kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Социально-психологической сопровождение приемных семей в условиях детского дома. Программа

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа социально-психологического сопровождения приемных семей "Будем родными"

Программа «Будем родными» позволяет спланировать работу по подготовке и сопровождению воспитанников детского дома №2 г. Шахты к жизни в принимающую семью и  может быть использована как в работе с детьми, имеющими конкретные перспективы быть принятыми в семью, так и с остальными воспитанниками учреждения. Во втором случае программа в большей степени ориентирована на формирование позитивных представлений о семейной жизни, готовности к созданию семьи в будущем.

Программа сопровождения принимающей семьи «Будем родными» рассчитана на три года и решает следующие цели и задачи по жизнеустройству воспитанников ГКОУ РО детского дома №2г. Шахты:

ЦЕЛИ ПРОГРАММЫ:

  1. Повышение родительской компетентности принимающих родителей.

  2. Подготовка ребенка к устройству в принимающую семью.

  3. Социально - психологическое сопровождение принимающих семей.

ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:

  1. Помощь кандидатам в оценке сильных и слабых сторон своей воспитательной позиции;

  2. Прогнозирование возможных способов конструктивного взаимодействия с приемным ребенком, вследствие некомпетентного родительского поведения;

  3. Формирование ответственности за успешность адаптации приемного ребенка в собственной семье;

  4. Контроль приоритетности интересов приемного ребенка на всех этапах семейного жизнеустройства;

  5. Развитие эффективных способов коммуникации ребенка с приемными родителями, другими членами семьи, социумом;

  6. Психолого-педагогическая помощь приемному ребенку в переживании адаптационных кризисов в приемной семье;

  7. Содействие в налаживании позитивных детско-родительских отношений;

  8. Психолого-педагогическое и социально-правовое просвещение принимающих родителей;

  9. Профилактика отказов от детей, принятых на воспитание в семьи.

ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

Для семьи

Оптимизация детско-родительских отношений;

Повышение уровня семейной культуры.

Для родителей

Формирование навыков конструктивного поведения;

Осознание родительской роли и обязанностей;

Совершенствование родительской эффективности;

Безусловное принятие ребенка.

Для ребенка

Готовность к позитивным контактам со взрослыми;

Овладение навыками сотрудничества, эффективного взаимодействия;

Формирование позитивного образа семьи;

Получение опыта принятия и поддержки;

Решение актуальных проблем развития.

НАПРАВЛЕНИЯ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Медицинский блок сопровождения

Осуществляется медицинским персоналом детского дома.

Медицинские аспекты ухода за ребенком в зависимости от возраста, состояния здоровья и развития ребенка.

Влияние генетической наследственности на здоровье и поведение ребенка.

Особенности физического и нервно-психического развития детей, оставшихся без попечения родителей.

Гигиенические требования к уходу за ребенком и требования к организации питания.

Особенности полового воспитания ребенка.

Профилактика вредных привычек, формирование здорового образа жизни ребенка.

Социально-педагогическое сопровождение

Осуществляется администрацией детского дома, социальным педагогом, педагогами – воспитателями, а также педагогами дополнительного образования.

Организация различных уровней взаимодействия;

Организация встреч ребенка с принимающими родителями;

Обсуждение особенностей ребенка, находящегося в социальном учреждении с принимающими родителями: депривация, привязанность, идентичность, прошлый опыт ребенка, ближайшее окружение;

Социально-правовое консультирование по вопросам юридического статуса ребенка, а также история его жизни, наличие или отсутствие у него родственников и возможности контактов с ними;

Социальный патронаж принимающей семьи.

Психолого – педагогическое сопровождение

Осуществляется педагогом – психологом детского дома.

Диагностика социальной ситуации развития, а именно отношений ребенка с близкими, родителями, учителями, с выяснением причин сложившейся социально-психологической атмосферы;

Диагностика уровня социального развития ребенка;

Выявление моделей семейного взаимодействия, стиля детско-родительских отношений в принимающей семье;

Просвещение принимающей семьи: социально-психологические особенности семьи на разных этапах развития, задачи, стоящие перед семьей в кризисные периоды, возрастно-психологические особенности развития личности, возможность получения дополнительной помощи других специалистов;

Консультирование по проблемам адаптационного процесса для ребенка и принимающей семьи.

Индивидуальные занятия с педагогом – психологом о роли семьи в обеспечении потребностей развития ребенка.

Дистанционное психолого-педагогическое сопровождение принимающей семьи и ребенка после жизнеустройства воспитанника.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Социально-психологической сопровождение приемных семей в условиях детского дома. Программа»



государственное казенное образовательное учреждение Ростовской области

для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,

детский дом № 2 г. Шахты




























Составитель:

Замула А.А. – педагог-психолог





ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА




Только семья обеспечивает самые приемлемые условия для развития и формирования личности ребенка, и только в семье происходит наиболее адекватная передача всего культурно-исторического опыта, накопленного человечеством, подрастающему ребенку.


Международный опыт показывает, что воспитание детей, оставшихся без попечения родителей, в замещающей семье дает возможность добиться более высокого уровня адаптивности ребенка в социуме, чем в условиях государственного учреждения, позволяет создать наиболее комфортную среду для становления и развития его личности.

Поэтому приоритетной на сегодняшний день становится семейная форма устройства детей, оставшихся без родительской опеки. Это обусловлено тем, что воспитание юного поколения всегда было и остается основной функцией семьи, а развитие ребенка органически вписано в ее жизнедеятельность.

Семья – наиболее благоприятная среда для развития здоровой личности, так как обладает серьезными преимуществами в социализации индивида благодаря особой психологической атмосфере любви и нежности, заботы и уважения, понимания и поддержки. Чуткое и внимательное отношение взрослых к ребенку позволяет своевременно выявить его способности, поддержать формирование интересов и склонностей.

Семейное устройство обеспечивает ребенку реализацию права жить и воспитываться в семье, позволяет предотвратить депривацию и социальную дезадаптацию детей, возникающую при длительном пребывании в детском доме, обеспечивает им возможность сформировать привя­занность и социально-психологические навыки, необходимые для создания собственной семьи и воспитания детей, предотвращая тем самым вторичное сиротство.

В основу Программы социально-психологического сопровождения принимающих семей «Будем родными» в рамках направления работы по жизнеустройству воспитанников ГКОУ РО детского дома №2 г. Шахты легли методические рекомендации для специалистов по опеке и попечительству, уполномоченных организаций по подготовке кандидатов в усыновители, опекуны, попечители, приемные родители, разработанные специалистами ГОУ РО для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Областной центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции».

Программа «Будем родными» позволяет спланировать работу по подготовке и сопровождению воспитанников детского дома №2 г. Шахты к жизни в принимающую семью и  может быть использована как в работе с детьми, имеющими конкретные перспективы быть принятыми в семью, так и с остальными воспитанниками учреждения. Во втором случае программа в большей степени ориентирована на формирование позитивных представлений о семейной жизни, готовности к созданию семьи в будущем.

Программа сопровождения принимающей семьи «Будем родными» рассчитана на три года и решает следующие цели и задачи по жизнеустройству воспитанников ГКОУ РО детского дома №2г. Шахты:

ЦЕЛИ ПРОГРАММЫ:

  1. Повышение родительской компетентности принимающих родителей.

  2. Подготовка ребенка к устройству в принимающую семью.

  3. Социально - психологическое сопровождение принимающих семей.

ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:

  1. Помощь кандидатам в оценке сильных и слабых сторон своей воспитательной позиции;

  2. Прогнозирование возможных способов конструктивного взаимодействия с приемным ребенком, вследствие некомпетентного родительского поведения;

  3. Формирование ответственности за успешность адаптации приемного ребенка в собственной семье;

  4. Контроль приоритетности интересов приемного ребенка на всех этапах семейного жизнеустройства;

  5. Развитие эффективных способов коммуникации ребенка с приемными родителями, другими членами семьи, социумом;

  6. Психолого-педагогическая помощь приемному ребенку в переживании адаптационных кризисов в приемной семье;

  7. Содействие в налаживании позитивных детско-родительских отношений;

  8. Психолого-педагогическое и социально-правовое просвещение принимающих родителей;

  9. Профилактика отказов от детей, принятых на воспитание в семьи.

ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

Для семьи

Оптимизация детско-родительских отношений;

Повышение уровня семейной культуры.

Для родителей

Формирование навыков конструктивного поведения;

Осознание родительской роли и обязанностей;

Совершенствование родительской эффективности;

Безусловное принятие ребенка.

Для ребенка

Готовность к позитивным контактам со взрослыми;

Овладение навыками сотрудничества, эффективного взаимодействия;

Формирование позитивного образа семьи;

Получение опыта принятия и поддержки;

Решение актуальных проблем развития.

НАПРАВЛЕНИЯ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Медицинский блок сопровождения

Осуществляется медицинским персоналом детского дома.

Медицинские аспекты ухода за ребенком в зависимости от возраста, состояния здоровья и развития ребенка.

Влияние генетической наследственности на здоровье и поведение ребенка.

Особенности физического и нервно-психического развития детей, оставшихся без попечения родителей.

Гигиенические требования к уходу за ребенком и требования к организации питания.

Особенности полового воспитания ребенка.

Профилактика вредных привычек, формирование здорового образа жизни ребенка.


Социально-педагогическое сопровождение

Осуществляется администрацией детского дома, социальным педагогом, педагогами – воспитателями, а также педагогами дополнительного образования.

Организация различных уровней взаимодействия;

Организация встреч ребенка с принимающими родителями;

Обсуждение особенностей ребенка, находящегося в социальном учреждении с принимающими родителями: депривация, привязанность, идентичность, прошлый опыт ребенка, ближайшее окружение;

Социально-правовое консультирование по вопросам юридического статуса ребенка, а также история его жизни, наличие или отсутствие у него родственников и возможности контактов с ними;

Социальный патронаж принимающей семьи.

Психолого – педагогическое сопровождение

Осуществляется педагогом – психологом детского дома.

Диагностика социальной ситуации развития, а именно отношений ребенка с близкими, родителями, учителями, с выяснением причин сложившейся социально-психологической атмосферы;

Диагностика уровня социального развития ребенка;

Выявление моделей семейного взаимодействия, стиля детско-родительских отношений в принимающей семье;

Просвещение принимающей семьи: социально-психологические особенности семьи на разных этапах развития, задачи, стоящие перед семьей в кризисные периоды, возрастно-психологические особенности развития личности, возможность получения дополнительной помощи других специалистов;

Консультирование по проблемам адаптационного процесса для ребенка и принимающей семьи.

Индивидуальные занятия с педагогом – психологом о роли семьи в обеспечении потребностей развития ребенка.

Дистанционное психолого-педагогическое сопровождение принимающей семьи и ребенка после жизнеустройства воспитанника.




ЭТАПЫ РАБОТЫ СЛУЖБЫ СОЦИАЛЬНО – ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ

ПРИЕМНЫХ СЕМЕЙ


Медицинский блок сопровождения

Цель работы

Тема

Примерное содержание

Результативность

работы

1

Формирование родительской ответственности за жизнь и здоровье приемных детей

Медицинский аспект ухода за ребенком в зависимости от возраста, пола и состояния здоровья

Особенности физического и нервно-психического развития детей, оставшихся без попечения родителей.

Гигиенические требования к уходу за ребенком и требования к организации питания.

Особенности полового воспитания ребенка.

Профилактика вредных привычек, формирование здорового образа жизни ребенка.


Помощь в осознании личной ответственности за жизнь и здоровье приемных детей

2

Повысить уровень знаний об организации ЗОЖ детей в семье

Организация здорового образа жизни ребенка в семье

Медицинский аспект определения здоровья. Активный образ жизни как следствие психо-физического развития детей. Рациональный режим дня.

