kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок-экскурсия на водоем. "Жизнь водоема и его охрана.Артезианский фонтан"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока. Экскурсия на водоем. Артезианский  фонтан. Мы находимся на территории артезианского фонтана. Жизнь, которому дал человек. Родник, ключ, источник – это естественные выходы подземных вод на поверхность. Сама родная земля - матушка дарит людям свежесть, бодрость, здоровье. Ведь вода в родниках всегда чистая, освежающе холодная и полезная. В одних случаях эти источники едва заметны и только увлажняют почву, в других за их счет образуют ручьи.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок-экскурсия на водоем. "Жизнь водоема и его охрана.Артезианский фонтан" »

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

БЕРЕЗОВСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРВАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА









П Л А Н - К О Н С П Е К Т УРОКА

ЭКСКУРСИЯ НА ВОДОЕМ

«Жизнь водоема и его охрана.

Артезианский фонтан»

(Биология 9 класс)




Учитель биологии: Водякова О.Н.








п.Березовский

2014г.


"Жизнь водоема и его охрана. Артезианский фонтан".

Не природе нужна наша защита.

Это нам необходимо ее покровительство:

чистый воздух, чтобы дышать,  кристальная вода,

чтобы пить,  вся Природа, чтобы жить.
Она – Природа — была и всегда будет сильнее человека,

ибо она его породила. Он лишь миг в ее жизни.

Она же вечна и бесконечна.
Человек для нее деталь. Она для него – все.
А потому – не вреди!


Цель экскурсии:

- сформировать представление о водоеме как экосистеме и показать его роль в природе и в жизни человека;

- составить паспорт артезианского фонтана и определить его как памятник природы на территории п.Березовский

Задачи экскурсии:

- познакомить учащихся с видовым разнообразием и приспособлениями к различным условиям среды растений и животных, показать взаимосвязи организмов,

- рассмотреть влияние антропогенного фактора на жизнь водоема, а также на устойчивость водоема в целом;

- развить умение учащихся самостоятельно наблюдать природу, оформлять записи, делать выводы из наблюдений.


Тип урока:  урок – экскурсия; урок – практикум.

Оборудование:

Ноутбук, фотоаппарат, мерная лента, секундомер, банка 1л, 2л, колба, термометр, лупа, дистиллированная вода.

План урока.

  1. Инструктаж по ТБ во время проведения экскурсий.

  2. Беседа «Артезианская вода».

  3. Инструктаж о выполнении групповых заданий.

  4. Практическая работа учащихся.

  5. Определение меры охраны артезианского фонтана и начало

составление паспорта.

  1. Заключительный: подведение итогов урока.

  2. Задания на дом.

  3. Фотографирование на память у артезианского фонтана.


Ход работы.

  1. Инструктаж по ТБ во время проведения экскурсий. См. Приложение1.

  2. Беседа «Артезианская вода».

Мы находимся на территории артезианского фонтана. Жизнь, которому дал человек. Родник, ключ, источник – это естественные выходы подземных вод на поверхность. Сама родная земля - матушка дарит людям свежесть, бодрость, здоровье. Ведь вода в родниках всегда чистая, освежающе холодная и полезная. В одних случаях эти источники едва заметны и только увлажняют почву, в других за их счет образуют ручьи.

Фото Давыдкина М.Л.

В наше время люди, наконец, вспомнили о том, что всё самое лучшее и полезное для организма нам даёт природа, а не человеческие изобретения. Сюда же относится и вопрос о том, какую воду мы пьём – ещё совсем недавно, люди не особенно заботились о таких вещах: пили воду, которая казалась чистой, разве что подмечали целебные свойства некоторых природных артезианских источников.

Именно такая вода, природная, исходящая из глубин нашей планеты, и ценится сегодня больше всего. Ни для кого не секрет, что такие артезианские скважины  помогают добывать наиболее чистую и полезную, насыщенную множеством минералов столовую и лечебную воду. Артезианские воды скрываются, чаще всего, на глубине около пятисот – тысячи метров под землёй. Насыщенная всеми необходимыми минералами вода оказывается зажатой между двумя плитами водонепроницаемой горной породы, и, высвобождая жидкость из этого заточения с помощью скважин, люди добывают поистине ценнейшее ископаемое, пользе которого для здоровья нет равных.

