kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Доклад "Игры предков"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Игры предков-это важная составная часть культуры народов Севера. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Доклад "Игры предков"»

Муниципальаяе бюджетная общеобразовательная школа

«Кюсюрская средняя общеобразовательная школа»

















Доклад

«Игры предков»













Автор: Сыроватская Розалия Семёновна,

Учитель домашнего обучения

МБОУ «Кюсюрская СОШ»









Введение

Игры любят все: и девочки, и мальчики, и дети, и взрослые, которые тоже когда-то были детьми. Некоторые игры передаются из поколения в поколение, живут многие годы.

Игры предков – это важная составная часть культуры народов Севера. В старину особо ценились сильные руки, меткий глаз, ловкость, спокойствие, скромность и выдержка.

Издавна в настоящих играх преобладали испытания на ловкость рук, точность, выносливость. Якутские настольные игры развивают гибкость пальцев и кисти, ловкость, координацию, находчивость и умственные способности.

Сегодня народные настольные игры наших предков получили большую популярность. Актуальностью данной темы является то, что изучение истории, ознакомление и игра детей с правилами якутских настольных игр, изготовленных из подручных материалов, может стать настоящим помощником для развития мелкой моторики рук, реакции, ловкости, памяти и мышления детей школьного начального возраста.

Цель работы: ознакомить детей с видами якутских настольных игр «тырыынка», «хабылык», обучить их основным видам, развить мелкую моторику рук.

Теоретическая часть

Игры предков имеют глубокие корни. Якутские настольные игры народов Республики Саха были широко распространены еще с 16 – 17 веков. В 20 веке народные настольные игры испытали большой спад и были почти забыты. С переменой сфер нашей жизни, в связи перестройкой, настольные игры получили второе рождение как часть культуры народа. В старину особо ценились сильные руки, меткий глаз, ловкость, спокойствие, скромность и выдержка. Издавна в настольных играх преобладали испытания на ловкость рук, точность, выносливость. Якутские настольные игры развивают гибкость пальцев и кисти, ловкость, координацию, находчивость и умственные способности.

Сегодня народные настольные игры наших предков получили большую популярность. Настольные игры стали видом проведения досуга.

В 1992 году была создана Федерация якутских национальных настольных игр. Появился утвержденный Устав, единые правила игр и порядок проведения соревнований. Федерация зарегистрировала игры в Государственном комитете по спорту и они получили статус вида спорта. Одним из преимуществ настольных игр является то, что для их организации нет необходимости в больших финансовых затратах. Федерация национальных настольных игр активно пропагандируют настольные игры хабылык и тырыынка среди населения. Таким образом, хабылык и тырыынка с большим удовольствием и пользой можно использовать как в общеобразовательных учреждениях, детских лагерях, в различных учреждениях, так и в свободное время в кругу семьи.

Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики, воздействие тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т.д.

Ученые доказали, что с анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко к речевой зоне. Именно величина проекции руки и ее близость к моторной зоне дают основание рассматривать кисть руки как «орган речи», такой же, как артикуляционный аппарат. В связи с этим, было выдвинуто предположение о существенном влиянии движений пальцев на формирование и развитие речевой функции ребенка. Поэтому, чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать движения пальцев рук, или мелкую моторику.

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению.

Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты память, мышление, внимание, связная речь.

История и правила игры « Хабылык»

Самой древней игрой является хабылык. Играют простыми лучинками, которыми пользовались в каждой семье для растопки якутского очага камелек. Со временем правила этой игры усложнялись, и сейчас мы имеем более сложные и улучшенные варианты.

Хабылык – якутская настольная игра, где одновременно развиваются в соревновании меткий глаз, острый ум, гибкие пальцы. Игра сопровождается большим эмоциональным подъемом, удовлетворением, разогревается все тело, человека охватывает всеобъемлющая радость, поднимается настроение как у детей, женщин, так и у зрелых мужчин. Эти неповторимые чувства положительных эмоций пронес наш хабылык через века и дымку времени. Название якутской народной игры «хабылык» исходит от основы глагола «хап» - хватать, схватывать что либо, ловить на лету, подхватывать падающие сверху (например, подхватывать рукою мяч); переносно: клевать (о рыбе). В словаре якутского языка О.К. Пекарского указаны сравнительные параллели с тюркскими «кап» - хватать, брать руками, хватать ртом, зубами; вырвать; взять к себе:

  1. Палочки, лучинки, сделанные для игры подхватывания;

  2. Игра на лучинках, которые подбрасываются вверх и подхватываются на лицевую сторону руки.



