Учебный процесс должен вызывать у студента удовлетворенность, радость, познания, чувство удивления тому, что он сам может сделать многое. Этому способствует такой элемент учебной деятельности как самостоятельная работа. Виды занятий по самостоятельной работе могут быть различными в зависимости от индивидуальных особенностей студентов, поставленной цели, уровня сложности, психологических особенностей студентов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Внеаудиторная работа студентов в колледже»
Внеаудиторная работа студентов в колледже
И.А. Мельник
ГОУ СПО ЛНР «Луганский колледж
строительства, экономики и права»
г. Луганск
https://layleleee.wixsite.com/melnik-pravo
Целостный педагогический процесс предполагает обучение, обеспечивающее максимальное развитие интеллектуальной, эмоциональной, волевой сфер личности, формирование и развитие познавательных интересов и способностей, творческой активности будущего специалиста. Учебный процесс должен вызывать у студента удовлетворенность, радость, познания, чувство удивления тому, что он сам может сделать многое. Этому способствует такой элемент учебной деятельности как самостоятельная работа.
Самостоятельная работа - это такой метод обучения, при котором студенты по заданию преподавателя и под его руководством самостоятельно выполняют учебную работу, проявляя усилие и активность.
Вовлекая студентов в самостоятельную работу, преподаватель активно способствует накоплению ими необходимого опыта самостоятельной деятельности, которая как качество личности служит своеобразной первоосновой развития творчества, привычки к интеллектуальному труду, к принятию логических конкретных решений.
Успех этой работы зависит от правильности и логичности организации самого учебного процесса в целом, а также от планирования и организации самостоятельной работы студентов по конкретной дисциплине.
Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.
Самостоятельная работа студентов выполняется с целью:
Систематизации и закрепления полученных теоретических занятия и практических навыков;
Углубления и расширения теоретических знаний;
Формирования умений использовать нормативную, справочную документацию и специальную литературу;
Развития познавательных способностей и активности студентов, творческой инициативы, самостоятельности и самоорганизации;
Формирования самостоятельности мышления, способности к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;
6. Активизации учебно-познавательной деятельности студентов. Виды занятий по самостоятельной работе могут быть различными в
зависимости от индивидуальных особенностей студентов, поставленной цели, уровня сложности, психологических особенностей студентов.
Одной из форм организации самостоятельной работы студентов является контрольная работа, которая может быть как аудиторной, так и внеаудиторной. Внеаудиторная контрольная работа носит многоуровневый характер, состоит из блоков. Она позволяет изучить основные категории, дает возможность проанализировать процессы, явления, положения и др., позволяет применить творческие способности и полученные знания к решению конкретных ситуаций.
Внеаудиторная контрольная работа состоит из 2х блоков.
блок - репродуктивный (студент воспроизводит ранее изученные категории, законы, явления и др.).
блок - продуктивный (задания связаны с оценочными суждениями, дополнительным поиском нужных ответов на поставленные проблемы).
Например, дисциплина «Трудовое право».
Тема: «Рабочее время и время отдыха»
Задания.
1 блок.
1.Дайте определение рабочего времени, режима рабочего времени.
2.Перечислите виды времени отдыха и отпусков, которые вам известны.
3.Определите назначение ежегодных отпусков.
4.В чем сходство и различие между рабочего времени и режимом рабочего времени.
2 блок.
1. Какая сокращенная продолжительность рабочего времени вводится в зоне отчуждения:
а)не больше 40ч ; б) не больше 36ч в)не больше 24ч. Почему?
2.Какой особый порядок применения сверхурочных работ предусмотрен в трудовом законодательстве ЛНР
При оценке работы можно пользоваться следующими критериями.
Оценка «отлично» ставится за 7 правильно выполненных заданий из 10 предложенных. При этом учитывается четкость и ясность ответа, логика рассуждения, знание законов, правил, категорий и т.д.
Оценку «хорошо» студент получает, за 5-6 заданий и имеются недочеты в заданиях.
Оценка «удовлетворительно» выставляется, если нарушена логика рассуждения, нет четких и ясных ответов.
«Неудовлетворительно» студент получает, если неправильно выполнено более половины заданий.
Реферат - это форма самостоятельной работы студентов, ориентированная на осознанное, заинтересованное изучение предмета. Реферат позволяет подготовиться к восприятию более сложного материала, развивает умения систематизировать, анализировать, излагать материал и формулировать собственное мнение.
Работа по выполнению реферата преследует следующие дидактические цели:
приобретение новых знаний, умений и навыков;
закрепление знаний, умений и навыков;
проверка и оценка знаний, умений и навыков;
умение систематизировать и обобщать материал;
умение анализировать материал.
Я практикую подготовку и чтение реферата в ходе учебного семестра.
Оценивая студенческий реферат, необходимо обращать внимание на умение студентов работать с рекомендацией и самостоятельно подобранной литературой, вычленять проблему из контекста, навыки логического мышления, культуру письменной речи, знание оформления научного текста, ссылок, составлении библиографии.
Кроссворды - форма организации самостоятельной работы студентов, используя для проверки их знания по учебному материалу. Работа с кроссвордами заставляет студентов много раз обращаться к специальной литературе и может быть использована на уроке и в домашнем задании.
Выполняя работу с кроссвордами, студенты по дисциплине «Право социального обеспечения»учатся работать с книгой, выбирать наиболее подходящие (краткие и точные) формулировки к терминам или давать их самостоятельно. Параллельно осуществляется повторение и закрепление учебного материала, осваивается правильность написания терминов и определений к ним, поэтому такая работа важна.
Кроссворды можно использовать для проверки усвоения терминов по окончании изучения темы, раздела (дисциплина «Право»)
Вопрос - как форма организации самостоятельной работы
В организации самостоятельной работы студентов очень важно воспитать критическое отношение к суждениям. В решении этих проблем помогают вопросы преподавателя, которые побуждают студентов активно использовать свой жизненный опыт и знания, изложенные в учебнике или сообщенные преподавателем. Вопросы могут быть разными и их можно использовать не только на занятии, но и при подготовке домашнего задания. Например. Прочитайте статью учебника и ответьте на вопросы:
Какой план изложения темы выбрал автор?
Какие главные мысли логически обоснованы?
Известны ли вам другие источники, в которых эти вопросы излагаются более просто (более сложно)?
Дайте иное доказательство рассматриваемой проблемы, сделайте другой вывод?
При изучении дисциплины «Право» студентам в качестве домашнего задания можно предложить ряд вопросов, которые дадут возможность глубже разобраться в проблеме, все обдумать и подойти к ней со своей точки зрения.
1. Используя свой жизненный опыт и здравый смысл, ответьте на вопросы:
A) Что вы думаете о причинах правонарушений со стороны подростков?
Б) Почему, на ваш взгляд, матери с малолетними детьми не должны работать?
B) Каковы причины правонарушений у юношей и др.?
Таким образом, вопрос становится одной из форм организации самостоятельной работы студентов.
Курсовое проектирование
Задание на курсовую работу по дисциплине «Трудовое право» обычно выдается студентами заранее. Это позволяет им лучше подготовиться к ее выполнению, глубже изучить теоретическую основу, больше собрать необходимого материала. Задания на курсовую работу должны быть индивидуальными, учитывать склонность, интересы.
Написание курсовых работ по специальным дисциплинам закрепляет навыки использования справочной литературы, умения применять теоретические знания при решении конкретных практических задач. При этом очень важно, чтобы студент не копировал теоретический материал, а использовал его творчески.
Важность самостоятельной внеаудиторной работы в процессе подготовки будущих специалистов обусловлена тем, что в условиях неопределенности среды управления для обеспечения развития предприятия руководители не могут обойтись только своими знаниями. Постоянное обновление технологий на каждом рабочем месте требует вовлечения каждого работника современного производства в их выбор и освоение. И только знания и навыки самостоятельного предприятия и освоения в условиях неопределенной среды позволят этот выбор эффективным.