Программы состоит в том, что она способствует формированию у обучающихся образного мышления, которое позволит им самостоятельно использовать возможности ЗУН в своей практике для собственного самообразования, саморазвития и самосовершенствования в области декоративно-прикладного творчества.
Новизна программы: способствует обучению различным техникам бисероплетения, развитию моторики рук, глазомера и познавательного интереса.
Направленность программы – художественно-эстетическая (декоративно-прикладное творчество)
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Дополнительное образование в детском доме»
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ–СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ,
«ДЕТСКИЙ ДОМ № 24 «Аврора»
«
Образовательная программа
дополнительного образования детей
творческого объединения
«Бисероплетение»
Тип программы: модифицированная
Направленность: декоративно-прикладное творчество
Программа рассчитана на обучающихся в возрасте от 6 до 10 ЛЕТ
Срок реализации –1 года
Автор: Авакян Анжела Михайловна
Педагог дополнительного образования
высшей квалификационной категории
Пояснительная записка.
В связи с усилением внимания к трудовому обучению, эстетическому воспитанию учащихся, к организации их досуга, создания творческих объединений декоративно–прикладного направления, в том числе творческого объединения «Бисероплетение» в системе учреждений дополнительного образования детей представляет полезным и нужным. Подобные объединения приобретают особое значение тем, что в настоящее время уделяется большое внимание развитию личности детей.
Занимаясь в объединении, воспитанники приобретают и совершенствуют навыки бисероплетения, открывают великолепный мир народного искусства, вобравший в себя многовековые представления о гармонии и красоте. Каждое занятие развивает у детей самостоятельность, умение любить и оценивать свой начинающий труд.
Как только не называют бисероплетение – волшебное, загадочное, чарующее! Ведь бисер – это всего лишь стеклянные шарики с отверстиями. Они не умеют ни ходить, ни говорить, ни чувствовать. Тем не менее, бисер путешествовал по векам, странам и сословиям, а бисерные изделия могут поведать о том, как жили люди в далёкие времена, каковы были их вкусы и привычки.
Бусинки не только сохраняют прошлое, они меняются и изменяются вместе с человеком.
Появляются новые технологии и материалы, меняется образ жизни людей, а маленькие шарики, согреваясь в руках человека, по-прежнему впитывают его чувства и настроение, и как бы оживают, превращаясь в чудесные украшения.
Бисер и бусины используются, как основной или дополнительный материал во многих видах рукоделия: вязании, вышивке, вязании крючком или на спицах. Они хорошо сочетаются с нетрадиционными материалами: блестками, стразами, пуговицами, морскими ракушками и камешками. Освоить современные способы нанизывания бисера, бережно сохранить традиции старых мастеров, приумножив их новыми дополнительными приемами, материалами нужно иметь желание, терпение, фантазию. А пословица напоминает, что «терпение и труд все перетрут»!
Программа разработана в учреждении дополнительного образования детского дома, с учетом реализации основных приоритетных направлений Концепции модернизации российского образования, положений Национального проекта «Образование».
Актуальность программы состоит в том, что она способствует формированию у обучающихся образного мышления, которое позволит им самостоятельно использовать возможности ЗУН в своей практике для собственного самообразования, саморазвития и самосовершенствования в области декоративно-прикладного творчества.
Новизна программы: способствует обучению различным техникам
бисероплетения, развитию моторики рук, глазомера и познавательного интереса.
Направленность программы – художественно-эстетическая
(декоративно-прикладное творчество)
Основные подходы, лежащие в основе построения программы
Системный подход. Его применение в качестве одного из ведущих объясняется следующими причинами:
необходимостью объединения усилий субъектов педагогического процесса, повышению его эффективности;
возможностью моделирования условий для самореализации и самовыражения педагога и обучающегося;
оптимальным использованием в педагогической деятельности кадровых, материально-технических и других ресурсов.
Личностно-ориентированный подход. Его использование позволяет так организовать педагогический процесс, чтобы каждый ребенок научился видеть личность, как в самом себе, так и в каждом из окружающих. Он основывается на том, что каждая личность уникальна, ребенок не «винтик» воспитательной системы, а полноправный субъект педагогического процесса, способный оказать на него существенное влияние. Он – не средство достижений целей общества, он – самоценен, поэтому свойства личности не могут быть «заданы» педагогом, а могут быть только «востребованы», поскольку уже изначально заложены в ребенке.
Деятельностный подход. Его основная идея связана не с самой деятельностью как таковой, а с деятельностью, как средством становления и развития субъектности ребенка. То есть в ходе образовательного процесса формируется не робот, запрограммированный только на четкое выполнение определенных видов действий, а Человек, способный выбирать, оценивать и конструировать те виды деятельности, которые удовлетворяли его потребность в саморазвитии и самоутверждении.
Разнообразие приемов, форм организации занятий способствует повышению интереса у детей, стимулирует их деятельность и ведет к повышению уровня усвоения учебного материала.
Принципы построения программы:
принцип научности (соответствие содержания программы уровню развития современного общества);
доступности;
последовательности;
дифференцированный подход.
Методы обучения:
Информационно-рецептивный
Репродуктивный
Эвристический
Исследовательский
Метод проблемного обучения
Педагогические приемы:
Анализ, синтез
Инструктирование
Показ, демонстрация
Алгоритмизация
Конструирование экспонатов
В работе используются разнообразные формы обучения:
Тесты
Индивидуальный поиск информации
Практическая работа
Беседа, диалог, инструктаж
Тренинг
Викторины
Мозговой штурм
Разговор по душам
Музыкальная пауза
Экспериментальные исследования
Экскурсии
Самостоятельная работа воспитанников
Выступления на районных и краевых конкурсах.
Формы контроля:
Индивидуальные: - тестирование;
- анкетирование.
Фронтальные: - творческие задания;
- итоговые мероприятия;
- выставки;
- педагогическое наблюдение;
- метод экспертной оценки.
Цель образовательной программы:
1. Развить творческий потенциал обучающихся, повысить их мотивацию к познанию и творчеству, содействовать развитию индивидуальных интересов детей.
Задачи:
Образовательные:
формировать устойчивый интерес детей к художественному бисероплетению;
научить детей приемам и методам овладения бисероплетения, правилам ТБ;
способствовать приобретению познаний в области обобщения видимых предметов и явлений, претворяя их в различные образцы и формы изделий.
Развивающие:
развить навыки научного образа мышления, творческого подхода к собственной деятельности;
создать условия для саморазвития обучающихся;
привить навыки самостоятельного мышления и проектирования;
воспитать человечность, чувство прекрасного, доброту, бережное отношение к окружающему миру, аккуратность, культуру поведения и т.д.;
Задачи первой ступени обучения: 1
Сформировать у воспитанников представление о бисере, нитках, леске, проволоке.
Развить и расширить возможности самообразования обучающихся.
Дать понятие о пропорции, о цветовом сочетании
Обучить ребят выполнять работы на высоком качественном уровне.
Привить правила техники безопасной работы.
Особенностью программы является ее практико-ориентированный характер. Она предоставляет большие возможности для обучения детей самоорганизации и основам самоуправления.
Отличительная особенность программы заключается в том, что по сравнению, например, со школьной образовательной программой «Технология», программа « Бисероплетение» предполагает более глубокое изучение теоретических тем и выполнение практических заданий, приобретение знаний по народному и декоративно-прикладному искусству России, обучающиеся учатся находить наиболее рациональную последовательность действий, заранее подбирать подходящий по форме, размеру и устойчивости материал и т.д.
Таким образом, параллельно изучая в школе технологию и занимаясь в творческом объединении по данной программе, дети не только расширяют и углубляют свои знания, но и совершенствуются в приобретенных умениях и навыках работы со справочной литературой, самостоятельно мыслить, вносить предложения в создание того или иного экспоната. Все это определяет роль образовательной программы «Бисероплетение» в интеграции общего и дополнительного образования.
Срок реализации программы – 1год. 1–ый год обучения – 144 часа, по 4 часа еженедельно.Занятия проводятся 2 раза по 2 часа с перерывом 10-15 минут. Соотношение теории и практики в данной программе составляет: I год обучения - 26% - 74%. Основной организационной формой обучения в ходе реализации данной программы является занятие. Эта форма обеспечивает организационную четкость и непрерывность процесса обучения. Основной принцип занятий в объединении – индивидуальный подход и стимулирование интереса воспитанников.
Форма контроля и оценки достижений воспитанников. В процессе освоения учебной программы предусмотрена система контроля за знаниями и умениями, которая позволяет определить эффективность обучения по программе, внести коррекционные мероприятия в учебный процесс. В начале учебного года проводится начальная аттестация, направленная на выявление первоначальных знаний и умений в форме устного опроса. В конце первого полугодия проводится промежуточная аттестация, направленная на закрепление изученного материала и коррекцию выявленных результатов. В конце учебного года проводится итоговая аттестация в форме зачетных мероприятий. По уровню освоения программного материала результаты обученности подразделяются на плохой, несовершенный и хороший уровень. Результаты образования детей включают в себя и итоги участия в конкурсах, выставках и т.д.
Эффективность образовательной деятельности подтверждается следующими результатами:
развитием творческих способностей воспитанников;
предоставлением возможности для общественного признания, повышением самооценки, самореализацией обучаемых;
профориентационной работой с детьми;
участием в конкурсах. Образовательный результат программы выражается в овладении ребенком набора индивидуальных качеств, профессиональных знаний, умений и навыков: - способность к активному сотрудничеству, умение ясно выражать свои мысли и общаться с собеседниками и партнерами в любом виде деятельности; - навыки самостоятельной постановки и решения нестандартных творческих задач; - умение ориентироваться в нестандартной ситуации.
Данная программа является круглогодичной.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Создание сплоченного коллектива с определившимся составом, лидерами, традициями.
Сформированность потребности в творческой деятельности, ответственности, инициативности у детей.
Взаимодействие с детскими учреждениями.
Сотрудничество с педагогами.
Усвоение детьми необходимых знаний и психологических навыков для успешных выступлений перед публикой, повышения образовательного уровня.
Создание собственной коллекции экспонатов.
Создание необходимых новых разработок для повышения качества работы в соответствии с программой.
Приобретение основных практических навыков работы с бисером в кабинете и в быту.
Осознанное отношение детей к основным принципам деятельности коллектива.
Повышение уровня творческого потенциала большинства обучающихся.
Повышение уровня культуры, воспитанности, определение детьми приоритетных нравственных ценностей.
Создание творческой лаборатории, как основного стержня коллектива, который будет оказывать помощь педагогу и служить примером для основного состава.
Налаживание необходимых связей для сотрудничества детского коллектива с другими творческими объединениями образовательных учреждений города, района, края.
Учебно-тематический план
реализации программы художественно-эстетической направленности
творческого объединения «Бисероплетение»
1-ого года обучения.
№
Название тем
Количество часов из них
Всего
Теория
Практика
I
Вводное занятие
4
4
II
Бисерная азбука.
Плетение цепочки в одну нить
22
6
16
III
Плетение цепочки по технике сложности
24
10
14
IV
Техника плетения цепочки в две нити.
30
8
22
V
Изделия из бисера. Сувениры.
28
6
22
VI
Поделки из бисера.
26
6
20
VII
Панно «Полянка»
6
2
4
VIII
Подведение итогов
4
4
Итого
144
46
98
Содержание программы 1-го года обучения.
Вводное занятие (4ч)
Организационная работа. Режим работы. Правила безопасности труда. Знакомство с планом эвакуации во время пожара. Выбор актива.
Введение в курс.
Знакомство с историей бисера.
Перечень необходимых материалов и инструментов.
Виды и особенности бисера.
Подготовка рабочего места.
Знакомство с программой 1-го года обучения.
Демонстрация книг, журналов, поделок из бисера.
Бисерная азбука. (22ч)
Плетение цепочек в одну нить.
Цветовой круг. Плетение цепочки.
Цветовой круг: тёплые – холодные, основные – дополнительные, хроматические – ахроматические цвета.
Понятие слов в бисероплетении: набор «фиксирующий», «рабочий», «закрепительный».
Плетение цепочки. Варианты построения цветного решения.
Цепочка с «пупырышками».
«Фенички» в бисероплетении.
«Комбинация », «построение», «цветное решение»
Схемы и техника плетения.
Варианты композиционного и цветного решения.
Цепочка с «бугорками».
Схемы и техника плетения.
Варианты цветного решения.
Цепочка с «петельками».
Схема и техника плетения.
Рассматривание вариантов цветного решения.
III. Плетение цепочки по технике сложности
1. Цепочка «зиг – заг».
Схема и техника плетения.
Варианты цветного решения.
2. Цепочка «цветы».
Схема и техника плетения.
Цветное решение и композиционное построение.
3.Цепочка «змейка».
Схема и техника плетения.
Варианты цветного решения.
4. Повторение схем и техника плетения в одну нить.
Выполнение работ, обучающихся по своему усмотрению.
Композиционное построение и цветное решение.
IV. Техника плетения цепочки в две нити. (30ч.)
Цепочка «крестик».
Понятие плетения в две нити.
Демонстрация готовых изделий в технике плетения в две нити.
Схема и техника плетения цепочки.
Варианты композиционного и цветного решения.
Цепочка «лодочка».
Схема и техника плетения.
Композиционное построение и цветное решение.
Цепочка «ромбы».
Схема и техника плетения, способом прибавления и убавления бисерин по счёту.
Варианты композиционного построения и цветного решения.
Цепочка «колечки».
Схема и техника плетения «крестик».
Схема и техника плетения «колечки».
Варианты плетения и цветового решения.
Изделия из бисера. Сувениры. (28 ч)
Цветок из «ромбов».
Свойства проволоки и их назначения в бисероплетении.
Демонстрация цветов выполненных в технике плетения «ромбов».
Повторение схем и техники плетения.
Варианты построения и цветного решения.
Плетение лепестков, листьев, тычинок. Соединительный способ изделия.
Цветы в вазочке.
Демонстрация различных форм вазочек с цветами.
Схема и техника плетения способом в две нити.
Выполнение листьев, лепестков, тычинок по схеме.
Соединение детали цветка. Оформление цветков в вазочку.
Рыбки.
Рассматривание схем, определение последовательности выполнения поделок. Техника плетения плавничков.
Выполнять намеченные работы на высоком качественном уровне.
Иметь представление о народных традициях разных стран.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
В данной программе при разработке учебных тем изложение теоретического материала, формирование умений и навыков работы с бисером осуществляется путем планового перехода от простого к сложному. Организация занятий в творческих объединениях отвечает следующим требованиям:
соответствие учебного материала целям и содержанию занятия;
соответствие методов и приемов обучения теме и содержанию занятия;
эффективное сочетание всех форм работы с воспитанниками.
В ходе реализации программы используются различные методы и приемы обучения.
1 год обучения
№п/п
Наименование тем и разделов
Методы организации учебного процесса
Приемы и формы организации учебного процесса
Формы подведения итогов учебного процесса
1.
Вводное занятие
Информационно-рецептивный
Изложение, беседа, инструктаж по ТБ
Рассказ, беседа
2.
Бисерная азбука.
Плетение цепочки в одну нить
Информационно-рецептивный, репродуктивный
Демонстрация журналов, книг, поделок из бисера
Беседа
Конкурс поделок
3.
Плетение цепочки по технике сложности
Информационно-рецептивный, репродуктивный
Демонстрация журналов, книг, поделок из бисера
Беседа
Конкурс поделок
4.
Техника плетения цепочки в две нити.
Репродуктивный
Практическая работа
Рассказ
Игра-викторина
5.
Изделия из бисера. Сувениры.
Информационно-рецептивный, репродуктивный
Демонстрация журналов, книг, поделок из бисера
Конкурсные поделки.
6.
Поделки из бисера.
Информационно-рецептивный, репродуктивный
Демонстрация журналов, книг, поделок из бисера
Конкурсные поделки.
7.
Панно «Полянка»
Эвристическое
Практическая работа
Дискуссия
8.
Заключительное занятие
Выставка
План воспитательной работы.
№
п/п
Мероприятие
Время проведения
Цель
1.
День открытых дверей.
сентябрь
Ознакомление воспитанников с традициями и деятельностью творческих коллективов
2.
Праздник посвящения новичков в членов творческого объединения.
сентябрь
Развитие интереса и познавательной активности.
3.
Встречи за «круглым столом»: «Учимся вместе»; «Развитие детских интересов – стимул к познанию окружающего мира»
сентябрь
ноябрь
Приобщение родителей к проблемам объединения
4.
Праздничная программа ко Дню Учителя «Да здравствует Учитель»
октябрь
Приобщение к художественно-эстетическому воспитанию.
5.
Викторина «Угадай профессию»
ноябрь
Профориентационная работа
6.
Выставка «Я умею все»
декабрь
Реклама достижений обучающихся
7.
Конкурс на лучшую поделку к Новому году.
декабрь
Реклама достижений обучающихся
8.
Тематический вечер ко дню конституции «Россия - все, чем я живу» (Символика России)
декабрь
Патриотическое воспитание
9.
Конкурс «Рыцарь», посвященный Дню защитника Отечества.
февраль
Сформировать у воспитанников любовь, чувство патриотизма и преданность к своей Родине
Бондарева Н. И. – Рукоделие из бисера. Учебный курс. 1999 г.
Баздлина Л. В. – Бисер 1999 г.
Баскова М. Н. Бисер. Уроки труда в начальной школе. Санкт – Петербург. «Паритет» 2005 г.
Божско Л. А. Бисер. Мартин, 2005 г.
Диана Фильджерольд – Цветочные фантазии из бисера. Перевод с испанского Май – Мир 2007 г.
Донателла Чиотти Бисер «Ожерелья и заколки».
Калмыков А. С. – Волшебная игла «Короно – принт», 1999г.
Котова И. Н. Бисер Возрождение. Славянка Санкт-Петербург, 1999 г.
Ляукина М. Бисер Основы художественного ремесла, Москва АСТ – ПРЕСС», 2000 г.
ИД Владие РИПОЛ Чимпоешь Т. П. «Плетение фенечек» из бисера и ткани Феникс Ростов - на -Дону, 2003 г.
Журналы: Спец. выпуск «Вышиваю бисером». Бисероплетения №2 2009 г.,№3 2009 г.,
№5 2009 г.
Журналы: «Вышивка от души»№14 2008 г., №7 2009 г., №2 2010 г. ООО «Пресс – экспресс», Нижегородская обл., г. Дзержинск.
Марина Ляукина. – Бисер. Москва «АСТ – ПРЕСС» - 2000
М. А. Давыдова. Поурочные разработки по технологии – Москва. ВАКО. 2008. 2009
Л. А. Обухова. Поурочные разработки по технологии. Москва «ВАКО» 2007.
Дюмина Г. – Бисер «Умелица» АСТ. Астрель.
Для детей:
Гусева Н. – 365 феничек из бисера. Москва 2000 г.
Гадаева Ю. Р. – Бисероплетение, «Корона – принт» 1999 г. Издательский дом «Ниола 21-й век, 2002 г.
Изотова М. А. Бисер. Модные украшения и поделки. Красивые вещи своими руками
Калмыков С. П. – Азбука бисероплитения – 2 «Корона – принт» 1999г.
Петрунькина А. «И снова фенечки!» Санкт-Петербург «Кристалл» 1999 г.
Ткаченко Т. – Бисер для начинающих. Лучшие украшения и фенечки. Классик 2005 г.
В. Иванова – Фенечки для девочек. М.: «Премьера», 2000
О. Полянская – 500 фенечек для девочек – АСТ. Москва. 2000
ПРИЛОЖЕНИЯ К ПРОГРАММЕ «БИСЕРОПЛЕТЕНИЕ»
А Н К Е Т А
Степень удовлетворенности детей посещением занятий
объединения «Бисероплетение».
ПРИНОСЯТ ЛИ ПОЛЬЗУ ЗАНЯТИЯ?
а) развивают способности, знания, личностные качества, необходимые для обучения в данном объединении
б) приносят пользу для здоровья, на занятиях хорошее самочувствие
в) здесь интересно учиться
г) обучение даёт возможность выступить на различных конкурсах, концертах, участвовать в соревнованиях
д) нравиться общаться в группе
е) занятия полезны для будущей взрослой жизни
ж) повышают уверенность в себе
з) затрудняюсь ответить
С КАКИМ НАСТРОЕНИЕМ ВЫ ПРИХОДИТЕ И УХОДИТЕ С ЗАНЯТИЙ?
а) с весёлым, радостным, счастливым, спокойным
б) с серьёзным, с грустным
в) с раздражённым
С ЗАНЯТИЙ ДЕТИ УХОДЯТ :
а) с весёлым, спокойным настроением
б) с сёрьёзным, с грустным
в) с раздражённым настроением
КАКИЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ В ГРУППЕ ПРЕОБЛАДАЮТ?
а) тёплые, дружественные
б) нейтральные
в) проблемные
В ЧЁМ ВЫ ВИДИТЕ СМЫСЛ ПОСЕЩЕНИЯ ЗАНЯТИЙ?
а) в развитии своих способностей
б) в познании и понимании окружающего мира
в) в самопознании и самосовершенствовании
г) в подготовке к профессиональной деятельности
ПОДДЕРЖИВАЮТ ЛИ ВАС РОДИТЕЛИ И ДРУЗЬЯ?
а) да
б) только родители
в) только друзья
г) никто не поддерживает
д) затрудняюсь ответить
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ НА ЗАНЯТИЯХ.
Чудесный мешочек.
Цель: угадать, что лежит в мешочке. Описать признаки предметов, воспринимаемые на ощупь.
Водящий вызывает игроков. Игрок достает предмет, ощупывает его и описывает. Дети называют, угадывая. Водящий показывает. Назад предмет не кладется. Предметы, лежащие в мешочке: инструменты, детали технического конструктора.
Один за всех.
Цель: научить детей подготавливать свое рабочее место.
Ведущий должен успеть за время музыкальной паузы (ее можно постепенно уменьшать) раздать все материалы и инструменты, нужные в работе.
Жмурки.
Цель: запомнить правило: откуда взял, туда и положи.
Дается время на запоминание расположения инструментов и материалов на рабочем столе, затем дети, закрыв глаза, опускают руку на то место, где должен лежать предмет, названный ведущим. Постепенно в игре у детей вырабатывается умение и желание держать все предметы на своих местах.
Узнай, что это.
Цель: закрепление трудовых умений при работе с ножницами.
Детям раздаются основные карточки с частичными вертикальными изображениями предмета и дополнительные карточки (2-3 шт.) с неполным изображением. Необходимо подобрать соответствующую половинку, вырезать ее и подклеить к основной так, чтобы получилось целое изображение предмета.
Угадай инструменты.
Один из детей поворачивается спиной к играющим. Те по очереди кладут ему в руки тот или иной инструмент, а он угадывает, какой именно. Побеждает тот, кто без ошибок назовет каждый инструмент.
Все ребята делятся на 2 команды по принципу: первая команда-все ребята, чье имя начинается на гласную букву; вторая команда- все ребята, чье имя начинается на согласную букву.
После этого по очереди каждый член команды обеих команд называет свое имя и показывает жест.
ВРЕМЕНА ГОДА
Все дети делятся на 4 команды: первая команда состоит из тех ребят, день рождения которых весной. Вторая команда - дни рождения летом, третья команда - дни рождения осенью, четвертая команда - дни рождения зимой.
После того, как команды сформируются, каждой команде дается задание: изобразить свое время года с помощью песни, сценки и т.п.
Причем чем больше членов команд будет задействовано, тем выше балл присуждается команде.