Государственное казенное образовательное учреждение «Специальная (коррекционная) школа-интернат №9 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья , с.Падинского, Новоселицкого района, Ставропольского края.
Модуль: Эстетическое и экологическое воспитание
Конспект занятия
«Берегите природу»
Воспитатель: Горлова Н.А
Цель: формирование экологической культуры, отработка навыков коммуникативного поведения; воспитывать нетерпимое отношение к действиям людей, причиняющих вред природе; коррекция эмоционально-волевой сферы на основе упражнений в адекватном эмоциональном реагировании.
Ход мероприятия.
Слайд №1
1.Организационный момент.
Ребята, давайте начнем наше занятие с нашего традиционного приветствия,
(классная кричалка). А теперь улыбнитесь друг другу.
Ребята! Сегодня на занятии нам предстоит интересная и важная работа. Чтобы с ней справиться, нам необходимо внимание, взаимопомощь и смекалка. Всё это у нас есть, и я уверена, что мы справимся.
2.Коррекция памяти.
-Ребята, подумайте и скажите, какое время года наступило?
А по каким признакам вы определили, что наступила весна?
Назовите, пожалуйста, весенние месяцы.
А какое время года было перед весной?
А какое время года будет после весны?
3 класс называет, а второй повторяет.
3. Активизация мыслительной деятельности.
-Ребята, внимательно посмотрите на доску. Что изображено на картинках? (цветы).
3-класс -назовите их.
1класс- какого цвета роза, тюльпан….
Под каждым цветком – загадка. Давайте отгадаем загадки, перевернем цветы, и вы узнаете, о чем мы будем говорить сегодня на занятии.
Под соснами. Под елками
Лежит мешок с иголками (ежик)-П
Хожу в пушистой шубе, Живу в густом лесу. В дупле на старом дубе Орешки я грызу. (белка)-Р
На овчарку он похож, Что ни зуб - то острый нож! Он бежит, оскалив пасть, На овцу готов напасть. (волк)-И
Кар-кар-кар! - кричит плутовка. Ну и ловкая воровка! Все блестящие вещицы Очень любит эта птица! И она вам всем знакома, Как зовут ее? (ворона) –Р
На вид, конечно, мелковаты, Но всё, что можно, тащат в дом. Неугомонные ребята Вся жизнь их связана с трудом. (муравьи)-О
На большой цветной ковер Села эскадрилья – То раскроет, то закроет Расписные крылья.(бабочка)-Д
Домовитая хозяйка Полетает над лужайкой, Похлопочет над цветком - Он поделится медком.(пчела)-А
-Какое же слово у нас получилось? Прочти Игорь. Тема, повтори пожалуйста.
3. Основная часть.
-Ребята, а как вы думаете, что такое природа?(лес, животные, птицы, звери, цветы, воздух).
-Молодцы! Правильно: все, что окружает нас,- моря и горы, леса и реки, животные, птицы и насекомые- все это наша природа. О ней мы с вами сегодня и поговорим. Узнаем, почему нельзя наносить вред природе и научимся беречь окружающую нас красоту.
Слайд №2
Тема нашего занятия «Берегите природу».
Коррекционное упражнение на установление логических связей.
Ребята-3 класса, рассмотрите предметные картинки, которые находятся у вас в конверте под номером 1.Кто изображен на картинках? -Ребята, давайте поможем нашим друзьям и добавим к картинкам детали, которые находятся в конверте под номером 2. (цветы, гнездо с птенцами, кормушка, река. Приступайте к работе.
Ребята 1 класса. У вас другое задание. Откройте конверты и соберите осколочные картинки.
Слайд №3
Все справились с заданием? Теперь сравните картинки с образцами на доске. Все правильно выполнили задание? Молодцы!
3 класс составьте предложение из двух, трех слов к любой картинке.
1 класс
Тема, кто изображен на твоей картинке? ( пчела- чем обычно занимаются пчелы, а где она собирает мед;)
Стас, кто изображен на твоей картинке? (птицы с червячком в клюве- для кого несут птички червячков, а где находятся птенцы?
Данил, а кто изображен на твоей картинке?( Рыбка – где живут рыбы-в пруду, в реке, в аквариуме).
Игорь какое предложение составил ты?
Света, твое предложение. Надя, а какое предложение составила ты. Миша, твое предложение.
Слайд №4
Ребята, я сейчас прочитаю вам одно стихотворение, а вы внимательно его послушайте и скажите, о чем идет речь в нем.
Родные края Широкие, привольные,
Родимые края… Берёзка белоствольная,
Любимица моя, Стоит, как свечка, белая, Глядит она вокруг: Ей рожь кивает спелая, Ей кланяется луг. Кругом так славно, солнечно, Куда ни поглядишь, Над озером тихонечко Колышется камыш. Плывут протокой узкою Утята чередой. Люби природу русскую, Храни, читатель мой! (Е. Серова)
-Скажите мне, ребята, о чем это стихотворение? (О природе, о родном крае, о том, что надо беречь природу).