Расширение круга представлений у принимающих родителей о медицинском аспекте определения здоровья

Социально-педагогический блок сопровождения

3

Просвещение по правовым и юридическим вопросам

Консультирование по вопросу социального патронажа принимающей семьи

Права и обязанности замещающей семьи. Способы дальнейшего взаимодействия и возможного контроля со стороны социальной службы детского дома

Формирование представлений у принимающих родителей о правах и обязанностях замещающей семьи, о способах дальнейшего взаимодействия и возможного контроля со стороны социальной службы детского дома

4

Повышение социально-правовой компетентности принимающих родителей

Права, обязанности и социально-правовая ответственность приемных родителей

Отчет опекуна о хранении, использовании имущества несовершеннолетнего

подопечного и об управлении таким имуществом. Договор о дальнейшем сотрудничестве социально-психологической службы детского дома и принимающими родителями


Расширение круга представлений о правах несовершеннолетнего

подопечного, об обязанностях принимающих родителей.

Составление Договора

5

Формирование адекватного представления о личностных характеристиках,особенностях поведения и социального окружения приемного ребенка

Беседа принимающих родителей с куратором или педагогом- воспитателем о воспитаннике и его социальном окружении

Куратор или педагог-воспитатель делится опытом в познании слабых и сильных стороны характера ребенка, его адаптационных возможностях, особенностях общения со взрослыми и сверстниками, способах взаимодействия с ним.

Помощь в формировании представлений у принимающих родителей о педагогической позиции по отношению к несовершеннолетнему подопечному.

Психолого-педагогический блок сопровождения

6

Помощь в оценке сильных и слабых сторон своей воспитательной позиции. Выбор эффективных воспитательных приемов


Психологическая диагностика семьи

Выявление моделей семейного взаимодействия, стиля детско-родительских отношений в принимающей семье


Определение уровня готовности приемных родителей к обеспечению потребностей развития несовершеннолетнего подопечного.

7

Развитие эффективных способов коммуникации принимающих родителей с приемными детьми


Тренинг коммуникативной компетентности

Принимающие родители и приемный ребенок совместно участвуют в играх на развитие конфликтоустойчивости, упражнениях на эмоциональное принятие друг друга и проч. Тренинг

содействует в создании позитивного психологического климата в семье, формировании доверительных отношений и повышению адаптационных возможностей ребенка

Повышение коммуникативной компетентности у приемных родителей и формирование доверительных отношений с приемными детьми.

8

Профилактика дезадаптации к новой жизненной ситуации

Интерактивная игра «Я и моя новая семья»

Индивидуальное занятие в формате интерактивных технологий с приемным ребенком

Профилактика деструктивных паттернов взаимодействия в принимающей семье.

9

Формирование адекватного представления о проблемных зонах развития ребенка, возможных путях коррекции и личностного развития

Консультирование принимающих родителей по результатам исследования актуального эмоционально – личностного развития приемного ребенка. Психолого-педагогические рекомендации

По запросу администрации детского дома психологом проводится предварительная диагностика изучения актуального эмоционального и личностного развития приемного ребенка с целью выявления проблемных зон развития, а также выявления адаптационных ресурсов и проблем эмоциональной депривации. Составляются рекомендации для принимающих родителей и проводится беседа с ними.

Расширение представлений о психолого-педагогическом развитии несовершеннолетнего подопечного, о его ресурсах и адаптационных возможностях.

Составление дальнейшего плана взаимодействия с психологом детского дома (индивидуальные встречи, встречи в он-лайн режиме)

СОПРОВОЖДЕНИЕ И ПАТРОНАТ ВОСПИТАННИКОВ, ПЕРЕДАННЫХ В СЕМЬИ ГРАЖДАН СЛУЖБОЙ СОЦИАЛЬНО – ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРИЕМНЫХ СЕМЕЙ

ГКОУ РО ДЕТСКОГО ДОМА №2 г. ШАХТЫ

Сопровождение опекунских/приемных и др. замещающих семей осуществляется специалистами Службы сопровождения на протяжении всего времени пребывания ребенка в семье, так как сложности, связанные с адаптацией ребенка и родителей, возрастными кризисами ребенка, а также с последствиями негативного жизненного опыта ребенка в предшествующие годы могут возникать на разных этапах развития ребенка в период адаптации к новой семье. Именно в этот момент приемные родители и опекуны начинают нуждаться в психолого – педагогической и профессиональной поддержке.

Главными условиями сохранения целостности любой семьи является - удовлетворенность отношениями и обеспечение базовых потребностей в безопасности, любви и принятии для ее членов. Для обеспечения этих условий в опекунской, приемной и др. замещающих семьях необходимо:

- Предъявление ясных и реалистичность требований к опекаемому ребенку со стороны замещающего родителя и других взрослых членов семьи (наличие прозрачных и выполнимых семейных правил и норм);

- Соблюдение опекаемым ребенком семейных правил и норм;

- Удовлетворенность замещающего родителя школьной успеваемостью опекаемого ребенка;

- Возможность для опекаемого ребенка чувствовать себя на территории, где живет семья и в отношениях внутри семьи в безопасности; 

- Проявление замещающим родителем и другими членами замещающей семьи уважения к личности опекаемого ребенка, так же, как и ему по отношению к родителям; 

- Наличие возможности для опекаемого ребенка получить психологическую поддержку в семье или в ближайшем окружении (наличие теплых доверительных отношений с другим человеком);

- Способность членов семьи конструктивно решать возникающие конфликты, в том числе и с привлечением внешних ресурсов.

Категории приемных семей, получающих услуги по сопровождению:

  1. Принимающие семьи, проживающие на закрепленных за службой территории г. Шахты Ростовской области);

- Индивидуальные консультации по телефону и при личных встречах;

- Реализация проекта (по стандарту услуги) – для семей, нуждающихся в комплексе услуг специалистов или находящихся в кризисе;

- Родительский клуб;

- Праздничные мероприятия.

2. Принимающие, в которые переданы воспитанники нашего учреждения

- Индивидуальные консультации по телефону и при личных встречах;

- Запросы в ООиП по месту проживания семьи;

- Выезды в семьи (в экстренных случаях).

3. Самостоятельно обратившиеся семьи:

-Индивидуальные консультации по телефону и при личных встречах;

-Привлечение к клубной деятельности, к участию в мероприятиях.

Работа с кровной семьей

Каждый человек связан невидимыми нитями со своими родственниками. Когда происходит разрыв – появляется «брешь», которая «зияет», болит очень-очень долго  и последствия этого могут проявиться даже через много лет. Поэтому эту «брешь» надо залатать, починить, т.е. восстановить родственные связи. Лучше – теми же «нитями», тем же материалом. Тогда «заплатка» не так заметна и смотрится органично. Как показывает опыт, именно поэтому, в семьях кровных родственников адаптация детей идет наиболее безболезненно и быстро.

Цель работы с кровными родственниками:

  1. Поддержание родственных связей (осознание ребенком собственного «Я», своих корней – повышение уверенности в себе, в своих силах)

  2. Активизировать кровных родственников, привлечь их к вопросам воспитания детей, к разработке траектории их дальнейшего развития

  3. Устройство детей в семью кровных родственников с последующим ее сопровождением (при возможности и наличии необходимых условий и как результат работы по предыдущим 2-м направлениям)


Направления:

  • Составление родственных карт детей;

  • Индивидуальные встречи, беседы;

  • Психологическая поддержка, консультирование;

  • Сопровождение по вопросам  восстановления в родительских правах;

  • Организация встреч с детьми в учреждении;

  • Гостевой режим

Порядок работы с кровными родственниками воспитанников.

1.  Работа с личным делом воспитанника, выделение родственников, обозначенных в документах.

2.   Беседа с ребенком, проведение анкеты-опроса «Что я знаю о своих родственниках».

3.   Сопоставление информации, полученной из документов и личной беседы с ребенком.

4.   Заполнение бланка данных о кровных родственниках воспитанника.

5.   Выделение из всего списка кровных родственников тех, кто мог бы стать кандидатом на устройство в его семью (в том числе и гостевую) воспитанника.

6.   Связаться с родственниками (по телефону, отправить письмо или передать информацию через посредников), с целью приглашения их на встречу.

7.   Встреча с родственниками специалистов службы (в сложных случаях – организация встречи при директоре), обсуждение возможности устройства ребенка в их семью.

Если «да» - оформление ходатайства в органы опеки и попечительства.

Если «нет» - устройство в другую принимающую семью. В случае если семья родственников не хочет брать ребенка, но высказывается категорически против его устройства в какую-либо семью – отправление в органы опеки и попечительства для принятия решения: или они дают разрешение на устройство в принимающую семью, или дают письменный запрет на устройство.

8.   Организация встречи-знакомства кровных родственников и кандидатов с целью обсуждения перспектив их дальнейшего взаимодействия.

9. Обеспечение специалистами Службы взаимосвязи с кровными родственниками в случае устройства ребенка в принимающую семью.

Подготовка детей к семье и сопровождение после устройства в приемную семью Подготовка детей к семье – одно из важнейших направлений в работе. Практика показывает, что значительная часть возвратов детей из семей происходит именно по причине неподготовленности детей к проживанию в новых условиях. Формы работы:
  1. Внутригрупповые мероприятия (проводят воспитатели, социальный педагог, педагог-психолог, зам. директора по УВР и др. специалисты, привлеченные к данной работе):

    • Беседы с детьми на тему «Семья» (общегрупповые и индивидуальные, каждый воспитатель продумывает тематику с учетом возрастных и индивидуальных возможностей и потребностей детей. Службой сопровождения предложена предположительная тематика таких бесед (см. приложение 1);

    • «Семейные чаепития» (в неформальной обстановке разбор каких-то волнующих детей вопросов, обмен жизненным опытом через возможное приглашение членов семьи воспитателя или через приглашение других лиц - директора, завуча, врача, вахтера и др., возможно, с членами их семей);

    • Ролевые и интерактивные игры (разыгрывание различных семейных, жизненных ситуаций);

    •  Анкеты, опросники и пр.диагностические экспресс методики с целью выявления особенностей семейных отношений;

  1. Мероприятия, которые проводит служба

  • Анкетирование детей;

  • Круглые столы с детьми;

  • Консультирование по интересующим детей вопросам;

  • Различные конкурсы (конкурс эмблем службы, гимна, рассказов о семье и т.д.)

  1. Мероприятия в рамках всего детского дома (проводит служба совместно с музыкальным работником, педагогом – организатором, психологом)

  2. Праздники семьи;

  3. Спортивные эстафеты с участием принимающих семей и семей-кандидатов;

  4.  Психологические тренинги по формированию положительного образа семьи.

Устройство ребенка в приемную семью Усыновление (удочерение)

Принятие в семью ребёнка на правах кровного. Ребенок становится родственником – дочерью/сыном со всеми вытекающими отсюда правами и обязанностями. Усыновление является приоритетной формой устройства. Для родителей высшая степень ответственности за судьбу ребенка и его полноценное развитие.

Особенности: 

  • Позволяет ребёнку чувствовать себя полноценным членом семьи. 

  • Сохраняются все отношения и права наследования, в том числе, по выходу из несовершеннолетнего возраста.

  • Возможность присвоить ребёнку фамилию усыновителя, поменять имя, отчество и, в некоторых случаях, дату рождения. 

  • Оформляется дольше, чем опека т.к. усыновление утверждается гражданским судом. 

  • Государство не оказывает никакой помощи после усыновления, за исключением предоставления послеродового отпуска и выплат в связи с рождением ребёнка в том случае, если усыновляется младенец до 3-х месяцев. 

  • Органы опеки осуществляют ежегодный контроль над семьей усыновителей в течение как минимум трех лет после усыновления. 

  • Предъявляются самые жёсткие требования к кандидатам в усыновители, их материальному положению, заработку, жилью по сравнению с другими формами устройства. 

  • Не каждый ребенок, лишенный родительского попечения, может быть усыновлен.

Опека

Принятие в семью ребёнка на правах воспитуемого в целях его содержания, воспитания и образования, а также для защиты его прав и интересов. Опека устанавливается над детьми, не достигшими 14 лет, а попечительство над детьми от 14 до 18 лет. Ребенок сохраняет свои фамилию, имя, отчество, а кровные родители не освобождаются от обязанностей по принятию участия в содержании своего ребёнка. Опекун имеет практически все права родителя в вопросах воспитания, обучения, содержания ребёнка, и ответственности за ребенка.

На содержание ребенка государством ежемесячно выплачивается средства, согласно установленного в регионе норматива. Органы опеки обязаны осуществлять регулярный контроль над условиями содержания, воспитания и образования ребенка. И часто она используется как промежуточная форма к усыновлению.

