Мероприятие подходит для 5-11 классов. Предварительно всем классам было задание нарисовать герб своего класса. и на мероприятие учащиеся приходят со своим гербом, рассказывают про него.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Цель: Познакомить учащихся с понятием родословной, научить их составлять семейное древо и рассказать о своих предках.
Ожидаемые результаты:
- Учащиеся узнают, кто такие предки и как строится родословное дерево. - Развивается интерес к истории своей семьи. - Ученики захотят поработать с архивными документами и фотографиями своих предков.
1.Вводная часть.
Говори мне, мама, говори! Жизнь свою рассказывай подробней, Всю судьбу сначала повтори, Не спеши, я сяду поудобней!
Что и как, кто был кому родня, Всё меня, поверь, интересует!
Нам не хватит для беседы дня, Ну и что ж, нас это не волнует!
Корни родословной глубоки, Я мечтаю знать о них побольше, Времена те были далеки, Хочется, чтоб помнили их дольше!
До конца XVIII века большинство населения центральной России фамилий не имело. Их роль выполняли отчества и, чаще всего, прозвища.
В русском языке слово «фамилия» появилось в эпоху Петра I, когда в разных учреждениях людей стали называть по фамилии, имени и отчеству. Царь своим указом велел записать всех людей, проживающих в Российском государстве, «по именам с отца и с прозвищу».
Фамилии, присваивались на основании единственного признака-родства. Родословная, или как говорили раньше, «родословие» - это последовательный перечень поколений людей одного рода.
Есть такая пословица: дерево держится корнями, а человек семьёй. Наши семьи, их истории, традиции – все это корни, которыми мы цепляемся за жизнь, и которые не дают нам быть сметенными и унесенными жестокими бурями невзгод. Как дерево получает полезные вещества через корни, так и мы получаем неоценимую мудрость через историю наших предков.
Семен Густафьев – « Моя родословная»
2.Проверка задания «Герб своего класса»
Рыцарский герб - это эмблема, по которой можно было определить, к какому роду принадлежит рыцарь.
Когда у рыцарей появились шлемы, закрывавшие лицо, стало практически невозможно различить, кто есть кто, в пылу битвы на поле боя или на турнире.
Поэтому у каждого рыцаря был свой герб, украшавший рыцарский щит, копье и даже попону коня.
Каждый рыцарь, желавший вступить в рыцарский союз, должен был доказать своё дворянское происхождение. Доказательством служило рыцарское родословное дерево и герб.
Герб семьи отражает основные традиции, историческое начало, ценности семьи.Он символизирует единение всех членов семьи и принадлежность владельцев к определённой категории людей. Ваш класс - это ваша школьная семья. Именно в школе вы проводите основную часть своего времени, пять дней в неделю, девять месяцев в году. Поэтому, вам было дано задание изобразить герб вашего класса, таким, каким вы представляете вашу школьную семью.
3.Викторина
«Хитрые вопросы»
-Определите, о каком же родственнике идет речь.
Ты мне сын, но я тебе не отец. Кто же так говорит? (Мать)
В одной семье два отца и два сына. Сколько это человек? (3 трое - дед, отец, сын)
В семье 5 сыновей, у каждого из них есть сестра. Сколько детей в семье? (6 детей: 5 братьев и одна сестра)
В комнате сидели отец, мать, сын, дочь, тетя, дядя, брат, сестра, двоюродная сестра, двоюродный брат, племянник, племянница. Но там было всего четыре человека. Как такое могло быть? (брат с сестрой пришли каждый со своим ребенком - у брата дочь, у сестры сын. Или наоборот)
Сколько поколений вас отделяет от вашего пра-прадеда? 3 (родители, дедушки, прадедушки)
«Догадайся, кем же были предки этих людей»
Карточка № 1
БЛИННИКОВ- изготовитель и продавец блинов
ВЕРЕВЩИКОВ – веревщик «тот, кто производит измерение и межевание земли»
ГАЗЕТЧИКОВ – газетчик «продавец газет», «издатель газеты»; позднее «журналист»
ИГОЛЬНИКОВ – игольник «тот, кто изготавливает и продает иголки»
Карточка № 2
ГВОЗДАРЬ – гвоздарь «кузнец, делающий гвозди»
ЖЕМЧУЖНИКОВ – жемчужник «торговец жемчугом или искатель жемчуга»
ЗОЛОТАРЕВ, – золотарь «ювелир»
ИГОЛЬНИКОВ – игольник «тот, кто изготавливает и продает иголки»
Карточка № 3
КОЛЕСНИК, КОЛЕСНИКОВ, – колесник ««тот, кто изготавливает колеса, колесный мастер»
МАСЛЕНИКОВ, МАСЛЕННИКОВ – масленик «тот, кто изготавливает и продает масло»
ПРУДНИК, ПРУДНИКОВ – прудник «мельник на водяной мельнице с запрудой»
ТКАЧЕВ, ТКАЧЕНКО, – ткач «мастер по ткацким работам»
«Кто это»
Брат жены (шурин). Сын сына (внук)
Брат мужа (деверь). Отец отца (дедушка)
Сестра мужа (золовка). Мать отца (бабушка)
Сестра жены (свояченица). Дочь дочери (внучка)
Мать жены (теща). Дочь бабушки (внучка)
Отец жены (тесть). Дочь бабушки (мать)
Мать мужа ( свекровь). Сын дедушки (отец)
Заключение
Многие ваши интересы, навыки и таланты перешли к вам по наследству от членов вашей семьи, даже тех, которых вы никогда не видели. Когда-нибудь и вы станете родителями, бабушками дедушками, и ваши потомки будут оглядываться на вашу жизнь, стремясь узнать, какими вы были. Мы гордимся членами наших семей, которые при жизни делали добро и были достойными людьми. Я вам желаю прожить так, чтобы ваши потомки гордились вами.
Владимир Федоров
ч.1. О семье и роде
Мы своих не помним прадедов, И о них совсем забыли, Но мы точно это знаем - Что они когда-то жили...
Наши в будущем потомки, Правильно за нас решили, Мы умрём, и наши правнуки, Нас забудут, мы ж забыли…
Есть корень в слове, называемом – «Народ», Он называется великим словом – «Род»*!
ч.2. О безродных, кто не знает своего рода
В семье увы, не без урода, Есть те, кто Род не признаёт, Такие портят карму Рода, Они позорят весь наш Род...
(Пролог)
Они не понимают это, Живут «Безродные» одни, И возвышая своё эго, Не знают Родины они!
Ведь в слове «Родина» есть корень, И этот корень - слово «Род», И навсегда тот опозорен, Кто с Родом дружно не живёт!
Чрез Род мы в мире воплотились, Род нам защиту всем даёт, Род хочет, чтоб мы с духом слились, Великих дел от нас Род ждёт! Тот в жизни горькие плоды лишь пожинает, Кто корни Рода своего совсем не знает...