Микроитог.
-Молодцы! Вы хорошо поняли смысл и содержание этого стихотворения; я рада, что вы слушали внимательно.
Слайд №5
Коррекционное упражнение на эмоциональное реагирование.
Ребята, внимательно посмотрите на доску ( слайды с изображением больных животных, растерзанных птиц, поломанные растения, брошенные на берегу рыбы). Кто изображен на этих картинках? Какие чувства вы испытываете, когда смотрите на эти картинки?( боль, жалость).
Для того, чтобы мы не испытывали чувство боли, жалости, сожаления за поломанные деревья, убитых птиц, больных животных нам надо знать правила поведения в природе.
И вот некоторые из них:
Слайд №6 «Правила поведения в природе»
Слайд №7
-Не разжигайте костер в лесу без взрослых.
Без взрослых с огнем развлекаться опасно –
Закончиться может забава ужасно.
В лесу очень сухо бывает порой,
Костер обернется серьезной бедой!
(Ведь из одного дерева можно сделать один миллион спичек, а одной –сжечь один миллион деревьев).
Слайд № 8
Не оставляйте мусор в лесу.
Вы в поход пришли, ребята…
Отдохнуть, конечно, надо:
Поиграть и порезвиться,
И наесться, и напиться…
Но вокруг остались банки,
Целлофан, железки, склянки…
Оставлять их здесь нельзя!
Не поленимся, друзья:
Мусор тут, в лесу, чужой,
Заберем его с собой
Слайд №9
-Не рвите цветы.
Если я сорву цветок.
Если ты сорвешь цветок,
Если вместе я и ты,
Если все сорвем цветы,
Опустеют все поляны,
И не будет красоты.
Слайд №10
Не разоряйте птичьи гнезда.
Дети запомнить должны
И понять:
Гнезда у птичек
Нельзя разорять!
Если в траве
Увидали яйцо
Или услышали
Крики птенцов,
Не приближайтесь,
Не лезьте туда
И не тревожьте
Ни птиц, ни гнезда.
Слайд №11
-Не ломайте ветки и не повреждайте кору деревьев.
Стоят деревья – великаны…
Их не жалеют хулиганы
И режут острыми ножами
Слова на дереве – «на память!»
Но так жестоко поступать!
Нельзя деревья обижать.
Пускай они в лесу растут –
Добро и красоту несут…
Микроитог.
Ребята, с какими правилами поведения в природе вы познакомились?
Помните об этих правилах и никогда не нарушайте их.
А теперь давайте отдохнем.
Слайд №12
Физминутка.
Ёжик и зайка
Ёжик топал по тропинке
И грибочек нёс на спинке.
Ёжик топал не спеша,
Тихо листьями шурша. (Ходьба на месте.)
А навстречу скачет зайка,
Длинноухий попрыгайка.
В огороде чьём-то ловко
Раздобыл косой морковку. (Прыжки на месте.)
Закрепление.
Каждому ребенку дают две геометрические фигурки: квадрат синего цвета и треугольник красного цвета.
Ребята, внимательно посмотрите на доску, я буду вам показывать сюжетные картинки, а вы будете поднимать квадрат синего цвета, если люди помогают природе, берегут ее. А если люди наносят вред природе, вы должны поднять треугольник красного цвета.
Слайд №13
- Дети кормят птиц и животных зимой .
Почему нужно подкармливать птиц и животных зимой?
Слайд №14
-Мальчик, стреляющий в птиц из рогатки.
-Нравится вам это изображение?
-Почему нельзя истреблять птиц ?
Слайд№ 15
-Дети разводят огонь в лесу.
Почему нельзя разводить огонь в лесу?
Слайд №16
-Дети сажают деревья.
Для чего нужно сажать деревья?
Слайд №17-24
Итог.
-О чем мы говорили сегодня на занятии? ( о природе, растениях, животных, птицах)
-Что нового узнали?( узнали правила поведения в природе).Назовите их.
-Итак, ребята, мы с вами сегодня выяснили, что такое природа, как нужно относиться к окружающим нас природным богатствам и почему нельзя наносить вред животным, растениям, птицам, насекомым.
Давайте и мы с вами будем горячо любить нашу природу, помогать ей добрыми делами, заботится о ней. Согласны!
Особо хочу отметить активность и быстроту _____________ при решении загадок на нашем занятии, очень мне понравилась собранность_____________ , _____________был очень старателен.
Рефлексия.
Ребята, у меня на столе ваза, а у вас тюльпаны красного и белого цвета. Подумайте и:
- если вам понравилось наше занятие выберите красный цветок и поставьте в вазу;
- если понравилось не очень - белый.
Ребята, какой чудесный букет у нас получился, глядя на него я вижу, что занятие вам понравилось, и мне тоже было очень приятно работать с вами.
Слайд №25
На этом наше занятие закончилось. Спасибо вам большое за работу.