kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Игровые технологии как средство формирования социальной компетентности учащихся

Нажмите, чтобы узнать подробности

В современной педагогической литературе можно найти интересный материал по поводу различных инновационных технологий, об их месте в педагогическом процессе, о роли и значении в нем. Однако среди большого числа действительно новых методик встречаются и достаточно традиционные на первый взгляд, но в некоторой степени забытые под напором современности подходы, формы и методы воспитания.

Для детей с умственной отсталостью доминирующей мотивацией является игровая деятельность. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Игровые технологии как средство формирования социальной компетентности учащихся »



Игровые технологии как средство формирования социальной компетентности учащихся

В современной педагогической литературе можно найти интересный материал по поводу различных инновационных технологий, об их месте в педагогическом процессе, о роли и значении в нем. Однако среди большого числа действительно новых методик встречаются и достаточно традиционные на первый взгляд, но в некоторой степени забытые под напором современности подходы, формы и методы воспитания.

Для детей с умственной отсталостью доминирующей мотивацией является игровая деятельность.

Особое место в процессе формирования социальной компетентности подрастающего поколения занимает игровая деятельность. Человечество выбрало игру для стимулирования творческой активности детей, формирования у них навыков социального поведения. Игра широко использовалась как основное средство социальной интеграции детей еще за долго до того, как она стала предметом научных исследований. Развивающая игровая деятельность продуктивно используется в образовании и воспитании детей на протяжении всей истории педагогики, позволяя детям относительно легко и непринужденно познать себя и окружающий мир, органично войти в него. Влияние игры на формирование навыков социальной компетентности личности школьника заключается в том, что, благодаря игровому подражанию и ролевому перевоплощению он знакомится с нормами и моделями поведения и взаимоотношений детей и взрослых людей, которые становятся образцами для его собственного поведения.

Международная конвенция прав ребенка закрепляет право детей на игры. Поэтому, каждый ребенок, вне зависимости от условий, времени ощущая потребность в играх, должен иметь гарантированные возможности для игр. Игры обусловливают физическое, духовное, эмоциональное развитие детей, способствуют интеллектуальному развитию личности, демонстрируют образцы цивилизованного социального поведения.

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме разнообразных педагогических игр, которые отличаются от игр вообще тем, что они обладают четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые в свою очередь обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Говоря о характеристиках игры, необходимо отметить особенности их трансформации в игре педагогической: ситуация классно-урочной системы обучения не дает возможности проявиться игре, в так называемом «чистом виде», учитель должен организовывать и координировать игровую деятельность детей. Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые должны выступать как средство побуждения, стимулирования обучающихся к учебной деятельности. А для игровой деятельности во внеурочное время можно уделить больше времени и расширить пространство организации игровой деятельности.

Вопрос приобщения детей к социальной действительности решали многие педагоги по-разному. Остановимся на том, как рассматривали проблему социализации детей русские педагоги, такие как К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой. Они считали, что «воспитание ребёнка должно быть насыщено содержанием жизни взрослых людей, что очень рано нужно приобщать детей к культуре и быту своего народа, к его традициям, обычаям, языку». Таким образом, русские педагоги в вопросах социализации придерживались краеведческого принципа, народности и национальности. Это правильно, поскольку для полноценной жизни среди своего народа необходимо знать его культуру, обычаи, традиции, уметь уважать их.

Учитывая принцип народности, мы подошли к такому вопросу: как народные игры и игрушки влияют на социализацию детей?

Через народные игры ребёнок приобщается к культуре своей страны, усваивает народные традиции, обычаи, тем самым воспитывается любовь к Родине, к окружающей природе.

Народные игрушки как средство социализации детей

народные игрушки:

- игрушки-самоделки;

- дидактические игрушки и игры;

- сюжетные игрушки и игры.

Игрушки-самоделки изготавливаются взрослыми или детьми, используя для этого разнообразный материал: тряпичные или соломенные куклы, летающие змеи, кораблики, лодки из коры, каталки и т.д.

На игрушке-самоделке ребёнок учится работать с разными материалами и видами труда: шитьё для кукол, создание мальчиками орудий для охотничьего, рыболовного промысла и игры с ними, всевозможное плетение корзинок, резьба узорных «буравчиков», коробочек из бересты и т.д.

Постепенно это все вводит детей в трудовую жизнь взрослых. Кроме этого, игрушки-самоделки дают возможность проявить своё творчество, умение, выразить своё видение того или иного предмета, возможность создания собственной уникальной вещи, а значит, дают возможность ребёнку быть творцом, автором.

Дидактические игрушки - это игрушки, направленные на развитие психических процессов, содержат в себе развивающую задачу, соответствующую возрасту. Это могут быть задачи на развитие восприятия, памяти, мышления.

Любая дидактическая игрушка ставит перед ребенком обучающую задачу, условия решения которой заложены в самой игрушке, ее конструкции или содержании игры. Так с помощью игрушки можно научить ребенка выделять различные свойства предметов (цвет, форму, величину), выполнять задания на подбор по сходству или различию. Можно произвести группировку сходных или различающихся по каким-либо признакам игрушек или подобрать одинаковые. Трудно переоценить значение первых предметных игр малыша с матрешками, пирамидками, кольцами, цветными колпачками, втулками, шариками и т.п. Они входят в дидактическую систему средств, связанных с обучением ребенка умению ориентироваться в различных свойствах предметов, действовать с ними. Важно учитывать, что дидактические игрушки не только обогащают сенсорный опыт ребенка, способствуют развитию руки и укреплению ее мышц, формируют ручную умелость, совершенствуют мелкую моторику пальцев, но и развивают интеллектуальную деятельность, внимание, память. В процессе таких практических действий как соединение, разъединение, проталкивание, нанизывание предметов, развиваются логические представления и операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение. Занятия с дидактическими игрушками формируют познавательную активность детей. Например, открывая и закрывая коробку, собирая и раскладывая шарики, нанизывая кольца на пирамидку, ребенок осваивает «прямые» и «обратные» действия. Он познает свойства предметов (большой – маленький), их качества (твердый – мягкий, легкий – тяжелый), их количество (один, много, мало), форму (шар, куб, круг, кольцо).


Сюжетные игрушки используются для организации сюжетно-ролевых игр: куклы, зверушки, домики для Барби, кухни спальни и многое другое.


Особая воспитательная роль, по мнению родоначальника теории игры в отечественной науке К.Д.Ушинского, принадлежит коллективным играм, вырабатывающим у детей навыки общественного поведения и завязывающим «первые ассоциации общественных отношений».

И обязательно нужно отметить, что бурное развитие компьютерных технологий в последние годы накладывают определенный отпечаток на развитие личности современного ребенка. Мощный поток новой информации, применение компьютерных технологий, а именно распространение компьютерных игр оказывает большое влияние на воспитательное пространство современных детей и подростков. А создание воспитательного пространства - это необходимое условие становления личности ребенка не только в стенах образовательного учреждения, но и за его пределами. Существенно изменяется и структура досуга детей и подростков, т.к. компьютер сочетает в себе возможности телевизора, DVD приставки, музыкального центра, книги.

Компьютеризация всех сфер общественной жизни человека - одно из самых впечатляющих событий современности. Компьютер стал неотъемлемой частью в нашей жизни, захватывая своим влиянием современных детей и подростков. Хотим мы или не хотим, но дети будут играть в компьютерные игры. Наша задача состоит в том, чтобы подоборать те игры, которые обучают, развивают и воспитывают.

В играх современных детей в связи с происшедшими изменениями в обществе возрастает значение подвижных игр с правилами.

Подвижные игры с правилами

Правила, регулирующие социальные отношения в мире, способствуют социализации личности ребенка, так как с помощью правил он апробирует и практикует свой социальный опыт, что влияет и на содержание, и на качество протекания самостоятельной игры. Социальный опыт ограничен в познании окружающей действительности, а с восприятием игровых правил оно углубляется и способствует увлекательному проживанию им сюжета в игре. Сознание своей самостоятельности и удовольствия становится источником детской уверенности, коммуникативных отношений с окружающими, становления социализируемой личности.

Итак, можно выделить следующие особенности игровой деятельности, способствующие социализации детей: разнообразие предметного содержания игр, представляющего широкий спектр знаний об окружающем мире; эмоциональная привлекательность, обеспечивающая мотивацию к позитивному взаимодействию с социумом; практическая направленность на творчество, дающая возможность самореализации, опыт индивидуального проживания уникальных социальных ролей, навыки социально адекватного поведения.

Есть еще такое понятие как социально ориентирующие игры.

Нам больше знакомы как деловые игры, но в последние годы в школьной педагогической практике появился новый тип социально ориентирующих игр, в которые взрослые и дети играют вместе, используя их для решения очень важных для всех проблем совместного существования. Социально ориентирующая игра - это большой импровизированный спектакль, в котором участвуют все, как ученики, так и учителя. Могут включаться даже родители. В этих играх создаются ситуации выбора, когда школьник выбирает способ не только своего участия в игре, но и достижения цели. Он может идти к цели один, или со своим другом, или с большой группой детей.

Главный педагогический смысл этих игр - создание условий для социальных проб обучающихся общеобразовательных школ в имитируемой социальной деятельности, т.е. создание ситуаций выбора, в которых ребенок должен найти способ решения той или иной социальной проблемы на основе сформированных у него ценностей, нравственных установок и своего социального опыта. Социальная проба - это всегда преодоление, и поэтому ее основу составляет волевой компонент.(чего нашим детям недостает)

Таким образом, игры помогают сблизить детей, объединить их общей интересной для всех деятельностью. Регулярное проведение совместных игр обогатит обучающихся новыми впечатлениями, будет способствовать формированию навыков социальной компетентности, даст им новый социальный опыт, который так важен для развития личности.

В нашем понимании, игра, - вид деятельности, направленный на воссоздание и усвоение социальных отношений, в котором формируется и совершенствуется социально активная индивидуальность ребенка. Для обучающихся любого возраста необходимо создавать специальное игровое пространство, в котором бы ребенок мог не просто вступать во взаимоотношения со сверстниками и близкими взрослыми, но и активно усваивать знания, нормы, правила общества, иными словами формироваться как социально компетентная личность.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Игровые технологии как средство формирования социальной компетентности учащихся

Автор: Ильчибаева Валентина Александровна

Дата: 24.01.2015

Номер свидетельства: 160752

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(200) "Игра как средство формирования коммуникативной компетенции на уроках английского языка в начальных классах"
    ["seo_title"] => string(106) "ighrakaksriedstvoformirovaniiakommunikativnoikompietientsiinaurokakhanghliiskoghoiazykavnachalnykhklassakh"
    ["file_id"] => string(6) "278612"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1453115102"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(101) "статья "Новые эффективные образовательные технологии" "
    ["seo_title"] => string(60) "stat-ia-novyie-effiektivnyie-obrazovatiel-nyie-tiekhnologhii"
    ["file_id"] => string(6) "147630"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1419439454"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(174) "Статья "Универсальные учебные действия как средство обеспечения математического образования""
    ["seo_title"] => string(80) "stat_ia_univiersal_nyie_uchiebnyie_dieistviia_kak_sriedstvo_obiespiechieniia_mat"
    ["file_id"] => string(6) "398784"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1489081178"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "Конспект урока русского языка в 5 классе "Глагол как часть речи" "
    ["seo_title"] => string(69) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-5-klassie-glaghol-kak-chast-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "155968"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421341211"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(208) "УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ ПО КРАЕВЕДЕНИЮ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ  ЛИЧНОСТНЫХ И МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ"
    ["seo_title"] => string(128) "uchiebno-mietodichieskii-kompliekt-po-kraieviedieniiu-kak-sriedstvo-formirovaniia-lichnostnykh-i-mietapriedmietnykh-riezul-tatov"
    ["file_id"] => string(6) "269334"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1450800127"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства