« Сказка развивает внутренние силы ребёнка, благодаря которым человек не может не делать добра, то есть учит сопереживать». В наших силах привить детям с ранних лет любовь к своей земле и своему народу, его доброй мудрости, накопленной веками, его богатой и живой культуре-фольклору, искусству. Сказка является одним из элементов культуры, и прежде всего её эстетического слагаемого. Она базируется на народно-этнической культуре, на фольклорных корнях и обладает богатым социальным, нравственно-педагогическим потенциалом. Все сказки мира, народные и авторские, всегда содержат в себе реальное и ирреальное, естественное и сверхъестественное, правдивое и фантастическое. Социально-педагогическое значение сказки трудно переоценить. Ребёнок, слушающий её, имеет возможность, опираясь на реально-бытийные моменты сказки, психологически принять её «небытийную», ирреальную сторону. Она создаёт богатые возможности для развития творческого воображения ребёнка, подключая его образное мышление к волшебному, ирреальному плану. При этом социализируется вся сенсорная система ребёнка как слушателя: зрение, слух, осязание, пространственные моторные механизмы. Спецификой сказки является то, что она - продукт творчества определённого народа и содержит в себе такие сюжеты, образы, которые специфичны для определённого этноса. Во многих сказках разных народов сюжеты, характеристики персонажей, зачины и концовки могут быть схожими, инвариантными (« жил да был», « в некотором царстве, в некотором государстве» и т.п.), а повороты сюжета, названия персонажей, многомерность эпитетов всегда вариативны. Это имеет важно значение для развития творческого воображения ребёнка, его композиционного мышления на базе стандартных элементов, учит додумывать ситуацию, достраивать сюжет, дорисовывать образ. Любая сказка ориентирована на социально-педагогический эффект: она обучает, воспитывает, предупреждает, учит, побуждает и даже лечит. Иначе говоря, потенциал сказки гораздо богаче её художественно-образной значимости. Сказка является одним из важнейших социально-педагогических средств формирования личности. Сказка несёт в себе множество важных функций, которые способствуют развитию личности ребёнка.
Во-первых, сказка выполняет функцию социализации, т.е. приобщения ребёнка к общечеловеческому и этническому опыту. Ребёнок ограничен в своём жизненном опыте: во времени, в пространстве, событийно, и сказка приходит ему на помощь, раздвигая границы его индивидуального жизненного опыта, наполняя его опытом человечества, аккумулированного в интернациональном и этническом мире сказок.
Во-вторых, сказке присуща креативная функция, т.е. способность выявлять, формировать, развивать и реализовывать творческий потенциал ребёнка, его образное и абстрактное мышление. Фантастический мир сказки, наличие в ней ирреальных, вариативных элементов, как бы «приглашают к соавторству» ребёнка.Сказка позволяют ему преодолеть стереотипы мышления, пробудить «спящие», не выявленные творческие способности (живописные, поэтические, актёрские и т.п.).
В-третьих, сказка содержит развивающе-терапевтическую функцию. В сказке присутствуют функции воспитания здорового образа жизни, охраны человека (героя сказки) от пагубных привычек, пристрастий, действий, наносящих вред здоровью.
В-четвёртых, учитывая этно-национальное своеобразие сказок мира, можно говорить о культурно-этнической функции сказки. Сказка как феномен этноса исторически отражает в себе бытовой уклад народа, его язык, традиции и обычаи. Поэтому через сказку дети усваивают всё богатство этнической культуры, приобщаясь к историческому опыту своего народа.
В-пятых, лексико-образная функция сказки помогает формировать языковую культуру ребёнка, учит понимать многозначность народной речи, её художественно-образное богатство.
Сказка даёт великолепный общий язык для взрослого и ребёнка. Обычно они разговаривают на «разных» языках. Язык сказки их естественно сближает ».
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.
Просмотр содержимого документа
««Сказка как источник творчества детей»»