- С древних времен люди стояли не только перед проблемой выбора, но и необходимостью отстаивать свои права. Право древний человек отвоевывал силой. Слабый не имел никаких прав, если не имел заступника, желающего отстоять его право на собственность и жизнь. Не так–то быстро люди поняли, что сильным заступником может стать государство. В современном мире права человека защищает «Конституция», но несмотря на это права людей все равно нарушаются. И больше всего в этом круговороте несправедливости страдают дети. Потому что они не знают своих прав, не могут попросить помощи. Именно поэтому 20 ноября 1989 года Генеральная Ассамблея ООН единогласно приняла Конвенцию о правах ребенка. В 1990 году она была утверждена нашей страной. И сегодня я предлагаю вам вспомнить свои права на примере сказочных героев.
Основная часть
- Прежде, чем мы с вами начнем помогать сказочным героям, мы вспомним эти права. (Просмотр картинки) Права вспомнили, а теперь можно приступать. Послушайте отрывок из произведения К.И.Чуковского «Айболит»
"...И бежит Айболит к бегемотикам, И хлопает их по животикам, И всем по порядку, Даёт шоколадку, И ставит и ставит им градусники!"
- Ребята, о каком праве здесь говориться (ответы детей: медицинский уход, пища, чистая вода.) Нарушалось это право или защищалось? (ответы детей: защищалось.) А скажите, пожалуйста, ребята, кем право защищалось? (ответы детей: право защищалось Айболитом).
- Следующий отрывок из произведения Алексея Толстого «Золотой ключик»
Вот кто я, поди-ка...
Грозный Карабас,
Славный Барабас.
Куклы предо мною
Стелятся травою...
У меня есть плетка,
Плетка в семь хвостов.
Пригрожу лишь плеткой –
Мой народец кроткий
Песни распевает,
Денежки сбирает
В мой большой карман,
В мой большой карман...
- Ребята, о каком праве я вам прочитала? (ответы детей: жестокое обращение, бесплатное образование.) А как вы думаете, нарушалось право на образование или защищалось? (ответы детей: нарушалось.) А как вы думаете, кто жестоко обращался с персонажами? (ответы детей). Молодцы, ребята, конечно же, Карабас жестоко обращался с куклами. Следующий отрывок из рассказа «Цветик-семицветик»
Лети, лети, лепесток,
Через Запад на Восток,
Через Север, через Юг,
Возвращайся, сделав, круг.
Лишь коснешься ты земли –
Быть по-моему, вели.
Вели, чтобы Витя был здоров!
- О каком праве идет речь в этом отрывке? (ответы детей) Дети-инвалиды имеют право на особую заботу, обучение и отдых и охраняется это право «Законом о защите инвалидов в Российской Федерации». Следующий отрывок из сказки «Золушка»
Дразнят Золушкой меня,
Оттого, что у огня,
Силы не жалея,
В кухне я тружусь, тружусь,
С печкой я вожусь, вожусь,
И всегда в золе я.
- О каком праве рассказывается в этом отрывке? (ответы детей: о праве на отдых.) Нарушалось это право или защищалось? (ответы детей: нарушалось.)
- Какое право было нарушено в сказке «Заюшкина избушка»? (ответы детей: на неприкосновенность жилища.) Кто нарушил это право? (ответы детей: лиса.) А кто помог восстановить право? (ответы детей: петух.)
- На какое право посягнула Царица, приказав Чернавке увести Царевну и бросить, связанной в лесу? (ответы детей: право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу.) Молодцы, ребята.
- Когда нарушаются наши права, мы обращаемся за консультацией к юристу. Консультация – это совет, разъяснение, а юристы – люди, которые хорошо знают законы. Получив юридическую консультацию, мы сможем защитить себя от произвола и самоуправства. Давайте поиграем в игру «Юридическая консультация». Представьте, что вы юристы, вы хорошо знаете права детей. И к вам за советом приходят сказочные герои. Тем более, мы вспомнили сказки, в которых были нарушены права героев. Сейчас ваша задача усложнится, так как надо не только определить, какие права нарушены, но разъяснить герою его права.
- Маугли. Так случилось, что я жил долгое время в джунглях с дикими зверями, и вот я попал в общество людей. Имею ли я такие же права, как и все дети? (Примерные ответы детей: Конечно, имеете. Ребёнком является каждое человеческое существо до 18- летнего возраста. Вам ещё нет 18 лет, значит, вы ребёнок и имеете те же права, что и все дети.)
- Да, ребята, согласно Конвенции каждый ребёнок, даже в чём- то неполноценный, должен жить в условиях, не унижающих его достоинства. А теперь подошла очередь другого героя, Гарри Поттера.
- Гарри Поттер. Мой опекун постоянно перехватывает и читает письма, адресованные мне. Нарушает ли он при этом мои права? (Примерные ответы детей: Каждый ребёнок имеет право на личную жизнь, на тайну переписки. - Каждый ребёнок имеет право на уважение его достоинства.)
- Хорошо, к вам за консультацией пришла Золушка. Мачеха не разрешает мне ехать на бал, да ещё дала мне столько работы, что я и за три дня не управлюсь. Имеет ли она право заставлять меня постоянно работать, кричать на меня и никуда не отпускать? (Примерные ответы детей: Каждый ребёнок имеет право на отдых и досуг и на человеческое достоинство.)
- Каждый ребёнок может выполнять только посильную работу и не должен подвергаться жестокому и грубому обращению ни в семье, ни за её пределами. Как вы думаете, ребята, почему права детей не всегда соблюдаются? (Примерные ответы детей: Не все знают права детей. Не считают детей полноценными людьми. Не уважают детей, считают их глупыми.)
- И это наше последнее здание. Угадай героя по описанию и назови, какое право нарушалось у данного героя:
1) В этой сказке маленькую героиню преследовали неудачи. Несмотря на свободное передвижение по лесу, свободу слова и мысли, она подвергалась дискриминации. На её жизнь было совершено покушение, а её бабушка лишилась права на неприкосновенность жилища. О ком идёт речь? (Красная шапочка)
2) Какое право нарушается у главного героя в сказке «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»?(Герой этой сказки содержится в неволе. Он потерял сестру, на его жизнь покушалась ведьма, нарушая его право на личную неприкосновенность и жизнь.)
3) Эта героиня русских сказок очень хитра и плутовата. Нарушая права других героев, она очень часто попадала сама в неприятные ситуации, в которых её собственная жизнь была в опасности. О ком идёт речь?(Лиса)
4) В сказке «Спящая красавица» девушку разлучили с женихом, но его настойчивость привела сказку к счастливому концу. Какое право нарушается у главного героя в этой сказке. (Эта девушка имела право на брак. Поскольку она была красива, злая женщина нарушила её право на жизнь и свободу, право на защиту от посягательств).
5) Она родилась в знатной семье, но старшие сёстры жестоко обращались с ней, заставляя её прислуживать им (т.е. рабство, подневольный труд). Воспользовавшись своим правом на создание семьи, девушка стала счастлива. Кто эта героиня? (Золушка).
6) Какие права были нарушены у мухи- цокотухи?(Право на жизнь, на отдых и досуг).
- Мы сегодня, ребята, говорили о правах детей. Вы хорошо справились с нашей викториной потому, что вы хорошо поработали на занятии и помогали вам ваши верные помощники – герои известных вам сказок.
Заключительная часть
- Чем мы с вами занимались на этом занятии?
- Встречались ли на занятии такие права, о которых вы не знали?
- Информация, полученная на занятии, может ли пригодиться вам в жизни?