Питьевая вода — важнейший фактор здоровья человека. Практически все ее источники подвергаются антропогенному и техногенному воздействию разной интенсивности. Санитарное состояние большей части открытых водоемов России оставляет желать лучшего.

Мы остановимся на одном важном объекте имеющем место быть в нашем поселке, а также близлежащем населенном пункте п.Петровка, расположенной по руслу реки Уй.

«Давно в 1972году в месте, рассказывает старожил села Хомченко Ив.Ив., где находилась дойка управляющий отделением № 2 п. Березовский совхоза имени Ленина решил выкопать колодец для охлаждения молока. Внезапно вода ударила с такой силой, что образовался фонтан, который бил из земли постоянно. Остановить его не смогли. Вода в нем оказалась непригодная для питья – соленая. Но для производственных целей в животноводстве её продолжали использовать. Со временем уже другой управляющий Рукавишников Иван Павлович облагородил этот фонтан. Тем не менее, данный источник, находящийся в ста метрах от основного русла реки привлек внимание жителей поселка Березовский».

Со временем на этом месте силами сельских жителей источник облагородили, и он является настоящим живым фонтаном, бьющим из земли. Зимой и летом температура воды +40С.

Сегодня благодаря возросшему интересу со стороны, как деревенских жителей, так и приезжающих горожан артезианский фонтан, как его называют жители поселка – «колодец» пользуется повышенным интересом. Сюда приезжают отдохнуть с детьми в знойный летний день. Постоять и послушать шум бьющей из-под земли воды. Говорят, шум воды благоприятно влияет на нервную систему человека. Сфотографироваться на память.

Фото Давыдкина М.Л.

Конечно, наш источник не единственный в области есть и другие более крупные и мощные по силе источники, например в Саткинском районе.

Вот, что пишет «Урал-пресс-информ» 20/01/2011 - 18:24: "Одним из наиболее красивых природных объектов на Южном Урале по праву считается Национальный парк «Зюраткуль». Именно там находится уникальный артезианский фонтан – место паломничества не только местных, но и российских туристов ".

Артезианский фонтан находится в девяти километрах от поселка Сибирка Саткинского района. Местные жители зимой чистят дорогу до источника, поэтому попасть туда на автомашине нетрудно.

Представляет он из себя водный источник, подземная вода из которого за счет внутрипластового давления бьет из земли мощной струей, образуя фонтан. В 1976 году геологи в поисках железной руды пробурили водоупорный горизонт и попали в артезианский бассейн. Зимой фонтан застывает, каждый раз принимая причудливые формы. Самое интересное и завораживающее – игра света, когда солнечные лучи преломляются, играя различными оттенками синего. Каждый день ледяные фигуры, образуемые источником, меняются, так как фонтан не перестает бить и внутри ледяной глыбы. Если раньше ледяная природная скульптура, как уверяют старожилы, достигала 12 метров в высоту, то теперь только пять, а летом семь. Вполне возможно, что скоро артезианский источник превратится просто в колодец, поэтому нужно торопиться увидеть чудо южноуральской природы.

Похожий артезианский фонтан есть и в соседней Башкирии – в 4,5 километрах от села Лаклы Салаватского района на правом берегу реки Ай. Фонтанирующий источник является украшением изумительного по красоте уголка природы республики. Он немного старше зюраткульского – появился в 1960-ые годы, когда геологи искали бокситовые руды, и пробурили здесь скважину." http://uralpress.ru/news/2011/01/20/unikalnyy-artezianskiy-fontan-v-zyuratkule-privlekaet-turistov


Фото «Урал-пресс-информ»

Фонтан

Фонтан – это артезианский источник т.е. подземные воды за счет внутрипластового давления бьют из земли  струей на высоту до 7 метров. Давление в водоносном горизонте создается за счет того что грунтовые воды стекающие со склонов окружающих гор Сукан и Уван прикрыты щитом водоупорных пород  и  скапливаясь в нижней части  артезианского бассейна т.е. в долине р.М.Сатка  создают избыточное  давление в пласте.

http://zuratkul.ru/tourism/excursion/lesni-fontan/

А что же у наших соседей в д. Петровка, расположенной по руслу реки Уй. тоже есть артезианский фонтан, но совсем маленький и неприглядный, плохо обустроенный человеком.

