различных сферах общения (в школе, клубе, театре и дома). Устная и письменная формы общения. | 1 |
6 | Обращение. Знаки препинания при обращении. | 1 | 13.09 | |
7 | Наблюдение за построением диалогов в устной и письменной речи | 1 | 15.09 | |
| Текст как речевое произведение | 8 ч | Определять тип текста (повествование, описание, рассуждение). Формулировать тему и главную мысль текста. Составлять план текста (развёрнутый и сжатый). Излагать (устно и письменно) текст по составленному плану. Объяснять различие художественных текстов, научных и деловых. Доказывать принадлежность текста к художественной, научной или деловой речи. Составлять собственные тексты разных типов: повествование, описание, рассуждение. Составлять тексты делового характера и художественные тексты. Грамотно оформлять собственные речевые произведения | | |
8 | Тема, главная мысль, заглавие, опорные слова, абзацы. Расширение представлений о тексте: составление текста на заданную тему и текста, отражающего проблему общения (нравственную, коммуникативно-речевую). | 1 | 17.09 | |
9 | Различные типы текстов: повествование, рассуждение, описание. Составление текстов разных типов. | 1 | 20.09 | |
10 | План текста простой и развёрнутый. Составление памяток, определяющих последовательность действий. | 1 | 22.09 | |
11 | Знакомство с основными видами изложений и сочинений ( без заучивания определений):изложения подробные и выборочные, изложения с элементами сочинения, сочинения-повествования, сочинения-описания, сочинения-рассуждения. | 1 | 24.09 | |
12 | Изложение текста по самостоятельно или коллективно составленному плану.(упр.37,стр.26) | 1 | 27.09 | |
13 | Написание деловых текстов: записки, объявления, письма, заявления. объяснительной записки и т. п. Сравнение небольших текстов научного и художественного стиля. | 1 | 29.09 | |
14 | Контрольный диктант. «Клюква» ( Методическое пособие, стр.39) | 1 | 1.10 | |
15 | Работа над ошибками. Культура оформления письменного текста: разборчивое письмо в соответствии с требованиями каллиграфии | 1 | 6.10 | |
Язык как средство общения (40 ч) |
| Средства общения | 4 ч | Объяснять смысл и значение родного языка в жизни человека. Рассказывать об основных этапах развития письменности, сравнивать язык и другие средства человеческого общения. Объяснять значение учения в школе, позитивно оценивать роль знаний и учения для самостоятельной жизни. Находить в учебнике и других книгах необходимую информацию. Систематизировать знания об основных языковых единицах (звуки, буквы, слова, предложения, тексты), давать определения основным языковым единицам. Находить в слове орфограмму и определять алгоритм её проверки | Личностные: - представлении о ситуации общения, ее компонентах: собеседники, тема и цель общения, способы и результат общения; - различении устных и письменных форм речи; - ознакомлении с историей речи, с требованиями к устной и письменной речи; - совершенствовании процесса восприятии речи: понимание смысла высказывания партнёра. Представление об интонационной законченности предложения и смысловых частях высказывания, интонационной выразительности речи; - различении функции слова и предложения; - определении типов предложений по цели высказывания и по интонации; - выделении общих признаков текста, основных свойств и озаглавливании текста; -определении типов текстов: текст-повествование, текст-описание, текст-рассуждение; - ознакомлении с основными языковыми единицами, их особенностями. Регулятивные: 1. определять цель учебной деятельности при: - представлении о ситуации общения, ее компонентах: собеседники, тема и цель общения, способы и результат общения; - различении устных и письменных форм речи; - ознакомлении с историей речи, с требованиями к устной и письменной речи; - совершенствовании процесса восприятии речи: понимание смысла высказывания партнёра. Представление об интонационной законченности предложения и смысловых частях высказывания, интонационной выразительности речи; 2.Составлять план (алгоритм) решения учебной задачи совместно с учителем и одноклассниками при: 3.Контролировать способ (алгоритм) решения и результат учебной задачи по ранее составленному плану 4. Оценивать полученный результат решения учебной задачи по критериям. Определенным совместно с учителем Познавательные - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебника, рабочей тетради на печатной основе, словарей при: - извлечении нужной информации из прочитанных текстов; - использовании знако-символических средств ( простей-шие модели слов и предложений); - построении речевого высказывания в устной и письменной форме; - выделении в речи слова и предложения как средства общения; - использовании при выполнении задания иллюстративного материала учебника. Коммуникативные : -умение общаться, строить монологическое высказывание, проявлять творческую активность в процессе сотрудничества, выражать своё мнение в процессе выполнения различных заданий Представление об интонационной законченности предложения и смысловых частях высказывания, интонационной выразительности речи; | | |
16 | Роль языка в общении. Роль письменности в истории человечества. | 1 | 6.10 | |
17 | Систематизация знаний об основных языковых единицах (звуках, буквах,). | 1 | 8.10 | |
18 | Систематизация знаний об основных языковых единицах (словах, предложениях, текстах). | 1 | 11.10 | |
19 | Повторение основных орфограмм | 1 | 13.10 | |
| Предложение | 3 ч | Определять тип предложения по цели высказывания и по интонации, объяснять особенности и назначение каждого типа предложений. Использовать предложения всех типов в собственных речевых произведениях (устных и письменных) | | |
20 | Повторение знаний о предложении. | 1 | 15.10 | |
21 | Различение предложений и словосочетаний. | 1 | 18.10 | |
22 | Разные виды предложений. | 1 | 20.10 | |
| Главные и второстепенные члены предложения | 4 ч | Выделять главные и второстепенные члены предложения. Распространять предложения второстепенными членами | | |
23 | Работа над ошибками. Подлежащее и сказуемое как грамматическая основа предложения. | 1 | 22.10 | 25.10 |
24 | Контрольный диктант. «Трусиха» ( Методическое пособие, стр.129 ) | 1 | 25.10 | 22.10 |
25 | Способы выражения подлежащего и сказуемого. | 1 | 27.10 | |
26 | Роль второстепенных членов предложения | 1 | 29.10 | |
| Предложения с однородными членами | 2 ч | Находить однородные члены предложения. Составлять предложения с однородными членами, соединёнными и не соединёнными союзами. Ставить знаки препинания при однородных членах предложения | | |
27 | Смысловая ёмкость предложений с однородными членами. | 1 | 1.11 | |
28 | Интонационное и пунктуационное оформление однородных членов | 1 | 10.11 | |
| Простые и сложные предложения | 2 ч | Сравнивать простые и сложные предложения на основе их значения и количества грамматических основ. Ставить знаки препинания в элементарных сложных предложениях. Объяснять роль союзов в сложном предложении. Составлять элементарные сложные предложения | | |
29 | Знаки препинания в сложных предложениях с союзами и, а, но. | 1 | 12.11 | |
30 | Использование простых и сложных предложений в речи | 1 | 15.11 | |
| Словосочетание | 1 ч | | | | |
31 | Различия между словосочетанием, словом и предложением | 1 | Выделять словосочетания из предложения на основе вопросов. Находить связь слов в словосочетании, выделять главное и зависимое слова. Составлять словосочетания разных типов. Распространять предложения словосочетаниями. Составлять тексты-рассуждения, объяснять различия между предложением и словосочетанием | Личностные: - познавательный интерес к русскому языку Регулятивные: 1.Определять цель учебной деятельности при: 2.Составлять план (алгоритм) решения учебной задачи совместно с учителем и одноклассниками 3.Контролировать способ (алгоритм) решения и результат учебной задачи по ранее составленному плану 4 Оценивать полученный результат решения учебной задачи по критериям. Определенным совместно с учителем Познавательные: - ориентироваться в учебнике при: - делать выводы в результате совместной работы класса и учителя Коммуникативные: - оформлять свои мысли в устной и письменной речи | 17.11 | |
| Слово и его значение | 5 ч | Сравнивать слова по значению и форме (звуко-буквенной и формально-грамматической). Объяснять специфику замещающей функции слова как языкового знака, имеющего не только план выражения (звуко-буквенную и формально-грамматическую форму), но и план содержания (значение слова), с помощью моделей слова. Пользоваться лингвистическими словарями разных типов, объяснять их устройство и назначение. Находить в тексте и использовать в собственных речевых произведениях синонимы, антонимы, омонимы, многозначные слова | | |
32 | Обобщение представлений о лексическом значении слова. Слово как языковой знак, имеющий не только план выражения (звуко-буквенную и формально-грамматическую форму), но и план содержания (значение слова). | 1 | 19.11 | |
33 | Тематическая классификация слов. Прямое и переносное значение слова, многозначность. | 1 | 22.11 | |
34 | Метафора и сравнение. | 1 | 24.11 | |
35 | Синонимы, антонимы, омонимы, многозначные слова. | 1 | 26.11 | |
36 | Различные виды лингвистических словарей: фразеологические, этимологические. Их устройство и назначение | 1 | 29.11 | |
Состав слова (20 ч) |
| Состав слова. Однокоренные слова | 12 ч | Разбирать слова по составу, выделять корень, приставку, суффикс, окончание. Определять значение, которое привносит в слово каждая морфема. Находить значимые части слова (корень, приставку, суффикс), опираясь на их единообразное написание. Объяснять написание слова с точки зрения орфографии. Списывать текст аккуратно и без ошибок, писать под диктовку тексты с изученными орфограммами | Личностные: - положительная мотивация к предмету «Русский язык»; - познавательный интерес к русскому языку Регулятивные: 1.Определять цель учебной деятельности при: -определении частей 2.Составлять план (алгоритм) решения учебной задачи совместно с учителем и одноклассниками 3.Контролировать способ (алгоритм) решения и результат учебной задачи по ранее составленному плану 4. Оценивать полученный результат решения учебной задачи по критериям. Определенным совместно с учителем . Познавательные - Потребность в творческом самовыражении - Эффективно работать с учебной книгой Коммуникативные: - составлять несложные монологические высказывания - выражение собственных мыслей с достаточной полнотой и точностью | | |
37 | Состав слова. | 1 | 1.12 | |
38 | Образование новых слов с помощью приставок и суффиксов | 1 | 3.12 | |
39 | Правописание ъ и ь знаков. | 1 | 6.12 | |
40 | Правописание суффиксов -ек и -ик. | 1 | 8.12 | |
41 | Однокоренные слова | 1 | 10.12 | |
42 | Развитие речи. Обучающее сочинение. «Первый снег» (Методическое пособие, стр.208) | 1 | 13.12 | |
43 | Правописание гласных и согласных в корне слова. | 1 | 15.12 | |
44 | Удвоенные согласные в корне слова. | 1 | 17.12 | |
45 | Сложные слова. Правописание соединительных гласных в сложных словах. | 1 | 20.12 | |
46 | Контрольный диктант. «Беда» (Методическое пособие, стр.219) | 1 | 22.12 | |
47 | Работа над ошибками. Повторение и систематизация основных орфограмм корня. | 1 | 24.12 | |
48 | Разбор слова по составу. | 1 | 27.12 | |
Слово как часть речи (86 ч) . |
| Целостное представление о частях речи. Их роль в предложении | 2 ч | Различать слова разных частей речи на основе общности их значения, грамматических признаков и роли в предложении. Сравнивать лексическое и грамматическое значения слова, понимая более отвлечённый, обобщающий характер значения грамматического. Составлять текст-рассуждение, доказывать принадлежность слова к определённой части речи | Личностные: - положительная мотивация к предмету «Русский язык»; - познавательный интерес к русскому языку Регулятивные: 1.Определять цель учебной деятельности при: -определении частей 2.Составлять план (алгоритм) решения учебной задачи совместно с учителем и одноклассниками 3.Контролировать способ (алгоритм) решения и результат учебной задачи по ранее составленному плану 4. Оценивать полученный результат решения учебной задачи по критериям. Определенным совместно с учителем . Познавательные - Потребность в творческом самовыражении - Эффективно работать с учебной книгой Коммуникативные: - составлять несложные монологические высказывания - выражение собственных мыслей с достаточной полнотой и точностью | | |
49 | Критерии выделения частей речи: общее значение, набор грамматических значений, роль в предложении. | 1 | 12.01 | |
50 | Грамматическое значение частей речи (общее представление) | 1 | 14.01 | |
| Имя существительное | 12 ч | | | |
51 | Повторяем, что знаем. Общее значение предметности существительных, вопросы. | 1 | Различать слова разных частей речи на основе общности их значения, грамматических признаков и роли в предложении. Сравнивать лексическое и грамматическое значения слова, понимая более отвлечённый, обобщающий характер значения грамматического. Составлять текст-рассуждение, доказывать принадлежность слова к определённой части речи. Находить имена существительные в тексте, определять их особенности: особенности: собственное или нарицательное, одушевлённое или неодушевлённое; род, число, падеж. Применять алгоритм определения падежа существительного. Определять падеж несклоняемых имён существительных. Различать имена существительные 1, 2 и 3-го склонения на основе их рода и окончания. Осознанно применять алгоритм определения безударных падежных окончаний имён существительных. Сравнивать имена существительные в разных падежных формах по вопросам, по их грамматическому значению, употребляемым предлогам и по окончаниям. Объяснять необходимость знания падежа и склонения имени существительного для верного написания его окончания. Использовать в речи несклоняемые имена существительные, верно определяя их род и согласовывая с другими словами без нарушения норм культуры речи. Анализировать имя существительное как часть речи, указывая начальную форму, род, склонение, падеж, число. | 17.01 | |
52 | Род имён существительных (постоянный признак). | 1 | 19.01 | студ |
53 | Число, падеж (изменяемые признаки). | 1 | 21.01 | |
54 | Закрепление алгоритма определения падежа имени существительного. | 1 | 24.01 | |
55 | Несклоняемые имена существительные. | 1 | 26.01 | |
56 | Три склонения имён существительных. | 1 | 28.01 | |
57 | Склонение имён существительных единственного числа. | 1 | 31.01 | |
58 | Безударные падежные окончания имён существительных 1, 2 и 3-го склонения (кроме имён существительных на -мя, -ий, -ие, -ия). | 1 | 2.02 | |
59 | Склонение имён существительных во множественном числе. | 1 | 4.02 | |
60 | Варианты падежных окончаний имён существительных (предложный падеж единственного числа существительных мужского рода, именительный падеж множественного числа, родительный падеж множественного числа). | 1 | 7.02 | |
61 | Разбор имени существительного как части речи. | 1 | 9.02 | |
62 | Роль имён существительных в речи и в составе предложений | 1 | 11.02 | |
| Имя прилагательное | 8 ч | Выделять в предложении сочетание имени существительного с именем прилагательным, ставить вопрос от существительного к прилагательному. Использовать при письме алгоритм определения безударных окончаний имён прилагательных. Образовывать имена прилагательные от слов других частей речи с помощью суффиксов. Анализировать имя прилагательное как часть речи, определять начальную форму, число, род (в единственном числе), падеж. Сохранять в памяти поставленную задачу, использовать приёмы запоминания. Контролировать и корректировать свои действия, оценивать их. | Личностные: - положительная мотивация к предмету «Русский язык»; - познавательный интерес к русскому языку Регулятивные: 1.Определять цель учебной деятельности при: -определении частей 2.Составлять план (алгоритм) решения учебной задачи совместно с учителем и одноклассниками 3.Контролировать способ (алгоритм) решения и результат учебной задачи по ранее составленному плану 4. Оценивать полученный результат решения учебной задачи по критериям. Определенным совместно с учителем Познавательные - Потребность в творческом самовыражении - Эффективно работать с учебной книгой Коммуникативные: - составлять несложные монологические высказывания - выражение собственных мыслей с достаточной полнотой и точностью | | |
63 | Повторяем, что знаем. Общее значение: признак, качество предмета, вопросы.. | 1 | 14.02 | |
64 | Изменение прилагательных по родам, числам, падежам. | 1 | 16.02 | |
65 | Склонение имён прилагательных. | 1 | 18.02 | |
66 | Безударные падежные окончания имён прилагательных в единственном и во множественном числе (кроме имён прилагательных на -ья, -ье, -ов, -«//) и способы их проверки. | 1 | 21.02 | |
67 | Образование имён прилагательных. | 1 | 24.02 | |
68 | Морфологический разбор имен прилагательных. Разбор имени прилагательного как части речи | 1 | 25.02 | |
69 | Контрольное изложение. «Кто хозяин?» (Методическое пособие, стр.478) | 1 | 28.02 | |
70 | Работа над ошибками. Склонение имен прилагательных. | 1 | 2.03 | |
| Местоимение | 6 ч | Сравнивать местоимения с именами существительными по функции и по грамматическим признакам. Определять лицо, число и падеж личных местоимений. Склонять личные местоимения в единственном и во множественном числе. Применять правило написания местоимений с предлогами. Использовать местоимения в собственных текстах. | | |
71 | Местоимение. Общие сведения о местоимении как части речи. | 1 | 4.03 | |
72 | Местоимения 1, 2 и 3-го лица единственного и множественного числа. | 1 | 7.03 | |
73 | Склонение личных местоимений. | 1 | 9.03 | |
74 | Контрольный диктант. «Лесной голосок» (Методическое пособие, стр.358) | 1 | 11.03 | |
75 | Работа над ошибками. Правописание личных местоимений с предлогами. | 1 | 14.03 | |
76 | Личные местоимения как члены предложения, их роль в предложении | 1 | 16.03 | |
| Глагол | 15 ч | Находить глаголы в предложении на основе их значения, грамматических признаков и роли в предложении. Определять время и число глагола, его род в форме прошедшего времени. Образовывать формы настоящего, прошедшего и будущего времени глагола. Находить начальную форму глагола, не изменяя его вид (без использования термина) | Личностные: - положительная мотивация к предмету «Русский язык»; - познавательный интерес к русскому языку Регулятивные: 1.Определять цель учебной деятельности при: -определении частей 2.Составлять план (алгоритм) решения учебной задачи совместно с учителем и одноклассниками 3.Контролировать способ (алгоритм) решения и результат учебной задачи по ранее составленному плану 4. Оценивать полученный результат решения учебной задачи по критериям. Определенным совместно с учителем Познавательные - Потребность в творческом самовыражении - Эффективно работать с учебной книгой Коммуникативные: - составлять несложные монологические высказывания - выражение собственных мыслей с достаточной полнотой и точностью | | |
77 | Повторяем, что знаем. Общее значение действия, состояния, вопросы. | 1 | 18.03 | |
78 | Изменение глагола по временам. | 1 | 21.03 | |
79 | Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. | 1 | 1.04 | |
80 | Неопределённая форма глагола как его начальная форма | 1 | 4.04 | |
| Изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам (спряжение). | 2 ч | Изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и числам на основе таблицы спряжения. Изменять глаголы по лицам и числам в настоящем и будущем времени. Сравнивать окончания глаголов в настоящем и будущем времени | | |
81 | Изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам (спряжение). | 1 | 6.04 | |
82 | Наблюдение за личными окончаниями глаголов при спряжении в единственном и во множественном числе | 1 | 8.04 | |
| I и II спряжение глаголов. | 3 ч | Применять алгоритм определения спряжения глаголов. Называть основные способы определения спряжения глаголов. Различать способ определения спряжения глаголов с ударными и безударными окончаниями. Писать личные окончания глаголов в настоящем и будущем времени | | |
83 | I и II спряжение глаголов | 1 | 11.04 | |
84 | Личные окончания глаголов I и II спряжений. | 1 | 13.04 | |
85 | Способы определения спряжения глагола | 1 | 15.04 | |
| Правописание глаголов на -тся и -ться. | 2 ч | Обосновывать написание -тся и -ться в глаголах, поставив вопрос к глаголу. Составлять предложения с орфограммами -тся и -ться | | |
86 | Правописание глаголов на -тся и -ться. | 1 | 18.04 | |
87 | Определение написания -тся и -ться с помощью вопроса к глаголу | 1 | 20.04 | |
| Глаголы-исключения. | 4 ч | Применять различные мнемонические приёмы для запоминания глаголов-исключений. Отличать глаголы-исключения от похожих однокоренных глаголов. Объяснять причину отнесения 1 глаголов к группе глаголов-исключений | | |
88 | Глаголы-исключения. | 1 | Разбирать глагол как часть речи, определять начальную (неопределённую) форму, спряжение, время, лицо в настоящем и будущем времени; число, род в прошедшем времени | Личностные: - положительная мотивация к предмету «Русский язык»; - познавательный интерес к русскому языку Регулятивные: 1.Определять цель учебной деятельности при: -определении частей 2.Составлять план (алгоритм) решения учебной задачи совместно с учителем и одноклассниками 3.Контролировать способ (алгоритм) решения и результат учебной задачи по ранее составленному плану 4. Оценивать полученный результат решения учебной задачи по критериям. Определенным совместно с учителем | 22.04 | |
89 | Написание окончаний в глаголах-исключениях I и II спряжения | 1 | 25.04 | |
90 | Морфологический разбор глаголов Разбор глагола как части речи.. | 1 | 27.04 | |
91 | Развитие речи. Обучающее сочинение. | 1 | 29.04 | |
| Имя числительное | 3 ч | Объяснять различие функций имён числительных разных разрядов | | |
92 | Общее представление об имени числительном как части речи. | 1 | 2.05 | |
93 | Количественные и порядковые числительные, их различение по вопросам и функции. | 1 | 4.05 | |
94 | Разряды числительных по структуре: простые, сложные и составные. Употребление числительных в речи | 1 | Личностные: - положительная мотивация к предмету «Русский язык»; - познавательный интерес к русскому языку Регулятивные: 1.Определять цель учебной деятельности при: -определении частей 2.Составлять план (алгоритм) решения учебной задачи совместно с учителем и одноклассниками 3.Контролировать способ (алгоритм) решения и результат учебной задачи по ранее составленному плану 4. Оценивать полученный результат решения учебной задачи по критериям. Определенным совместно с учителем Познавательные - Потребность в творческом самовыражении - Эффективно работать с учебной книгой Коммуникативные: - составлять несложные монологические высказывания - выражение собственных мыслей с достаточной полнотой и точностью | 6.05 | |
| Наречие | 4 ч | Находить наречия, ставить к ним вопросы и определить значение, грамматические особенности (неизменяемость). Распространять предложения наречиями | | |
95 | Наречие. Вопросы к наречиям. Неизменяемость наречий. | 1 | 8.05 | |
96 | Образование наречий от имён прилагательных. Роль наречий в предложении. | 1 | 11.05 | |
97 | Контрольный диктант. «Последние денечки» (Методическое пособие, стр.467) | 1 | 13.05 | |
98 | Работа над ошибками. Употребление наречий в речи | 1 | 16.05 | |
| Служебные части речи | 2 ч | | | |
99 | Предлоги. Союзы. Общее представление, значение и роль в предложении | 1 | | 18.05 | |
100 | Союзы и, а, но их роль в речи. Частица не, её значение. | 1 | Объяснять различие предлогов, частиц и союзов (элементарные примеры), писать их с разными частями речи | 20.05 | |
| Повторение | 5 ч | | | |
101 | Орфограммы русского языка. Повторение изученного за год | 1 | Оценивать свои успехи в учебной деятельности. Владеть основами учебной деятельности: ставить и осмысливать цель, определять способы её достижения и последовательность действий, анализировать результаты, сравнивая их с поставленной целью, контролировать и корректировать свои действия, оценивать их. Использовать итоговый и пошаговый контроль при выполнении заданий | 23.05 | |
102 | Слово, словосочетание. Повторение изученного за год | 1 | 25.05 | |
103 | Предложение. Повторение изученного за год | 1 | 27.05 | |
104 | Части речи. Повторение изученного за год | 1 | 28.05 | |
105 | Служебные части речи. Повторение изученного за год | 1 | 30.05 | |