Формирование у дошкольников навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Формирование у дошкольников навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Ежедневно мы являемся участниками дорожного движения. Быть пешеходом, это очень ответственно. Уже с раннего детства у детей необходимо воспитывать сознательное отношение к Правилам дорожного движения (ПДД), которые должны стать нормой культурного человека. Правилам дорожного движения необходимо учить с детства.Формируя о дошкольников умения, навыки и привычки безопасного поведения на улицах и дорогах, воспитатель одновременно и воспитывает их, применяя методы внушения, убеждения, примера. Им необходимо внушить, что выходить за пределы детского сада нельзя. На улице можно находиться только в окружении взрослых. Воспитывать детей следует постоянно в процессе игр, прогулок, при выполнении каких-либо заданий по рисованию, лепке, конструированию, развитию речи с использованием слов, выражений, имеющих отношение к дорожной тематике
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Формирование у дошкольников навыков безопасного поведения на улицах и дорогах»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей
Станция юных техников
г. Каменск-Шахтинский
«Методические рекомендации
Формирование у дошкольников навыков безопасного поведения на улицах и дорогах »
Подготовила : методист МБУ ДО СЮТ
В.В. Фирсова
г.
Пояснительная записка
Ежедневно мы являемся участниками дорожного движения. Быть пешеходом, это очень ответственно. Уже с раннего детства у детей необходимо воспитывать сознательное отношение к Правилам дорожного движения (ПДД), которые должны стать нормой культурного человека. Правилам дорожного движения необходимо учить с детства.
Основными причинами дорожно - транспортных происшествий, в которых страдают дети-пешеходы, является не соблюдение ими правил дорожного движения.
Пешеходы наиболее уязвимая категория участников дорожного движения. По сравнению с водителем, они физически не защищены, и дорожно-транспортные происшествия с их участием зачастую становятся трагедией. Как, правило, пешеход получает травмы не совместимые с жизнью.
Формируя о дошкольников умения, навыки и привычки безопасного поведения на улицах и дорогах, воспитатель одновременно и воспитывает их, применяя методы внушения, убеждения, примера. Им необходимо внушить, что выходить за пределы детского сада нельзя. На улице можно находиться только в окружении взрослых. Воспитывать детей следует постоянно в процессе игр, прогулок, при выполнении каких-либо заданий по рисованию, лепке, конструированию, развитию речи с использованием слов, выражений, имеющих отношение к дорожной тематике.
Воспитание дошкольников рекомендуется осуществлять в процессе прогулки, на которой дети наблюдают за движением транспорта, пешеходов, воспитатель объясняет значение дорожных знаков, сигналов светофора.
В процессе тематических занятий, развивающих игр по дорожной тематике. Каждое новое занятие по основам безопасности дорожного движения должно опираться на уже усвоенное детьми, что достигается использованием дидактических принципов преемственности, доступности, наглядности. Рекомендуется проводить занятия 3-4 раза в неделю, используя разные формы их проведения, в процессе которых воспитатель возвращается к вопросам по дорожной тематике, повторяет их и закрепляет с детьми понимание того, что нужно понять и запомнить применительно к основам безопасности дорожного движения.
Цель: : знакомство с основными правилами дорожного движения. Формирование навыков безопасного поведения вблизи дороги.
Примерная тематика и проведение дидактических занятий с дошкольниками разных возрастных групп.
В зависимости от возрастных особенностей детей воспитатель самостоятельно определяет формы и методы проведения дидактических занятий по следующей тематике.
Наиболее безопасный путь в дошкольное учреждение
Движение пешеходов, улица, транспорт.
Дорожные знаки для пешеходов.
Наш друг светофор
Виды транспортных средств
Игры детей и дорожная безопасность. Где можно и где нельзя играть.
Мы пассажиры.
Скрытая опасность на дороге.
Объем учебного материала, используемый на каждом занятии с детьми по Правилам дорожного движения, должен соответствовать психофизиологическим особенностям развития дошкольников разных возрастных групп.
Младшая группа (3-4 года)
Формирование навыков безопасного поведения на улицах дорог должно проходить систематически, не ненавязчиво. Для этого должны использоваться целевые прогулки, изучение различных ситуаций на улице и во дворе. На прогулках воспитатель детям показывает тротуар, проезжую часть дороги, объясняет их значение. Дети наблюдают за движением транспорта, пешеходов, учатся различать автомобили. Узнают кто такие водители и пассажиры.
Для закрепления новых понятий, полученных на прогулке, целесообразно на занятиях рассматривать с детьми и люстрации в книгах, плакатах, объяснять значение сигналов светофора.
Для изучения сигнала светофора можно провести практическое занятие:
Из картона красноного, желтого, зеленого цвета вырезаем круги, дети должны последовательно собрать нужные цвета (правильно наклеить их на белый картон).
Средняя группа (4-5 лет)
В средней группе детям необходимо развивать наблюдательность, расширять знания о транспортных средствах, их видах и особенностях.
На прогулках детям показывают места, где можно ходить пешеходам. Дети обучаются умению определять расстояние до предметов: близко, далеко, очень близко, очень далеко.
Обращается внимание на выезды из дворов, места остановок маршрутного транспорта, закрепляется понимание, что на проезжей части и вблизи нее нельзя играть, бегать, ездить на велосипедах, самокатах.
У детей расширяется представление о безопасном поведении на улице и дороге, формируются навыки наблюдения за окружающими предметами, которые могут быть опасны.
На занятиях в детском саду воспитатель закрепляет понимание детьми опасных мест на улицах и дорогах, беседует с ними, выясняя, что они видели по дороге в детский сад.
Для закрепления с детьми правила безопасного поведения на улицах и знаки дорожного движения можно провести игру «Верно или неверно» : материал: игровое поле, знаки дорожного движения.
Ход игры
Дети распределяют персонажей на картинке, и каждый рассказывает о том, кто как поступает - правильно или неправильно. Выигрывает тот, кто более полно и правильно опишет поведение выбранного персонажа.
Старшая группа (5-6 лет)
Закрепляется умение детей свободно ориентироваться на территории и вокруг детского сада в присутствии воспитателей и взрослых. Продолжается ознакомление детей с понятиями проезжая часть, пешеходный переход. Правила перехода проезжей части, держа за руку взрослого.
Во время прогулок, обращается внимание детей на крупногабаритный транспорт (автобусы, грузовые автомобили, троллейбусы) . Объясняется, что часто водители за большим транспортом не видят пешеходов, а пешеходы не видят маленький транспорт , который может ехать очень быстро и наехать на пешехода, если он не в положенном месте перебегает дорогу.
В старшей группе расширяется представление о безопасном поведении на улице и дороге. В специальных двигательных упражнениях отрабатываются правила перехода проезжей части, навыки по выполнения правильных действий, при переходе проезжей части с взрослыми.
«Бегущий светофор»
Ход игры:
Дети следуют за ведущим. Время от времени ведущий поднимает вверх флажок, затем поворачивается кругом. Если поднят зеленый флажок, дети продолжают двигаться за ведущим, если желтый – прыгают на месте, если красный – все должны «замереть на месте» и не двигаться 15 – 20 с. Кто ошибся, выходит из игры. Побеждает самый внимательный.
«Глазомер»
Ход игры:
В игровом поле устанавливаются дорожные знаки на различном расстоянии от команд. Участник игры должен назвать знак и количество шагов до него. Затем участник идёт до этого знака. Если участник ошибся и не дошёл до знака или перешёл его, возвращается в свою команду. Знак на поле представляется по-другому. Выигрывает та команда, все игроки которой быстрее и точнее «прошагают» до знаков.
Подготовительная группа (6-7 лет)
Продолжаются занятия с детьми по развитию познавательных процессов. Дети изучают на макетах безопасные маршруты движения в детский сад, рассказывают взрослым, как правильно и безопасно можно идти по улицам, что находится на территории, прилегающей к детскому саду. Осознано объясняют места в окружающей дорожной среде.
Закрепляются знания детей о дорожных знаках и ПДД. Развивается логическое мышление, внимательность, воспитание безопасного поведения детей на дороге и в общественных местах.
«Собери знак»
Ход игры:
Воспитатель рассаживает детей по экипажам и по общей команде
(сигнал свистка) дети открывают конверты и складывают свои знаки из частей (пазлы). Через 5 - 7 минут игра прекращается. Сколько знаков собрано правильно, столько очков получает команда. Можно заработать и дополнительные очки, если игроки правильно ответят, как называется знак и какое он имеет значение. За правильный ответ воспитатель дает экипажу фишку.