kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Жизнь лесных животных"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Закрепление и изучение животных леса.В разработке имеется беседа, викторина, загадки и игры.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Жизнь лесных животных"»

Муниципальное бюджетное  учреждение

                        дополнительного образования

                   «Детский эколого-биологический Центр»

                              города Каменск-Шахтинский

 

 







Методическая разработка мероприятия

« Жизнь лесных животных»











Возраст детей: 7-10 лет

Выполнил : Пискун Эльвира Хамитовна

педагог дополнительного образования









Каменск-Шахтинский , 2020

Краткое описание:

Данная методическая разработка предназначена для обучающихся 7-10 лет.

Цель: закрепление и расширение знаний обучающихся о животных леса

Задачи:

- формировать представления детей о жизни животных леса;

- развивать познавательную и творческую активность, сообразительность, любознательность, кругозор;

- воспитывать чувство любви к родной природе, ко всему живому.

Оборудование: картинки с изображением животных леса.

Здравствуй, лес, дремучий лес,

Полный сказок и чудес!

Ты о чем шумишь листвою

Ночью темной, грозовою?

Что там шепчешь на заре,

Весь в росе как в серебре?

Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь? Какая птица?

Все открой, не утаи:

Ты же видишь — мы свои!

(Автор: С. Погорельский)

Беседа « Жизнь лесных животных зимой»

В жизни диких животных зима – сложный период. Причем не только для тех, кто проводит ее на ногах, но и для впадающих в спячку. Сильные морозы и значительное сокращение пищи вкупе с лесными охотниками приводят к тому, что не всем зверям удается пережить эту пору. А ведь многие из них еще и рожают детенышей в это непростое время.
Некоторые животные впадают зимой в спасительную спячку. Главное условие для этого – большое количество подкожного жира и уютная, хорошо защищенная берлога. Яркий представитель такого времяпрепровождения – медведь. Осенью он начинает есть очень много, чтобы потом можно было спокойно спать, не испытывая чувство голода. В противном случае по лесу зимой начинает шататься голодной и очень злой медведь шатун, которому на пути лучше не попадаться. Берлогой этому зверю может служить небольшое углубление в земле у корней деревьев, естественная пещера или овраг, в которую он заранее натаскивает мох, листья, траву, а потом застилает все еловыми ветками.

Самки медведя в январе-феврале рожают детенышей, которых кормят молоком. До весны медвежата, как и медведица, остаются в берлоге и практически не растут из-за малого количества еды. Только покрываются более плотной шерсткой.

Впадают в спячку в своих норах также барсуки и еноты. Причем температура тела у них, как и у медведей, значительно снижается из-за замедления протекания жизненных процессов. Спят в своих норках и большинство грызунов: бобры, бурундуки, мыши, сурки, суслики и другие. Вот только сон у последних прерывистый – они просыпаются, чтобы питаться припасенной на зиму едой, которую прячут прямо в норке.

Белки же зимуют в своих гнездах, которые обустраивают в дуплах деревьев или на разветвлении веток. Причем гнездо, как правило, имеет два входа на случай незваных гостей. Даже зимой белка часто выходит из гнезда, чтобы подкрепиться спрятанными за лето запасами орешков, которые она складывает у корней деревьев или в дупле.

Ну а волка, зайца и лисицу в лесу, как известно, кормят ноги. Лиса бегает в поисках нор с грызунами, заяц ищет коренья, замерзшие ягоды, траву или тонкие веточки кустов. Ну а волк пробегает в день по несколько десятков километров в поисках пищи – кабанов, зайцев и других животных. У зайца и лисицы также есть норы, а самки волков заводят себе логово только для разведения потомства, ближе к весне. Зимой, как правило, волки собираются в стаи, чтобы позволяет им лучше выживать.

Белки, по данным ученых-зоологов, обычно предпочитают зимовать, устраиваясь в дуплах высоких деревьев или создавая довольно большое и теплое гнездо - так называемое гайно. Чтобы его сплести, зверьки используют сучки и прутики различной длины и толщины.
Беличьи гнезда

Жилище белки, которое зоологи называют «гайно», внешне напоминает походит на гнездо сороки. Оно представляет собой старательно свитый из сучьев, травы и мха своеобразный мешок немного вытянутой формы. Изнутри гайно выстлано также мхом, иногда встречается и пуховое «оформление».

Нередко на беличьем жилище снаружи имеется конический навес, способный надежно защитить «домик» от сильных порывов ветра и даже дождя.

Гайно белки обычно формируют на довольно высоких деревьях, примерно на половине их высоты. По данным зоологов, зверьки, как правило, содержат свое жилище в чистоте. Вместе с тем, довольно часто белки устраивают свои жилища и в дуплах деревьев, внутренние поверхности при этом они также выстилают «подручными материалами» - травой, пухом и мхом. 
При первых признаках непогоды белки стараются побыстрее спрятаться в своих «гнездах». Заткнув входное отверстие и уютно укрывшись пушистым хвостом, они сворачиваются в клубки, пережидая плохую погоду. Делать они это могут в течение довольно долгого времени, так как заблаговременно делают запасы, старательно собирая, например, шляпки грибов. Зверьки проворно нанизывают их на голые ветки, чтобы подсушить к зиме.
Зимний рацион белок

О том, чтобы тепло и сытно зимовать, белки стараются позаботиться заранее. В осеннем лесу нередко можно увидеть, как скачущая белка сжимает в зубах гроздь орехов или ягод - животные способны выбирать наиболее подходящие для заготовок плоды.

Зверьки стараются получше спрятать запасы в глубоких дуплах, чтобы зимой им было чем питаться.

Как утверждают ученые-зоологи, зимой белки также с удовольствием употребляют в пищу семена из шишек хвойных деревьев. Иногда зимой можно увидеть, как белка, сидящая высоко на дереве, держит в передних лапках еловую или сосновую шишку, быстро-быстро выгрызая из нее семена. В наиболее урожайные года на многих елях висят настоящие гирлянды из шишек, поэтому у белок не возникает проблем с прокормом. По данным специалистов, чтобы наесться, зверьку необходимо выгрызть семена из 28 еловых или 380 сосновых шишек, с каждой из которых белка расправляется на 2-3 минуты.

Далее с обучающимися проводится викторина

«Звери леса»

1. Это лесное животное активно в ночное время суток. Защищаясь от врага, может свернуться в клубок. О нем говорят «колобок – колючий бок». (еж)

2. Люди ее называют «рыжая плутовка», это самый хитрый зверь в лесу. (лиса)

3. Их называют «лесными великанами». Большие широкие рога являются настоящим украшением этих животных. (лоси)

4. Этого лесного хищника называют «санитаром леса» за то, что он уничтожает слабых и больных животных. (волк)

5. А это животное очень большое и кажется неуклюжим. Но на самом деле это не так. Оно умеет быстро, почти бесшумно, бегать, умеет лазать по деревьям и прекрасно плавать. (бурый медведь)

6. Этот, на первый взгляд спокойный зверь, в минуту опасности может стать злым и свирепым. Он очень любит искупаться в грязной луже, но не потому, что грязнуля. Просто таким образом избавляется от насекомых, которые поселились в его щетине, а также спасается от жары. (кабан, свинья)

7. Этот лесной зверек с пушистым хвостом очень быстрый и проворный. Ловко умеет прыгать по веткам деревьев, очень любит орехи и семена шишек ели или сосны. (белка)

8. Этот зверек похож на белку, только меньше ее. Уши у него короткие, без кисточек. На спине и по бокам черные полосы, расположенные вдоль тела. Кто это? (бурундук)

9. Назовите животное леса, которого люди назвали «косой», за то, что его большие глаза находятся по бокам головы. Поэтому видит он не только то, что происходит впереди себя, но и то, что находится по бокам и даже сзади. (заяц)

10. Зверек с очень ценным мехом. Этот хищник – враг белок, потому что ведет ночной образ жизни и в то время, когда белка спит в своем гнездышке, может подобраться к гнезду и схватить спящее животное. (куница)

11. Хищница, внешне похожа на кошку, но гораздо крупнее. Свою добычу подстерегает в засаде, а увидев поблизости – бесшумно подкрадывается и прыгает на нее. (рысь)
Следы животных

Далее ребятам раздаются картинки с изображением следов животных и они определяют какому из животных принадлежит след

Изображение следа

Кабарга

Волк

Лисица

Заяц



Медведь















Игра “Зоркий глаз”.

Обучающимся показывают по очереди 12 картинок: 10 из них - с изображением животных (млекопитающих) зверей и 2 лишние)

лиса, волк, заяц, ёж, кот, медведь, кабан, собака, лось, белка, стрекоза, воробей.

- Назовите животных, которых вы запомнили? (называют)

(картинки вывешиваются на доску).

- А какие картинки здесь лишние?

Ответ: воробей, стрекоза.

- Почему?

Ответ:

  • воробей – птица,

  • стрекоза – насекомое.

(учащиеся могут назвать кота и собаку)

- Согласны?

Ответ: Это домашние звери.

- Чем похожи оставшиеся звери изображённые на картинках?

Ответ: тело покрыто шерстью,

у всех по 4 ноги (пара передних и пара задних),

есть зубы.

Вывод: Правильно!