Фото Водяковой Г.В.

Конечно, есть разница в отношении жителей деревне к своему природному памятнику. Но к нему тоже приходят люди набрать холодной водицы.


От куда произошло название артезианские воды?

Общеизвестен тот факт, что большая часть питьевой воды скрыта под поверхностью нашей планеты – она находится под давлением и заключена между водоупорными слоями на глубине более 25 м. Эти запасы, получившие свое название от французской провинции Артуа, где впервые было обнаружено такое явление, и называются артезианскими источниками. Артезианская вода предпочтительнее той, что берется с поверхности земли, за счет глубины залегания она очень хорошо защищена от внешних загрязнений. По химическому составу воды можно определить условия ее формирования, которые могут быть очень разнообразными. Лишь относительно малая доля такой воды выходит на поверхность в виде тихих ключей, горных ручейков или бурных пароводяных фонтанов - гейзеров. Основные же массы ее тысячелетиями накапливаются в невидимых кладовых, стиснутые между водоупорными слоями, пока не откроется где-либо свободный выход. Чаще для того, чтобы получить доступ к артезианским источникам необходимо дерзкое вмешательство человека. При бурении артезианских скважин, достигающих водоносного пласта, вода, благодаря гидравлическому давлению, самотеком поднимается на поверхность, иногда изливаясь фонтаном. Верхняя граница подземных вод проходит на различных глубинах - от нескольких метров до нескольких десятков и сотен метров.

Рис 1. Артезианская вода

Воды глубокого залегания лучше защищены от различных промышленных и бактериальных загрязнений. Для бурения используются специальные установки, затем в скважину опускают стальные трубы, погружают мощный насос, через который выводится на поверхность трубопровод. Существуют два водоносных горизонта: песчаный залегает на глубине 15— 40 м и отделен от верхнего слоя почвы глинистыми пластами, которые и защищают его от загрязнений, а на глубине 30—230 м и более находятся известняковые водоносные слои, так называемые артезианские. http://www.1-present.ru/part_44.html


  1. Инструктаж о выполнении групповых заданий. См. Приложение 1.

Инструктивная карточка 1.

Задание 1. Определение площади водоема выполняется по группам

Ширину водоема измеряем шнуром, натянутым с одного стороны на другой.

Но есть и другой способ - метод шагов (рис. 2).

Рис. 2. Определение площади водоема методом шагов.

1.На противоположном берегу выбирается какой-либо объект А (камень и т.п.).

2.Встаньте против него (точка В), отметьте камнем или палкой эту точку и идите вдоль берега перпендикулярно линии АВ. Сделав определенное количество шагов (например, 30), отметьте рейкой точку С.

3.Пройдите еще такое же количество шагов в том же направлении и отметьте на берегу новую точку Д.

4.Теперь, двигаясь перпендикулярно линии ВД, найдите точку Е, из которой предмет А и рейка в точке С будут видны на одной прямой. Расстояние ДЕ и будет равно ширине реки (т.е. расстоянию АВ).

5. Измерьте (в метрах) длину вашего шага и умножьте ее на количество шагов, умещающихся в отрезке ДЕ. Так вы получите ширину и длину водоема в метрах.
Данные занесите на схему и в дневник наблюдений.

Таблица 1.

Показатель

Результат, м.

Длина


Ширина


Площадь


Инструктивная карточка 2.

Задание 2. Гидрологическое исследование родника выполняется по группам

Характер выхода источника.

Определяем визуально по следующим критериям:

а) вытекает спокойно
б) бурлит
в) бьет струйками
г) фонтанирует.

Определение дебита родника.

Определяем его мощность, то есть возможный расход воды.

Дебит источника рассчитываем с помощью ёмкости с известным объёмом (стеклянная банка емкостью 1 литр) и секундомера (время измеряется до одной сотой секунды). Берем три пробы: засекаем время, за которое заполнится ёмкость, проделываем операцию три раза. Вычисляем дебит источника для каждой пробы по формуле V: t =D

Далее – вычисляем среднюю величину и рассчитали расход воды:

а) за час б) за сутки.

Таблица 2.

№ пробы

Объем, л.

Время, сек.

Дебит

Расход воды за час/л.

Расход воды за сутки/л.

1

1 литр





2

1 литр





3

1 литр





Среднее значение

1 литр









Физико-химический и биологический анализ водоема.

Инструктивная карточка 3. Задания выполняются группами.

Ни для кого не секрет, какую значимость представляет вода для здоровья нашего организма. Немаловажным фактором является химический состав воды, ведь от его качества зависит то, какое влияние он будет оказывать на человека. Для того чтобы убедиться в том, что вода действительно приносит пользу, а не вредит здоровью, необходимо провести анализ. http://www.kakprosto.ru/kak-55394-kak-provesti-analiz-vody#ixzz30kKN6PX2

Для оценки экологического состояния водных источников пользуются следующими наиболее важными физико-химическими показателями состояния воды (Воскресенская, 2008):

1. Температура воды – важнейший фактор, влияющий на протекающие в водоёме физические, химические, биохимические и биологические процессы, от которого в значительной мере зависят кислородный режим и интенсивность процессов самоочищения. Значения температуры используют для вычисления степени насыщения воды кислородом, различных форм щёлочности, при многих гидрохимических, гидробиологических исследованиях, при изучении тепловых загрязнений. Температура воды в водоёме является результатом нескольких одновременно протекающих процессов, таких как солнечная радиация, испарение, теплообмен с атмосферой, тепла течениями, турбулентным перемешиванием вод, другими факторами.

(Определить температуру сразу после отбора пробы воды термометром с ценой деления 0,1 С.

Термометр держать в воде не менее 5 минут. Для питьевой воды гос. стандартом определяется температурный предел 7-12 градусов.)

2. Цветность. Цвет воды зависит от наличия в ней примесей минерального и органического происхождения – гуминовых веществ, перегноя, которые вымываются из почвы и придают окраску воде от желтой до коричневой. Окись железа окрашивает воду в желто-бурый и бурый цвета, глинистые примеси – в желтоватый цвет. Зеленая окраска открытого водоема обуславливает размножение водорослей (цветением).

(Определяем визуально. Заполнить пробирку водой до высоты 10-12 см. Определить цветность воды следующим образом: в пробирку из бесцветного стекла (d 1,5 и h 12см) налить 8-10мг исследуемой воды и сравнить с аналогичным столбиком дистиллированной воды).

3. Прозрачность и мутность воды определяются по ее способности пропускать видимый свет. Степень прозрачности воды зависит от наличия в ней взвешенных частиц минерального и органического происхождения. Вода со значительным содержанием органических и минеральных веществ становится мутной. Мутная вода плохо обеззараживается, в ней создаются благоприятные условия для сохранения и развития различных микроорганизмов, в том числе и патогенных.

Воду в зависимости от степени прозрачности условно подразделяют на: прозрачную, на слабоопалесцирующую, опалесцирующую, слегка мутную, мутную, сильно мутную. Мерой прозрачности служит высота столба воды, при котором можно наблюдать опускаемую в водоем белую пластину определенных размеров или различать на белой бумаге шрифт определенного размера и шрифта. (Для определения мутности воды заполнить пробирку водой до высоты 10-12 см. Определить мутность воды, рассматривая пробирку сверху на темном фоне при достаточном боковом освещении).

4. Запах воды обусловлен наличием в ней пахнущих веществ, которые попадают в нее естественным путем и со сточными водами.

Определение основано на органолептическом исследовании характера и интенсивности запаха воды при 20° и 60° С. (Для определения запаха:

Заполнить колбу водой на 1/3 объема и закрыли пробкой. Взболтать содержимое колбы.

Открыть колбу и осторожно, неглубоко вдыхая воздух, сразу же определить характер и интенсивность запаха. Оценку выставить в баллах в соответствии с таблицей 3.)

