kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок литературы в 8 классе “Гражданином быть обязан”

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: “Гражданином быть обязан”

Цель: понять позицию Некрасова в стихотворении “Поэт и гражданин”; оценить актуальность этого стихотворения.

Оборудование: таблички с цитатами.

Записи на доске:

Я лиру посвятил народу своему.

Быть может, я умру неведомый ему,

Но я ему служил и сердцем я спокоен.

Н. А. Некрасов.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы в 8 классе “Гражданином быть обязан” »




Урок литературы в 8 классе

Гражданином быть обязан”














Разработан учителем

МОУ СОШ №55

Богомоловой Е. В.





















Тема урока: “Гражданином быть обязан”


Цель: понять позицию Некрасова в стихотворении “Поэт и гражданин”; оценить актуальность этого стихотворения.

Оборудование: таблички с цитатами.

Записи на доске:

Я лиру посвятил народу своему.

Быть может, я умру неведомый ему,

Но я ему служил и сердцем я спокоен.

Н. А. Некрасов.


Гражданин – в праве: человек, обладающий всей совокупностью прав и обязанностей, предусмотренных конституцией, имеющий гражданство данного государства. В широком смысле этого слова – нравственный человек, обладающий политической и правовой культурой, “Отечества достойный сын”.


Ход урока:


  1. Оргмомент.

  2. Сегодня мы с вами будем говорить о стихотворении “Поэт и гражданин” Н. А. Некрасова. Наша задача – понять позицию автора и оценить актуальность этого стихотворения.

Это стихотворение – одно из самых глубоких произведений русской поэзии о соотношении гражданственности и искусства.


Сообщение ученицы об истории публикации стихотворения “Поэт и гражданин”

  • Почему стихотворение было напечатано именно так?

  • Скажите, на каком приеме оно построено?

  • Чем являются слова “поэт” и “гражданин” в этом стихотворении по отношению друг к другу?

  • Эти слова всегда антонимичны?

  • Такие слова называются контекстуальными антонимами, то есть их противоположные значения вырастают из контекста.

  • Какие еще тропы встретились вам в этом стихотворении?

  • Некрасов стремится показать отличия поэта и гражданина. Давайте проверим, как вы запомнили черты того и другого. У меня есть листы с цитатами, прикрепите их под надписью, к которой они относятся:


Поэт

Гражданин

1. “Суров, хандрит и еле дышит...”

2. “Мы рождены для вдохновенья,

Для звуков сладких и молитв...”

3. “Твой стих тягуч”

4. “А мы с своей душой ленивой,

Самолюбивой и пугливой

Не стоим медного гроша”

1. “Не будет... к Отчизне холоден душой”

2. “Служа искусству,

Для блага ближнего живи”

3. “Отечества достойный сын”

4. “Он, как свои, на теле носит

Все язвы Родины своей”


  • Какие слова не принадлежат Некрасову?

  • Какие ещё цитаты есть в этом стихотворении?

Кому они принадлежат?

  • Как называет Некрасов Пушкина?

Кто из двоих: Поэт или Гражданин – ценит его? Почему?


  • На доске записано определение понятия “гражданин”, взятое из Словаря-справочника по праву.

  • В чём разница между определением, взятым из словаря и тем, как это понятие трактует Некрасов?

  • Скажите, чем объясняет Некрасов отход от высоких идеалов гражданственности?

(Внешней обстановкой и личной слабостью).

  • А можем ли мы вслед за Некрасовым сказать:

Ах! Будет с нас купцов, кадетов,

Мещан, чиновников, дворян,

Довольно даже с нас поэтов,

Но нужно, нужно нам граждан!

    • Почему?

  • Кто такой гражданин в наше время?

  • Актуально ли стихотворение?

  • Завершая наш урок, какой мы можем сделать вывод?

  • Обратите внимание на эпиграф. Как вы думаете, Некрасов – гражданин какой страны?

  • Кому адресовано его стихотворение “Поэт и гражданин”?

  • Да, конечно, это стихотворение – обращение к гражданственности каждого, к читателям вообще, а не только к поэту. Некрасов считает, что гражданственность – главное условие существования поэзии. Поэт должен быть гражданином, то есть человеком неравнодушным, имеющим активную жизненную позицию.

Некрасов очень много сделал для пробуждения совести русского общества и был одним из тех, кто научил это общество действовать в согласии с убеждениями, вне зависимости от того, что за этим последует, то есть поставил достоинство, честь и гордость выше успеха и победы. Вот почему Некрасов имеет право на слова, полные высокого пафоса:

Кто, служа великим целям века,

Жизнь свою всецело отдаёт

На борьбу за брата-человека,

Только тот себя переживет.


Итак, какие ассоциации возникают у вас, когда произносят слово “поэт”? А “гражданин”?

(Запись ассоциаций на доске).


Большое спасибо за урок.

Выставление оценок.

Домашнее задание: ответить на вопрос: “Кто такой настояий гражданин”?


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Урок литературы в 8 классе “Гражданином быть обязан”

Автор: Богомолова Елена Васильевна

Дата: 07.04.2015

Номер свидетельства: 198628

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "«Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан»"
    ["seo_title"] => string(55) "poetom-mozhiesh-ty-nie-byt-no-ghrazhdaninom-byt-obiazan"
    ["file_id"] => string(6) "314201"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1459647790"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(203) "Конспект интегрированного урока по литературе в 10 классе "Н.А. Некрасов и творчество художников-передвижников""
    ["seo_title"] => string(109) "konspiektintieghrirovannoghourokapolitieraturiev10klassienaniekrasovitvorchiestvokhudozhnikovpieriedvizhnikov"
    ["file_id"] => string(6) "298783"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1456404397"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(65) "Кейс - урок по литературному чтению "
    ["seo_title"] => string(38) "kieis-urok-po-litieraturnomu-chtieniiu"
    ["file_id"] => string(6) "129174"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415642812"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(154) "Формирование правового пространства, правовой культуры и правосознания школьников"
    ["seo_title"] => string(80) "formirovaniie_pravovogho_prostranstva_pravovoi_kul_tury_i_pravosoznaniia_shkol_n"
    ["file_id"] => string(6) "470336"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1526834024"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(144) "Проблема воспитания истинного гражданина в комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль»."
    ["seo_title"] => string(71) "probliemavospitaniiaistinnoghoghrazhdaninavkomiediidifonvizinaniedorosl"
    ["file_id"] => string(6) "274847"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1452449074"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства