Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка "Методическая копилка"»
«Методическая копилка»
Современные условия, нормативные документы в сфере дополнительного образования предъявляют новые требования к качеству образования, к повышению квалификации педагогических работников, совершенствованию учебного материала, обобщению и распространению опыта. Это вызывает необходимость постановки перед методической службой задач, решение которых предполагает изменение содержания, средств, способов организации методической работы на всех уровнях и внедрению новых форм работы.
В новых изменяющихся условиях стало понятно, что существующая методическая работа не сможет обеспечить реализацию качественного учебного процесса, в связи с этим возникла необходимость по-новому выстраивать организацию методической службы, встраивая в учебный процесс конкурсы для преподавателей.
Методическая служба должна стать средством повышения компетенции преподавателя и средством его профессионального роста.
Исходя из этого, на сегодняшний день можно обозначить актуальную проблематику дополнительного образования: потребность в преподавателе, способном обновлять содержание своей деятельности посредством критического, творческого ее освоения, применяя достижения науки и передовой опыт.
Прогнозируемые принципиальные изменения в дополнительном образовании обусловлены необходимостью изменения педагогической позиции преподавателя.
Педагогические кадры… преподаватели, начинающие и опытные коллеги… руководители, «функциональны» и «линейные»… Методическая работа по общекультурному, общепедагогическому образованию не может быть отложена «на потом» ни для одной из этих педагогических категорий. Не претендуя на инновационность и «образцовость» в работе над созданием условий для профессионального роста преподавателей, я хочу поделиться опытом организации Заочного конкурса методических работ преподавателей образовательных организаций дополнительного образования в сфере культуры и искусства по всем видам деятельности «Методическая копилка» как формой реализации идеи обновления работы с педагогическими кадрами на муниципальном уровне Муниципального образования город Ноябрьск. Это конкурс профессионального мастерства, в котором соревнуются педагогические работники ДШИ по всем видам деятельности.
Идея организации конкурса была следствием проведённого анализа работы педагогических работников и методических объединений ДШИ. Деятельность методических объединений часто носит формальный характер, не инициирует профессиональный диалог, не является цехом методического мастерства. Ряд факторов, прежде всего – отсутствие системы морального поощрения руководителей методических объединений ДШИ, узкий обмен опыта методической работы внутри одной школы приводит к формальному отношению в методической работе. В связи со сложившейся ситуацией требуется целенаправленная система мер по сохранению методической работы, методических объединений как необходимого звена цепочки непрерывного повышения квалификации преподавателя. Одним из предложенных вариантов «исправления» ситуации и стала идея организации и проведения городского заочного конкурса методических работ.
Этот заочный конкурс проходил с апреля по сентябрь 2016 года. В нём приняли участие педагогические работники ДШИ и ДМШ города Ноябрьска. Преподаватели и концертмейстеры представили опыт своей работы в семи номинациях: «Методическая разработка», «Методическое сообщение», «Методическое пособие», «Учебно-методическое пособие», «Электронное учебное пособие», «Тестовые и контрольные материалы», «Электронная презентация».
Разработкой, организацией и проведением заочного конкурса методических работ преподавателей образовательных организаций дополнительного образования в сфере культуры и искусства по всем видам деятельности «Методическая копилка» занималась «Детская школа искусств имени П.И. Чайковского» муниципального образования город Ноябрьск.
Организаторы конкурса не стремились к массовому сопоставлению методических работ друг с другом. Цели конкурса разнообразны:
- активизация методической работы преподавателей, концертмейстеров организаций дополнительного образования города Ноябрьска (далее – ДШИ, ДМШ);
- совершенствование форм и содержания методической работы преподавателей, концертмейстеров ДШИ, ДМШ (далее – участники);
- внедрение инновационных технологий в процесс обучения с целью повышения качества образования;
- совершенствование профессионального мастерства и расширение возможностей реализации творческого потенциала преподавателей;
- поиск новых методов и форм использования информационно-коммуникационных технологий.
Важным для организаторов являлось поддержать результативный опыт работы педагогических работников, создать условия для распространения того лучшего, что вызрело в стенах школ и достойно для использования за их пределами.
Кроме того, конкурс решал обучающие задачи: активизировать творческую активность преподавателей, концертмейстеров; распространить педагогический опыт; создать электронный банк данных методических разработок; пропаганда и активизация методической работы в ДШИ, ДМШ.
Для этого конкурсантам пришлось и над книжками посидеть, и за «круглым столом» собраться для совета, и не раз к методисту прийти на консультацию. Чем не преодоление себя, не ещё одна ступенька в само- и взаиморазвитии?!
У конкурса есть будущее, потому что преподаватели увидели перспективы дальнейшего профессионального роста: конкурс обострил потребность в повышении квалификации, поставил очередные цели, сформулировал новые требования к внутришкольной методической работе. По мнению участников, подобные конкурсы, необходимы потому, что они являются условием «профессионального самосохранения».
Следующий заочный конкурс методических работ преподавателей образовательных организаций дополнительного образования в сфере культуры и искусства по всем видам деятельности «Методическая копилка» г. Ноябрьск будет проходить в третьем квартале 2018 года.