Просмотр содержимого документа
«Документация социального педагога»
Документация социального педагогаБегеева Э.Б.., социальный педагогМБОУ СОШ № 50 им. Героя Социалистического труд Р.Гамзатова
г.Махачкалы
Пояснительная записка
В категорию «группы риска» попадают самые разные дети: неуспевающие, недисциплинированные, дети с нервными и психическими расстройствами, подростки, состоящие на учете в комиссии по делам несовершеннолетних, дети из неблагополучных семей. И каждый трудный ребенок труден по-своему: один упрям, другой ленив, третий груб, четвертый застенчив… Вот только вопрос в каждом отдельном случае возникает один и тот же: «Что же делать?»
Дети, склонные при определенных обстоятельствах к неадекватному способу поведения, относятся к «группе риска».
Работая с такими детьми, приходится сталкиваться с рядом проблем:
- какие документы нужно вести на учеников «группы риска»;
- какую документация должен вести сам социальный педагог
- какую работу выполняет социальный педагог в школе и многое другое.
Документация:
1. Тексты административных документов по социально-педагогической работе, Законов и подзаконных актов по осуществлению прав ребенка;
2. Должностная инструкция. Перспективный, календарный план работы на год, месяц, неделю. Циклограмма или график работы на неделю, месяц, утвержденный руководителем учреждения. Этический кодекс социального работника.
3. График тематических групповых консультаций, график индивидуальных консультаций для детей и подростков, родителей, учителей;
4. Методическая копилка: проекты или программы по отдельным наиболее актуальным направлениям социально-педагогической работы;
5. Документация: по учету правонарушений, отклонений в развитии, конфликтов в коллективе; по освоению индивидуальных образовательных маршрутов детьми, стоящими на внутришкольном контроле; по контролю за движением учащихся; действий и результатов преодоления нарушений. Документация по вопросам опеки и попечительства, регистрации по месту жительства и трудоустройству, защите прав ребенка в органах МВД и судебных органах;
6. Учет обращений родителей, учителей, учащихся и разрешение поставленных ими проблем;
7. Данные по изучению социального состава семей, социального портрета ученика, класса, школы, социальных ожиданий родителей, учащихся, педагогов, как субъектов образовательного процесса;
8. Учет мер по социальной защите детей из социально неблагополучных семей;
9. Методические рекомендации для родителей. Методические рекомендации для классных руководителей, учителей по решению проблем социальной жизни ребенка и снятию конфликтов в межличностных отношениях;
10. Систематизированная информация по городским и районным службам для родителей и детей о возможных путях решения их проблем.
I папка: «Анализ сводной ведомости
учета посещаемости учащихся»
Формы для комплексного учета детей «группы риска» и неблагополучных семей
Неуспевающие учащиеся за ____ четверть
№
ФИ ученика
Итоги четверти
Не успевает по предметам
рус. яз.
матем.
литер.
и т. д.
1
2
3
4
Анализ пропущенных уроков
№
ФИ ученика
Класс
Всего прогулов
Месяц
п/б
б/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
29
30
31
1
Исаев Иса
3 а
11
8
2
3
4
– не явились на КДН – составлен акт – рейд с инспектором ОПДН
– были на КДН – посетили безрезультатно
Посещаемость учащихся на дому
№
ФИ ученика
Месяц и число посещения
Примечание
сентябрь
октябрь
ноябрь
декабрь
январь
февраль
март
апрель
май
лето
Составлено актов
1
2
3
4
Список трудных учащихся по школе
№
ФИО учащегося
Класс
Состоит на
Причина постановки на учет
ФИО родителей
Домашний адрес, телефон
ВШУ
КДН
ОПДН
1
2
Охват учащихся внеурочной досуговой деятельностью
№
ФИ ученика
Класс
Название кружка, секции. Место проведения.
Занятость по дням недели
Пн.
Вт.
Ср.
Чет
Пят
Суб.
Воск.
1
2
Статистические данные о трудных подростках за учебный год
№
Показатели
I четверть
II четверть
III четверть
IV четверть
Год
1
Поставлено на учет
2
Снято с учета
3
Выбыло:
а) в учебные учреждения
б) на работу
в) за пределы города
4
Всего успевают
5
Всего не успевают
6
Оставлено на повторный год
7
Переведено условно
II папка: «Бланки на учащихся»
Для постановки на внутришкольный учет классный руководитель пишет заявление с просьбой поставить ученика /ФИО/ на ВШУ, указав причину постановки на учет.
способности к обучению _______________________________________________________
познавательный интерес _______________________________________________________
Трудовая деятельность:
наличие трудовых навыков _____________________________________________________
предпочитаемые виды труда ____________________________________________________
участие в трудовых делах _____________________________________________________
Внеурочная деятельность. Личный вклад в жизнь класса, школы ____________________
Круг общения (ФИ друзей):
в школе ________________________________________________________________________
вне школы _____________________________________________________________________
Относится ли к «группе риска» (с какого года)? ___________________________________
Состоит ли на внутришкольном учете (дата постановки на учет, причина) ______________
Состоял ли на внутришкольном учете (дата снятия с учета) __________________________
Состоит ли в районной Комиссии по делам несовершеннолетних (дата постановки, причина) ___________________________________________________________________
Состоял ли на учете в районной Комиссии по делам несовершеннолетних (дата снятия с учета) ______________________________________________________________________
Вызов на Совет по профилактике правонарушений (дата, причина) ____________________
Вызов на комиссию по делам несовершеннолетних (дата, причина) ____________________
Подпись родителей ____________ «___» __________ 200__г.
№
Содержание наблюдений
Не наблюдается
Иногда
Часто
1
Учебная деятельность:
равнодушие;
нежелание учиться;
низкая успеваемость;
затруднение в освоении учебных программ;
систематическая неуспеваемость по одному или нескольким предметам.
2
Взаимоотношения со сверстниками.
Положение в классе:
изоляция;
противопоставление себя коллективу;
положение вожака микро группы, состоящих из трудных учащихся.
Отношение к другим детям:
жестокое обращение со слабыми и младшими;
пренебрежительное отношение к сверстникам;
принадлежность к различным молодежным группам.
3
Взаимоотношения со взрослыми.
С учителями:
конфликтный характер взаимоотношений с одним или несколькими учителями;
грубость;
бестактность;
ложь.
С родителями:
конфликтный характер;
ложь;
грубость, хамство.
4
Проведение свободного времени:
не занимается в кружках и секциях;
проводит свободное время вне дома (с друзьями на улице);
употребляет спиртные напитки;
курит;
зарабатывает себе на жизнь;
5
Отношения к труду, профессиональная ориентация.
Выбор профессии (для старшеклассников):
незнание своих возможностей и способностей;
профессиональная неопределенность;
неразвитость тех четырёх личности, которые необходимы для выбранной профессии.
Отношения к труду:
отрицательные отношения
невыполнения трудовых обязанностей в школе и дома;
недобросовестное отношение
6
Поведение и поступки. В школе:
прогулы;
нарушения требований школьной дисциплины;
нецензурная брань;
жаргонная речь;
порча школьного имущества;
срыв уроков;
драки.
В семье:
побеги из дома;
невыполнение домашних обязанностей;
Противоправные поступки:
бродяжничество;
попрошайничество;
азартные игры;
употребление наркотиков;
проституция;
воровство;
вымогательство;
порча имущества;
нанесение телесных повреждений (драка).
Карта наблюдений за учащимся
В предлагаемом плане работы с детьми группы риска представлено распределение обязанностей между педагогическими работниками школы и мероприятия со всеми участниками учебно-воспитательного процесса: учениками, родителями, педагогическим коллективом.
Координационный план работы с детьми группы риска
№
Мероприятия
Кл. рук.
Соц. пед.
Психолог
Зам. дир.
по ВР
Зам. дир.
по УВР
Совет профил.
Род. ком.
I Организационные мероприятия
1
Составление социального паспорта класса
+
2
Составление характеристик на детей группы риска
+
+
3
Выявление детей, находящихся в трудной жизненной позиции
+
+
4
Организация встреч учителей и специалистов школы с родителями
+
+
+
5
Составление картотеки и сводных таблиц на учащихся группы риска
+
6
Организация досуга и кружковой деятельности
+
+
7
Составление административных писем, ходатайств и др. документов, направление документации в КДН, ОППН и др. службы
+
+
8
Осуществление связи с КНД, ПНД и др. соц. службы
+
9
Организация летней работы и отдыха детей группы риска
+
+
+
II Работа с учащимися
1
Контроль посещаемости занятий
+
+
2
Контроль текущей успеваемости
+
+
3
Вовлечение учащихся в кружки и секции
+
4
Проведение профилактических бесед
+
+
+
+
5
Посещение уроков с целью наблюдений за учащимися
+
+
6
Направление на консультацию к психологу или к мед. специалистам
+
+
+
7
Содействие в трудоустройстве
+
+
8
Проведение психодиагностики
+
9
Помощь в выборе дальнейшего образовательного маршрута
+
+
+
10
Разбор конфликтных ситуаций
+
+
III Работа с родителями
1
Посещение семей детей группы риска
+
+
2
Проведение консультаций для родителей
+
+
3
Приглашение родителей и детей группы риска на советы профилактики
+
4
Выступление на родительских собраниях
+
+
+
+
+
+
5
Разработка рекомендаций по воспитанию детей и улучшению взаимопонимания
+
+
IV Работа с педколлективом
1
Осуществление обмена необходимой информацией с учителями-предметниками
+
+
2
Консультации по результатам диагностики
+
3
Выработка рекомендаций по работе с детьми группы риска
+
+
+
4
Выступления с соответствующими сообщениями на педсоветах и совещаниях
+
+
+
+
5
Проведение деловых игр, семинаров-практикумов для обработки навыков и умений педагогов по работе с детьми группы риска
+
III папка: «Методическая копилка»
Список учащихся состоящих на ВШУ
№
ФИО учащегося
Дата
рождения
Класс,
кл.рук.
ФИО
отца
Место работы
ФИО
матери
Место работы
Дом. адрес,
телефон
Причина постановки на ВШУ
1
2
3
4
Список неблагополучных семей
№
ФИО учащегося
Дата
рождения
Класс,
кл.рук.
ФИО
отца
Место работы
ФИО
матери
Место работы
Дом. адрес,
телефон
Причина постановки на ВШУ
1
2
3
4
Списки детей с девиантным поведением
№
ФИ уч-ся
Класс
Кл. руковод.
Ф.И.О.
родит., место работы
Причина по которой поставлен на учет
Дом. адрес
Состоит ли на учете в ОППН
Дата рож-я
Кружок
1
2
3
4
Каждый месяц 5 числа мы подаем информацию о несовершеннолетних, не посещающих школу. Записывая данные в такую вот таблицу.
Информация о несовершеннолетних, не посещающих
образовательное учреждение по неуважительным причинам
январь
№
ФИО
учащегося
Дата рожде–ния
Класс
ФИО отца
Место работы
ФИО матери
Место работы
Домашний адрес
С какого числа не посещает
Причина
Проделанная работа
1
2
Директор школы: ____________ / ФИО /
Социальный педагог: ___________ / ФИО. /
Схема работы с нарушителями дисциплины, прогульщиками.
1.Личная беседа с провинившимся.
2.Беседа на собрании актива.
3.Обсуждение на родительском комитете класса.
4.Обсуждение на собрании класса.
5.Беседа у заместителя директора по воспитательной работе.
6.Обсуждение на общешкольном собрании.
7.Вызов родителей.
8.Привлечение общественности.
9.Сообщение по месту работы родителей.
10.Беседа у директора школы.
11.Беседа на совете школы.
12.Беседа на заседании совета профилактики.
13.Обсуждение на педсовете.
14.Направление материала в комиссию по делам несовершеннолетних.
Схема проведения опроса социальным педагогом трудного подростка.
Учеба–любимые предметы, причины неуспеха, отношение с учителями, участие в общественной работе, случаи нарушения дисциплины.
Планы на будущее в отношении продолжения учебы, выбора профессии, способность учитывать предстоящие трудности и трезво оценивать свои возможности.
Отношение со сверстниками: предпочтение одного близкого друга или компании приятелей, положение среди товарищей («душа компании», «преследуемый», «изгой», «независимый» и т. п.) причины выбора приятелей по определенным личным качествам, по общности увлечения, для увеселения и т.п.
Увлечения в настоящем и прошлом (под чьим влиянием был сделан выбор, каковы достигнутые результаты, почему увлечения заброшены и т. д.).
Отношения с родителями, внутрисемейные отношения: состав семьи (кто назван первым, о ком забыл упомянуть, кто занимается его воспитанием, наиболее близкий член семьи, с кем в семье конфликтные отношения и в чем причина конфликтов между другими членами семьи, отношение к ним подростка). В случае распавшейся семьи необходимо выяснить, в каком возрасте был подросток, когда это случилось, его отношения к разводу родителей, поддерживается ли им контакт с тем из них, кто ушел из семьи.
Полезно услышать также о чертах характера родителей.
Нарушения поведения в прошлом: прогулы занятий, мелкое хулиганство, курение, выпивка, знакомство с различными дурманящими средствами, побег из дома, был ли задержан или взят на учет милицией (когда и за что).
Наиболее тяжелые события в прошлом и реакция на них. Наличие когда-либо в прошлом суицидных мыслей. Перенесенные заболевания: как они сказались на учебе и на положении среди сверстников. Наличие в настоящем или в прошлом нарушений сна, аппетита, самочувствия и настроения.
Сексуальные проблемы (сначала подростку надо объяснить, что социального педагога эти вопросы интересуют не сами по себе, а с целью выяснения возможного переживания по этому поводу и получить более полное представление о его характере; необходимо предупредить, что все сообщаемое им сведения без его согласия никому из его родных, знакомых не будут переданы):
а) первая влюбленность и связанные с этим психические травмы;
б) самооценка своей привлекательности;
в) начало половой жизни и скрытое опасение по поводу своей сексуальной неполноценности.
Схема - план посещения семьи
1.Состав семьи.
2.Где и в качестве кого работают родители и другие члены семьи.
3.Материальное обеспечение семьи.
4.Квартирные условия, обстановка.
5.Имеет ли ученик место для занятий.
6.Культурный уровень семьи/образование, какие выписывают газеты и журналы, есть ли домашняя библиотека, радио, телевизор/.
7.Режим школьника и кто его контролирует.
8.Трудовое воспитание в семье: когда и сколько времени затрачивает школьник на выполнение домашних заданий, какую работу выполняет по дому и сколько времени затрачивает на неё, каким техническим трудом занимается, какое участие принимает в сельхозтруде.
9.Есть ли у ребёнка рабочее место и как оно оборудовано.
10.Как знакомят родители детей со своим трудом.
11.Какие меры поощрения и наказания применяются к детям.
12.Как организован досуг школьника.
13.Осуществляются ли в семье единые требования к детям.
14.Связь родителей со школой.
При вызове родителей на Совет Профилактики пользуюсь такими повестками.
Администрация МБОУ СОШ № ____
ул. ____________, ___, кабинет директора
гр. ____________________
адрес: _________________
Повестка
Вам необходимо прибыть «___» ____________ _______ г. в _____ часов на заседание Совета Профилактики вместе с сыном (дочерью) ______________ по адресу: ул. ____________________,
. реализуемой субъектами социально-педагогической деятельности.
Декабрь
. симптоматическая диагностика семей группы социального риска, оказание им с ответствующей
помощи.
. работа с педагогами по развитию педагогической рефлексии, эмпатии к детям.
. подведение итогов за первое полугодие.
Январь-февраль
. дальнейшее осуществление системно-функционального подхода к деятельности с
вовлечением
всех имеющихся вспомогательных сил – субъектов социально-педагогической деятельности.
. профессионально-ориентационная диагностика выпускников (акцент на детей группы
социального риска, одаренных).
Март-апрель-май
. прогнозирование трудоустройства выпускников, относящихся к группе риска. Предварительное
знакомствос учебными заведениями, которые выбрали дети.
. осуществление социально-педагогической профилактической работы по минимизации
негативного прогноза (неспешности) в учебной деятельности.
. прогнозирование организации летнего отдыха детей группы социального риска.
Июнь
. оказание реальной помощи в трудоустройстве выпускников.
. организация летнего отдыха детей группы социального риска.
. подведение итогов социально-педагогической деятельности.
Список использованной литературы
Воспитание трудного ребенка: Дети с девиантным поведением. / Под ред. М.И. Рожкова - М., 2001.
Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения. – М., 2001.
Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога – М.: 2001.
Рабочая книга социального педагога. / Авторы-составители Е.А. Романова, А.Б. Малюшкин. – М., 2002.
Руководство практического психолога: Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте. / Под ред. И.В. Дубровиной. М., 1997.
Социальная педагогика. / Под ред. М.А. Галагузовой. – М., 2001.
КЛЯТВА СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА
Как профессиональный социальный работник я принимаю на себя следующие обязательства, для выполнения которых я сделаю все от меня зависящее и буду:
рассматривать благополучие людей, которым я служу, как мой первостепенный профессиональный долг;
честно выполнять свои обязанности и функции;
на высоком профессиональном уровне осуществлять деятельность по социально-педагогической поддержке доверенных мне людей;
работать с полной отдачей и преданностью делу;
уважительно относиться к людям, с которыми мне предстоит общаться по долгу службы;
хранить профессиональную тайну, разглашая сведения, добытые в моей деятельности, только при условии получения соответствующих полномочий от моих клиентов, судебных инстанций или профессиональных организаций;
избегать вмешательства любых посторонних интересов в мои профессиональные суждения, независимость и компетенцию;
способствовать созданию и поддержанию условий работы, отвечающих стандартам практики, задаваемых настоящим кодексом;
стремиться к обеспечению высокого уровня социальной работы в целом;
способствовать проведению социальной политики, которая пойдет на пользу всему человечеству.