Таблица 3


Характер и интенсивность запаха

Интенсивность запаха

Характер проявления запаха


Оценка интенсивности запаха в баллах

Нет

Запах не ощущается

0

Очень слабая


Запах сразу не ощущается, но обнаруживается при тщательном исследовании (при нагревании воды)

1


Слабая


Запах замечается, если обратить на это внимание

2

Заметная


Запах легко замечается и вызывает неодобрительный отзыв о воде

3


Отчетливая


Запах обращает на себя внимание и заставляет воздержаться от питья

4


Очень сильная


Запах настолько сильный, что делает воду непригодной к употреблению

5


5. Вкус и привкус воды, обнаруживаемые непосредственно в воде не должны превышать 2 баллов. Вкус и привкусы оцениваются как качественно, так и количественно по интенсивности в баллах. Различают четыре вида: соленый, горький, сладкий и кислый. Остальные вкусовые ощущения называют привкусами: хлорный, рыбный, металлический и т.п. Для питьевой воды допускаются значения показателей вкуса и привкуса не более 2 баллов. (При исследовании в рот набрать 10-15 мл воды, держать несколько минут (не проглатывая!) и определить характер и интенсивность привкуса по пятибалльной шкале, приведенной в таблице 4.)

Для питьевой воды допускаются значения показателей вкуса и привкуса не более 2 баллов.

Определение характера

и оценка интенсивности вкуса и привкуса.

Таблица 4

Интенсивность вкуса и привкуса

Характер проявления вкуса и привкуса

Оценка интенсивности вкуса и привкуса

Нет

Вкус и привкус не ощущаются

0

Очень слабая

Вкус и привкус сразу не ощущаются потребителем, но обнаруживается при тщательном тестировании

1

Слабая

Вкус и привкус замечаются, если обратить на это внимание

2

Заметная

Вкус и привкус легко замечаются и вызывают неодобрительный отзыв о качестве воды

3

Отчетливая

Вкус и привкус обращают на себя внимание и заставляют воздержаться от употребления

4

Очень сильная

Вкус и привкус настолько сильные, что делают воду непригодной употреблению

5


6. Оценка качества воды по организмам макрозообентоса

Простой и между тем дающий хорошие результаты способ оценки качества вод основывается на определении количества групп организмов, населяющих водоём. Этот способ пригоден для изучения малых водоёмов и водотоков. Данная система разработана Ф. Вудивиссом (лит 2). Сбор материала проводится на нескольких участках водоёма. (Для исследования наберем в в 2-х литровую банку воды, вместе с илом в разных участках водоема и рассмотрим на свет на наличие живых организмов).


Заполнить таблицу 5 в дневниках наблюдения.

Таблица 5.


Показатель

Характеристика

1

Определение площади водоема


2

Гидрологическое исследование родника


Карточка 3

1

Температура воды


2

Цветность


3

Прозрачность и мутность воды


4

Запах воды


5

Вкус и привкус воды


6

Оценка качества воды по организмам макрозообентоса



Вывод по проведенному исследованию:

Вода в артезианском фонтане не имеет видимых примесей, по вкусовым качествам отвечает требованию пресной воды. Температура воды низкая всего +40С, что не соответствует предъявляемым требованиям к питьевой воде, но очень приятна на вкус, хорошо освежает в жаркую погоду. Для употребления в пищу вода пригодна, по имеющимся характеристикам. Но необходим тщательный лабораторный анализ.


Задание 4 в парах

Составить план мероприятий по охране фонтана и части реки Уй, т.к вода из бассейна фонтана течет в Уй. После выполнения задания каждая группа отчитывается перед классом.

На основании проведенных исследований были разработаны рекомендации по восстановлению и сохранению водоема:

1.Следить за чистотой фонтана, не допускать загрязнения.

2. Рекомендовать местным жителям не оставлять здесь мусор (использованные пластиковые бутылки, полиэтиленовые пакеты).


5. Составить паспорт артезианского фонтана.

Используя выполненные сегодня фотографии, полученные результаты проведенных исследований наша задача выполнить паспорт данного артезианского фонтана и подать документы в Уйско-Чебаркульскую сельскую администрацию для регистрации артезианского фонтана на территории п.Березовский как памятника природы.


6. Заключительный этап урока: подведение итогов урока.

Для сравнения состояния фонтана из года в год, а также для получения информации мы можем составить экологический паспорт артезианского фонтана, в который будем заносить все основные сведения: местонахождение, флора и фауна, влияние на окружающую среду, данные физико-химического анализа, благоустройство, использование человеком.

Поселку Березовский в этом году исполняется 272 года. Сегодня, наверное, каждый житель поселка Березовский знает, что на месте современного поселка располагалась стоянка древних людей. Об этом свидетельствуют многочисленные доказательства, имеющиеся в школьном музее. Как известно человек всегда старается поселиться поближе к какому-либо водоему, ведь вода это необходимое условие для жизни человека. И в наши дни наличие воды не только не утратило своего значения, но и наоборот нехватка пресной воды стала одной из главных проблем жизни человека.

Сегодня мы можем гордиться таким прекрасным природным явлением нашего поселка, как артезианский фонтан. Наша главная задача сохранить его природную чистоту, позаботиться о его первозданном виде. На примере артезианского источника и заботе о нем жителей поселка мы можем воспитать любовь подрастающего поколения к родному краю. К своей малой родине. К такому уникальному явлению природы, как артезианский фонтан.

Фото автора


п. Березовский.

Сравнивая эти два источника, мы видим отношения жителей двух поселков к природе, их проявлению заботы о том месте, где они живут.

Фото Водяковой Г. В.

д. Петровка

Нельзя не отметить тот факт, что сегодня все жители гордятся своим природным источником. Конечно, находились и у нас предприниматели готовые раскрыть эту жилу и превратить её в средство для получения прибыли. Но сама природа против того, что бы её использовали в коммерческих целях. Анализ воды показал, что она не обладает необходимой минерализацией солями и не может использоваться как минеральная вода. Вода в источнике долгие годы была очень соленая и могла использоваться только для бытовых нужд.

Сегодня, когда животноводства в поселке нет, и источник не эксплуатируется в промышленных целях, можно только любоваться его красотой.


Подведение итогов урока. Выставление оценок за выполнение заданий, за работу в группах. Баллы записываются в таблицу 6.

Таблица 6.


Ф.И. учащегося

Задание

1

Задание

2

Задание 3

Итог

Оценка

1

2

3

4

5

6

1












2












3












4












  1. Задания на дом.

1. С целью пополнения знаний о естественном источнике воды напишите заметку из воспоминаний ваших бабушек и дедушек о прошлом артезианского фонтана. Подберите вырезки из газет с рассказами о других артезианских фонтанах в Челябинской области, сделать фото с артезианского фонтана.

2. Определите основные источники загрязнения наших рек, какими веществами загрязняются наша река, какие мероприятия необходимы для охраны реки Уй.

4. Оформить отчёт об экскурсии.

8. Фотография на память

В фонтан монеты не бросают, их к нему приклеивают. Чтобы вернутся. Это такой креатив уральской природы.





Приложение 1

Инструкция по охране труда при проведении

экскурсий по биологии.

I. Общие требования безопасности.

1. К участию в экскурсиях по биологии допускаются учащиеся с 9-го класса, прошедшие инструктаж по охране труда, не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья.

2. При проведении экскурсий по биологии возможно воздействие на учащихся следующих опасных и вредных факторов:

  • Травмирование ног при движении без обуви.

  • Укусы ядовитыми животными (змеи, паукообразные, многоногие и прочие).

  • Заражение инфекционными болезнями при укусе их переносчиками (грызуны, клещи, насекомые).

  • Заражение желудочно-кишечными болезнями при употреблении воды их открытых непроверенных водоемов.

3. При проведении экскурсии по биологии обязательно иметь аптечку с набором необходимых медикаментов и перевязочных средств для оказания первой помощи при травмах.

4. Учащиеся обязаны во время экскурсии по биологии соблюдать правила пожарной безопасности, не разводить костры и не пользоваться открытым огнем в лесу.

5. При проведении экскурсии по биологии группу учащихся должны сопровождать двое взрослых.

6. О каждом несчастном случае пострадавший или очевидец несчастного случая обязан немедленно сообщить руководителю экскурсии, который должен оказать первую помощь пострадавшему, при необходимости отправить его в ближайшее лечебное учреждение и сообщить администрации учреждения.

7. Во время экскурсии по биологии учащиеся должны соблюдать правила поведения, не нарушать установленный порядок проведения экскурсии, соблюдать правила личной гигиены.

8. Учащиеся, допустившие невыполнение или нарушение инструкции по охране труда, привлекаются к ответственности и со всеми учащимися проводится внеплановый инструктаж по охране труда.


II. Требования безопасности перед проведением экскурсии.


1. Перед началом экскурсии по биологии ее руководитель обязан тщательно обследовать тот участок местности, куда будут выведены учащиеся, выбирая места, где отсутствуют опасности для детей, а также безопасные маршруты передвижения.

2. Ознакомиться по плакатам с местными ядовитыми и опасными животными (пресмыкающимися, насекомыми), растениями, плодами и грибами.

3. Надеть соответствующую сезону одежду и обувь. Чтобы избежать натирания ног обувь должна быть подобрана по размеру.

4. Убедиться в наличии аптечки и ее укомплектованности необходимыми медикаментами и перевязочными средствами.


III. Требования безопасности во время экскурсии.


1. При передвижении не снимать обувь и не ходить босиком во избежание травмы и укусов пресмыкающимися и насекомыми.

2. При изучении флоры и фауны водоема избегать глубоких мест, не входить в воду. Для ознакомления с живыми объектами водоема использовать сачки на длинных ручках. Использование лодок или мостков запрещается.

3. Во избежание лесных пожаров и ожогов не разводить костры.

4. Запрещается использовать ядовитые вещества для замаривания насекомых.

5. Во избежание отравлений не пробовать на вкус какие-либо растения, плоды и грибы.

6. Во избежание укусов и травм не трогать руками ядовитых и опасных пресмыкающихся, животных, растений и грибов, а также колючих кустарников и растений.

7. Не выкапывать растения из грунта незащищенными руками, использовать для этой цели лопатки, рыхлители и др.

8. Во избежание заражения желудочно-кишечными болезнями не пить воду из открытых непроверенных водоемов, для этого использовать воду из фляжки, которую необходимо брать с собой.


IV. Требования безопасности в аварийных ситуациях.


1. При укусе ядовитыми животными (пресмыкающимися, насекомыми, паукообразными) немедленно отправить пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение и сообщить об этом администрации учреждения.

2. При получении травмы оказать первую помощь пострадавшему, при необходимости отправить его в ближайшее лечебное учреждение и сообщить об этом администрации учреждения.


V. Требования безопасности по окончании экскурсии.


1. Проверить по списку наличие всех учащихся.

2. Сдать руководителю экскурсии инвентарь и собранные образцы.

3. Тщательно вымыть руки с мылом.










Приложение 2

Подготовительный этап (домашнее задание предыдущего урока)


Задание. Составление карты территории исследования.

Составьте карту-схему территории и нанесите на нее водоем (артезианский фонтан, участок реки) и прилегающие к нему участки луга, а также располагающиеся у водоема тропы, дороги, различные строения и места отдыха людей. (Это удобно делать с помощью карты района и компаса, обратиться за помощью к учителю географии)

К карте приложите физико-географическую характеристику обследуемого водоема в произвольной форме, где обязательно укажите название реки, к бассейну какой речной системы она принадлежит, где ее исток, по территории каких области, района, населенного пункта она протекает, какова ее длина (справочная литература).

Обобщите результаты и сделайте вывод о происхождении реки, ее роли в природе и для человека (на территории вашего района), о связях с другими водными объектами, о состоянии реки в прошлом и настоящем.



Приложение 3.

п.Березовский


Фото Кузяевой Н.А. В зимнее время.

Фото автора апрель 2014г.

Фото автора апрель 2014


24



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Урок-экскурсия на водоем. "Жизнь водоема и его охрана.Артезианский фонтан"

Автор: Водякова Ольга Николаевна

Дата: 21.02.2015

Номер свидетельства: 176967


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства