kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Я ЛИРУ ПОСВЯТИЛ…"

Нажмите, чтобы узнать подробности

« Я считаю, что каждый                                                                осетин в той мере может считаться достойным сыном своего народа,  в какой  он ценит и любит Коста»

        В. Абаев

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Я ЛИРУ ПОСВЯТИЛ…"»



Я ЛИРУ ПОСВЯТИЛ…

« Я считаю, что каждый осетин в той мере может считаться достойным сыном своего народа, в какой он ценит и любит Коста»

В. Абаев.



Вед.1 Высокогорное селение Нар…

Оно расположена на скалистом выступе. Когда по утрам рассеивается туман селение напоминает корабль по среди вековых нагромождений. Хребтов, горных расшелин и теснин. Нар окружен белоснежными вершинами и альпийскими лугами. Очарованию природы его нет границ. Здесь 157 лет назад явился на свет славный сын осетинского народа Коста Хетагуров.

Сегодня день торжественный и яркий

Как щедро солнце дарит людям свет.

Принарядились рощи,скверы, парки,

Ведь в этот день родился наш поэт.



Великий сын Кавказкого народа,

Уж минуло тебе 157 лет.

Но образ не стерли дни и годы

В Осетии все помнят твой завет.



Вед.2 Ӕз дзыллæйæ къаддæр куы дарин,

Куы бафидин искуы мæ хæс,

Уæд афтæ æнкъардæй нæ зарин,

Нæ хъуысид мæ кæуы хъæлæс.

Хорз адæймагæн, йæ дзыллæты амондыл тохæй чи нæ бафæллайы, йæ адæмæн цæрæнбонты лæггад чи фæкæны, ахæм лæгæн мæлæт нæй. Ис ын æрмæст райгуырæн бон. Æмæ уыцы бон свæййы Адæмон бæрæгбон. Ахæм кадджын бон





Ирыстонæн ссис 15 октябрь – Къостайы райгуырæн бон. Уымæн æмæ Къоста æнустæм цæргæйæ баззад йæ адæмы зæрдæты, зонды, хъуыдыты.


Сокурова Дж. 5 в кл. «Къоста» Чеджемты Г.

Киноныв.

Вед.1 Нужда и лишения сопутствовали ему всю жизнь. Сложившись как мастер слова и кисти Коста встал на защиту интересов обездоленных горцев, проповедуя свободу, братство и равенство народов.



…….

Вед.2 Къоста æнæкæрон уарзтæй уарзта йæ адæмы , йæ райгуырæн зæхх, æмбæрста сын сæ фыдæбæттæ, тыхстис сæ фидæны цардыл. Къостайæ раздæр ничи фехъуыста Ирыстоны риуæй хъæрзын.

Вед.1 Всю тяжесть горькой судьбы своего народа Коста изобразил в стихотворении «Додой».

В песню надо вложить сердце,чтобы стало крылатой, он не пожалел своего сердца. «Страдать за других невозможно, если ты сам не изведал страданья»-говорил Коста.

Киноныв «Додой».

Плиев Азамат. Додой.

ДОДОЙ

Додой фæкæнат, мæ райгуырæн хæхтæ,

Сау фæныкæй уæ куы фенин фæлтау!

Зæй уæ фæласа, нæ тæрхоны лæгтæ, –

Иу ма уæ фезмæлæд искуы лæгау!.



Искæй зæрдæ уæ дзыназгæ нырризæд,

Искæмæ бахъарæд адæмы хъыг,

Дзыллæйы мæстæй уæ исчи фæриссæд,

Иумæ уæ разынæд иу цæстысыг!..

ГОРЕ

Горы родимые, плачьте безумно.

Лучше мне видеть вас черной золой.

Судьи народные, падая шумно,

Пусть вас схоронит обвал под собой.



Пусть хоть один из вас тяжко застонет,

Горе народное, плача, поймет.

Пусть хоть один в этом горе потонет,

В жгучем страданье слезинку прольет.










Вед.2 Мæхицæн кад, мæхицæн ном ыскæнын, кæнæ мæ уацмыстæй

материалон пайда райсон, зæгъгæ, уый тыххæй нæ фыста Къоста, фæлæ фыста сывæллæтты кæуынæй-иу йæ зæрдæ куы байдзаг ис, адæмы рыст иу куыннæ уал фæрæзта, уæд.



……..

Вед.1 Он не мог не родиться и не внести с собой в жизнь золотые россыпи мудрых слов. Горцы потеряли бы дар речи, не будь стоголосой «Осетинской лиры». Без неё пастушья свирель сиротливо умолкла бы. В саклю бедняка никогда не заглянуло бы жаркое солнце. Этот изумительный человек был добрым и щедрым.

Танец 4а кл.

Вед.2 Къоста йæ адæмы сæрыл тох кодта хицæуттимæ. Уый тыххæй бавзæрста бирæ фыдæбæттæ, 2 хатты хаст æрцыд йæ уарзон Ирыстонæй. Фæлæ уæддæр нæ уагъта йæ литературон куыст. Йæ æмдзæвгæты æмбырдгонд «Ирон фæндыр» ссис ирон адæмы уарзондæр чиныг.

Ковалёва Мария 7 В кл

Мæ Иры фæсивæд! Дæ цинæй, дæ хъыгæй

Фæластон мæ сау зæрдæ дард.

Цы ма мын кæндзынæ, дæ цæстыты сыгæй

Æнæ хай фæуыдзæн мæ мард!

Æцæгæлон адæм, æцæгæлон бæстæ

Æхсныфæй нуазынц мæ туг.

Мæлæтæй нæ тæрсын, фæлæ мын мæ фæстæ

Мæ уæлмæрдмæ чи хæсдзæн суг?!

Кæй чызг мыл скæндзæн зæрдæхалæн хъарæг,

Кæй кæуынæй риздзæн къæдзæх?

Кæй фæндыр сцæгъддзæн мæ иунæджы зарæг,

Чи уадздзæн мæ дугъы йæ бæх?!

Мæ Иры фæсивæд! Дæ цинæй, дæ хъыгæй

Фæластон мæ сау зæрдæ дард.

Цы ма мын кæндзынæ дæ цæстыты сыгæй

Æнæ хай фæкодтон мæ мард!







Вед.1 В самые мрачные дни, гонимый царским самодержавием, Коста никогда не терял веры в светлое будущее и творил во имя этого будущего.

От того -то столько негаснущего огня, столько тепла и света в его совершенных произведениях, написанных на русском языке. «А стихи я пишу только в такое время, когда потребность высказаться всецело охватывает все мое существо. Над многими стихотворениями я рыдал, когда их писал», - признавался Коста.


Люблю я целый мир, люблю людей, бесспорно,

Люблю беспомощных, обиженных, сирот,

Но больше всех люблю, чего скрывать позорно? —

Тебя, родной аул и бедный наш народ.



Вед.2 Къостайы æмдзæвгæтæ сæ арæзтмæ гæсгæ сты хуымæтæг , се взаг у æнцон æмбарæн, фæлæ хъæздыг æмæ аив. Сæ фылдæр систы зарджытæ.

Зарæг 4 а кл.

Вед.1 Говорят, что все детские произведения Коста воспринимались горцами, не умевшими читать и писать, как естественное продолжение « Нартских сказаний». Столько здесь было народных образов,мыслей, понятий. Он призывал – учиться, давал добрые советы детям. Для Коста отвратительными были обман и жадность, трусость и лень. Зато как прекрасны, по его мнению, остроумие, смекалка, мудрость, трудолюбие. Коста разговаривает с детьми в своих стихотворениях.

Детские стихи.

Дзигоева А., Джаджиев, Икаев Д.



Киноныв. Маленький чигит.

Вед.2 Къоста рох никуы уыдзæн, уымæн æмæ æнустæм баззад цæргæйæ йæ адæмы зæрдæты. Фырты хæс бафыста уый Ирыстонæн, йæ дзыллæйæн, йæхи снывонд кодта мæгуыр адæмы рухс фидæнæн. Йæ фæстагсулæфты онг дæр сидтис ирон адæммæ, цæмæй хæларæй цæрой. «Ме’ фсымæртæ! Кæрæдзи уарзгæйæ цæрут!» - уыдысты поэтæн йæ фæстаг ныхæстæ.








Вед.1 Память о великом Коста передается из поколения в поколение не только в Осетии, но и в многонациональной России, во многих странах мира. Бесспорно, его жизнь – это подвиг, образец служения своему народу. Пройдут годы, пройдут века, но имя славного сына осетинского народа не померкнет и по- прежнему будет сиять, подобно снежным вершинам Кавказа.

Пак Альберт 6 а класс.

«Балцы зарæг»



Вед.2 Куы -иу цæуа лæгдзинадыл ныхас,

Уæд-иу Къостайæ райдайут уæ дзырд-

Уыди Къоста æхсæрдзæнау ныфсхаст

Ӕмæ æгас дунейæн басгуыхт фырт.


Вед.2 Зынаргъ æмбæлттæ! Хетæгкаты Къостайы номыл литературон изæр кæронмæ æрхæццæ. Къостайы кадæй хайджын ут! Æнæниз æмæ амондджынæй цæрут! Нæ ног фембæлдмæ!


Вед.1 На этом литературно -музыкальный вечер, посвященный Дню рождения великого сына Осетии Коста Хетагурова, подошел к концу! Благодарим за внимание! До новых встреч!






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
"Я ЛИРУ ПОСВЯТИЛ…"

Автор: Тадтаева Зарема Оливеровна

Дата: 09.12.2016

Номер свидетельства: 367787

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(108) "Александр Сергеевич Пушкин "Я лиру посвятил народу своему.""
    ["seo_title"] => string(60) "aleksandr_sergeevich_pushkin_ia_liru_posviatil_narodu_svoemu"
    ["file_id"] => string(6) "619030"
    ["category_seo"] => string(6) "corect"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1670074225"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(203) "Конспект интегрированного урока по литературе в 10 классе "Н.А. Некрасов и творчество художников-передвижников""
    ["seo_title"] => string(109) "konspiektintieghrirovannoghourokapolitieraturiev10klassienaniekrasovitvorchiestvokhudozhnikovpieriedvizhnikov"
    ["file_id"] => string(6) "298783"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1456404397"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "Доклад  на тему  «Методы и приёмы изучения биографии писателя  в школе» "
    ["seo_title"] => string(77) "doklad-na-tiemu-mietody-i-priiomy-izuchieniia-bioghrafii-pisatielia-v-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "193212"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1427612157"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Урок литературы в 8 классе “Гражданином быть обязан” "
    ["seo_title"] => string(53) "urok-litieratury-v-8-klassie-grazhdaninom-byt-obiazan"
    ["file_id"] => string(6) "198628"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428425650"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(240) "Методическая разработка урока литературы«Я лиру посвятил народу своему».   Страницы биографии и творчества Н.А. Некрасова, 10 класс "
    ["seo_title"] => string(138) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-litieratury-ia-liru-posviatil-narodu-svoiemu-stranitsy-bioghrafii-i-tvorchiestva-n-a-niekrasova-10-klass"
    ["file_id"] => string(6) "231089"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1442353365"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства