Просмотр содержимого документа
«Индивидуальный план самообразования педагога.»
УДК
Статья «Индивидуальный план самообразования педагога»
Раченко О.А. Государственное профессиональное образовательное автономное учреждение Амурской области «Амурский колледж строительства и жилищно-коммунального хозяйства» полный адрес 675000город Благовещенскулица Красноармейскаядом157.
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы систематизации и структурирования содержания обучения в колледже с учетом знаний, умений и навыков, необходимых в будущей профессии. Раскрывается технологическая структура профессионально ориентированной технологии обучения инженерной графике в колледже, направленной на формирование графической компетенции студентов в рамках изучения ими дисциплины «Инженерная графика».
Ключевые слова:технология обучения, инженерная графика, графическая компетенция, структура технологии обучения, компоненты технологии обучения.
Проблемы использования в учебном процессе различных технологий обучения выдвинулись в последние годы на первый план, как в практике обучения, так и в научных исследованиях сферы образования. Осознание необходимости коррекции традиционной дисциплинарной дидактической модели обучения, обладающей ограниченными возможностями в формировании взаимосвязанных системных знаний и умений у обучающихся, открывает новые возможности для внедрения технологии обучения, обеспечивающей гарантированное достижение результата.
Под профессионально ориентированной технологией обучения в военном вузе следует понимать технологию, обеспечивающую формирование у курсантов в процессе обучения значимых для их будущей профессиональной деятельности личностных качеств, а также знаний, навыков, умений, обеспечивающих выполнение функциональных обязанностей по предназначению.
Технологический подход к обучению инженерной графике обучающихся в колледже обеспечивает достижение гарантированного результата на подготовку специалистов с достаточно прочным базовым массивом графических знаний и практических умений по направлению их проектно-конструкторской деятельности. Цели раскрытия возможностей и развития специалиста в рамках технологического подхода требуют систематизации и структурирования содержания обучения с учетом знаний, умений и навыков, необходимых в будущей профессии.
Структура технологии обучения, или технологическая структура процесса обучения, представляет собой систему определенных операций, технических действий и функций, обучающихся и педагога, сгруппированных по основным этапам процесса обучения, обеспечивающую гарантированное достижение поставленных целей обучения. В рамках проводимого нами исследования это подразумевает: последовательное определение цели и содержания обучения инженерной графике в контексте будущей профессиональной деятельности студентов; определение информационной емкости элементов содержания обучения; обоснование методов, форм и средств обучения инженерной графике; задание требуемых уровней сформированности графической компетенции студентов; создание учебно-методического комплекса по дисциплине «Инженерная графика».
Профессионально ориентированная технология обучения инженерной графике в колледже - это научно обоснованная и нормированная по целям и содержанию образования система форм, методов, средств и процедур, используемая при проектировании, организации и осуществлении совместной учебной деятельности педагогов и обучаемых, направленная на формирование графической компетенции студентов в рамках изучения ими дисциплины «Инженерная графика».
Графическая компетенция специалиста - это уровень осознанного применения графических знаний, умений и навыков, опирающийся на развитое пространственное мышление обучаемых.
В структуру профессионально ориентированной технологии обучения инженерной графике, направленной на формирование графической компетенции студентов колледжа, целесообразно включить следующие компоненты: целевой, структурно-содержательный, процессуальный, контрольно-оценочный и результативно-коррекционный.
Целевой компонент технологии обучения инженерной графике предполагает определение блока целей и задач графической подготовки студентов в колледже.
Для систематизации целей в рамках мотивационного программно-целевого управления процессом обучения нами разрабатывалось «дерево целей». Это позволяет выделить следующую структуру целевого компонента технологии обучения инженерной графике: общие дидактические цели (системные), которые затем были детализированы на комплексные (предметные), интегрирующие (модульные) и частные дидактические цели (цели конкретных учебных занятий).
Достижение целей обеспечивается решением следующих основных задач курса «Инженерная графика»:
освоение принципов и методов отображения трехмерных объектов на плоскости - прямая задача;
развитие пространственного воображения, т.е. мысленного представления объемного предмета в пространстве с плоского чертежа, - обратная задача;
изучение правил выполнения и оформления конструкторских и текстовых документов в соответствии с требованиями ГОСТ;
формирование практических навыков чтения и выполнения чертежей радиотехнических деталей и изделий, электрических схем, печатных плат техники связи;
формирование профессионально ориентированного мышления;
развитие творческого технического мышления;
воспитание стремления к самообразованию, самопознанию, самооценке своей графической деятельности.
Структурно-содержательный компонентпредполагает систематизацию знаний, умений, навыков, полученных в ходе изучения курса «Инженерная графика» и ориентированных на структурирование по этапам усвоения и по уровню достижения разно-уровневых задач.
В соответствии с целями формирования графической компетенции содержательный компонент технологии обучения инженерной графике в колледже нами разделен на модули, соответствующие определенному уровню формирования содержания образования. Содержание обучения инженерной графике проектируется, исходя из известных пяти уровней проектируемого и реализуемого содержания образования: уровня общетеоретического представления, соответствующего социальному опыту; уровня учебного материала; уровня учебного процесса и уровня структуры личности обучающегося как содержание практической деятельности самообразования и конечный результат учения, ставший достоянием личности, её субъектным опытом.
Процессуальный компонент включает в себя процессы преподавания и учения, требует внедрения целесообразных организационных форм, методов и средств обучения. Реализуется посредством соответствующих технологий организации деятельности, использованием принципов взаимодействия преподавателя и обучающихся. При разработке процессуального компонента технологии обучения инженерной графике мы учитывали, что наиболее продуктивными являются те технологии, которые позволяют организовать учебный процесс с учетом профессиональной направленности обучения, а также с ориентацией на личность обучаемых, его интересы, склонности и способности.
Контрольно-оценочный компонент способствует оценке достижения планируемой цели, соответствующей содержанию и эффективности процесса выбранным средствам. Определение требуемых уровней усвоения изучаемого материала и их точное задание помогают преподавателю обеспечить подготовку студента с гарантированным качеством обучения по инженерной графике, а также дифференцировать знания с целью создания соответствующих пакетов диагностических материалов для контроля качества обучения на разных этапах.
Методы контроля, применяемые по дисциплине «Инженерная графика», призваны побуждать обучающихся к самостоятельному нахождению рационального решения и выполнения расчетно-графических работ; к применению теоретических знаний на практике; к возможности осуществления творческой деятельности.
Результативно-коррекционный компонент - предполагает формирование интереса обучающихся к предмету «Инженерная графика»; развитие познавательно-профессионального самосознания; выявление причин затруднений курсантов в решении расчетно-графических задач.
Индивидуальный план работы, предполагает развитие авторского мышления педагога, проявляется в овладении творческими умениями анализировать условия образовательной среды, предвидеть последствия изменения образовательной среды, оценивать собственные интеллектуальные ресурсы, прогнозировать результаты своей деятельности, выявлять потребности общества в данный период и в перспективе проектировать гибкую модель собственного образовательного маршрута в соответствии с перспективными потребностями общества.
Список литературы
Будасов Б.В., Георгиевский О.В., Каминский В.П. Строительное черчение- М.: Стройиздат, 2002 г.
Георгиевский О.В. Единые требования по выполнению строительных чертежей – М.: Издательство «Архитектура», 2004 г.