Добрый день дорогие ребята! Сегодня мы с вами поговорим о правах и обязанностях. Ребята,вы уже знаете,что у каждого гражданина нашей большой страны есть право на образование,труд и т.д.,но надо помнить требую соблюдения ваших прав,не забываем об обязанностях. Наше мереприятие пройдёт в форме игры.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Тема: "Знаете ли вы свои права и обязанности?"»
Тема: "Знаете ли вы свои права и обязанности?"
Форма проведения: Своя игра
Цель: Цель: формирование у обучающихся знание о правах и обязанностях, воспитание гражданской ответственности и чувства собственного достоинства, дисциплинированности, уважения к правам и свободам человека.
Задачи:
1.закрепление знаний Конвенции о правах ребенка
2.развитие умения отстаивать свои права;
3.воспитание чувства ответственности;
4.умение применять знание прав и обязанностей на практике.
Оформление: презентация, плакаты
Ход игры:
Вступительная беседа.
Воспитатель: Здравствуйте дорогие ребята.
Мы с вами живем в России, наше государство заботится о своих гражданах, защищает их. Но особенно государство заботится о вас - о детях и внимательно следит за тем, чтобы права детей не нарушались. Потому что дети это будущее всей страны.
Поэтому государства разных стран объединились, и совместно разработали целую систему правил, которые направлены на защиту детей. Называется эта система «Конвенция о правах ребенка» (1989г.). Права ребенка это законы, которые никто не вправе нарушать. Ведь если не будут соблюдаться права, то и не будет справедливости в отношениях между людьми. От эффективности работы по защите прав детей во многом зависит здоровье детей и их полноценное развитие. Перед правами все равны. Каждому ребенку необходимо познакомиться со своими правами, чтобы понимать требования этих прав и иметь правильное представление об общении людей друг с другом.
- Ребята, вы догадались, о чем пойдет речь на нашем занятии?
( ответы детей: о правах и обязанностях.) Сегодня у нас с вами мероприятие посвящённое
правам и обязанностям .
- Вы правильно сказали, сегодня мы поговорим о правах и обязанностях, мы уже начали с вами знакомиться с правовыми нормами, изучили некоторые символы, обозначающие эти права. Я предлагаю вам вспомнить все, о чем говорилось раньше. А закрепим наши знания мы в форме игры - викторины «Знаете ли вы свои права и обязанности?».
Для проведения викторины разделимся на команды, и каждая команда будет зарабатывать жетоны за каждый правильный ответ. Выиграет та команда, игроки которой наберут наибольшее количество жетонов. И так, начнем. Давайте разберемся в значении слова «право». Как вы думаете, что это слово означает? (ответы детей). Когда смысл или значение какого-либо слова нам не понятно, к каким источникам можно обратиться, чтобы найти значение слова? (можно найти значение слова в энциклопедии, толком словаре, в учебнике, спросить у взрослых)
2.Основная часть.
1.Конкурс «Сказка с правовым смыслом»
1.Какое преступление совершили Гуси-лебеди? Какие права Иванушки были нарушены?
2. Сказка В.Г.Аршина «Лягушка-путешественница» Каким правом воспользовалась лягушка, отправившись в путешествие. 3. 3.А.С.Пушкин «Сказка о попе и его работнике Балде» Каким правом воспользовался Балда, нанявшись на работу к попу?
4. Какие права одного из героев сказки Д.Родари «Приключения Чиполлино» – дядюшки Тыквы были нарушены 5. Сказка Ш.Пьеро «Золушка» Какое право нарушила мачеха, не пуская Золушку на бал?
2 конкурс «О чем говорят рисунки»
Педагог: Сейчас я дам каждой команде листочек с рисунками (свидетельство о рождении, сердечко, книга, домик, конверт, красный крест, тетрадь, расческа, хозяйственная сумка)
Скажите, о каких правах или обязанностях говорят эти предметы.
Свидетельство о рождении – право на имя, фамилию, право на жизнь.
Сердечко – право на любовь и уважение.
Книга- право на образование.
Домик -право на дом, семью.
Конверт - право на тайну переписки.
Красный крест – право на медицинское обслуживание.
Тетрадь - обязанность хорошо учиться.
3.Конкурс «Ситуации»
Семья: бабушка вяжет, мама пишет, папа смотрит телевизор. Забегает сын Петя.
Сын:
- Мам, так кушать хочется! Скорей дай поесть. (Садится за стол, начинает есть)
Мать:
- С грязными руками за стол?! Помой руки!
Сын:
- Это насилие над личностью! Мы сегодня с Конвенцией о правах ребёнка знакомились!
Бабушка:
- Петенька, сходи в аптеку за лекарством, что-то давление поднялось.
Сын:
- Бабуль, не имеешь права эксплуатировать ребёнка. (Встаёт из-за стола.) Спасибо, я так наелся.
Мать:
- Помой посуду, сынок.
Сын:
- Не имеешь права использовать детский труд, мамочка (садится, смотрит телевизор).
Отец:
- Выключай телевизор и садись за уроки, иначе я тебя отлуплю!
Сын:
- Это проявление жестокости, папа.
Воспитатель: Что получилось в этой семье? Сын требует соблюдения своих прав, но сам не хочет нести никакой ответственности перед правами других. Человек должен не только требовать соблюдение своих прав, но и выполнять обязанности перед государством и другими людьми.
ВОСПИТАТЕЛЬ:- Молодцы, ребята, вы правильно оценили ситуацию. А теперь давайте воспользуемся нашим правом на отдых и немного отдохнем.
Физкультминутка для всех «Да! Нет!» Воспитатель: Давайте поиграем. Я задаю вопрос, а вы, если ответ «да» - встаёте и поднимаете руки вверх, если ответ «Нет» - приседаете, обхватывая голову руками. Ответы такие, если прочитанное мной в пользу человека – говорим «Да!». Если это противоречит закону, говорим «Нет!». – Россия – наша страна? – Да! – Имеет ли человек право на личную неприкосновенность? – Да! – Можно ли человека обращать в рабство? – Нет! – Можно ли относиться к человеку жестоко? – Нет! – Защищён ли человек законом? – Да! – Имеет ли право человек защищать себя с помощью суда? – Да! – Можно ли без разрешения войти в жилище другого человека? – Нет! – Может ли человек свободно передвигаться по своей стране? – Да! – Можно ли уехать из страны, а потом вернуться назад? – Да! – Может ли человек владеть имуществом? – Да! – Имеет ли человек право на социальное обеспечение? – Да! – Можно ли запретить свободный выбор труда? – Нет! – Защищает ли закон материнство и младенчество? – Да!
Шестой конкурс «Блиц-опрос» Блиц-опрос среди командиров команд, за каждый правильный ответ которого, команде начисляется по баллу. Командиры отвечают по очереди. 1. С какого возраста ребенок получает право на жизнь, на имя, на гражданство, право воспитываться в семье, знать своих родителей, на защиту прав и интересов и т.д. (С момента рождения). 2. С какого возраста человек становится совершеннолетним, то есть может иметь и приобретать для себя своими действиями все права и обязанности, а также нести за свои поступки полную самостоятельную ответственность. (С 18 лет). 3. С какого возраста ребёнок несёт уголовную ответственность за любые преступления? (С 16 лет). 4. Какой международный документ закрепляет основные права ребенка? (Конвенция о правах ребенка и Декларация о правах ребенка).
Педагог: Перед вами лежат по два разобранных цветка, на сердцевине одного написано «права», другого – «обязанность». Рядом лежат лепестки цветочные, на которых написаны либо права, либо обязанности. Ваша задача, ребята, правильно собрать цветы: лепестки с правами приложить к сердцевине «Право», а с обязанностями к сердцевине «Обязанность». У вас должен получиться цветок прав и цветок обязанностей.
Иметь фамилию, имя, отчество
Делать уроки
Иметь друзей
Беречь школьное имущество
Ходить на кружок
Заботиться о животных
Жить с родителями
Мыть посуду
Высказывать свои мысли
Посещать школу
Отдыхать на перемене
Помогать родителям
Получать бесплатное образование
Делать зарядку
Лечиться в больнице
Соблюдать Устав школы
3. Подведение итогов. Рефлексия. Педагог: Вот и подошли к концу наши конкурсы. (Подведение итогов, вручение грамот)
Ребята, мы сегодня с вами поговорили о правах и обязанностях. Зная свои права, никогда не забывайте, что другие люди тоже имеют такие же права, следуйте этим правилам в своей повседневной жизни, но помните, что у людей помимо прав и свобод есть еще и обязанности. Без прав нет обязанностей, без обязанностей нет прав. Так будьте вы законопослушными гражданами своего государства, послушными детьми своих родителей, послушными учениками своей школы!