Выработанные способности ловкости рук пригодились человеку в повседневной борьбе за свое выживание: как междоусобных войнах и на охоте, так и в процессе трудовой деятельности. Упоминается в фольклоре случаи, когда обученные боотуры подхватывали на лету пальцами стрелы противников. Вот где пригодилась игра в «лучинки». В ритуал бракосочетания входили специальные демонстрации – соревнования ловкости рук по ловле костей с мясом, выбрасываемых через печную трубу камелька. Во время летних праздников Ысыах старики с восхищением вспоминали случаи, когда борец хапсагай одним кончиком сильного пальца моментально брал за большой палец ноги противника и на виду у всех опрокидывал его на спину.

Все мы знаем, как нужны в повседневной жизни ловкость рук, зоркий глаз, острый ум. Хабылык также учит: не нужно стремиться все из жизни урвать, а нужно уметь выбирать самое необходимое, брать только одно – единственное. Пока есть народ Саха, «хабылык» будет распространяться повсеместно, всюду, приобщая все больше людей.



Правила игры в хабылык

Участник, держа хабылык на ладони, осторожно подбрасывает их вверх, а затем ловит тыльной стороной кисти. Потом снова подбрасывает хабылык вверх и, поворачивая кисть, старается поймать пальцами один хабылык. До 25-ти ловится только одному хабылык. Оставшиеся пять хабылык можно поймать по 5 или 3. Поймав нечетное количество хабылык, участник берет себе один, который засчитывается ему в актив. Последний хабылык участник подбрасывает и ловит мизинцем и безымянным пальцами.



Правила игры в Тырыынка

Участник, держа тырыынка вертикально в одной руке, упирает их нижними концами в стол и резко ослабляет их захват. Затем он собирает свободно лежащие палочки, после чего при помощи специальной палочки, оформленной в виде ложечки, очень осторожно вытаскивает остальные. В случае даже малейшего движения других палочек- тырыынка игра данного участника прекращается, и палочки передаются следующему игроку. После сбора участниками всех тырыынка состязание прекращается. Победитель определяется по наибольшему количеству набранных тырыынка.





Заключение



Настольные народные игры могут играть дети дошкольного и школьного возраста так как:

- настольные игры отражают традиции, образ жизни, быт, характер, психологию, философию любого народа;

- они развивают гибкость пальцев и кисти, ловкость, координацию, находчивость и умственные способности;

- они способствуют передаче жизненно важных умений и навыков, воспитанию нравственности, уважения к народным традициям, обычаям;

- это универсальный и доступный всем спорт;

- лучший способ досуга – это народные настольные игры. Игровой отдых может принести больше пользы, чем полное безделье.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Доклад "Игры предков"

Автор: Сыроватская Розалия Семёновна

Дата: 29.12.2021

Номер свидетельства: 596534

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "Урок-игра по литературному чтению «Загадки для умненьких ребят» "
    ["seo_title"] => string(72) "urok-ighra-po-litieraturnomu-chtieniiu-zaghadki-dlia-umnien-kikh-riebiat"
    ["file_id"] => string(6) "119945"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413558289"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(76) "Доклад на тему: "Все начинается с детства" "
    ["seo_title"] => string(45) "doklad-na-tiemu-vsie-nachinaietsia-s-dietstva"
    ["file_id"] => string(6) "201662"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1429098882"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) "Формирование экологической культуры младших школьников. "
    ["seo_title"] => string(61) "formirovaniie-ekologhichieskoi-kul-tury-mladshikh-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "160893"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1422126153"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(164) "Конспект урока  "Триединство основных учений в формировании  культурных традиций  Китая". "
    ["seo_title"] => string(91) "konspiekt-uroka-triiedinstvo-osnovnykh-uchienii-v-formirovanii-kul-turnykh-traditsii-kitaia"
    ["file_id"] => string(6) "207217"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1430376498"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(62) "Архитектурный облик Древней Руси "
    ["seo_title"] => string(36) "arkhitiekturnyi-oblik-drievniei-rusi"
    ["file_id"] => string(6) "130163"
    ["category_seo"] => string(3) "mhk"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415826149"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства