Просмотр содержимого документа
«Урок литературы в 8 классе “Гражданином быть обязан” »
Урок литературы в 8 классе
“Гражданином быть обязан”
Разработан учителем
МОУ СОШ №55
Богомоловой Е. В.
Тема урока: “Гражданином быть обязан”
Цель: понять позицию Некрасова в стихотворении “Поэт и гражданин”; оценить актуальность этого стихотворения.
Оборудование: таблички с цитатами.
Записи на доске:
Я лиру посвятил народу своему.
Быть может, я умру неведомый ему,
Но я ему служил и сердцем я спокоен.
Н. А. Некрасов.
Гражданин – в праве: человек, обладающий всей совокупностью прав и обязанностей, предусмотренных конституцией, имеющий гражданство данного государства. В широком смысле этого слова – нравственный человек, обладающий политической и правовой культурой, “Отечества достойный сын”.
Ход урока:
Оргмомент.
Сегодня мы с вами будем говорить о стихотворении “Поэт и гражданин” Н. А. Некрасова. Наша задача – понять позицию автора и оценить актуальность этого стихотворения.
Это стихотворение – одно из самых глубоких произведений русской поэзии о соотношении гражданственности и искусства.
Сообщение ученицы об истории публикации стихотворения “Поэт и гражданин”
Почему стихотворение было напечатано именно так?
Скажите, на каком приеме оно построено?
Чем являются слова “поэт” и “гражданин” в этом стихотворении по отношению друг к другу?
Эти слова всегда антонимичны?
Такие слова называются контекстуальными антонимами, то есть их противоположные значения вырастают из контекста.
Какие еще тропы встретились вам в этом стихотворении?
Некрасов стремится показать отличия поэта и гражданина. Давайте проверим, как вы запомнили черты того и другого. У меня есть листы с цитатами, прикрепите их под надписью, к которой они относятся:
Поэт
Гражданин
1. “Суров, хандрит и еле дышит...”
2. “Мы рождены для вдохновенья,
Для звуков сладких и молитв...”
3. “Твой стих тягуч”
4. “А мы с своей душой ленивой,
Самолюбивой и пугливой
Не стоим медного гроша”
1. “Не будет... к Отчизне холоден душой”
2. “Служа искусству,
Для блага ближнего живи”
3. “Отечества достойный сын”
4. “Он, как свои, на теле носит
Все язвы Родины своей”
Какие слова не принадлежат Некрасову?
Какие ещё цитаты есть в этом стихотворении?
Кому они принадлежат?
Как называет Некрасов Пушкина?
Кто из двоих: Поэт или Гражданин – ценит его? Почему?
На доске записано определение понятия “гражданин”, взятое из Словаря-справочника по праву.
В чём разница между определением, взятым из словаря и тем, как это понятие трактует Некрасов?
Скажите, чем объясняет Некрасов отход от высоких идеалов гражданственности?
(Внешней обстановкой и личной слабостью).
А можем ли мы вслед за Некрасовым сказать:
Ах! Будет с нас купцов, кадетов,
Мещан, чиновников, дворян,
Довольно даже с нас поэтов,
Но нужно, нужно нам граждан!
Почему?
Кто такой гражданин в наше время?
Актуально ли стихотворение?
Завершая наш урок, какой мы можем сделать вывод?
Обратите внимание на эпиграф. Как вы думаете, Некрасов – гражданин какой страны?
Кому адресовано его стихотворение “Поэт и гражданин”?
Да, конечно, это стихотворение – обращение к гражданственности каждого, к читателям вообще, а не только к поэту. Некрасов считает, что гражданственность – главное условие существования поэзии. Поэт должен быть гражданином, то есть человеком неравнодушным, имеющим активную жизненную позицию.
Некрасов очень много сделал для пробуждения совести русского общества и был одним из тех, кто научил это общество действовать в согласии с убеждениями, вне зависимости от того, что за этим последует, то есть поставил достоинство, честь и гордость выше успеха и победы. Вот почему Некрасов имеет право на слова, полные высокого пафоса:
Кто, служа великим целям века,
Жизнь свою всецело отдаёт
На борьбу за брата-человека,
Только тот себя переживет.
Итак, какие ассоциации возникают у вас, когда произносят слово “поэт”? А “гражданин”?
(Запись ассоциаций на доске).
Большое спасибо за урок.
Выставление оценок.
Домашнее задание: ответить на вопрос: “Кто такой настояий гражданин”?