Просмотр содержимого документа
«Программа для учеников в обучении в игре в шахматы»
1. Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности курса «Шахматы» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009) и программы курса "Шахматы – школе» И.Г. Сухина.
Актуальность
В условиях реализации новых государственных стандартов на первый план выдвигается развивающая функция обучения, в значительной степени способствующая становлению личности младших школьников и наиболее полному раскрытию их творческих способностей.
Шахматы в начальной школе положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением.
Шахматная игра служит благоприятным условием и методом воспитания способности к волевой регуляции поведения. Овладевая способами волевой регуляции, обучающиеся приобретают устойчивые адаптивные качества личности: способность согласовывать свои стремления со своими умениями, навыки быстрого принятия решений в трудных ситуациях, умение достойно справляться с поражением, общительность и коллективизм. При обучении игре в шахматы стержневым моментом занятий становится деятельность самих учащихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. Таким образом, шахматы не только развивают когнитивные функции младших школьников, но и способствуют достижению комплекса личных и метапредметных результатов.
Цель: создание условий для личностного и интеллектуального развития учащихся, формирования общей культуры и организации содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы.
Задачи:
совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением;
формирование эстетического отношения к красоте окружающего мира;
развитие умения контактировать со сверстниками в творческой и практической деятельности;
формирование чувства радости от результатов индивидуальной и коллективной деятельности;
умение осознанно решать творческие задачи, стремиться к самореализации.
Начальный курс по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен младшим школьникам. Большое значение при изучении шахматного курса имеет специально организованная игровая деятельность, использование приема обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций.
Особенность программы в том, что на первом году обучения ребенок делает первые шаги в мире шахмат. Учащиеся знакомятся с историей возникновения шахматной игры, шахматной доской, фигурами, учатся выполнять различные дидактические задания, разыгрывать положения с ограниченным количеством фигур, блоки игровых позиций на отдельных фрагментах доски.
Большое место отводится изучению "доматового" периода игры.
На занятиях используется материал, вызывающий особый интерес у детей: загадки, стихи, сказки песни о шахматах, шахматные миниатюры и инсценировки.
Ключевым моментом занятий является деятельность самих детей, в которой они наблюдают за передвижением фигур на доске, сравнивают силу фигур и их позицию, делают выводы, выясняют закономерности, делают свои первые шаги на шахматной доске.
Основой организации работы с детьми в данной программе является система дидактических принципов:
принцип психологической комфортности - создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стресс образующих факторов учебного процесса
принцип минимакса - обеспечивается возможность продвижения каждого ребенка своим темпом;
принцип целостного представления о мире - при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира;
принцип вариативности - у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора;
принцип творчества - процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности.
Изложенные выше принципы интегрируют современные научные взгляды об основах организации развивающего обучения, и обеспечивают решение задач интеллектуального и личностного развития. Это позволяет рассчитывать на проявление у детей устойчивого интереса к занятиям шахматами, появление умений выстраивать внутренний план действий, развивать пространственное воображение, целеустремленность, настойчивость в достижении цели, учит принимать самостоятельные решения и нести ответственность за них.
Основные формы работы на занятии: индивидуальные, групповые и коллективные (игровая деятельность).
Для закрепления знаний, обучающихся используются дидактические задания и позиции для игровой практики.
Программой предусматривается 33 занятия в год в 1-х классах, 34 занятия в год во 2-х, 3-х, 4-х классах. Для прохождения программного материала отводится 1 час в неделю, 33 учебные недели в 1-х классах, 34 учебных недели во 2-4-х классах.Всего – 135 часов.
2. Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные результаты освоения программы курса:
Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
Метапредметные результаты освоения программы курса:
Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения и оценку событий.
Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Регулятивные УУД:
Определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя, а далее самостоятельно.
Проговаривать последовательность действий.
Учить высказыватьсвоё предположение (версию) на основе данного задания, учить работать по предложенному учителем плану, а в дальнейшем уметь самостоятельно планировать свою деятельность.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
Учиться совместно с учителем и другими воспитанниками давать эмоциональную оценку деятельности на занятии.
Познавательные УУД:
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные источники информации, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей команды.
Коммуникативные УУД:
Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль.
Слушать и понимать речь других.
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в игре и следовать им.
Рост личностного, интеллектуального и социального развития ребёнка, развитие коммуникативных способностей, инициативности, толерантности, самостоятельности.
Приобретение теоретических знаний и практических навыков шахматной игре.
Освоение новых видов деятельности (дидактические игры и задания, игровые упражнения, соревнования).
Предметные результаты освоения программы курса:
Знать шахматные термины: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр.
Правильно определять и называть белые, чёрные шахматные фигуры.
Правильно расставлять фигуры перед игрой.
Сравнивать, находить общее и различие.
Уметь ориентироваться на шахматной доске.
Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем.
Знать названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка.
Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и её правила.
Правила хода и взятия каждой из фигур, «игра на уничтожение», лёгкие и тяжёлые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки, взятие на проходе, превращение пешки.
Принципы игры в дебюте.
Основные тактические приемы; что означают термины: дебют, миттельшпиль, эндшпиль, темп, оппозиция, ключевые поля.
Грамотно располагать шахматные фигуры в дебюте; находить несложные тактические удары и проводить комбинации; точно разыгрывать простейшие окончания.
Ожидаемые результаты
Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия.
3.Содержание учебного курса
Содержание учебного предмета «Шахматы» направлено на воспитание творческих, компетентных и успешных граждан России, способных к активной самореализации в личной, общественной и профессиональной деятельности. В процессе освоения курса у учащихся начальной школы укрепляется здоровье, формируются общие и специфические учебные умения, способы познавательной и предметной деятельности.
1 класс
Учебный курс включает в себя шесть тем. На каждом из занятий прорабатывается элементарный шахматный материал с углубленной проработкой отдельных тем. Основной упор на занятиях делается на детальном изучении силы и слабости каждой шахматной фигуры, ее игровых возможностей. В программе предусмотрено, чтобы уже на первом этапе обучения дети могли сами оценивать сравнительную силу шахматных фигур, делать выводы о том, что ладья, к примеру, сильнее коня, а ферзь сильнее ладьи.
Раздел № 1. ШАХМАТНАЯ ДОСКА.
Шахматная доска, белые и черные поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр.
Начальное положение (начальная позиция); расположение каждой из фигур в начальной позиции; правило “ферзь любит свой цвет”; связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальной расстановкой фигур.
Раздел № 4. ХОДЫ И ВЗЯТИЕ ФИГУР (основная тема учебного курса).
Правила хода и взятия каждой из фигур, игра “на уничтожение”, белопольные и чернопольные слоны, одноцветные и разноцветные слоны, качество, легкие и тяжелые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки, взятие на проходе, превращение пешки.
Раздел № 5. ЦЕЛЬ ШАХМАТНОЙ ПАРТИИ.
Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и ее правила.
Раздел № 6. ИГРА ВСЕМИ ФИГУРАМИ ИЗ НАЧАЛЬНОГО ПОЛОЖЕНИЯ.
Самые общие представления о том, как начинать шахматную партию.
К концу 1 учебного года учащиеся должны знать:
шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья;
названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король;
правила хода и взятия каждой фигуры.
К концу 1 учебного года учащиеся должны уметь:
ориентироваться на шахматной доске;
играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса;
правильно помещать шахматную доску между партнерами;
правильно расставлять фигуры перед игрой;
различать горизонталь, вертикаль, диагональ;
рокировать;
объявлять шах;
ставить мат;
решать элементарные задачи на мат в один ход.
2 класс
Программа второго года обучения предназначена для вторых классов начальной школы. Если на первом году обучения большая часть времени отводилась изучению силы и слабости каждой шахматной фигуры, то теперь много занятий посвящено простейшим методам реализации материального и позиционного преимущества. Важным достижением в овладении шахматными основами явится умение детей ставить мат. Учебный курс включает в себя шесть тем: “Краткая история шахмат”, “Шахматная нотация”, “Ценность шахматных фигур”, “Техника матования одинокого короля”, “Достижение мата без жертвы материала”, “Шахматная комбинация”. В программе дается перечень дидактических игр и заданий с небольшими пояснениями к ним, приводится вариант поурочного распределения программного материала, а также список оригинальных учебников и пособий в помощь обучающим шахматной игре.
Раздел № 1. КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ШАХМАТ.
Рождение шахмат. От чатуранги к шатранджу. Шахматы проникают в Европу. Чемпионы мира по шахматам.
Раздел № 2. ШАХМАТНАЯ НОТАЦИЯ.
Обозначение горизонталей и вертикалей, полей, шахматных фигур. Краткая и полная шахматная нотация. Запись шахматной партии. Запись начального положения.
Раздел № 3. ЦЕННОСТЬ ШАХМАТНЫХ ФИГУР.
Ценность фигур. Сравнительная сила фигур. Достижение материального перевеса. Способы защиты.
Раздел № 4. ТЕХНИКА МАТОВАНИЯ ОДИНОКОГО КОРОЛЯ.
Две ладьи против короля. Ферзь и ладья против короля. Король и ферзь против короля. Король и ладья против короля.
Раздел № 5. ДОСТИЖЕНИЕ МАТА БЕЗ ЖЕРТВЫ МАТЕРИАЛА.
Учебные положения на мат в два хода в дебюте, миттельшпиле и эндшпиле (начале, середине и конце игры). Защита от мата.
Раздел № 6. ШАХМАТНАЯ КОМБИНАЦИЯ.
Достижение мата путем жертвы шахматного материала (матовые комбинации). Типы матовых комбинаций: темы разрушения королевского прикрытия, отвлечения, завлечения, блокировки, освобождения пространства, уничтожения защиты и др. Шахматные комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Комбинации для достижения ничьей (комбинации на вечный шах, патовые комбинации и др.).
К концу 2 учебного года учащиеся должны знать:
обозначение горизонталей, вертикалей, полей, шахматных фигур;
ценность шахматных фигур, сравнительную силу фигур.
К концу 2 учебного года учащиеся должны уметь:
записывать шахматную партию;
матовать одинокого короля двумя ладьями, ферзем и ладьей, королем и ферзем, королем и ладьей;
проводить элементарные комбинации.
3-4 класс
Программа третьего и четвертого года обучения предназначена для III и IV классов начальной школы. Материал выстроен на основе ранее приобретенных знаний и умений, где ребята углубляют представления во всех трех стадиях шахматной партии. При этом из всего обилия шахматного материала заботливо отбирается не только доступный, но и максимально ориентированный на развитие материал. Учебный курс включает в себя три большие темы: “Основы дебюта”, “Основы миттельшпиля” и “Основы эндшпиля”. В программе приводится перечень дидактических заданий с небольшими пояснениями к ним, дается вариант поурочного распределения программного материала, а также список учебников и пособий в помощь обучающим шахматной игре.
3 класс
Раздел № 1. ОСНОВЫ ДЕБЮТА.
Двух- и трехходовые партии. Невыгодность раннего ввода в игру ладей и ферзя. Игра на мат с первых ходов. Детский мат и защита от него. Игра против “повторюшки-хрюшки”. Принципы игры в дебюте. Быстрейшее развитие фигур. Понятие о темпе. Гамбиты. Наказание “пешкоедов”. Борьба за центр. Безопасная позиция короля. Гармоничное пешечное расположение. Связка в дебюте. Коротко о дебютах.
К концу 3 учебного года учащиеся должны знать:
принципы игры в дебюте;
основные тактические приемы;
что означают термины: дебют, миттельшпиль.
К концу 3 учебного года учащиеся должны уметь:
грамотно располагать шахматные фигуры в дебюте; находить несложные тактические удары и проводить комбинации;
4 класс
Раздел № 1. ОСНОВЫ МИТТЕЛЬШПИЛЯ.
Самые общие рекомендации о том, как играть в середине шахматной партии. Тактические приемы. Связка в миттельшпиле. Двойной удар. Открытое нападение. Открытый шах. Двойной шах. Матовые комбинации на мат в 3 хода и комбинации, ведущие к достижению материального перевеса на темы завлечения, отвлечения, блокировки, разрушения королевского прикрытия, освобождения пространства, уничтожения защиты, связки, “рентгена”, перекрытия и др. Комбинации для достижения ничьей.
Раздел № 2. ОСНОВЫ ЭНДШПИЛЯ.
Элементарные окончания. Ферзь против слона, коня, ладьи (простые случаи), ферзя (при неудачном расположении неприятельского ферзя). Ладья против ладьи (при неудачном расположении неприятельской ладьи), слона (простые случаи), коня (простые случаи). Матование двумя слонами (простые случаи). Матование слоном и конем (простые случаи). Пешка против короля. Пешка проходит в ферзи без помощи своего короля. Правило “квадрата”. Пешка проходит в ферзи при помощи своего короля. Оппозиция. Пешка на седьмой, шестой, пятой, четвертой, третьей, второй горизонтали. Ключевые поля. Удивительные ничейные положения (два коня против короля, слон и пешка против короля, конь и пешка против короля). Самые общие рекомендации о том, как играть в эндшпиле.
К концу 4 учебного года учащиеся должны знать:
основные тактические приемы;
что означают термины: миттельшпиль, эндшпиль, темп, оппозиция, ключевые поля.
К концу 4 учебного года учащиеся должны уметь:
находить несложные тактические удары и точно разыгрывать простейшие окончания.
4. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности.
1 класс (33 часа; 1 час в неделю)
№ урока
Тема занятия
Виды деятельности.
Шахматная доска – 2ч.
1.
Шахматная доска
Чтение и инсценирование дидактической сказки «Удивительные приключения шахматной доски». Знакомство с шахматной доской.
2.
Шахматная доска
Чтение и инсценировка дидактической сказки «Котята – хвастунишки».
Отличие диагонали от горизонтали и вертикали. Дидактические задания и игры «Горизонталь», «Вертикаль», «Диагональ».
Шахматные фигуры – 2ч.
3.
Знакомство с шахматными фигурами
Чтение и инсценировка дидактической сказки И.Г. Сухина «Приключения в шахматной стране». Дидактические задания и игры «Волшебный мешочек», «Угадай-ка», «Секретная фигура», «Угадай», «Что общего?», «Большая или маленькая».
4
Знакомство с шахматными фигурами
Начальная расстановка фигур – 1ч.
5.
Начальное положение
Расстановка фигур перед шахматной партией. Правило: «Ферзь любит свой цвет», связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальным положением фигур.
Дидактические задания и игры «Мешочек», «Да и нет», «Мяч».
Ходы и взятие фигур – 16ч.
6.
Знакомство с шахматной фигурой. Ладья.
Дидактические задания и игры «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Один в поле воин», «Кратчайший путь».
7.
Ладья в игре.
Дидактические задания и игры «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение» (ладья против ладьи, две ладьи против одной, две ладьи против двух), «Ограничение подвижности».
8, 9
Знакомство с шахматной фигурой. Слон.
Дидактические задания и игры «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Один в поле воин», «Кратчайший путь».
Дидактические задания и игры «Захват контрольного поля», «Игра на уничтожение» (слон против слона, два слона против одного, два слона против двух), «Ограничение подвижности».
10.
Знакомство с шахматной фигурой. Ферзь.
Дидактические задания и игры «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Один в поле воин», «Кратчайший путь».
11.
Ферзь в игре.
Дидактические задания и игры «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение» (ферзь против ферзя), «Ограничение подвижности».
12.
Ферзь против ладьи и слона.
Дидактические задания и игры «Перехитри часовых», «Сними часовых», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие», «Защита», «Выиграй фигуру», «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение» (ферзь против ладьи, ферзь против слона, ферзь против ладьи и слона, сложные положения), «Ограничение подвижности».
13.
Знакомство с шахматной фигурой. Конь.
Дидактические задания и игры «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Один в поле воин», «Кратчайший путь».
14.
Конь в игре.
Дидактические задания и игры «Захват контрольного поля», «Игра на уничтожение» (конь против коня, два коня против одного, один конь против двух, два коня против двух), «Ограничение подвижности».
15.
Конь против ферзя, ладьи слона.
Дидактические задания и игры «Перехитри часовых», «Сними часовых», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие», «Защита», «Выиграй фигуру», «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение» (конь против ферзя, конь против ладьи, конь против слона, сложные положения), «Ограничение подвижности».
16.
Слон в игре
Дидактические задания и игры «Захват контрольного поля», «Игра на уничтожение» (слон против слона, два слона против одного, два слона против двух), «Ограничение подвижности».
17.
Знакомство с пешкой.
Дидактические задания и игры «Лабиринт», «Один в поле воин».
18.
Пешка в игре.
Дидактические задания и игры «Игра на уничтожение» (пешка против пешки, две пешки против одной, одна пешка против двух, многопешечные положения), «Ограничение подвижности».
19.
Пешка против ферзя, ладьи, коня, слона.
Дидактические задания и игры» Перехитри часовых», «Сними часовых», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие», «Защита», «Выиграй фигуру», «Игра на уничтожение» (пешка против ферзя, пешка против ладьи, пешка против слона, пешка против коня, сложные положения), «Ограничение подвижности».
20.
Знакомство с шахматной фигурой. Король.
Дидактические задания и игры «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Один в поле воин», «Кратчайший путь», «Игра на уничтожение» (король против короля).
21.
Король против других фигур.
Дидактические задания и игры «Перехитри часовых», «Сними часовых», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие», «Защита», «Выиграй фигуру», «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение» (король против ферзя, король против ладьи, король против слона, король против коня, король против пешки), «Ограничение подвижности».
Цель шахматной партии – 8ч.
22.
Шах.
Дидактические задания «Шах или не шах», «Дай шах», «Пять шахов», «Защита от шаха». Дидактическая игра «Первый шах».
23
Шах.
24.
Мат.
Дидактические задания «Мат или не мат», «Мат в один ход».
25.
Ставим мат.
Дидактическое задание «Дай мат в один ход».
26.
Ставим мат.
27.
Ничья, пат.
Дидактическое задание «Пат или не пат».
28.
Рокировка.
Правила рокировки. Дидактическое задание «Рокировка».
29.
Рокировка.
Игра всеми фигурами из начального положения – 4ч.
30.
Шахматная партия.
Игра всеми фигурами из начального положения (без пояснения о том, как лучше начинать шахматную партию). Дидактическая игра «Два хода».
31, 32.
Шахматная партия.
Игра всеми фигурами из начального положения. Демонстрация коротких партий.
33.
Повторение программного материала.
Повторение программного материала – викторина «В стране шахмат». Игра всеми фигурами из начального положения.
2 класс (34 часа; 1 час в неделю)
№ урока
Тема занятия
Виды деятельности
Повторение изученного материала – 2ч.
1.
Повторение изученного материала.
Просмотр диафильма «Приключения в Шахматной стране. Первый шаг в мире шахмат». Игровая практика (игра всеми фигурами из начального положения).
2.
Повторение изученного материала.
Рокировка. Самые общие рекомендации о принципах разыгрывания дебюта. Задания на мат в один ход. Демонстрация коротких партий. Дидактические игры и задания «Две фигуры против целой армии», «Убери лишние фигуры», «Ходят только белые», «Неотвратимый мат». Игровая практика.
Краткая история шахмат – 1ч.
3.
Краткая история шахмат.
Просмотр диафильма «Книга шахматной мудрости. Второй шаг в мир шахмат». Чемпионы мира по шахматам. Игровая практика.
Шахматная нотация – 2ч.
4.
Шахматная нотация. Обозначение горизонталей, вертикалей, полей.
Обозначение горизонталей, вертикалей, полей. Дидактические игры и задания «Назови вертикаль», «Назови горизонталь», «Назови диагональ», «Какого цвета поле», «Кто быстрее», «Вижу цель». Игровая практика.
5.
Шахматная нотация. Обозначение шахматных фигур и терминов.
Обозначение шахматных фигур и терминов. Запись начального положения. Запись шахматной партии. Игровая практика (с записью шахматной партии или фрагмента шахматной партии).
Ценность шахматных фигур – 4ч.
6.
Ценность шахматных фигур. Ценность фигур. Сравнительная сила фигур.
Дидактические игры и задания «Кто сильнее», «Обе армии равны». Дидактические игры и задания «Выигрыш материала» (выигрыш ферзя). Игровая практика.
Дидактические игры и задания» Выигрыш материала» (выигрыш ладьи, слона, коня). Игровая практика.
8.
Ценность шахматных фигур. Способы защиты.
Дидактические игры и задания «Выигрыш материала» (выигрыш пешки). Дидактические игры и задания «Защита» (уничтожение атакующей фигуры, уход из-под боя). Игровая практика.
9.
Ценность шахматных фигур. Защита.
Защита. Дидактические игры и задания «Защита» (защита атакованной фигуры другой своей фигурой, перекрытие, контратака). Игровая практика.
Техника матования одинокого короля – 4ч.
10.
Техника матования одинокого короля. Две ладьи против короля.
Дидактические игры и задания «Шах или мат», «Мат или пат», «Мат в один ход», «На крайнюю линию», «В угол», «Ограниченный король», «Мат в два хода». Игровая практика.
11.
Техника матования одинокого короля. Ферзь и ладья против короля.
Дидактические игры и задания «Шах или мат», «Мат или пат», «Мат в один ход», «На крайнюю линию», «В угол», «Ограниченный король», «Мат в два хода». Игровая практика.
12.
Техника матования одинокого короля. Ферзь и король против короля.
Дидактические игры и задания «Шах или мат», «Мат или пат», «Мат в один ход», «На крайнюю линию», «В угол», «Ограниченный король», «Мат в два хода». Игровая практика.
13.
Техника матования одинокого короля. Ладья и король против короля.
Дидактические игры и задания «Шах или мат», «Мат или пат», «Мат в один ход», «На крайнюю линию», «В угол», «Ограниченный король», «Мат в два хода». Игровая практика.
Достижение мата без жертвы материала – 2ч.
14.
Достижение мата без жертвы материала. Учебные положения на мат в два хода в эндшпиле.
Дидактические игры и задания «Объяви мат в два хода». Защита от мата. Дидактические игры и задания «Защитись от мата». Игровая практика.
15.
Достижение мата без жертвы материала. Учебные положения на мат в два хода в миттельшпиле.
Дидактические игры и задания «Объяви мат в два хода». Защита от мата. Дидактические игры и задания «Защитись от мата». Игровая практика.
Шахматная комбинация – 15ч.
16.
Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема превращения пешки
Дидактические игры и задания «Объяви мат в два хода». Игровая практика.
17.
Достижение мата без жертвы материала. Учебные положения на мат в два хода в дебюте.
Дидактические игры и задания «Объяви мат в два хода». Защита от мата. Дидактические игры и задания «Защитись от мата». Игровая практика.
18.
Матовые комбинации. Темы комбинаций. Тема отвлечения.
Игровая практика.
19, 20.
Матовые комбинации. Тема завлечения.
Дидактические игры и задания «Объяви мат в два хода». Игровая практика.
21.
Матовые комбинации. Тема блокировки.
Дидактические игры и задания «Объяви мат в два хода». Игровая практика.
Дидактические игры и задания «Объяви мат в два хода». Игровая практика.
23.
Матовые комбинации. Тема освобождения пространства. Тема уничтожения защиты. Тема «рентгена».
Дидактические игры и задания «Объяви мат в два хода». Игровая практика.
24, 25.
Матовые комбинации. Другие шахматные комбинации и сочетание приемов.
Дидактические игры и задания «Объяви мат в два хода». Игровая практика.
26.
Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема отвлечения. Тема завлечения.
Дидактические игры и задания «Выигрыш материала». Игровая практика.
27.
Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Сочетание тактических приемов.
Дидактические игры и задания «Выигрыш материала». Игровая практика.
28.
Комбинации для достижения ничьей. Патовые комбинации.
Дидактические игры и задания «Сделай ничью». Игровая практика.
29.
Комбинации для достижения ничьей. Комбинации на вечный шах.
Дидактические игры и задания «Сделай ничью». Игровая практика.
30.
Типичные комбинации в дебюте.
Дидактические игры и задания «Проведи комбинацию». Игровая практика.
Повторение программного материала – 4ч.
31-34.
Повторение программного материала
Дидактические игры и задания. Игровая практика.
3 класс (34 часа; 1 час в неделю)
№ урока
Тема занятия
Виды деятельности
Повторение изученного материала – 4ч.
1
Повторение изученного материала.
Просмотр диафильмов “Приключения в Шахматной стране. Первый шаг в мир шахмат” и “Книга шахматной мудрости. Второй шаг в мир шахмат”.
2
Игровая практика
3
Повторение изученного материала.
Обозначение горизонталей, вертикалей, полей. Обозначение шахматных фигур и терминов. Запись начального положения. Запись шахматной партии. Решение учебных положений на мат в два хода без жертвы материала и с жертвой материала (из учебника второго года обучения).
4
Практика матования одинокого короля (дети играют попарно).
Решение учебных положений на мат в два хода без жертвы материала и с жертвой материала (из учебника второго года обучения).
Основы дебюта – 26ч.
5
Двух- и трехходовые партии.
Выявление причин поражения в них одной из сторон. Дидактическое задание “Мат в 1 ход” (на втором либо третьем ходу партии).
Принципы игры в дебюте. Безопасное положение короля. Рокировка.
Дидактические задания “Можно ли сделать рокировку?”, “В какую сторону можно рокировать?”, “Поставь мат в 1 ход нерокированному королю”, “Поставь мат в 2 хода нерокированному королю”, “Не получат ли белые мат в 1 ход, если рокируют?”.
22
Решение заданий.
23
Принципы игры в дебюте. Гармоничное пешечное расположение. Какие бывают пешки.
Очень коротко о дебютах. Открытые, полуоткрытые и закрытые дебюты.
Дидактические игры и задания. Игровая практика
28
Решение заданий.
29
Типичные комбинации в дебюте.
Дидактические игры и задания. Игровая практика.
30
Типичные комбинации в дебюте (более сложные примеры).
Повторение программного материала – 4ч.
31-33
Повторение программного материала
34
Решение заданий.
4 класс (34 часа; 1 час в неделю)
№ урока
Тема занятия
Виды деятельности
Повторение изученного материала – 3ч.
1
Повторение изученного материала.
Просмотр диафильмов “Приключения в Шахматной стране. Первый шаг в мир шахмат” и “Книга шахматной мудрости. Второй шаг в мир шахмат”. Рокировка. Превращение пешки. Взятие на проходе.
2
Игровая практика
3
Повторение изученного материала.
Основы миттельшпиля – 18ч.
4
Самые общие рекомендации о том, как играть в миттельшпиле.
Дидактическое задание “Выигрыш материала
5
Игровая практика
6
Тактические приемы. Связка в миттельшпиле. Двойной удар.
7
Тактические приемы. Открытое нападение. Открытый шах. Двойной шах.
Дидактическое задание “Выигрыш материала”.
8
Решение задания “Выигрыш материала”.
Дидактические задания “Объяви мат в 3 хода”, “Выигрыш материала”.
9, 10
Решение задания
11
Матовые комбинации, ведущие к достижению материального перевеса.
12
Решение заданий.
13
Матовые комбинации, ведущие к достижению материального перевеса.
Дидактические задания “Объяви мат в 3 хода”, “Выигрыш материала”.
14
Решение заданий.
15
Матовые комбинации, ведущие к достижению материального перевеса.
Дидактические задания “Объяви мат в 3 хода”, “Выигрыш материала”.
16
Матовые комбинации и комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Другие темы комбинаций и сочетание тематических приемов.
Дидактические задания “Объяви мат в 3 хода”, “Выигрыш материала”.
17
Решение заданий.
18
Комбинации для достижения ничьей. Патовые комбинации. Комбинации на вечный шах.
Ладья против ладьи. Ферзь против ферзя. Ферзь против ладьи (простые случаи).
Дидактические задания “Мат в 2 хода”, “Мат в 3 хода”, “Выигрыш фигуры”.
23
Решение заданий
24
Ферзь против слона. Ферзь против коня. Ладья против слона (простые случаи). Ладья против коня (простые случаи).
Дидактические задания “Мат в 2 хода”, “Мат в 3 хода”, “Выигрыш фигуры”.
25, 26
Решение заданий
27
Пешка против короля. Когда пешка проходит в ферзи без помощи своего короля. Правило “квадрата”.
Дидактическое задание “Квадрат”.
28
Решение заданий
Игровая практика
29
Пешка против короля. Белая пешка на седьмой и шестой горизонталях. Король помогает своей пешке. Оппозиция.
Дидактические задания “Мат в 2 хода”, “Мат в 3 хода”, “Проведи пешку в ферзи”, “Выигрыш или ничья?”, “Куда отступить королем?”.
30
Решение заданий
Игровая практика
31
Пешка против короля. Белая пешка на пятой горизонтали. Король ведет свою пешку за собой.
Дидактические задания “Мат в 3 хода”, “Проведи пешку в ферзи”, “Выигрыш или ничья?”, “Куда отступить королем?”.
32
Решение заданий
Игровая практика
33
Удивительные ничейные положения. Два коня против короля. Слон и пешка против короля. Конь и пешка против короля.
Дидактические задания “Куда отступить королем?”, “Путь к ничьей”.
34
Повторение программного материала. Решение заданий
Игровая практика
Список используемых источников
Сухин И. Удивительные приключения в Шахматной стране. – М.: Поматур, 2005.
Сухин И. Шахматы для самых маленьких. – М.: Астрель, АСТ, 2000.
Сухин И. Шахматы, второй год, или Играем и выигрываем. - 2002.
Сухин И. Шахматы, второй год, или Учусь и учу. - 2002.
Сухин И. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны: Учебник для 1 класса четырёхлетней и трёхлетней начальной школы. – Обнинск: Духовное возрождение, 1998.
Сухин И. Шахматы, первый год, или Учусь и учу: Пособие для учителя – Обнинск: Духовное возрождение, 1999.
Сухин И. Шахматы, третий год, или Тайны королевской игры.— Обнинск: Духовное возрождение, 2004.
Сухин И. Шахматы, третий год, или Учусь и учу.— Обнинск: Духовное возрождение, 2005.
Календарно - тематическое планирование
1 класс
№
п.п
Дата по плану
Дата по факту
Тема
Кол-во часов
1
07.09
Шахматная доска
1
2
14.09
Шахматная доска
1
3
21.09
Знакомство с шахматными фигурами
1
4
28.09
Знакомство с шахматными фигурами
1
5
05.10
Начальная расстановка фигур
1
6
12.10
Знакомство с шахматной фигурой. Ладья
1
7
19.10
Ладья в игре.
1
8
26.10
Знакомство с шахматной фигурой. Слон
1
9
09.11
Знакомство с шахматной фигурой. Слон
1
10
16.11
Знакомство с шахматной фигурой. Ферзь.
1
11
23.11
Ферзь в игре.
1
12
30.11
Ферзь против ладьи и слона.
1
13
07.12
Знакомство с шахматной фигурой. Конь.
1
14
14.12
Конь в игре.
1
15
21.12
Конь против ферзя, ладьи слона.
1
16
11.01
Слон в игре
1
17
18.01
Знакомство с пешкой.
1
18
25.01
Пешка в игре.
1
19
01.02
Пешка против ферзя, ладьи, коня, слона.
1
20
08.02
Знакомство с шахматной фигурой. Король.
1
21
22.02
Король против других фигур.
1
22
01.03
Шах.
1
23
16.03
Шах.
1
24
22.03
Знакомство с шахматной фигурой. Ферзь. Мат.
1
25
05.04
Мат. Ставим мат.
1
26
12.04
Ставим мат.
1
27
19.04
Ставим мат.
1
28
26.04
Ничья, пат.
1
29
03.05
Рокировка.
1
30
10.05
Рокировка.
1
31
17.05
Шахматная партия.
1
32
24.05
Шахматная партия.
1
33
31.05
Повторение программного материала.
1
Календарно - тематическое планирование
2 класс
№
п.п
Дата по плану
Дата по факту
Тема
Кол-во часов
1
08.09
Повторение программного материала.
1
2
15.09
Повторение программного материала.
1
3
22.09
Краткая история шахмат.
1
4
29.09
Шахматная нотация. Обозначение горизонталей, вертикалей, полей.
1
5
06.10
Шахматная нотация. Обозначение шахматных фигур и терминов.
1
6
13.10
Ценность шахматных фигур. Ценность фигур. Сравнительная сила фигур.
Принципы игры в дебюте. Быстрейшее развитие фигур. Темпы. Гамбиты.
1
15.12
16
Решение задания “Выведи фигуру”
1
22.12
17
Решение заданий.
1
12.01
18
Наказание за несоблюдение принципа быстрейшего развития фигур. “Пешкоедство”. Неразумность игры в дебюте одними пешками (с исключениями из правила).
1
19.01
19
Решение заданий.
1
26.01
20
Принципы игры в дебюте. Борьба за центр. Гамбит Эванса. Королевский гамбит. Ферзевый гамбит.
1
02.02
21
Решение заданий.
1
02.02
22
Принципы игры в дебюте. Безопасное положение короля. Рокировка.
1
09.02
23
Решение заданий.
1
02.03
24
Принципы игры в дебюте. Гармоничное пешечное расположение. Какие бывают пешки.
1
09.03
25
Решение заданий.
1
16.03
26
Связка в дебюте. Полная и неполная связка.
1
23.03
06.04
27
Решение заданий. Очень коротко о дебютах.
1
4 четверть
28
Решение заданий. Открытые, полуоткрытые и закрытые дебюты.
1
20.04
29
Типичные комбинации в дебюте.
1
27.04
30
Типичные комбинации в дебюте (более сложные примеры).
1
04.05
31
Повторение программного материала
1
11.05
32
Повторение программного материала
1
18.05
33
Повторение программного материала
1
25.05
34
Решение заданий.
1
30.05
Приложение 1.
Дидактические игры и игровые задания.
“Горизонталь”. Двое играющих по очереди заполняют одну из горизонтальных линий шахматной доски кубиками (фишками и пешками).
“Вертикаль”. То же самое, но заполняется одна из вертикальных линий шахматной доски.
“Диагональ”. То же самое, но заполняется она из диагоналей шахматной доски.
“Волшебный мешочек”. В непрозрачном мешочке по очереди прячутся все шахматные фигуры, каждый из учеников пытается на ощупь определить, какая фигура спрятана.
“Угадай-ка”. Педагог словесно описывает одну из фигур, дети должны догадаться, что это за фигура.
“Секретная фигура”. Все фигуры стоят на столе в ряд, дети по очереди называют все шахматные фигуры кроме секретной, которая выбирается заранее; вместо названия этой фигуры надо сказать: “Секрет”.
“Угадай”. Педагог загадывает про себя одну из фигур, а дети пытаются угадать, какая фигура загадана.
“Что общего?”. Педагог берет две шахматные фигуры, и дети говорят, чем похожи друг на друга фигуры, чем отличаются (цвет, форма).
“Большая и маленькая”. Педагог ставит на стол шесть разных фигур. Дети по одному выходят и называют самую высокую фигуру и ставят ее в сторону. Вскоре все фигуры расставлены по росту.
“Кто сильнее?”. Педагог показывает детям две фигуры и спрашивает: “Какая фигура сильнее? На сколько очков?”.
“Обе армии равны”. Педагог ставит на столе от одной до пяти фигур и просит ребят расположить на своих досках другие наборы фигур так, чтобы суммы очков в армиях учителя и ученика были равны.
“Мешочек”. Ученики по одной вынимают из мешочка шахматные фигуры и постепенно расставляют начальную позицию.
“Да или нет?”. Педагог берет две шахматные фигуры, а дети отвечают, стоят ли эти фигуры рядом в начальном положении.
“Не зевай!”. Педагог говорит какую-либо фразу о начальном положении, например: “Ладья стоит в углу”, и бросает кому-либо из учеников мяч; если утверждение верно, то мяч следует поймать.
“Игра на уничтожение”– важнейшая игра курса. Именно здесь все плюсы шахмат начинают “работать” на ученика – формируется внутренний план действий, аналитико-синтетическая функция мышления и др. Педагог играет с учениками ограниченным числом фигур (чаще всего фигура против фигуры); выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника.
“Один в поле воин”. Белая фигура должна побить все черные фигуры, расположенные на шахматной доске, уничтожая каждым ходом по фигуре (черные фигуры считаются заколдованными, недвижимыми).
“Лабиринт”. Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на “заминированные” поля и не перепрыгивая их.
“Перехитри часовых”. Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на “заминированные” поля и на поля, находящиеся под ударом черных фигур.
“Сними часовых”. Белая фигура должна побить все черные фигуры; избирается такой маршрут передвижения по шахматной доске, чтобы ни разу не оказаться под боем черных фигур.
“Кратчайший путь”. За минимальное число ходов белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски.
“Захват контрольного поля”. Игра фигурой против фигуры ведется не на уничтожение, а с целью установить свою фигуру на определенное поле. При этом запрещается ставить фигуры на поля, находящиеся под ударом фигуры противника.
“Защита контрольного поля”. Эта игра подобна предыдущей , но при точной игре обеих сторон не имеет победителя.
“Атака неприятельской фигуры”. Белая фигура должна за один ход напасть на черную фигуру, но так, чтобы не оказаться под боем.
“Двойной удар”. Белой фигурой надо напасть одновременно на две черные фигуры, но так, чтобы не оказаться под боем.
“Взятие”. Из нескольких возможных взятий надо выбрать лучшее – побить незащищенную фигуру.
“Два хода”. Для того чтобы ученик научился создавать и реализовывать угрозы, он играет с педагогом следующим образом: на каждый ход педагога ученик отвечает двумя своими ходами подряд.
“Защита”. Нужно одной белой фигурой защитить другую, стоящую под боем.
Примечание. Все дидактические игры и задания из этого раздела (даже такие на первый взгляд странные, как “Лабиринт” и т.п., где присутствуют “заколдованные” фигуры и “заминированные” поля) моделируют в доступном для детей виде те или иные ситуации, с которыми шахматисты сталкиваются в игре за шахматной доской. При этом все игры и задания являются занимательными и развивающими, эффективно способствуют тренингу образного и логического мышления.
Приложение 2.
Дидактические задания.
“Мат в один ход”.“Поставь мат в один ход нерокированному королю”. “Поставь детский мат”. Белые или черные начинают и дают мат в один ход.
“Поймай ладью”. “Поймай ферзя”. Надо найти такой ход, после которого рано введенная в игру фигура противника неизбежно теряется или проигрывается за более слабую фигуру.
“Защита от мата”. Требуется найти ход, позволяющий избежать мата в один ход (в данном разделе в отличие от второго года обучения таких видов несколько).
“Выведи фигуру”.Определяется, какую фигуру и на какое поле лучше развить.
“Поставь мат “повторюшке” в один ход”. Требуется поставить мат в один ход противнику, который слепо копирует ваши ходы.
“Мат в два хода”. В учебных положениях белые начинают и дают мат в два хода.
“Выигрыш материала”. “Накажи пешкоеда”. Надо провести маневр, позволяющий получить материальное преимущество.
“Можно ли побить пешку?”. Требуется определить, не приведет ли выигрыш пешки к проигрышу материала или мату.
“Захвати центр”. Надо найти ход, ведущий к захвату центра.
“Можно ли сделать рокировку?”. Надо определить, не нарушат ли белые правила игры, если рокируют.
“Чем бить фигуру?”. Надо выполнить взятие, позволяющее избежать сдвоения пешек.
“Сдвой противнику пешки”. Требуется так побить фигуру противника, чтобы у него образовались сдвоенные пешки.
“Выигрыш материала”. Надо провести тактический прием и остаться с лишним материалом.
“Мат в три хода”. Здесь требуется пожертвовать материал и объявить красивый мат в три хода.
“Мат в два хода”.Белые начинают и дают мат в два хода.
“Мат в три хода”. Белые начинают и дают мат в три хода.
“Выигрыш фигуры”. Белые проводят тактический маневр и выигрывают фигуру.
“Квадрат”. Надо определить, удастся ли провести пешку в ферзи.
“Проведи пешку в ферзи”. Требуется провести пешку в ферзи.
“Выигрыш или ничья?”. Нужно определить, выиграно ли данное положение.
“Куда отступить королем?”. Надо выяснить, на какое поле следует первым ходом отступить королем, чтобы добиться ничьей.
“Путь к ничьей”. Точной игрой нужно добиться ничьей.
“Самый слабый пункт”. Требуется провести анализ позиции и отыскать в лагере черных самый слабый пункт.
“Вижу цель!”. Сделать анализ позиции и после оценки определить цель для белых.
“Объяви мат в два хода”. Требуется пожертвовать материал и объявить мат в два хода.
“Сделай ничью”. Требуется пожертвовать материал и достичь ничьей.
“Выигрыш материала”. Надо провести тактический прием или комбинацию и достичь материального перевеса.
Воспитывать уважения к партнёру, самодисциплину, умение владеть собой и добиваться цели; сформировать правильное поведение во время игры; воспитывать чувство ответственности и взаимопомощи; воспитывать целеустремлённость, трудолюбие.
Личностные:
Адекватно оценивать свое поведение и поведение окружающих.
Формировать уважительное отношение к иному мнению.
Учиться понимать свою роль, развивать самостоятельность и ответственность.
Развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
Учиться относиться бережно к материальным и духовным ценностям.
Познавательные:
Осваивать начальные формы познавательной и личностной рефлексии.
Учиться использовать знако-символические средства представления информации.
Использовать различные способы поиска информации на заданную на кружке тему.
Собирать и обрабатывать материал, учится его передавать окружающим разными способами.
Овладевать логическими действиями, устанавливать аналогии, строить рассуждения, овладевать новыми понятиями.
Овладевать начальными сведениями об изучаемом объекте (шахматах)
Учиться работать в информационной среде по поиску данных изучаемого объекта.
Коммуникативные:
Активно использовать речевые средства в процессе общения с товарищами во время занятий.
Учиться слушать собеседника, напарника по игре, быть сдержанным, выслушивать замечания и мнение других людей, излагать и аргументировать свою точку зрения.
Учиться договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.
Регулятивные:
Овладевать способностью принимать и сохранять цели и задачи занятия.
Находить способы решения и осуществления поставленных задач.
Формировать умение контролировать свои действия.
Учиться понимать причины успеха и неуспеха своей деятельности.