После чего идет викторина

Птицы леса

1. Птица, которая выводит свое потомство зимой. (клест)

2. Хищная птица, которую в народе называют «лесной кошкой». (сова)
3. Назовите лесную птицу, которая никогда не строит своего гнезда и не высиживает птенцов, потому что умело подкладывает свои яйца в гнезда других птиц. (кукушка)
4. Самый лучший певец в лесу. (певчий дрозд)
5. Назовите лесную птицу, которая способна ловко передвигаться по стволу деревьев вниз головой. (поползень)
6. Пение этой птицы напоминает звучание свирели. (свиристель)
7. Эту птицу называют «лесным доктором». Сильными ударами своего клюва она способна разбить кору деревьев и извлекать из-под коры различных насекомых и их личинок. (дятел)
8. Назовите птицу, которая подражает голосам многих других птиц. (скворец) 
9. Эта лесная птица в неволе может произносить слова или даже мелодии песен. (сойка)
10. Ее нежный голос похож на звон колокольчика. (зарянка, или малиновка)
Физминутка.

Игра “Да и Нет”

Да – делают хлопок в ладоши над головой.

А вот и нет! – разводят руки в стороны.

1). Верно ли, что белка спит в берлоге? А вот и нет.

2). Барсук зимой впадает в спячку? Да.

3). Верно ли, что медведь ходит по лесу в поисках пищи? А вот и нет.

4). Собака – это зверь? Да.

5). Можем ли мы помочь лесным животным? Да.

6). Знаешь ли ты следы лесных животных? ?

(Кто-то скажет да, а другие - нет).

Следующий этап загадки.

В клубок свернётся,
А взять не даётся.
(Ёж)

Меня слепым зовут всегда,
Но это вовсе не беда:
Я под землёй построил дом,
Все кладовые полны в нём.
(Крот)

Есть в реке работники
Не столяры, не плотники,
А выстроят плотину —
Хоть пиши картину.
(Бобры)

В курятник повадилась — ждите беды.
Рыжим хвостом заметает следы.
(Лиса)

На овчарку он похож,
Что ни зуб — то острый нож!
Он бежит, оскалив пасть,
На овцу готов напасть.
(Волк)

Лесом катится клубок,
У него колючий бок.
Он охотится ночами
За жуками и мышами.
(Ёж)

Шубка серая — для лета,
Для зимы — другого цвета.
(Заяц)

Серый,зубастый, по полям рыщет,
Телят, ягнят ищет.
(Волк)

У кого из зверей
Хвост пушистей и длинней?
(Лиса)

Зимой спит,
Летом ульи ворошит.
(Медведь)

День и ночь нору копаю,
Вовсе солнышка не знаю.
(Крот)

Хожу в пушистой шубе,
Живу в густом лесу.
В дупле на старом дубе
Орешки я грызу.
(Белка)

Из иголок колобок.
Кто свернулся здесь в клубок?
Не поймёшь, где хвост, где носик,
На спине продукты носит.
В общем, сразу не поймёшь.
Кто же это всё же?
(Ёж)

Зимой беленький,
А летом серенький.
Никого не обижает,
А всех сам боится.
(Заяц)

У него рога ветвисты,
Ноги тонки, ноги быстры!

Викторина «Насекомые леса»

1. Эти насекомые - неутомимые труженики. Они все время в работе. Для строительства своего дома они приносят веточки, листья, хвою, мох. (муравьи)
2. Личинка этого насекомого живет в коре дерева и прогрызает в ней извилистые ходы, чем приносит вред деревьям. (жук короед)

3. У этого жука на голове мощные челюсти, похожие на рога. (жук - олень)
4. Хищный жук, который получил свое название оттого, что умеет очень быстро бегать. (жук – скакун)
5. Это насекомое строит свое жилище из листьев, вырезая из них овалы и переносит их в свое гнездо. (пчела – листорез)
6. Этого жука очень легко можно узнать по его длинным усам. Поэтому его иногда называют усачом. Этот жук своими челюстями точит древесину деревьев. (жук – дровосек)


Далее ребятам даются описание животных , а они читают как доклад, а потом в кратко описывают животное

Лесные животные

Бурый медведь - семейство млекопитающих отряда хищных. Медведивсеядны (питается растительной и животной пищей (плодами, орехами, ягодами, муравьями, животными (охотится даже за лосями)), хорошо лазают и плавают, быстро бегают, могут стоять и проходить короткие расстояния на задних лапах. Имеют короткий хвост, длинную и густуюшерсть, а также отличные обоняние и слух. Охотятся вечером или на рассвете. Обычно боятся человека, но могут быть опасными в тех местах, где они привыкли к людям. Невосприимчивы к пчелиным укусам. В природе естественных врагов почти не имеют.





Продолжительность жизни большая, до 25—40 лет. Бурый медведь может прожить в неволе свыше 45 лет.



Волк — один из наиболее опасных хищников и самых известных животных на планете.



Длина его тела (без хвоста) может достигать 160 см, хвоста до 52 см, высота в холке до 90 см; масса тела до 86 кг. Длина следа порядка 9 — 12 см, ширина 7 см, средние два пальца более вынесены вперёд, пальцы не растопырены и отпечаток рельефнее, чем у собаки. Дорожка следов у волка ровнее, и образует почти ровную строчку.

Длина его тела (без хвоста) может достигать 160 см, хвоста до 52 см, высота в холке до 90 см; масса тела до 86 кг.

Напоминает крупную остроухую собаку. Ноги высокие, сильные. Голова широколобая, морда относительно широкая, сильно вытянута и по бокам обрамлена «бакенбардами».

Хвост довольно длинный, толстый и всегда опущен вниз.

Лисица обыкновенная





Длина тела 1,4 м, высота в холке 35 см, вес 6,5-8 кг. Цвет шерсти рыжий. Быстро бегают – 10 км/ч, при необходимости до 70 км/ч.

Длинное туловище, острая морда, ноги короткие, хвост длинный.

Питается всевозможными животными от молодой косули и заканчивая майским жуком.

Живет в норах, охотится преимущественно ночью.

Если лиса находит оставленную нору барсука, она поселяется в ней и даже живет с ним иногда в одной норе. Почти все большие лисьи норы выкопаны барсуком.

Лиса очень красивое животное, оно стройное, грациозное, с красивым мехом и длинным пышным хвостом и длинной, заостренной мордочкой.



Заяц-русак — извечный обитатель лесов и перелесков. Его численность 208.6 тыс. особей.

Длина тела 75 см, высота 30 см. вес 5-6 кг. Цвет меха изменяется летом и зимой. Самка рыжее самца. Способен развить скорость бега до 50 км/ч.Лучше всего развит слух, хорошо обоняние, зрение довольно слабо. Уши у них длинные (не менее 50% длины головы), заостренные на конце, у основания они образуют трубку. Задние ноги у большинства видов значительно длиннее передних (по скелету на 20—35%). Хвост зайцев очень короткий, но, за исключением одного вида, заметный снаружи. Тело зайцев в большинстве случаев стройное, несколько сжатое с боковПитается заяц русак грубой растительной пищей, а когда лакомство скрыто под снегом, не прочь подкрепиться корой ивы, яблонь или груш, из-за чего так нелюбим садоводами.Предпочитают зайцы места с зарослями кустарников. Бодрствует заяц обычно ночью. Днём же он спит, спрятавшись под пенёк или в траву.Заяц умеет запутывать следы, это благодаря способности далеко прыгать. Заяц периодически возвращается на несколько метров назад чётко по своим следам и отпрыгивает в сторону. Таким образом, хищник, идущий по следу зайца, приходит в своеобразный тупик.После чего ребятам раздали раскраски с дикими животными и сладкие призы.

Список использованных источников:

  1. Методическое пособие с поурочными разработками «Окружающий мир» М.: Просвещение, 2012.

  2. http://ru. wikipedia. org/wiki/Категория:Растения_лесов

  3. http://ru. wikipedia. org/wiki/Лес

  4. Энциклопедия для детей "Аванта+". Том 2. Биология

  5. Энциклопедия для детей "Аванта+". Том 19. Экология

  6. rus.ans4.com›9390/zachem-nuzhen-les/

  7. http://www.kakprosto.ru/




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Жизнь лесных животных"

Автор: Эльвира Хамитовна Пискун

Дата: 28.02.2020

Номер свидетельства: 541473

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(52) ""Жизнь диких животных зимой" "
    ["seo_title"] => string(29) "zhizn-dikikh-zhivotnykh-zimoi"
    ["file_id"] => string(6) "165647"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422851070"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Конспект урока по познанию мира "Жизнь диких животных осенью" "
    ["seo_title"] => string(66) "konspiekt-uroka-po-poznaniiu-mira-zhizn-dikikh-zhivotnykh-osien-iu"
    ["file_id"] => string(6) "200461"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428841503"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "Жизнь диких животных в зимнее время года"
    ["seo_title"] => string(48) "zhizn-dikikh-zhivotnykh-v-zimnieie-vriemia-ghoda"
    ["file_id"] => string(6) "250021"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447002637"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "Методическая разработка на тему "Животные наших лесов зимой""
    ["seo_title"] => string(63) "metodicheskaia_razrabotka_na_temu_zhivotnye_nashikh_lesov_zimoi"
    ["file_id"] => string(6) "538223"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1580666003"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "Конспект в средней группе «Жизнь животных зимой в лесу»"
    ["seo_title"] => string(61) "konspiekt_v_sriedniei_ghruppie_zhizn_zhivotnykh_zimoi_v_liesu"
    ["file_id"] => string(6) "382517"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1485107407"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства