Основные понятия: Конституция, референдум, единственный источник власти, Конституционный совет, высшая юридическая сила Конституции Республики Казахстан.
Тип урока: изучение новой темы.
Вид урока: традиционный.
План.
Конституция – основной закон государства.
Принятие Конституции 1993.
Конституция 1995
Народ как субъект конституционно – правовых отношений.
Структура и содержание Конституции.
Высшая юридическая сила Конституции.
Ход урока.
Организационный момент.
2. Введение в новую тему.
Устно.
правовое государство.
Признаки правового государства.
Правовая культура масс.
Независимость судов.
Правовым государством является, в котором сформирована правовая система, незыблемо верховенство закона, требования законов обязательны для всех государственных органов, должностных лиц регулируется законами.
Изучение новой темы.
Слово учителя.
«Мы, народ Казахстана, объединенный общей исторической судьбой, созидая государственность на исконной казахской земле, сознавая себя миролюбивым гражданским обществом, приверженным идеалом свободы, равенства и согласия, желая занять достойное место в мировом сообществе, осознавая свою высокою ответственность перед нынешнем и будущими поколениями, исходя из своего суверенного права, принимаем настоящую Конституцию!»- именно так начинается Конституция нашей республики, принятая 30 августа 1995 года на республиканском референдуме. Этот день называется День Конституции.
Конституция – (от лат. Constitution – «устройство, постановление») – основной Закон государства, определяющий основы общественного и государственного строя, порядок их образования и деятельности , права и обязанности граждан.
По Конституции Республики Казахстан от 30 августа 1995 года главный и единственный источник власти – является народ.
Конституция РК состоит из 9 разделов и 98 статей, дополненной 2007 году
В первом разделе, который называется «Общее положение», дана политическая характеристика РК.
Во втором разделе, который называется «Человек и гражданин»- говорится о правах и свободах , обязанностях человека, о гражданине и гражданстве.
В III, IV, V разделах указаны правила избрания, назначения Президента, Парламента, Правительства их полномочия, функции, направления действий в различных политических ситуациях, отношения их с другими органами, работа в области экономического развития страны, проведении внутренней и внешней политики.
В VI разделе указаны направления деятельности Конституционного совета.
В VII разделе отражены правила формирования и содержания деятельности судов и судебной системы.
В VIII разделе сформулированы правила местного государственного управления.
В IX разделе даны заключительные и переходные положения.
2. Проблемный вопрос.
В каком разделе больше всего статей? Почему?
- Во втором разделе «Человек и гражданин». Потому что Конституция защищает и гарантирует права и свободы человека- гражданина РК, регламентирует его оязанности.
3.Работа с высказыванием.
«Я – гражданин Республики Казахстан».
- Как вы понимаете термин «гражданин»?
Гражданин – это лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующееся его защитой и наделенное совокупностью политических и иных прав и обязанностей. Понятие гражданин неразрывно связано с понятием честь и достоинство.
4.Работа с Конституцией РК.
А) Блиц-турнир «Мы знаем общие положения Конституции РК»
1. является ли Казахстан унитарным государством? Что значит унитарное? (неделимое)
2. Кто является единственным источником государственной власти? (народ)
3. На основе чего осуществляется государственная власть в РК? (на основе Конституции)
4. Как признаются и защищаются частная и государственная собственность? (равным образом)
5. В чьей собственности находится земля в РК? (в государственной)
6. Какой язык является государственным в РК? (казахский)
7. назовите символы в РК (флаг, герб, гимн)
8. Назовите авторов гимна РК? (Н. Назарбаев, Ж.Нажимеденов, Ш. Калдаяков)
9. назовите авторов герба РК? (Ж. Малибеков, Ш. Валиханов)
10. Назовите авторов флага РК? (Ш. Ниязбеков)
Б) Игра «Публичная лекция».
Задание: прочитать 2 Раздел, подготовить небольшую лекцию « Я – гражданин РК, мои права и обязанности». На выступление дается 2 минуты.
В) Игра «Турнир ораторов».
Задание: прочитать 3 Раздел, подготовить ответ на вопрос «Президент в жизни народа».
Параметры состязаний:
Логика, состязаний;
Художественность и деловитость речи;
Общение с публикой;
Этичность.
Схема: тезис- аргумент – иллюстрация.
Г) Игра «да и нет»
Каждой команде по три вопроса по 4 разделу, отвечать надо «да и нет».
Вопросы 1 команде.
Парламент является высшим представительным органом власти РК (+)
Полномочия парламенты могут быть прекращены досрочно (+)
Парламент состоит из 3х палат (-)
Вопросы для 2 команды.
Мажилис состоит из ста десяти депутатов? (-)
Депутат Парламента может одновременно быть членом обеих палат? (-)
Срок полномочий депутатов Сената 9 лет (-) 6
Вопросы 3 команде.
Срок полномочий депутатов Мажилиса – 5 лет (+)
Депутат Парламента приносит присягу народу Казахстана? (+)
Законы РК выступают в силу после их принятия Парламента? (-) предписания Президента.
Д) Продолжи фразу. Раздел «Правительство»
1. Правительство является коллегиальным органом и во всей своей деятельности ответственно перед …(Президентом РК, а в случаях предусмотренных Конституцией , - перед Мажилисом Парламента и Парламентом)
2. Члены правительства приносят присягу …(народу и Президенту РК)
3. Премьер – министр Республики издает распоряжения, имеющие обязательную силу… (по всей территории Республики Казахстан)
Е) составь кластер. Раздел 6 «Конституционный совет».
Чем может заниматься член Конституционного Совета?
Ж) Игра «Наши жизненные приоритеты». Раздел 7 «Суд и правосудие».
Правосудие в РК осуществляется только судом.
Какими приоритетами, прежде всего, должен обладать судья?
Фабула игры: в полукруг собираются представители разных профессий. Я называю предмет, вы определяете его важность в жизни людей.
Слова: выгода, указ, компьютер, красота, скрипка, честность, жизнь, дом, природа, независимость, машина, эрудированность.
Итак, какой вывод мы можем сделать вывод, что вы извлекли из этого исследования?
Вывод: духовные ценности вечны и для всех одинаковы.
З) «Открытая кафедра». Раздел 8 «Местное государственное управление и самоуправление»
Итак, на кафедру выходит один из участников команды в роли акима нашего района, гражданина РК, жителя планеты Земля, говорит о своих общественных интересах, личной озабоченности всем происходящим в нашем районе, как если бы ему предоставили такую кафедру, с которой можно было бы говорить со всем человечеством о какой – либо проблеме нашего района.
И) Игра «Пирамида». Раздел 9.
В пирамиде 7 ступеней и первая ступень – Конституция. Отразите ее суть в этой пирамиде.
Заключительное слово.
Блогодарен будь Отчизне,
Ведь не без мятежна жизнь страны.
Не держи в душе к ней укоризны,
И подари ей все цветы весны.
Не смотри на родину сурово,
Верь в ее прекрасный взлет.
Обратись к ней с добрым, нежным словом,
И успех к тебе волнующий придет!
Не жди ты чьих то пламенных призывов, вложи в страну дела свои с душой.
И на глазах твоих свершится диво-
Гордиться ты начнешь самим собой!
Станет милей тебе страны рассвет
И ты поймешь степи неповторимость.
И навсегда храни ты в сердце солнца свет,
Казахской Родины родительскую близость.
Закрепление.
Внимательно читаем параграф 34, отвечаем на вопросы на странице 133. и записываем в виде кратких тезисов основные положения действующей Конституции РК.