Просмотр содержимого документа
«Русские народные праздники, традиции, обряды»
Разработка классного часа - беседы для подростков на тему: «Русские народные праздники, традиции, обряды»
Подготовила специалист по реабилитационной работе в социальной сфере СЦРН Гармония Осипова Елена Александровна
Цели:
- познакомить учащихся с русскими народными праздниками, традициями и обрядами;
- ввести учащихся в мир весёлых праздничных гуляний, показать красоту и привлекательность народных обычаев, их связь с природой и трудовой деятельностью человека;
- в игровой форме донести до детей интересный материал, который можно использовать на уроках истории, ИЗО и музыки.
Оборудование и материалы: фильмы «Русские народные календарные праздники», «Городские увеселения и праздники», фонозапись литературно-музыкальной композиции «Шут, Фома и Ерёма
Ход классного часа
I. Слово специалиста по реабилитационной работе.
Ребята, сегодня мы совершим интересное путешествие в прошлое русского народа. Оно живо и сейчас. Каждый из нас может назвать свои любимые праздники, среди которых одним из первых вы назовёте Новый год. Издавна на Руси существовали народные традиции, связанные с изменениями в природе, сменой времён года, местом и образом жизни человека.
Просмотр фильма «Городские увеселения и праздники».
Материал к беседе
Любили русские люди праздники. Умели отдыхать и веселиться. Особенно привлекали их ярмарки, где собирались толпы народа. Здесь не торговали и покупали, но устраивали весёлые пляски.
Русская пляска - неотъемлемая часть народных игрищ и празднеств. Она всегда была связана с песней. С древних времён русская народная пляска была основана на удальстве соревнующихся сторон, слитности, плавности движений.
Особенно выделялись скоморохи, они разыгрывали при помощи танца пантомимные представления, носившие чаще всего импровизированный характер. Танец был частью не только игрищ и празднеств, но и представлений кукольного спектакля Петрушки.
Скоморохи с медведем были привлекательны для всех.
У скоморохов медведь считался кормильцем семьи, её полноправным членом. Таких артистов называли по имени-отчеству: Михайло Потапычем или Матрёной Ивановной. В своих представлениях поводыри обычно изображали жизнь простого народа, интермедии были на самые разнообразные бытовые темы. Хозяин спрашивал, например: «А как, Миша, малые дети ходят горох воровать?» - или: «А как бабы на барскую работу не спеша бредут?» - и зверь всё это показывал. В конце выступления медведь исполнял несколько заученных движений, а хозяин их комментировал.
На ярмарках разыгрывались целые кукольные представления.
Петрушка - любимый герой скоморохов, дававших представление, и зрителей. Это удалой смельчак и задира, в любой ситуации сохранявший чувство юмора и оптимизм. Он всегда обманывал богачей и представителей власти и, как выразитель протеста, пользовался поддержкой зрителей. Наиболее популярным кукольный театр Петрушки был в XVII веке.
С конца XVIII века на ярмарке часто можно было увидеть ярко одетого человека, который нес разукрашенный ящик - раёк - и громко кричал: «Покалякать здесь со мной подходи, народ честной, и парни, девицы, и молодцы, и молодицы, и купцы, и купчихи, и дьяки, дьячихи, и крысы приказные, и гуляки праздные! Покажу вам всякие картинки: и господ, и мужиков в овчинке, картинки смотрите да карманы свои берегите. Облапошат».
Раёк пользовался большой популярностью в народе. В нём можно было увидеть и панораму Константинополя, и смерть Наполеона, церковь св. Петра в Риме, и Адама с семейством, богатырей, карликов и уродов. Причём раёшник не просто показывал картинки, а комментировал изображённые на них события, нередко при этом критикуя власть и существующий порядок, - словом, затрагивая самые животрепещущие проблемы. Как ярмарочное развлечение раёк существовал до конца XIX века.
Ни одна ярмарка в XVIII веке не обходилась без балагана. Театральные балаганы становятся любимыми зрелищами той эпохи. Строили их прямо на площади, и по тому, как оформлен балаган, можно было сразу понять, богат или беден его содержатель. Обычно их строили из досок, крышу делали из холста или полотна. Внутри была сцена и занавес. Снаружи балаганы украшали гирляндами, вывесками, а когда появилось газовое освещение, то и газовыми лампочками. Здесь выступали певцы, танцовщицы. Естественно, что ярмарку с театральным балаганом простые люди всегда ждали с нетерпением.
Существовали также цирковые балаганы, их актёры были «мастерами на все руки». Ю. Дмитриев в книге «Цирк в России» цитирует сообщение о приезде из Голландии комедиантов, которые «по верёвке ходя, танцуют, на воздухе прыгают, на лестнице, ни за что не держась, в скрипку играют, а лестницею ходя, пляшут, безмерно высоко скачут и другие удивительные вещи делают».
II. Прослушивание отрывков из литературно-музыкальной композиции «Шут, Фома и Ерёма».
В ней представлены интересные шутки, диалоги, каверзные вопросы любимых ярмарочных героев.
III. Знакомство с праздниками народного календаря.
Просмотр фильма «Русские народные календарные праздники».
Материал для беседы Новый год
До Петра I в России отмечали Новый год 1 сентября. Но 19 декабря 7208 года (1700-го по европейскому календарю) был издан царский указ впредь лета счислять с 1 января и не от создания мира, а от Рождества Христова. Вновь установленный Новогодний праздник приходился в день памяти святого Василия Великого или, как его называли, Василия Кесарийского. К этому дню «прилагались» все новогодние поговорки и приметы.
В Новый год не работали, так как считалось, что потом весь год пройдет в тяжком труде.
На новогодних торгах первому покупателю делали скидку, потому что считался дорог почин. Он определял коммерческий успех впредь на весь год.
Рождественская елка стала также и новогодней гостьей в каждом доме. С елкой встречаем Новый год и мы, потому что нарядно убранная елка - добрый знак будущего благополучия, удач и достатка.
Широко были распространены прежде и возрождаются ныне различные гадания в ночь под Новый год. Гадали, например, на луковице. Вытащив из нее 12 долек, солили их и раскладывали на подоконнике, определяли по ним погоду в каждом месяце нового года.
Новый год подытоживает прожитое и наполняет надеждами будущее. Поэтому не бывает равнодушных и безучастных в новогоднюю ночь.
Народных гуляний не бывает без выдумки и абсурдов, без розыгрышей и потех. В них вся суть. Новогодняя ночь надолго оставляет веселую память.
Рождество
Это наиболее почитаемый из всех православный праздник, отмечаемый 7 января нового стиля - 25 декабря старого стиля.
Этот праздник связан с рождением Иисуса Христа. Христос родился в ночь на 25 декабря старого стиля 1 г. н. э. в городе Вифлееме в Палестине в семье плотника Иосифа и его жены Марии. Однако Иосиф не был отцом Христа. Согласно религиозным представлением, его жена родила младенца будучи девственницей, поэтому именуется Пресвятой девой Марией. Дата рождения Христа не случайна. 25 декабря последний из четырех самых коротких дней в году. Христос родился в самый мрак, но принес людям свет и надежду.
Канун Рождества носит название Рождественского сочельника. Слово «сочельник» происходит от древнерусского слова «сочиво» -— кушанье, приготовленное из зёрен ржи, пшеницы на соке конопляных, маковых семян. В Рождественский сочельник нельзя было вкушать до появления звезды Вифлеемской.
Накануне Рождества Христова молодежь ходила по улицам, подходила к тому или иному дому, прославляла в песнях- колядках хозяина и хозяйку, желая им богатства и благополучия, за что получала щедрые подарки: пироги, сало, колбасу и т. п. Такие весёлые рождественские колядки описаны Н. В. Гоголем в сказе «Ночь перед Рождеством».
К концу XIX века Рождество становится семейным праздником. Его отмечают дома, у рождественской елки. Детям преподносят подарки, родственникам посылают красивые рождественские открытки.
Крещение
Богоявление или Крещение Господне отмечается 19 января. В этот день Иоанн Креститель крестил в реке Иордань тридцатилетнего Иисуса. Когда Иоанн погрузил тело Христа в Иордань, то свыше раздался Божественный глас: «Се есть Сын Мой возлюбленный, ему же благоволих». Богоявлением этот праздник назван потому, что при крещении Иисуса Христа явилась Божественная Пресвятая Троица. Бог Отец глаголил с неба о Сыне, Сын Божий крестился от Иоанна и засвидетельствован от Бога Отца, и Дух Святой сошел на Сына в виде голубя.