Горбунова Светлана Николаевна
Воспитатель
ГККП ДО №19 «Золотой петушок»
Западно-Казахстанская область
Город Уральск
Конспект экскурсии
«Экскурсия к реке Урал весной во время ледохода»
Воспитатель: Сегодня мы с вами отправимся на экскурсию к реке Урал, смотреть ледоход
(по дороге к водоему воспитатель беседует с детьми о погоде, обращает внимание как светит солнце, почему стало тепло)
Ребенок: Снег уже теперь не тот, потемнел он в поле.
На озерах треснул лед, будто раскололи. (Маршак С. Я.)
Воспитатель: О чем говорится в этом стихотворении?
Дети: О явлении природы – ледоход.
Воспитатель: В народе говорят «Как третья хвоя падает, так через две недели и река пойдет – ледоход»
Исследовательская деятельность
(дети измеряют толщину льда с помощью ледомера)
Воспитатель: Весна с каждым днем одерживает победу над холодной зимой. Первая победа весны – полевая: появляются проталины, появляются цветы мать-и-мачехи, темнеет снег. Вторая победа весны – речная. Снег ручьем стекает в овраги и под лед в речку. Вода поднимается в речках и ломает лед. И понеслись по течению огромные льдины, налетая друг на друга!
Когда ломается лед и разливаются реки, температура воздуха резко понижается. А в стоячих водоемах лед держится долго, так как вода не течет. Лед не ломается, а постепенно тает.
Ребенок: (загадывает загадку)
Живет – бежит, умирает – бежит.
Зимой греет, весной тлеет, летом умирает, осенью оживает.
Всю зиму смирно лежит, весной убежит.
Дети: Ледоход.
Воспитатель: Вспомните, как выглядел Урал зимой?
Дети:
- везде лежал снег;
- река была под толстым льдом;
- птицы не летали над рекой.
Воспитатель: Обратите внимание на птиц во время ледохода, кто уже появился?
Дети: Появились трясогузки.
Воспитатель: Правильно, ребята. Появились трясогузки или «ледоломка», они всегда появляются во время ледохода во время вскрытия рек. Вам они нравятся?
Дети:
- они очень забавные, бегают, как-будто кланяются и трясут хвостиком;
- они и гнезда делают возле мостов.
Воспитатель: (обращает внимание на плывущие льдины) Куда плывут льдины?
Дети:
- они плывут по течению
Воспитатель: Все ли льдины одинаковые?
Дети:
- нет, они все разные: одни большие, другие маленькие;
- все они разной формы;
- одна большая льдина толкает другие и разбивает их;
- куски отламываются и падают в воду.
Воспитатель: Еще в полях белеет снег, а воды уж весной шумят:
Бегут и будят сонный брег, бегут, и блещут, и гласят…
Они гласят во все концы: «Весна идет, весна идет!
Мы молодой весны гонцы, она нас выслала вперед!»
Ф. Тютчев
(Воспитатель предлагает детям послушать звуки, которые происходят при сталкивании льдин, а затем предлагает поиграть в подвижные игры)
Игры:
1. «Речная фигура»
2. «Измени слово» (заменить последующую часть слова «ледоход» так, чтобы получилось – «ледорез», «ледокол», «ледовоз».