Просмотр содержимого документа
«Экскурсия к водоему»
ЭКСКУРСИЯ К ВОДОЕМУ
Цель: познакомить детей с прудом – природным водоемом, с явлениями, происходящими весной у воды.
Задачи:
- Закрепить представление детей о том, что весной солнце греет сильнее, снег и лед тают;
- Показать значимость и красоту водоёмов нашего поселка;
- Обогащать словарный запас, связанный с наблюдениями;
- Вспомнить какие растения живут около пруда;
- Вспомнить обитателей пруда;
- Развивать наблюдательность;
- Закрепить правила поведения около водоемов.
Методические приемы: беседа, игра, наблюдение.
Организационная работа: предварительный осмотр места проведения экскурсии, знакомство с состоянием объекта; разработка маршрута экскурсии.
Ход экскурсии:
Воспитатель: - Ребята, мы сейчас отправляемся на экскурсию к водоему. Летом люди купаются в жаркие дни, ловят рыбу, и просто любуются красотой природы.
- Но, прежде чем мы пойдем на пруд, давайте вспомним как себя нужно вести на экскурсии (не надо бегать, не надо громко кричать, внимательно слушать воспитателя и т. д.).
- И запомните, пожалуйста, одно самое главное правило подходить к воде только с моего разрешения, в воду не заходить.
(Отправляемся на экскурсию. По дороге отмечаем весенние изменения в природе.)
Картины далекого детства
Порой предо мною встают…
И вижу опять я знакомый,
Весь в белых кувшинчиках пруд.
Вокруг него темная чаща,
Где сотни звучат голосов;
И узкая вьется тропинка
К нему между цепких кустов…
Ребята, а вы знаете, кто живет в пруду? Я вам загадаю загадки, вы отгадаете их, и тогда мы вспомним, кто живет в пруду.
Вдоль по речке, по водице
Плывет лодок вереница.
Впереди корабль плывет,
За собою всех ведет.
Вёсел нет у малых лодок,
А кораблик больно ходок.
Влево, вправо повернет
Всю ватагу поведет.
(утка с утятами)
В воде купался
Сухим остался. (гусь)
Стоит над водой
Трясет бородой.
(камыш)
Блещет в речке чистой
Спинкой серебристой.
(рыбка)
Летом в пруду и в болоте
Вы её найдете.
Зеленая квакушка-
Это, конечно, … .
(лягушка)
Воспитатель останавливает детей за 20-30 м от пруда.
- Давайте остановимся здесь и издали полюбуемся прудом. Возле пруда всегда хорошо отдыхать, там всегда свежий воздух и легко дышится. Глазам приятно смотреть на зелень и воду. Все это полезно человеку для здоровья.
- Давайте подойдем чуть ближе. Пруд – это естественный водоем, это такая большая, глубокая яма, заполненная водой.
- Давайте посмотрим на поверхность пруда? Какая она? Сейчас у нас весна и кое-где еще остался лед. Вспомните пожалуйста, как пруд выглядит зимой. Что изменилось и почему?
- Прислушайтесь. Что вы слышите? (дети слушают как поют птицы).Назовите птиц, которые вернулись к нам после зимы? (дети перечисляют)
Смотрите, какие кустарники растут по берегам пруда. А у нас на площадке растут такие же деревья? (нет) Здесь растут деревья и кустарники, которые очень любят влагу, у многих из них длинные корни, которые питаются водой пруда. Вот это дерево называется ива. Смотрите, какие у нее длинные корни. От других деревьев иву отличают свисающие к воде ветви.
- Обратите внимание, что на деревьях уже набухли почки, а это значит что скоро из них появятся первые листочки.
- Давайте посмотрим на берег пруда. Уже пробивается первая травка, видите?
Как вы думаете, если деревья около пруда отличаются от тех, что растут около нашего приюта, отличается ли трава, которая здесь растет?
- Давайте вспомним тех, кто живет в пруду?
Дидактическая игра: «Кто живет в пруду».
– Ребята, расскажите, как жители пруда связаны друг с другом? (Растения – пища и дом для животных, одни животные едят других и т. п.)
Индивидуальная работа:
- Ребята, а что вы видите на берегу пруда? (Камешки, песок). Давайте рассмотрим песок, который лежит на берегу пруда.
Педагог набирает песок в ведерко и раздает по чуть-чуть детям.
- Скажите, похож ли этот песок на тот, с каким вы играете в песочнице? Чем
- Потрогайте песок. Какой он на ощупь? Почему? (Ответы детей: песок мокрый и холодный, потому что рядом вода).
- Но на берегу кроме песка еще и камешки. Давайте поиграем с ними.
Подвижная игра: «Круги на воде»
Воспитатель чертит на песке линию, за которую не могут заходить дети. Дети от линии должны кидать камешки в воду.
Цель: учить метать камешки вдаль
- Ребята, давайте еще раз полюбуемся замечательной природой. Посмотрите, чисто ли вокруг? Нет ли мусора? Хорошо ли это? (ответы детей)
– Возле пруда люди отдыхают, любуются водой, растениями, животными, рыбаки ловят рыбу. Что будет, если в этот пруд люди начнут бросать мусор? Мыть в нем машины? Стирать белье? Понравится ли это его обитателям? Что они будут делать? (пруд не следует засорять: в грязной воде и растениям, и животным плохо – они начнут умирать)
- Наша экскурсия подошла к концу, и нам пора возвращаться в детский сад. Но перед уходом посмотрим, не оставили ли мы после себя мусор.
Трудовая деятельность: прибрать за собой мусор в пакет.
Послеэкскурсионная работа: Нарисовать свои впечатления от экскурсии. Провести выставку рисунков «Пруд».