Особенности:

  • Опека устанавливается решением главы местного самоуправления из-за чего оформляется быстрее, чем усыновление, т.к. не требуется проведение суда. 

  • На опекаемого ребёнка выплачивается средства на его содержание, органы опеки оказывают содействие опекуну в организации обучения, отдыха и лечения опекаемого. 

  • По исполнении опекаемому 18 лет, ему выделяется жильё, или он становится на льготную очередь, если за ним нет закрепленного жилья. 

  • Менее жёсткие требования к кандидату в опекуны в части дохода, жилищных условий, не требуются справка об отсутствии судимости. 

  • Ребёнок имеет статус воспитуемого и в старшем возрасте может ощущать свою неполную принадлежность к семье опекуна. 

  • Не исключено вмешательство органа опеки или появления претендента на усыновление ребёнка (крайне редкий случай).

  • Нет тайны передачи ребёнка под опеку и контакты с кровными родственниками ребёнка возможны. 

  • Смена фамилии ребёнку затруднена, изменение даты рождения невозможно.

Приёмная семья

Форма воспитания ребёнка (детей) в семье (на дому) у «приемного родителя» - воспитателя. Такая семья заменяет пребывание ребёнка в детском доме или приюте на домашнее воспитание и создаётся на основе договора между приемным родителем (родителями) и органами опеки. По отношению к ребёнку приемные родители являются ему опекунами. Обычно в приемную семью передают детей, которых невозможно передать на усыновление или опеку, например для воспитания в одной семье 2-3 и более детей (братьев, сестер). Срок помещения ребёнка в такую семью определяется договором и может быть разным. В приёмных семьях может воспитываться от одного до 8 детей.

На содержание ребенка регулярно выплачивается средства, согласно установленного в области норматива. Кроме того, приемному родителю платится зарплата и засчитывается трудовой стаж.

Особенности: 

  • Возможно, передать в семью детей, не имеющих статуса под усыновление, детей изъятых из многодетных семей или осужденных родителей и, в ином случае, обречённых жить в детском доме. 

  • Менее жёсткие по сравнению с усыновлением требования к кандидатам. 

  • На ребёнка выплачивается ежемесячная выплата на его содержание, предоставляются льготы по транспортному обслуживанию, жилью, оказывается содействие в организации обучения, отдыха и лечения опекаемого. Выплачиваются целевые средства на ремонт, приобретение мебели и другие льготы, предусмотренные региональными законами. 

  • По исполнении приемному ребенку 18 лет ему выделяется жильё, если его у него нет. 

  • Постоянный контроль и отчётность перед органами опеки за воспитание и расходование средств. 

  • Сложнее оформить т.к. требуется оформлять договор о передаче ребенка на воспитание (договор об оказании возмездных услуг). 

  • Возможны сложности при оформлении ребёнка, проживающего в другом районе или городе т.к. выплаты приёмной семье ведутся из местного бюджета. 

  • Возможны контакты с кровными родителями и родственниками ребёнка.

Патронат

Форма воспитания ребёнка (детей) в профессиональной замещающей семье на условиях трехстороннего договора между органом опеки и попечительства, учреждением для детей-сирот и патронатным воспитателем. Под патронат передаются дети, которым временно требуется замещающая семья или необходимо создать особые условия поддержки и сопровождения ребенка в семье. Основная цель данной формы устройства – социализация ребенка, получение им необходимого опыта жизни в семье, замена пребывания его в приюте. Патронат часто используется как переходная форма к опеке и/или усыновлению. Срок помещения ребёнка под патронат может быть разным, и зависит от ситуации. Ответственность разделёна между патронатным воспитателем, учреждением, родителями ребёнка и территориальными органами опеки.

На содержание ребенка регулярно выплачиваются средства, согласно установленного в регионе норматива. Патронатному воспитателю платится зарплата и засчитывается трудовой стаж.

Особенности: 
Возможность поместить в семью патронатного воспитателя ребёнка, которому временно требуется принимающая семья, или не имеющего статуса, позволяющего передать его под постоянную опеку или на усыновление и, в ином случае, обречённого попасть в приют или в детский дом.

  • Менее жёсткие требования к кандидатам, чем при усыновлении, но более жёсткие, чем при опеке. 

  • На ребёнка выплачивается содержание, предоставляются льготы по транспортному обслуживанию, жилью. По исполнении 18 лет патронируемому выделяется жильё, если у него такового нет. 

  • Стороны в договоре, представляющие государство, организуют обучение, отдых и лечение патронируемого, оказывает помощь в воспитании, в решении сложных проблем. Выплачиваются целевые средства на ремонт, приобретение мебели и т.п. 

  • Работа по планам, устанавливаемых учреждением по патронату, постоянный контроль и отчётность за воспитание, и расходование выплачиваемых на содержание ребенка средств. 

  • Контакты с родителями и родственниками ребёнка, как правило, обязательны и их регламент определяется по согласованию сторон.

Эта форма пока используется не везде, а только в отдельных регионах, и имеет в каждом регионе свои особенности.

Наставничество (гостевой режим, семья выходного дня)

Форма помощи ребенку, без оформления его постоянного проживания в семье. В выходные, праздничные или каникулярные дни ребенок на правах гостя посещает и кратковременно проживает в семье наставника. Такая форма помогает ребенку выйти за рамки, созданные системой воспитательного учреждения, прочувствовать, как функционирует семья: понять семейные роли, получить навыки ведения хозяйства и общения с взрослыми и другими детьми в семейном кругу.

Наставничество дает возможность ребенку получить моральную поддержку и помощь не только пока он в гостях у наставника, но и во время его нахождения в учреждении и в дальнейшей самостоятельной жизни, т.к. обычно между ними возникает тесный контакт эмоциональной близости, заводиться переписка, телефонные контакты, таким образом у ребенка появляется «родственник» и друг, что делает ребенка не столь одиноким, повышает самооценку ребенка и уровень его иерархии среди детей в учреждении. Часто наставники помогают детям с лечением, обеспечением и выбором одежды, профессиональной ориентацией, дают полезные советы, как поступать в тех или иных ситуациях.

Особенности:

  • Как правило, более простое оформление, не требующее прохождения полного медицинского освидетельствования и сбора кучи справок. 

  • Возможно, взять ребенка (детей) изъятых из многодетных семей или осужденных родителей, старших подростков, которым крайне сложно найти постоянную семью и, в ином случае, обречённых жить в детском доме. 

  • Если наставничество предполагается как переходной этап перед опекой, усыновлением, то это хороший способ присмотреться ребенку и семье друг к другу, позволяет понять верное ли принято решение. 

  • При переходе на постоянные формы устройства будет проще пережить адаптацию, т.к. опыт жизни в семье у ребенка уже есть. 

  • Законодательно не установленная форма. Не существует утвержденных норм, правил, требуемого перечня документов - все требования устанавливаются государственным опекуном ребенка - директором детского учреждения. Директор не обязан разрешить вам брать ребенка. 

  • Крайне не желательно, а часто и невозможно брать в гости детей младше 7-8 лет, т.к. они не понимают, почему их берут и возвращают, они ещё не понимают, что могут быть не только родители, но и «родственники». 



Работа по временной передаче детей в семьи граждан

Известно, что даже самое лучшее учреждение не может обеспечить ребенку-сироте полноценное психическое развитие, успешную социализацию при переходе в самостоятельную жизнь. Известно также, что выпускники сиротских учреждений сталкиваются с серьезными проблемами при создании собственной семьи, их дети зачастую тоже становятся сиротами.

Избежать этих проблем человек сможет, если он получит опыт жизни и воспитания в семье. Для этого и существует гостевой режим. Проживание в семье даже в течение короткого промежутка времени может дать для развития ребенка гораздо больше, чем годы, прожитые в казенном учреждении.

Гостевая семья:

  • способствует поддержанию кровно-родственных связей;

  • важна в перспективе устройства в принимающие семьи на постоянное проживание.

Гостевой режим - форма помощи ребенку без оформления его на постоянное проживание в семье. В выходные, праздничные или каникулярные дни ребенок на правах гостя посещает и кратковременно проживает в семье. Такая форма помогает ребенку выйти за рамки, созданные системой воспитательного учреждения, прочувствовать как функционирует семья, понять роли членов семьи, получить навыки ведения хозяйства и общения со взрослыми и другими детьми в семейном кругу.

Положение о порядке отпуска детей к родственникам и другим лицам на выходные и праздничные дни, в вечернее и ночное время, а также на период каникул

Порядок отпуска детей к родственникам и другим лицам на выходные, праздничные дни и на период каникул определен на основании Постановления правительства РФ от 19 мая 2009 года № 432 «О временной передаче детей, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации».

Временная передача детей в семьи граждан осуществляется с согласия ребенка на основании личного заявления гражданина, к которому прилагаются следующие документы:

  1. Копия паспорта или иного документа удостоверяющего личность (с предъявлением оригинала);

  2. Заключение органа опеки и попечительства по месту жительства гражданина о возможности временной передачи ребенка (детей) в семью гражданина или имеющееся у гражданина заключение о возможности гражданина быть усыновителем, опекуном или попечителем, выданное этим органом в установленном порядке;

  3. Согласие совместно проживающих с гражданином совершеннолетних, а так же несовершеннолетних, достигших 10-летнего возраста членов его семьи на временную передачу ребенка (детей) в семью гражданина, выраженное в письменной форме;

Временная передача ребенка в семью граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, осуществляется на срок не более чем один месяц.

При наличии исключительных обстоятельств, в том числе в период летних каникул,  срок временной передачи ребенка в семью может быть продлен с согласия органа опеки и попечительства. С этой целью учреждение оформляет запрос в органы опеки и попечительства, в котором указывает обстоятельства, по которым необходимо продлить срок пребывания ребенка в семье. При этом непрерывный срок временного пребывания ребенка в семье не может превышать три месяца.

На период пребывания в семье на ребенка выдаются продукты согласно установленным нормам. При временной передаче ребенка (детей) в семью гражданину  выдаются:

  1. Копия приказа о временной передаче ребенка (детей) в семью гражданина, заверенная руководителем организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

  2. Копия свидетельства о рождении ребенка, заверенная в установленном законном порядке, либо паспорт ребенка, достигшего 14 лет;

  3. Копия полиса обязательного медицинского образования ребенка (детей);

  4. Копии иных документов, необходимых ребенку (детям) в период временного пребывания его в семье гражданина;

Для осуществления контроля за условиями пребывания воспитанников в семье учреждение в течение суток информирует органы опеки и попечительства по месту проживания семьи о том, что на их территорию выехал воспитанник учреждения.

Для родственников и кандидатов в замещающие родители, желающих брать ребенка в гости в каникулярные, выходные и праздничные дни.

Гражданин, желающий получить заключение органа опеки и попечительства о возможности временной передачи ребенка (детей) в свою семью, предоставляют в орган опеки и попечительства по месту своего жительства соответствующее заявление по форме, утверждающей Министерством образования и науки РФ, и следующие документы:

  1. Копия паспорта или иного документа, удостоверяющего личность (с предъявлением оригинала);

  2. Справка органов внутренних дел, подтверждающая отсутствие у гражданина судимости за умышленное преступление против жизни и здоровья граждан;

  3. Выписка из домовой (поквартирной) книги или иной документ, содержащий сведения о проживающих совместно с гражданином совершеннолетних и несовершеннолетних членах его семьи;

  4. Справка лечебно-профилактического учреждения об отсутствии у гражданина заболевания (инфекционные заболевания в открытой форме или психические заболевания, больных наркоманией, токсикоманией, алкоголизмом), либо медицинское заключение по форме 164/у-96 (медицинское заключение по результатам освидетельствования гражданина/гражданки, желающего (ей) усыновить, принять под опеку (попечительство) ребенка или стать приемным родителем, выданное лечебно-профилактическим  учреждением.

Гражданин, желающий временно принять ребенка (детей) в свою семью, представляет в детский дом, следующие документы: 

  1. Заявление о временной передаче ребенка (детей) в свою семью;

  2. Копия паспорта или иного документа, удостоверяющего личность (с предъявлением оригинала); 

  3.  Заключение органа опеки и попечительства по месту жительства гражданина о возможности временной передачи ребенка (детей) в семью гражданина или имеющееся у гражданина заключение о возможности гражданина быть усыновителем, опекуном или попечителем, выданное этим органом в установленном порядке; 

  4. Согласие совместно проживающих с гражданином совершеннолетних, а так же несовершеннолетних, достигших 10-летнего возраста членов его семьи на временную передачу ребенка (детей) в семью гражданина, выраженное в письменной форме. 
    Что необходимо сделать: 

1.    До принятия ребенка в гости: 

  • Прослушайте инструктаж, на котором оговаривается цель и содержание пребывания ребенка в гостевой семье. 

  • Узнайте информацию о состоянии здоровья ребенка.

  • Обязательно возьмите копию страхового медицинского полиса, заверенного директором учреждения и копию приказа. 

  • Узнайте информацию о школьной успеваемости ребенка, а так же возьмите домашнее задание (если требуется). 

  •  Ознакомитесь со списком вещей, которые берет ребенок с собой, проверьте, все ли соответствует согласно перечню. При необходимости внесите свои коррективы. 
    2.   По возвращении ребенка из гостевой семьи: 

    • Передайте воспитателям вещи, которые ребенок брал с собой.

    • Поделитесь впечатлениями пребывания ребенка в Вашей семье с воспитателями или специалистами Службы семейного устройства. Расскажите позитивные и негативные моменты – это позволит более качественно провести коррекционную работу с ребенком и подготовить его к следующей поездке в Вашу семью. 
      Если Вы берете родственника из детского дома в гости, обратите внимание на следующие аспекты:

  1. Расскажите ему историю Вашей семьи и семьи расширенной (в которую включен и ребенок), ее традиции, семейные легенды. Многие дети из детского дома не знают большинство своих родственников, забывают некоторые события из прошлой жизни, помогите ему их воссоздать. Ребенку очень важно осознавать, что у него есть «корни». Например, это можно сделать с помощью составления генеалогического древа. Для наглядности Вы можете показать фотографии, а также помочь составить ребенку альбом с фотографиями членов своей семьи.

  2. Расскажите ребенку о Ваших семейных ценностях, чем Вы занимаетесь в выходные дни, как отмечаете праздники, какую роль выполняет каждый член Вашей семьи. Например, кто моет посуду, выносит мусор, ходит в магазин за продуктами и т.д. Спросите, какие обязанности со временем хотел бы взять на себя ребенок.

  3. Познакомьте ребенка с друзьями семьи, соседями, сверстниками во дворе. Это необходимо для того, чтобы у ребенка складывались новые социальные связи, расширялся круг друзей и знакомых.

4.  Обратите внимание на то, как учится ребенок, мотивируйте его на учебу. Расскажите ему о профессиях Вашей семьи. Например, кем был прадед, кем сейчас работает дед, тетя, дядя и т.д. Возможно, этим Вы косвенно поможете ребенку самоопределится в выборе своей бедующей профессии.

5.    Проведите беседу с ребенком о перспективах его дальнейшего пребывания в Вашей семье. Будет ли оформлен под опеку, или нет, то обязательно проговорите с ним причины, подчеркните, что с ним все равно будет постоянно поддерживаться связь, что он будет ходить к Вам в гости (обговорите периодичность посещения им Вашей семьи).


Рекомендации приемным родителям:

    • Не балуйте ребенка! Все должно быть в меру. Задача гостевой семьи не только подарить ребенку ласку и тепло, получить позитивный опыт общения с родственниками, но и дать возможность приобрести новые навыки и умения.

    •  Ограничивайте игры ребенка на компьютере, поскольку это не всегда идет ему на пользу.

    • Следите за окружением ребенка, с кем он общается, гуляет, чтобы не допустить его попадания в асоциальную компанию. Будьте внимательны в этих вопросах! И в случае каких-либо подозрений - сообщите о них специалистам службы или воспитателям группы, в которой воспитывается ребенок, чтобы совместно решить, какие меры необходимо предпринять. 

    •  Постарайтесь придерживаться режима дня, по которому ребенок живет в детском доме, чтобы не сбить его биологические часы. Иначе ребенку придется постоянно перестраиваться, и рано или поздно это может закончиться срывом (в эмоциональном плане, в поведении или в учебной деятельности). 

    •  Помните, что первое время информацию, рассказанную Вам ребенком, необходимо проверять, так как воспитанники детских домов склонны ко лжи.

    • Подчеркните важность присутствия ребенка в Вашей семье, чтобы он ощущал, что он ее часть, что он нужен, чувствовал тепло домашнего очага.














ЛИТЕРАТУРА:

  1. Басюк B.C. Модель организации службы социально-психологического сопровождения в условиях детского дома: теоретико-практический аспект. М., 2001.

  2. Беличева С.А. Социально-педагогические методы оценки социального развития дезадаптированных подростков // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабили-тационной работы. 1995. № 1.

  3. Воспитание и развитие детей в детском доме / Ред.-сост. Н.П. Иванова. М., 1996.

  4. Гражданский кодекс Российской Федерации // Полный сборник кодексов Российской Федерации. М., 2002. Ст. 31-33, 36, 39-40.

  5. Голощапова О.А. Мишакова Д.Ф. Советы родителям Методические рекомендации для приемных родителей. Новосибирск 2011 г.

  6. Гончарова О. На защите детей – сирот стоит закон. Социальная педагогика в России с. 23 – 26 № 4 Современное образование 2011 г.

  7. Денисова Л.Д., Черемшина О.Н, Эмоциональные нарушения у детей, С-П. 2011г.

  8. Дзюма А. Этническая социализация детей раннего возраста. Социальная педагогика в России с. 49- 52 № 1 Современное образование 2011 г.

  9. Жижняков С. Педагогика семьи в Российской истории. Социальная педагогика в России с. 53- 64 № 5 Современное образование 2011 г.

  10. Методические рекомендации для специалистов по опеке и попечительству, уполномоченных организаций по подготовке кандидатов в усыновители, опекуны, попечители, приемные родители. – Ростов – на – Дону, 2010г.

  11. Мухина В.С., Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество., М. «Академия», 1992г.

  12. Министерство социального развития Новосибирской области ГБУ НО «Центр развития семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей» Работа с кандидатами в приемные родители до момента приема ребенка в семью. Рекомендации для специалистов служб сопровождения замещающих семей. Новосибирск 2011.

  13. Министерство социального развития Новосибирской области ГБУ НО «Центр развития семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей» Рекомендации по проведению мониторинга воспитания детей в замещающих семьях. Оценка эффективности работы служб сопровождения замещающих семей. Новосибирск 2011.

  14. Орлов В.Б. Законодательная база замещающей семьи. Социальная педагогика в России с. 22-32 № 6 Современное образование 2011 г.

  15. Овсянникова А.С. Особенности референтных отношений подростков: что о них знают родители. Социальная педагогика в России с. 60- 67 № 6 Современное образование 2011 г.

  16. Овчарова Р. Основные составляющие понятия «родительство». Социальная педагогика в России с. 82 – 88 № 4 Современное образование 2011 г.

  17. Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Федеральный закон № 120-ФЗ, 24 июня 1999 г.

  18. Репринцева Г.И. Специфика развития детей первого года жизни. Социальная педагогика в России с. 33-46 № 6 Современное образование 2011 г.

  19. Савина Н. Дефекты социализации подростков ведут к криминогенности. Социальная педагогика в России с. 27- 32 № 5 Современное образование 2011 г.

  20. Семейный кодекс Российской Федерации. Ст. 11 — 13, 18, 20, 21.

  21. Сухомлинский В.А. Родительская педагогика. Новосибирск, 1985 г.

  22. Степанов П. Подростки. Социальная педагогика с. 75-82 № 4 Народное образование 2006 г.

  23. Тумусов Ф.С. Россия начинается с семьи. Социальная педагогика в России с. 3-11 № 6 Современное образование 2011 г.

  24. Шнейдер Л.Б., Рогач М. С. Родительство в вопросах и ответах. Социальная педагогика в России с. 68 – 73 № 6, с. 19- 25 № 5 Современное образование 2011 г.

  25. Шнейдер Л. Семья в социуме, социум в семье. Социальная педагогика в России с. 65- 72 № 1 Современное образование 2011 г.

  26. Шнейдер Л. Специфика семейного воспитательного влияния. Социальная педагогика в России с. 75- 82 № 3 Современное образование 2011 г.

  27. Цурпал Е.А., Работа с кандидатами в приемные родители до момента приема ребенка в семью, Новосиб, 2011г.

  28. Лекции профессоров медицины: О.А. Печора, А.Г. Грачевой, Л.Г. Голубевой.

  29. Периодические издания: Журналы «Здоровье школьника» за 2009, 2011 г.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Индивидуальный план

социально-психологического сопровождения

кровного родителя (Ф.И.О.)



Цель работы: помощь по вопросам восстановления в родительских правах

№ n/n

Виды работ

С кем проводится работа

Темы занятий

ответственный

дата

1

Работа с кровной семьей

Семья и родственники воспитанника (Фамилия, имя ребенка).

Организация встреч с сыном;

Создание гостевого режима;

Круглые столы со службой сопровождения по актуальным вопросам

Социальный педагог;

Педагог-психолог;

Куратор воспитанника

май

2

Психологическая поддержка, консультирование

С семьей, родственниками ребенка, воспитанником

Диагностика психо-эмоционального состояния воспитанника;

Беседы с матерью и родственниками по формированию семейных ценностей;

Тренинг по формированию положительного образа семьи

Педагог-психолог

Май-июнь

3

Социальная поддержка, консультирование

Ф.И.О. родительницы, кровной семьей

Консультирование по вопросам восстановления в родительских правах;

Представление материалов в суде

Социальный педагог

Июнь-июль

4

Семейное устройство

Семья и родственники воспитанника (Фамилия, имя ребенка).

Составление Договора согласованности сторон о взаимопомощи Консультирование по проблемам воспитания и развития ребенка (в телефонном и дистанционном режиме)

Социальный педагог;

Педагог-психолог;

Куратор воспитанника

Июль-август

5

Контроль соблюдения приоритетности интересов ребенка в семье

Семья и родственники воспитанника (Фамилия, имя ребенка).

Осуществление контактов с семьей через социальные сети, в телефонном режиме;

Запросы в ООиП по месту проживания

Социальный педагог;

Куратор воспитанника

ежеквартально





Индивидуальный план

социально-психологического сопровождения

принимающего родителя (Ф.И.О.)



Цель работы: помощь в совершенствовании родительской эффективности

№ n/n

Виды работ

С кем проводится работа

Темы занятий

ответственный

дата

1

Работа с приемной семьей

Семья и родственники воспитанника (Фамилия, имя ребенка).

Организация встреч с сыном;

Создание гостевого режима;

Круглые столы со службой сопровождения по актуальным вопросам

Социальный педагог;

Педагог-психолог;

Куратор воспитанника

май

2

Психологическая поддержка, консультирование

С семьей, родственниками ребенка, воспитанником (Фамилия, имя ребенка).

Диагностика психо-эмоционального состояния воспитанника;

Беседы с матерью и родственниками по формированию семейных ценностей;

Тренинг по формированию положительного образа семьи

Педагог-психолог

Май-июнь

3

Социальная поддержка, консультирование

Принимающей родительницей, ее семьей

Консультирование по вопросам создания приемной семьи.

Социальный педагог

Июнь-июль

4

Семейное устройство

Семья и родственники воспитанника (Фамилия, имя ребенка).

Составление Договора согласованности сторон о взаимопомощи Консультирование по проблемам воспитания и развития ребенка (в телефонном и дистанционном режиме)

Социальный педагог;

Педагог-психолог;

Куратор воспитанника

Июль-август

5

Контроль соблюдения приоритетности интересов ребенка в семье

Семья и родственники воспитанника (Фамилия, имя ребенка).

Осуществление контактов с семьей через социальные сети, в телефонном режиме

Социальный педагог;

Куратор воспитанника

ежеквартально




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Планирование

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Замула Алина Александровна

Дата: 02.12.2015

Номер свидетельства: 260898


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства