"Педагогические технологии и приёмы обучения детей танцевальному творчеству"
"Педагогические технологии и приёмы обучения детей танцевальному творчеству"
Современная образовательная практика диктует новые требования к повышению уровня знаний, практических навыков необходимых для успешного осуществления профессиональной деятельности педагога. Именно этим обусловленна актуальность использования педагогом на занятиях новых педагогических технологий.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Педагогические технологии и приёмы обучения детей танцевальному творчеству"»
«Педагогические технологии и приемы обучения детей танцевальному творчеству»
Доклад педагога дополнительного образования Орликовой Е.С.
Современная образовательная практика диктует новые требования к повышению уровня знаний, практических навыков, необходимых для успешного осуществления профессиональной деятельности педагога. Именно этим обусловлена актуальность использования педагогом на занятиях инновационных технологий.
Эстетические и технические требования к образовательному процессу в обучении детей хореографии складывались не одним поколением педагогов, установки хореографической дисциплины выработанные веками явились фундаментом для создания разных жанров танцевального искусства.
Исполнительская культура, опираясь на традиции, формировалась в соответствии с требованиями времени. Чтобы овладеть исполнительским мастерством танца, необходимо познать и усвоить его природу, его средства выражения, его школу.
Сегодня хореография представлена разнообразными направлениями и стилями и постоянно ведет поиск новых выразительных средств, совершенствует свой образный язык, испытывает творческие возможности танца в разнообразных формах.
Для решения этих задач педагог должен знать как традиционные, так и инновационные технологии преподавания хореографии в целом, и мобильно использовать и внедрять эти технологии в свою непосредственную деятельность.
В своей педагогической практике я использую новые знания, приёмы, подходы и технологии, направленные на совершенствование педагогической практики при преподавании классического и партерного тренажа.
Это помогает мне разнообразить и обогатить занятие по классическому танцу, делая его более интересным для детей.
( Видео занятий партерный тренаж)
Классический танец по праву считается основой хореографии. Какие бы новшества ни привносило в хореографию время, какие бы современные направления ни появлялись в танце, классический экзерсис является стержнем, на основе которого развиваются другие танцевальные направления.
Работая во «Дворце детского юношеского творчества» более 22 лет, анализируя и наблюдая за детьми, я пришла к выводу, что педагогическая практика в «танцевальном образовании» за последние десятилетия существенно изменилась.
Я часто наблюдала, когда ребёнок впервые приходит в танцевальный коллектив, то ему сразу хочется изучать движения, рисунки танца, комбинации, и затем выйти на сцену в красивом костюме и будет танцевать под аплодисменты присутствующих в зале гостей. Но! Он сталкивается с той реальностью, к которой он не был готов, это скучные для него занятия по классическому тренажу и тяжелые упражнения партерной гимнастики. Чтобы разнообразить занятия и привить детям интерес к классическому тренажу, я в своей работе при изучении партерного и классического тренажа использую игровые технологии. Все довольно просто: классический тренаж дети выполняют с использованием различных предметов: мяч, салфетка, карандаш, резинка. Таким образом, обучающиеся быстрее и лучше понимают задачи движений, быстрее осваивают материал.
Ведь одна из задач классического тренажа это правильная постановка корпуса, ног, рук и головы. Делая упражнения с предметами, дети даже не задумываются о том, что у них вырабатывается мышечная память, развивается гибкость стопы, идет развитие и укрепление суставно-связочного аппарата, силы и ловкости, выработка эластичности мышц. Все это в дальнейшем поможет им овладеть танцевальными навыками, танцевальной техникой.
В объединение «Хореографический ансамбль «Ровесники» приходят учиться дети в возрасте 4-5 лет. Учитывая психологию детей дошкольного возраста, ведущей деятельностью в этот период является игра, многие занятия выстраиваю в форме танцевальных и музыкальных игр.
Речь идет не только об использовании игры для разрядки и отдыха, а о том, чтобы сделать ее органичным компонентом занятия, средством намеченной педагогом цели.
На занятиях использую различные подвижные игры. Среди них:
- прием «Этюдная композиция» (исполнение этюда на заданную тему).
Игра развивает фантазию, воображение ребенка, помогает самореализоваться. Форма занятия с использованием игровых технологий позволяет быстрее добиться запоминания необходимых понятий и знаний.
Мой инновационный опыт предполагает применение комплексного подхода к разучиванию танцевальных комбинаций, который включает в себя:
- визуальный компонент (наглядная подача материала самим педагогом, знакомство с новыми танцевальными движениями на основе видеоматериала, просмотром образцовых танцевальных коллективов и здесь я использую технологию ИКТ);
- теоретический компонент (объяснение правил выполнения движений с учетом возрастных особенностей детей, использую технологию личностно-ориентированного обучения);
- практический компонент (разучивание и проработка элементов танцевальной комбинации, закрепление путем многократного повторения, тренировка мышечной памяти; на практических занятиях использую видеосъемку). На этом этапе использую технологию обучения в сотрудничестве и развивающее обучение
- рефлексивный компонент (предполагает обращение к видеозаписи практических занятий, выступлений для анализа и сравнения, что позволяет оценить достоинства и недостатки работы). Здесь применяю технологию проблемного обучения.
Для сохранения и укрепления здоровья детей, я использую элементы здоровьесберегающих технологий. В образовательной деятельности применяю элементы танцевально-игровой гимнастики (Фирилёвой Ж. Е., Сайкиной Е. Г.) и элементы лечебно-профилактического танца (Фирилёвой Ж. Е., Сайкиной Е. Г.), что создаёт оптимальный двигательный режим, положительный психологический настрой детей. Для правильного дыхания использую дыхательные упражнения. С целью снятия напряжения и раскрепощения провожу упражнения на расслабление и самомассаж. Использование здоровьесберегающих методик и технологий содействует оздоровлению организма и профилактике различных заболеваний.
При подведении итогов занятия применяю прием «Похвали себя», каждый обучающийся хвалит себя сам. Считаю, что это повышает самооценку ребенка и стимулирует к дальнейшему обучению.
Внедрение этих инноваций в дополнительную общеразвивающую программу позволяет:
- Повысить качество обучения;
- Расширить рамки образовательных результатов;
- Исполнение хореографических номеров сделать более качественными;
- Улучшить процесс самостоятельной творческой деятельности ребенка.
В результате, программа в последующие годы обучения становится богаче и насыщеннее по содержанию. Это отражается и в учебном процессе, и в концертном репертуаре коллектива, что способствует достижению высоких творческих результатов.
И для того чтоб обучающиеся и дальше с удовольствием приходили на мои занятия, с интересом занимались партерным и классическим тренажом, работали над собой и своим телом, совершенствовались, росли - я учусь вместе с ними, постоянно ищу новые методики и подходы в образовательном процессе, делая занятие продуктивным и увлекательным.